Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык




НазваниеПрограммы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык
страница1/52
Дата03.02.2016
Размер5,44 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
Приложение 1 (продолжение)

Часть 2


Программы учебных предметов в 7-9-х классах


Русский язык

7-9 классы

Пояснительная записка



Общая характеристика учебного предмета


В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы), основной (7-9 классы) и завершающий, систематизирующий (10-11 классы).

В начальной школе основной целью изучения русского языка является освоение способов письма, основным предметом рассмотрения – слово и предложение. Язык обращен к ребенку своей социальной, нормативной стороной (осваивается закон, правило, норма). В основной школе обучение нацелено на развитие самостоятельности, инициативности, переход к индивидуальным образовательным траекториям. В 5-6 классе ребенок должен осознать себя как субъекта деятельности, увидеть поле возможностей, попробовать действовать в этом поле. Акцент в курсе русского языка смещается на функционирование, тем самым для ребенка открывается возможность пробы и экспериментирования с языковыми средствами. Это, с одной стороны, способствует расширению речевого опыта ребенка, с другой стороны, дает языковой материал для анализа, осмысления, становления языковой рефлексии. Курс русского языка в 7-9 классах является логическим и содержательным продолжением курса для 5-6 классов. В 7-9 классах продолжается освоения языковых средств. Поле пробы и эксперимента сохраняется. Но большее внимание уделяется осмыслению результатов проб и экспериментов, формированию представления о системности языка, о его потенциальных возможностях.


Основные цели на этом этапе:

  • освоение языковых средств в их функционировании, позволяющих выразить себя и понять другого;

  • формирование устойчивой привычки к поиску языковых средств для точного выражения собственной мысли;

  • формирование представления о языке как об изменяющейся многофункциональной системе, отражающей культуру народа;

  • понимание коммуникативной и социальной значимости литературных норм русского языка; приобретение орфографических, орфоэпических и пунктуационных навыков.


Основной задачей курса является освоение конкретных механизмов и способов выражения смыслов. Языковые средства существуют не сами по себе, а становятся таковыми только в условиях определенной речевой ситуации, конкретной речевой сферы, поэтому общая коммуникативная рамка курса сохраняется и конкретизируется. Языковые средства рассматриваются через призму функциональных разновидностей языка.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык»: речевая деятельность, система языка, языковая норма. Эти линии являются сквозными и тесно переплетены друг с другом. Результаты выполнения практических заданий, нацеленных на развитие письменной речи, читательских умений, навыков говорения и слушания, являются материалом для наблюдения и анализа языковых явлений. В свою очередь, результаты анализа, обнаруженные закономерности, языковые механизмы становятся основой для совершенствования речевой деятельности. Овладение нормами литературного языка базируется, с одной стороны, на представлении о языке как системе, а с другой стороны, формируется в практической речевой деятельности. Поскольку содержательные линии курса взаимосвязаны, в программе они не отделены друг от друга. Содержание сгруппировано не по линиям, а по предметно-тематическим блокам: «Морфология», «Синтаксис и Пунктуация» и «Функциональные разновидности языка».

В соответствии с целями и задачами курса выбраны и формы учебной деятельности: проба, эксперимент, наблюдение, исследование, редактирование, чтение и интерпретация, создание текста (устного и письменного), устное и письменное обсуждение (дискуссия), работа с информационными источниками, презентация, тренинг, самоконтроль.

По сравнению с курсом для 5-6 классов появляется исследование – форма, которая позволяет целенаправленно искать ответ на поставленный вопрос, намечая пути поиска, оценивая результаты (эксперимент, наблюдение как освоенные формы могут становиться частью исследования). К 9 классу возрастает доля чтения и интерпретации художественных, публицистических текстов, создания собственных текстов, которые существуют уже не только как опробование языкового средства, но имеют вполне определенную коммуникативную цель и рассчитаны на определенного адресата. Увеличивается и время, отведенное на самостоятельную работу с источниками информации: учебными, научно-популярными текстами, справочной литературой. Самоконтроль вынесен за пределы урока и обеспечен материалами, пользуясь которыми ученик может сам оценить степень успешности в освоении темы.


Результаты изучения курса:

Личностные:

  • представление о родном языке как важнейшем средстве общения и познания;

  • стремление совершенствовать владение языком; установка на творческое отношение к языку, на поиск средств выражения;

  • установка на понимание собеседника;

  • уважительное отношение к собеседнику; установка на неагрессивное речевое поведение.


Метапредметные:

  • умение определять границы своей компетентности (коммуникативной, языковой, культуроведческой) и ставить учебные цели;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Похожие:

Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограммы отдельных учебных предметов, курсов; Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 2 Русский язык
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся...
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПримерная программа Власенков Русский язык в старших классах: (профильный уровень) 3 Власенков А. И. «Русский язык»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Степновская средняя общеобразовательная школа»
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограммы отдельных учебных предметов Часть 1: 5-6 классы Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconТематическое планирование по русскому языку 5класс
«Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 классы, сост. Харитонова, изд. Дрофа, 2008 год», «Методических рекомендаций...
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconРабочая программа по учебному курсу «Русский язык»
А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой (Русский язык в старших классах: Программа. Методические материалы. – М.: Вербум-М, 2007) и инструктивно-методического...
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconРусский язык
Государственная Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» (М. Просвещение,2008). Авторы программы: М....
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconРабочая программа учебных курсов: «Русский язык»
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 1-4 общеобразовательных классов составлена на основе требований
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconУчебное пособие русский язык 5 Трунова Н. Ю. 6 рабочая программа на основе программы для 5 9 классов общеобразовательных учреждений: Русский язык. Автор программы В. В. Бабайцева и другие. М.: «Дрофа»
Рабочая программа на основе программы для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений: Русский язык. Автор программы В. В. Бабайцева...
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconСписок учебников для реализации фгос ооо, используемых в 5-х классах в 2012-2013 уч г. Русский язык 5б класс «Русский язык»
Список учебников для реализации фгос ооо, используемых в 5-х классах в 2012-2013 уч г
Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык iconПрограмма вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Русский язык»
Современный русский литературный язык – высшая форма национального языка русского народа. Языковая ситуация России. Закон Российской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница