Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения




Скачать 43,15 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер43,15 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет» (ИНЖЭКОН)



Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и национальной экономики

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

и качеству образования

д.э.н., профессор

_____________А.Г. Бездудная


Рег. №


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания к практическим занятиям

для студентов всех форм обучения



Б.3.Б.07


Направление подготовки 080100 - Экономика


Квалификация (степень) - бакалавр


Санкт-Петербург

2012


Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания


Составители

канд. экон. наук, доц. Н.В.Спиридонова


Рецензент

д-р экон. наук, проф. Л.Г. Симкина


Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики


Одобрено научно-методическим советом специальности

080103 - Национальная экономика


Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями


 СПбГИЭУ, 2009


Содержание


1. Общие положения............................................................................ 4

2. Методические указания к изучению дисциплины..........................5

3. Планы практических занятий............................................................6

4. Список литературы………………….......................................... …30

Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины).........................................34

Приложение 2. Примерные темы эссе........................................... …36

1. Общие положения



Планы и задания к практическим занятиям по дисциплине «Институциональная экономика» составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Целью дисциплины «Институциональная экономика» является формирование у студентов знаний в области современной институциональной теории.

Предметом изучения дисциплины выступают институты, институциональная среда хозяйственной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

  • изучение основных понятий, относящихся к институциональной экономике;

  • углубление знаний студентов в области экономической теории и национальной экономики;

  • формирование навыков институционального анализа;

  • ознакомление с методами решения задач, практических ситуаций, имитационных заданий, относящиеся к данной проблематике.

Дисциплина «Институциональная экономика» взаимосвязана с дисциплинами: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики», «Экономика фирмы», «Экономическая социология» и др.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основы:

- теории институтов;

- трансакционного подхода к анализу экономических явлений;

- институциональной теории государства;

- теории прав собственности;

- теории контрактов;

-теории фирмы;

- механизма институциональных изменений;

- институционального анализа проблем экономики России.

Практические занятия позволяют формировать у студентов навыки анализа научной литературы, умение формулировать вы­воды, излагать, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать оппонента.

В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести навыки приложения изучаемых концепций и методов к анализу и решению проблем современной экономики; уметь решать задачи и выполнять практические задания, относящиеся к этой проблематике.

Форма итогового контроля по дисциплине: экзамен.


2. Методические указания к изучению дисциплины


Практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий, используемых в СПбГИЭУ при изучении дисциплины "Институциональная экономика".

Дисциплина «Институциональная экономика» включает девять тем, содержание которых приведено в Приложении 1.

Изучение дисциплины рекомендуется осуществлять в порядке следования основных тем, приведенных в Приложении 1.

В данном методическом здании предлагаются такие методы организации самостоятельной работы студентов как подготовка докладов, написание эссе, выполнение заданий и контрольных тестов по тематике курса (что предусматривает попытку построения на основе изложенного фактического материала простой практической или теоретической модели анализа этого явления и выработку на ее основе рекомендаций по решению этой проблемы). В качестве методической поддержки такой работы рекомендуется соответствующая литература.

На экзамене студент должен показать знания не только теоретического, но и практического характера на примере применения основ институционального анализа, проиллюстрировав свои знания на конкретных примерах.

Данное издание включает планы практических занятий, во­просы и задания для самостоятельной работы студентов, тесты, список рекомендованной литературы, примерные темы эссе.


3. Планы практических занятий.


Тема 1. Институциональная теория: предмет, метод, история развития.

  1. Особенности предмета и метода институциональной экономической теории.

  2. Соотношение неоинституциональной и неоклассической экономической теории.

  3. Характеристика основных направлений современного институционализма. «Старый» и «новый» институционализм.


Темы докладов:

1.Традиционный институционализм и его проблемы. (Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл).

2. Французская экономика соглашений: основные направления развития.(Л. Твено, Л.Болтански и др.)

3. Неоинституциональная эконо­мика: перспективы развития.

Задания и вопросы для самостоятельной работы.

  1. Каковы методологические особенности институциона­лизма?

  2. Кем был введен термин "институ­циональная экономическая теория"?

  3. Назовите основные этапы и направления развития современного институционализма.

  4. В чем сильные и слабые стороны традиционного институционализма?

  5. Назовите различие основных методологических принципов неоклассической экономической теории и институционализма.

  6. Сравните понятия полной и неполной рациональности. Приведите пример из вашего повседневного опыта поведения потребителя.

  7. Назовите основные отличия «старого» и «нового» институционализма. Проанализируйте один из институтов, например институт семьи, на основе предложенных подходов.

  8. В чем суть принципа методологического индивидуализма?

  9. В чем суть принципа оптимизации в поведении индивидов?

  10. Как выглядел бы мир, если бы поведение людей было совершенно рационально.

Тесты.

1. Представителей какого направления институциональной теории не будет точно интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к зачету по институциональной экономике «Я болел, затем работал, потом библиотека была закрыта и вообще у нас в эту сессию 6 экзаменов и 8 зачетов»:

а) старый институционализм

в) новая институциональная экономика

с) неоинституционализм

д) неоклассика.

2. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты»?:

а) старый институциоанализм;

в) новая институциоанальная экономика

с) неоинституционализм.

3. «Новый» институционализм в определенной степени изучает:

а) производственные технологии;

б) организационные технологии;

в) Парето-оптимальное распределение ресурсов;

г) теорию общего равновесия


Тема 2. Теория институтов.

1. Институт: понятие, структура, функции, значение. Нормы и правила.

  1. Классификация институтов. Институциональная среда.

  2. Взаимоотношения между формальными и неформальными институтами.


Темы докладов:

1. Модели поведения человека и их роль в экономическом развитии.

2. Роль рутин в экономической деятельности.

3. Сети в институциональном анализе.

4. Экономическая культура и ментальные модели.


Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Дайте определение института. Есть ли отличия в подходах к определению института традиционными и современными институционалистами?

2. В чем отличие института и организации?

3. Какие функции выполняют институты в обществе?

4. В чем отличие неформальных правил от формальных? Какие более изменчивы?

5. В чем отличия норм от правил?

6. Что такое рутина? Перечислите виды, компоненты, значение рутин.

7. Какова классификация санкций за несоблюдение правил?

8. Приведите примеры формальных и неформальных инсти­тутов, а также разных типов взаимодействия между ними.

9. Может ли государство влиять на изменение неформальных правил? Нужна ли система общественного контроля?

10. Какие неформальные институты можно выделить в современной хозяйственной практики Рос­сии.

11. Какие из известных Вам неформальных институтов сле­дует легализовать.

12. Приведите аргументы "за" и "против" легализации употребления наркотиков, проституции.


Тесты.

1.Основными категориями институциональной экономики являются:

а) институт;

б) трансакционные издержки;

в) предельная полезность;

г) полная рациональность.

2. Дж. Коммонс определял институты как:

а) коллективные действия, ограничивающие действия индивидуальные; в) привычки; с) равновесия в повторяющихся взаимодействиях между людьми; д) нет верного ответа.

3. Т. Веблен определял институты как:

а) коллективные действия, ограничивающие действия индивидуальные; в) результат поведенческих привычек; с) равновесия в повторяющихся взаимодействиях между людьми; д) механизмы рационализации поведения человека.

4. Какие из указанных ниже институтов играют роль неформальных: 1) конституция, 2) традиции; 3) религия; 4) здравый смысл; 5) законы:

5. Норма – это:

а) то, что реализуется через социальные механизмы;

б) регулярность в поведении индивидов, опирающаяся на санкции;

в) то, что может быть выявлено с помощью статистики.

6. Компонентами рутин являются:

а) знания; в) навыки; с) ценности; д) ожидания.

7. Формально-правовые институты играют в экономике более важную роль, чем институты неформальных правил, в:

а) любой экономической системе;

в) доиндустриальных обществах;

с) индустриальных обществах;

д) верны ответы в и с.

8. Какие из ниже перечисленных структур можно квалифицировать как организацию:

а) студенческая группа;

в) ВУЗ;

с) правила дорожного движения;

д) центральный банк;

е) движение против уплотнительной застройки в г. СПб.


Тема 3. Теория игр и моделирование взаимодействий.

  1. Основные понятия теории игр.

  2. Базовые модели теории игр.

  3. Основные типы ситуаций, приводящие к возникновению институтов.


Темы докладов:

  1. Теория игр в институциональном анализе.

  2. Принятие решения в условиях неопределенности: риск и страхование.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

1. Почему в институционализме возникает необходимость в использовании теории игр в качестве метода анализа?

2. Какие новые типы равновесий исследуются с помощью теории игр? Что лежит в основе их возникновения?

3. В чем различия кооперативных и некооперативных игр?

4. Как Вы понимаете равновесие по Нэшу? Может ли оно не существовать? Может ли быть два равновесных исхода?

5. Объясните ситуацию «дилемма заключенных».

6. Какие функции выполняет институт, возникающий в ситуации «дилемма заключенных»?

7. Какие функции выполняет институт, возникающий в ситуации координации?

8. Какие функции выполняет институт, возникающий в ситуации неравенства?


Тесты.

1. Какое из утверждений более точно характеризует Диллему заключенных:

а) в бесконечно повторяющейся Диллеме заключенных некооперативное равновесие вытесняется кооперативным;

в) равновесие в однократной Диллеме заключенных является равновесием в доминирующих стратегиях;

с) некооперативный исход обусловлен отсутствием предварительной договоренности о выбираемых стратегиях;

д) некооперативный исход обусловлен анонимностью участников взаимодействия.

2. Проблема координации возникает вследствии:

а) анонимности участников взаимодействия;

в) наличия нескольких потенциальных равновесий;

с) отсутствия равновесия в чистых стратегиях;

д) слишком большого числа участников взаимодействия.

3. Фокальная точка:

а) представляет собой Парето-эффективное равновесие в координационной игре;

в) позволяет решать проблемы координации;

с) не может быть определена без информации об уровне развития общества;

д) связана с субъективными издержками, которые индивиды несут в случае попадания в неравновесную ситуацию.


Тема 4.Трансакционные издержки. Теорема Коуза.

  1. Трансакция: определение, классификация.

  2. Трансакционные издержки: понятие, основные виды, способы экономии. Трансформационные издержки.

  3. Теорема Коуза. Проблемы внешних эффектов.


Темы докладов:

  1. Проблемы измерения трансакционных издержек.

  2. Трансакционные издержки в России.

  3. Теорема Коуза и возможности ее практического применения.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

1. Дайте определение «трансакции» по О.Уильямсону и Дж.Коммонсу.

2. Дайте определение трансакционных издержек. Чем отличаются трансакционные издержки от трансформационных?

3. Назовите основные виды рыночных трансакционных издержек. Какие способы их уменьшения Вам известны?

4. Приведите примеры поисковых, экспериментальных и доверительных товаров.

5. Какие способы уменьшения издержек поиска информации Вам известны? Приведите пример из собственного повседневного опыта.

6. Как уменьшить трансакционные издержки измерения качества различных товаров. Что такое «избыточное измерение» и как его избежать?

7. Какие способы уменьшения издержек ведения переговоров и заключения контракта Вам известны?

8. В каких случаях механизмы репутации эффективнее при защите контракта чем правовая система?

9. Дайте определение внешним эффектам. Приведите примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

10. В чем специфика похода Р.Коуза к решению проблем внешних эффектов по сравнению с неоклассическим подходом.

11. Какие способы интернализации экстерналий Вам известны?

12. Возможны ли ситуации, когда правовая система не влияет на эффективность производства и размещение ресурсов?

13. Как государство может снижать (повышать) трансакционные издержки населения?


Тесты.

1. К трансакционным издержкам не относятся:

а) издержки поиска информации; в) издержки оппортунистического поведения

с) издержки обслуживания оборудования; д) издержки защиты прав собственности.

2. Во время Великой французской революции было введено новое летоисчисление «брюмер», «термидор», к росту какого типа трансакционных издержек это привело:

а) мониторинга и предупреждения оппортунизма;

в) измерения;

с) поиска информации;

д) ведения переговоров;

е) заключения контракта.

3. Концепция корректирующих налогов предложена:

а) А. Пигу;

в) Дж. М. Кейнсом;

с) Р. Коузом;

в) Ф. Хайеком.

4.Измерение трансакционных издержек, проведенное Д. Норт и Дж. Уоллисом, касалось:

а) экономики США;

б) экономики Англии;

в) экономики России 90-х;

г) экономики стран- членов ЕС.

5. Корректирующий налог уплачивается:

а) производителями;

в) потребителями;

с) «третьими лицами», страдающими от отрицательных внешних эффектов

д) верно а и в.

6. Вблизи поселка находится аэропорт. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту-1500 долл. в день, при этом издержки на его организацию составят – 1000 долл. в день. Это приведет к снижению совокупного дохода жителей поселка на 800 долл. в день. Будет ли организован дополнительный рейс, если учесть, что жители обладают правом на запрещение полетов над поселком. ДА. НЕТ.

7. Вблизи поселка находится аэропорт. Введение дополнительного рейса принесет валовой доход аэропорту-1500 долл. в день, при этом издержки на его организацию составят – 1000 долл. в день. Это приведет к снижению совокупного дохода жителей поселка на 800 долл. в день. Будет ли организован дополнительный рейс, если учесть, что аэропорт обладает правом на беспрепятственную организацию полетов. ДА. НЕТ.

8. Отрицательные внешние эффекты уменьшают объем производства по сравнению с эффективным. ДА. НЕТ.

9. Теорема Коуза недействительна, если господствует государственная собственность. ДА. НЕТ.

10. Трансакционные издержки уменьшаются по мере развития общества. НЕТ. ДА.

11. Теорема Коуза признает необходимость корректирующих налогов. ДА. НЕТ.

12.Понятие трансакционных издержек впервые употребил Р. Коуз при анализе экономической природы фирмы. ДА. НЕТ


Тема 5. Теория прав собственности.


  1. Основные понятия теории прав собственности. Континентальная и англосаксонская правовые традиции.

  2. Проблемы формирования, принципы эффективного распределения прав собственности

  3. Основные типы собственности: частная, коллективная, общедоступная, государственная собственность.

  4. Основные теории развития прав собственности.


Темы докладов:

1.Теорема Коуза в экономике права.

2. Российская приватизация в свете теоремы Коуза.

3. Роль защиты прав собственности в развитии экономики.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

1. В чем отличие экономического подхода к определению прав собственности от юридического?

2. Что такое «размывание» прав собственности? Приведите пример.

3. Что такое «спецификация» прав собственности? Каковы последствия недостаточной спецификации прав собственности?

4. Что такое «расщепление» прав собственности?

5. Возможна ли ситуация, когда одна вещь принадлежит многим собственникам? В каком случае это препятствует (способствует) эффективному ее использованию?

6. Что такое «пучок прав» собственности? Есть ли связь между правомочиями, которые входят в «пучок прав» и ценностью вещи.

7. Имеют ли права собственности абсолютный характер?

8. В чем состоит «трагедия общедоступной собственности»? Приведите примеры.

9. В чем недостатки режима коллективной собственности. Сравните его с режимом частной собственности.

10. Какие проблемы возможны при установлении режима частной собственности?

11. В чем состоит «трагедия антиобщедоступной собственности»? Приведите примеры.

12. Что такое государственная собственность де-факто и де-юре? Какие режимы собственности могут сложиться в результате?

13. На примере работы маяков объясните сложности введения режима частной собственности.

14. Какие теории возникновения и развития прав собственности Вам известны? Отметьте их слабые и сильные стороны.

15. Что такое рентоориентированное поведение?

16. В какой ситуации находятся люди, имеющие неограниченный доступ к ограниченному ресурсу? Есть ли институциональные решения данной ситуации?


Тесты.

1. Спецификация прав собственности на рыбные ресурсы в нейтральных водах Мирового океана приведет:

а) к росту объема рыбных ресурсов, а потом - к их уменьшению;

в) к уменьшению рыбных ресурсов;

с) не скажется на рыбных ресурсах;

д) к росту рыбных ресурсов.

2. Кто считается родоначальником теории прав собственности:

а) А.Смит

в) Д. Норт

с) Р. Коуз

д) О. Уильямсон.

3. Права на использование высокогорного пастбища отсутствуют. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:

а) государство, получив новый источник налоговых поступлений;

в) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище;

с) все общество;

д) никто.

4. Администрация региона под давлением активистов-экологов решила закрыть химическое предприятие. О фактическом использовании какого полномочия это свидетельствует:

а) право владения;

в) право распоряжение;

с) права на естественный характер правомочий;

д) права на запрещения вредного использования.

5.Рабочий поселок сталеваров находится около металлургического завода. Сталевары требуют повышения своей зарплаты, так как живут в опасных для здоровья условиях. Удовлетворение подобных требований - это:

а) введение корректирующих субсидий;

в) интернализация внешнего эффекта;

с) превращение здоровья рабочих в чистое общественное благо;

д) гашение положительного внешнего эффекта.

6. Отношения прав собственности выводятся из:

а) проблемы классового (социального) состава общества;

в) проблемы редкости ресурсов;

с) исторического развития общества;

д) проблемы существования государства.

7. Главная экономическая функция прав собственности:

а) юридически точно ставить вопрос о причинности;

в) упорядочивать социальные взаимодействия;

с) давать стимулы для превращения внешних эффектов во внутренние;

д) снижать потери граждан от внешних эффектов.

8. Теория прав собственности не рассматривает проблему:

а) размывания прав собственности

б) внешних эффектов

в) спецификации прав собственности

г) формирования частной собственности

9. Теория прав собственности основана на традициях континентального права, восходящего к римскому праву. ДА. НЕТ.

10.Чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более четко согласно теореме Коуза должны быть определены границы прав собственности. ДА. НЕТ.

11. Проблема кислотных дождей не может быть решена, если плохо специфицированы международные права собственности. ДА. НЕТ.


Тема 6. Теория контрактов.

  1. Понятие контракта: юридический и экономический подходы.

  2. Типы контрактов: классический, неоклассический, отношенческий.

  3. Проблемы несовершенных контрактов. Постконтрактный оппортунизм и способы его предотвращения.


Темы докладов:

  1. Вымогательство как вид оппортунистического поведения.

  2. Моральный риск в индустрии страхования.

  3. Рационирование на рынке кредита.

  4. Аукционы в Интернете.

  5. Ограничение действия принципа свободы договора: публичный договор и договор присоединения.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

1. В чем отличие экономического подхода к понятию «контракт» от юридического?

2. Что такое полный контракт, каковы его основные признаки?

3. Какой контракт называют отношенческим? Назовите его признаки.

4. Что в условиях отношенческого контракта гарантирует его исполнение?

5. Какой контракт называют классическим? Назовите его признаки. Почему он не гибок?

6. Как в условиях заключения классического контракта агенты приспосабливаются к меняющимся условиям?

7. Какой контракт называют неоклассическим? Назовите его основные признаки. За счет чего он более гибок, чем классический?

8. Как обеспечивается исполнение неоклассического контракта? Какую роль играют гарантии и судебное решение споров?

9. Какой способ организации сделки используется при классичечком, неоклассическом и отношенческом типах контрактов?

10. Что такое фундаментальная трансформация контрактации?

11. Что такое асимметрия информации? Перечислите ее виды.

12. Определите оппортунистическое поведение и его основные проявления. В чем суть проблемы «принципал-агент»? Приведите примеры.

13. Что такое ситуация неблагоприятного отбора? Объясните механизм неблагоприятного отбора на примере конкретного рынка (страхования, подержанных автомобилей).

14. Какие способы предотвращения неблагоприятного отбора Вам известны? Приведите пример.

15. Что такое ситуация морального риска?

16. Какие способы уменьшения морального риска Вам известны? Приведите пример.

17. В каком случае возникает проблема вымогательства как вид оппортунистического поведения? Перечислите способы его предотвращения.

18. Что такое «квазирента»?

19. Могут ли профсоюзы защитить «квазиренту» работника?

20. Влияет ли уровень доверия в экономике на выбор типа контракта?


Тесты.

1.Какое институциональное решение можно предложить для решения проблем отказа от данного обещания одной из сторон контракта:

а) заплатить за оппортунизм партнера той же монетой - нарушить обещание раньше.

в) выбрать такую форму контракта, чтобы ей было выгодно выполнит, а не нарушить;

с) выбрать другого партнера;

2. Используя базовый график выбора типа контракта в зависимости от степени специфичности активов ответьте, как изменится привлекательности имплицидного контракта если будут пересмотрены итоги приватизации:

а) сдвиг вниз кривой имплицидного контракта;

в) сдвиг вверх графика классического контракта;

с) сдвиг вверх графика неоклассического контракта.

д) в + с

3. Вы заключили со своим другом пари при свидетеле. Какой тип контракта вы заключили:

а) классический;

в) неоклассический;

с) отношенческий;

д) такое пари нельзя считать контрактом.

4. Всем известна история с «МММ». Требования вкладчиков о возмещении потерь:

а) правомерны, так как был заключен классический контракт;

в) неправомерны, так как отношения вкладчиков с компанией – неоклассический контракт;

с) неправомерны, так как компания не заключала со своими вкладчиками никаких контрактов;

д) правомерны так как компания утаила при заключении контракта информацию о своем финансовом положении.

5. Постконтрактный оппортунизм вызван:

а) недобросовестным поведением одной из сторон;

б) непредумышленным действием одной из сторон;

в) незнанием стороной действующего законодательства;

г) поиском информации.

6. Прблема «отлынивания» рассматривается в работах:

а) Р. Коуза;

б) О. Уильямсона;

в) Д. Норта;

г) Т. Веблена

7. Покупая в булочной хлеб, вы заключаете неоклассический контракт. ДА. НЕТ.

8. Оппортунистическое поведение возможно на конкурентном рынке. ДА. НЕТ

9. Можно ли рассматривать дарообмен в примитивных обществах как форму договорных отношений? ДА. НЕТ.


Тема 7. Институциональная теория экономических организаций.


  1. Различные подходы к анализу фирмы. Фирма как экономическая организация.

  2. Контрактные теории фирмы (проблема принципал-агент).

  3. Анализ фирмы с учетом специфичности активов (подход О. Уильямсона).

  4. Теория фирмы с позиции прав собственности.

  5. Типология фирм. Их анализ с точки зрения прав собственности и теории трансакционных издержек.


Темы докладов.

1. Сравнительный анализ англоамериканской и германо-японской моделей корпоративного контроля

2. Особенности модели югославской фирмы с рабочим самоуправлением.

3. Становление моделей корпоративного контроля в странах с переходной экономикой.

4. Сравнительный анализ регулируемых и государственных фирм.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

  1. В чем особенности неоклассического и неоинституционально­го подходов к анализу фирмы?

  2. Как Р.Коуз объяснял происхождение фирмы и ее границы?

  3. В чем состоит проблема взаимодействия принципала и агента.?

  4. В чем отличие контракта о найме от обычного рыночного контракта?

  5. Какие способы борьбы используются с политизацией внутренней жизни фирмы и издержками влияния?

  6. Назовите факторы, определяющие оптимальный размер организации.

  7. Сравните основные формы управления трансакциями (рынок, гибридные формы управления, фирму) по силе стимулов к добросовестному исполнению контрактных обязательств и необходимости административного контроля.

  8. Почему рыночные сделки, в которых используются идиосинкратические активы, связаны с высокими трансакционными издержками?

  9. Что такое специфический ресурс и какие виды специфичности ресурса Вам известны?

  10. Что такое «остаточные права контроля» и какую роль они играют в теории фирмы?

  11. Назовите основные типы фирм.

  12. Какие права входят в пучок прав владельца частнопредпринимательской фирмы?

  13. В чем преимущества и недостатки частнопредпринимательской фирмы?

  14. В чем преимущества и недостатки фирм с рабочим самоуправлением?

  15. Почему возникают некоммерческие организации?

  16. В каких фирмах у управляющих больше возможностей для оппортунистического поведения?


Тесты.

1. В теории экономических организаций основой анализа выступают:

а) трансформационные издержки;

б) предельные издержки;

в) трансакционные издержки;

г) нет ответа.

2.Кто является принципалом в договоре доверительного управления имуществом:

а) учредитель управления

б) доверительный управляющий

в) государство

г) выгодоприобретатель

3. Кто является агентом в договоре доверительного управления имуществом:

а) учредитель управления

б) доверительный управляющий

в) государство

г) выгодоприобретатель

4. Представьте, что Вы владелец сети коммерческих киосков, а Ваши продавцы в основном семейные женщины, какова оптимальная схема стимулов:

а) регулярный контроль торговых точек

б) увязка оплаты продавцов с торговой выручкой

в) сдать киоски в аренду продавцам

г) премировать продавцов за наибольший товарооборот

д) участие в собственности

5. Кто является принципалом на предприятии действовавшим в плановой экономике:

а) менеджер

б) плановый орган

в) трудящийся

г) профсоюз

6. Какой признак является характерным только для корпорации:

а) привлечение к управлению наемных менеджеров;

б) деление прибыли между собственниками фирмы;

в) выплата дивидендов;

с) использование наемного труда.

7. Кто является принципалом в американской фирме

а) менеджер

б) акционер

в) рабочий

г) профсоюзы

8. Вы обладаете идеями, ваш знакомый капиталом. Шансов взять кредит в банке у вас нет. В какой организационной форме лучше создать предприятие с участием обоих:

а) иерархия;

б) команда;

в) ограничиться заключением контракта

г) дивизиональная структура.

9. Фирма по сравнению с государственной структурой экономит на информационных затратах и проигрывает на затратах ведения переговоров. ДА. НЕТ.

10. Представители разных подразделений одной и той же организации могут обратится в суд или арбитраж для решения возникшего между ними конфликта. ДА. НЕТ

11.Собственник фирмы организованной как партнерство, несет, в отличие от собственника индивидуальной фирмы, ограниченную ответственность за действия фирмы. ДА. НЕТ

12. Частнопрактикующий врач не является фирмой. ДА. НЕТ


Тема 8. Институциональная теория государства.

  1. Основные теоретические подходы к анализу государства.

  2. «Провалы» рынка и функции государства. Понятие и свойства общественных благ. «Проблема безбилетника».

  3. «Провалы» и «границы» государства. Рентоориентированное поведение бюрократии.


Темы докладов:

    1. Теневая экономика: определение, методы измерения.

    2. Институциональный подход к проблеме теневой экономики. (Э.де Сото).

    3. Особенности института коррупции в России.

    4. «Веберовская» бюрократия и современное общество.


Задания и вопросы для самостоятельной работы.

1.В чем разница неоклассического и неоинституционально­го подхода к анализу государства?

2.Дайте определение государства по Д. Норту.

3. Объясните, почему именно государство является эффективным производителем общественных благ.

4. Даете определение общественному благу и его основным свойствам.

5. В чем состоит проблема «безбилетника»?

6. В чем состоят основные различия между "контрактной" и "эксплуататорской" теорий государства.

7. Какие услуги обменивает правитель на налоги в модели государства Д.Норта?

8. Объясните идею Норта, что государство ведет себя как монополист, осуществляющий ценовую дискриминацию.

9. Чем ограничена монопольная власть правителя в модели Норта?

10. По каким причинам правитель выбирает неэффективные права собственности?

11. Как Вы понимаете идею Олсона и МакГира об оседлом бандите и как ее можно применить в экономической теории государства?

12.Что представляет собой бюрократия как экономическое явление?

13. В чем единство и различие политической и экономической ренты?

14. Что такое «институционализация коррупции»?

15. Является ли коррупция чисто российской проблемой?

16. Каковы основные методы борьбы с коррупцией?


Тесты.

1. В рамках институционального подхода границы государства определяются:

а) его захватнической политикой

б) его способностью осуществлять контроль на определенной территории и облагать налогом граждан

в) политической волей

г) установлением формальных «правил игры» на конкретной территории.

2. «Провалы» государства вызваны:

а) периодическими спадами промышленного производства;

б) недостаточной информированностью правительства;

в) ограниченностью контроля над частным сектором;

г) несовершенством системы представительной демократии;

д) монополистическим ценообразованием на конкретных рынках.

3.Теория «оседлого бандита» М. Олсона рассматривает:

а) справедливое распределение доходов в обществе

б) рациональное поведение политиков

в) рациональное поведение бандита

г) идеальную структуру общества

4. Рассматривается модель стационарного бандита М. Олсона.

Выберите утверждения, которые противоречат модели:

а) стационарный бандит ориентируется на краткосрочные временные горизонты;

б) уровень налогообложения зависит от уровня общественного фактора;

в) автократу не выгодно изымать у населения весь производимый доход.

5. При свободном перемещении рабочей силы в международном масштабе качество услуг предоставляемых государством:

а) улучшится

б) ухудшится

в) не изменится

6.Какой вариант использования индекса Джини позволяет выносить суждения о контрактной или эксплуататорской модели государства:

а) сравнение значений индекса в различных странах

б) сравнение значений индекса в динамике

в) сравнение значений индекса с абсолютной величиной

г) не позволяет выносить данное суждение.

7. То, что налоговое бремя падает в основном на юридических лиц, характерно для:

а) эксплуататорской модели государства.

б) контрактной модели государства

8. Какие организационные структуры, могут выполнять те же функции, что и государство:

а) предприниматель

б) акционерное общество

в) мафия

г) университет

д) ни одна из перечисленных

9. Увеличение числа субститутов близких государству:

а) приведет к расширению его границ

б) приведет к сужению его границ

в) не отразится на границах государства

10.Сравнивая затраты легального и нелегального бизнеса выберите верное утверждение:

а) издержки поиска информации выше во внелегальном бизнесе

б) издержки заключения контракта выше в легальном бизнесе

в) издержки защиты от третьих лиц выше в легальном бизнесе

г) издержки ведения переговоров ниже во внелегальном бизнесе

д) издержки измерения выше во внелегальном бизнесе

11. Какие трансакционные издержки особенно велики в российской экономике:

а) поиска информации;

в) мониторинга и предупреждения оппортунизма;

с) измерения;

д) ведения переговоров и заключения контракта;

е) а и в.

12. Какие из проектов эффективнее осуществит другой экономический субъект, а не государство:

а) разработка идеологии

б) строительство крупного автомобилестроительного завода

в) разработка нефтяного месторождения

г) административная реформа

д) денежная реформа


Тема 9. Институциональная теория развития.


  1. Институциональные изменения: понятие, источники, виды.

  2. Импорт институтов, типология инноваций и субъектов инноваций.

  3. Механизмы институциональных изменений.

  4. Экономическая политика государства и издержки трансформации институтов. Институциональные ловушки.

  5. Институциональная структура экономики России.



Темы докладов:

  1. Импорт институтов на примере стран с различной институциональной системой.

  2. Импорт институтов в переходной экономике России.

  3. Проблемы трансформации институтов в 90-х гг. в России.

  4. Теневая экономика в СССР.

  5. Положительный опыт институциональных трансформаций (на примере Японии и др. стран)
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения б в. 17 Квалификация (степень) «бакалавр»
Детальная проработка представленных заданий позволит глубоко осмыслить содержание механизмов антикризисного управления и получить...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям и семинарам для студентов и слушателей всех форм обучения специальности 030501 и направления подготовки 030900.
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для специальности
Дискретная математика: методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех форм обучения для специальности...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине “Возрастная анатомия и физиология”
В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по курсу Возрастная анатомия и физиология в соответствии...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по их выполнению (гос 2000) Для студентов всех форм обучения специальности 080503 Антикризисное управление (351000)
Задания к курсовой работе по дисциплине «Экономический анализ» и методические указания по их выполнению (гос – 2000). Для студентов...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по практическим работам
Методические указания по практическим занятиям по дисциплине «Математические методы исследования экономики» включают тематику вопросов,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к изучению курса «Политология» для студентов всех специальностей и всех форм обучения под ред проф. В. Ф. Цымлова
Политология” для всех форм обучения. В них содержатся общие требования к изучению курса, общее количество часов и их размещение по...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы 42 Общие положения
Методические указания практическим занятиям по дисциплине «Финансовый менеджмент» предназначены для студентов специальностей 080105-...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconРабочая программа, методические указания к самостоятельной
Малышева Т. А. Информатика: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по направлениям подготовки...
Методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения iconПрограмма и методические указания для студентов всех форм обучения
Приложение Образец содержания отзыва о преддипломной практике
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница