Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года




Скачать 16,07 Kb.
НазваниеУтвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года
страница1/15
Дата03.02.2016
Размер16,07 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 15 августа 2001 г. N 334-ст


Дата введения -

31 августа 2001 года


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS.

GUIDELINES FOR PERFORMANCE IMPROVEMENTS


ГОСТ Р ИСО 9004-2001


(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением

Госстандарта РФ от 07.07.2003 N 240-ст)


Предисловие


1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС).

Внесен Управлением сертификации Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст.

3. Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004-2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности".

4. Введен впервые.

5. Издание (ноябрь 2003 г.) с Изменением N 1, принятым в июле 2003 г. (ИУС 10-2003).


Введение <*>


--------------------------------

<*> Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9004-2000.


Общие положения

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.

Цели организации:

- определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;

- достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.

Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:

- лояльность потребителей;

- повторные деловые контакты и обращения;

- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;

- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;

- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;

- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом;

- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;

- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;

- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;

- способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.

Процессный подход

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований.

Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4 - 8. Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель не детализирует процессы.


┌────────────────────────────┐

┌────────┐ │ Постоянное улучшение │ ┌────────┐

Заинте- │ │системы менеджмента качества│ │Заинте- │

ресован-│ └────────────────────────────┘ │ресован-│

ные сто-│ /\ │ные сто-│

роны │ ││ │роны │

│ │ ┌──────────────┴┴────────────────┐ │ │

│ │ │ ┌───────────────────────────┐ │ │ │

│ │<...│.>│Ответственность руководства│ │ │ │

│ │ │ └───┬───────────────────────┘ │ │ │

│ │ │ │ /\ │ │ │

│ │ │ \/ │ │ │ │

│ │ │┌──────────┐ ┌──────────┐ │ │┌──────┐│

│ │ ││Менеджмент│ │Измерение,│ │ ││Удов- ││

│ │ ││ ресурсов │ │ анализ и │<.│...........>││летво-││

│ │ │└─────┬────┘ │улучшение │ │ ││рен- ││

│ │ │ │ └──────────┘ │ ││ность ││

│ │ │ │ /\ │ │└──────┘│

│ │ │ \/ │ │ │ │

│ │ │ ┌───────────────────┐ │ │ │

│┌──────┐│Вход│ │Процессы жизненного│ ┌───┴─────┐Выход │ │

││Требо-├┼────┼───>│ цикла продукции ├───┤Продукция├─────>│ │

││вания ││ │ └───────────────────┘ └───┬─────┘ │ │

│└──────┘│ └────────────────────────────────┘ │ │

└────────┘ └────────┘


Условные обозначения:

-----> Деятельность, добавляющая ценность

.....> Поток информации


Рисунок 1. Модель системы менеджмента качества,

основанной на процессном подходе


(Измененная редакция, Изм. N 1.)

Связь с ГОСТ Р ИСО 9001-2001

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Для большего удобства пользователей основное содержание требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 помещено в рамки в соответствующие разделы настоящего стандарта.

Информация, обозначенная как "Примечание", является рекомендацией по пониманию или разъяснению.

Совместимость с другими системами менеджмента

Настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими системами менеджмента. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта.


1. Область применения


Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.


2. Нормативные ссылки <1>


--------------------------------

<1> Раздел приведен в редакции, отличной от ИСО 9004-2000.


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 <2>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка

ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 <2>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов

ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 <2>. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок

--------------------------------

<2> Планируется заменить ИСО 19011. Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды.


ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

Указанный ниже стандарт содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего стандарта.

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.


3. Определения


Применительно к настоящему стандарту используются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.

Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9004 для описания цепочки поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов:


поставщик --> организация --> потребитель (заинтересованные стороны).


В тексте стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".


4. Система менеджмента качества


4.1. Менеджмент систем и процессов


Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconУтвержден Постановлением Госстандарта России от 21 июня 1994 г. N 177 Дата введения 1 января 1995 года
Разработан Техническим комитетом по стандартизации тк 199 "Туристско-экскурсионное обслуживание"
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconГосударственный стандарт союза сср охрана природы атмосфера
Утвержден постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 августа 1978 года №2329
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconУтвержден Постановлением Правительства №920 от 30 августа 2005 г
Сертификат регистрации Лаборатории по измерениям и испытаниям в электроустановках
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconСтатья 17
Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 введен в действие сниП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных...
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconРешением приемной комиссии от 10 августа 2011 года
Решением приемной комиссии от 10 августа 2011 года зачислить студентами с 01 сентября 2011 года на 1 курс с полной оплатой стоимости...
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconУтвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37
Квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики...
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года icon1. Общие положения
Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным...
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconПриказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 г. №314 «О порядке получения квалификационных категорий»
Лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по...
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconПриказ Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" (с изменениями от 19 января 1999 г., 6 февраля 2001 г., 14 мая 2003 г.)
В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала приказываю
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 334-ст Дата введения 31 августа 2001 года iconС. А. Дёмин августа 2011 года
Начальник управления фсб россии по Хабаровскому краю, руководитель оперативного штаба в Хабаровском крае
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница