Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)»




Скачать 23,28 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)»
страница1/11
Дата03.02.2016
Размер23,28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал (г. Томск)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин


УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ

(часть Общая)

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения

(уголовно-правовая специализация)


издание переработанное и дополненное


Томск – 2008

Уголовное право России (часть Общая): учебно-методический комплекс / Составители канд. юрид. наук С.М. Будатаров и канд. юрид. наук И.И. Тазин. – Томск: ГОУ ВПО «Западно-Сибирский филиал Российской академии правосудия», 2007. – 144 с.


Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)».

Учебно-методический комплекс включает темы для изучения дисциплины, нормативные акты и литературу, вопросы и задачи для семинарских и практических занятий, примерную тематику рефератов, курсовых, дипломных работ, а также вопросы к зачету и экзамену.


Составители:

- доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, кандидат юридических наук С.М. Будатаров;

- заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, доцент, кандидат юридических наук И.И. Тазин.

Рецензенты:

  • доцент кафедры уголовного права ЮИ ТГУ, кандидат юридических наук, доцент Н.В. Ольховик

  • начальник кафедры уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук В.В. Севрюков



Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2008 г).

Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 26 сентября 2008 г).


©Западно-Сибирский филиал РАП, 2008

©Будатаров С.М., Тазин И.И., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение ……………………………………………………………………..

4

Объем дисциплины (в часах) и виды учебной работы……………………

6

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….


7

Перечень основных нормативных актов и литературы…………………..

13

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО (общая часть)…….

14

Темы семинарских занятий……………………………………………….

22

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права………

22

Тема 2. Уголовный закон ……………………………………………………

24

Тема 3. Понятие преступления. Состав преступления……………………

33

Тема 4. Объект преступления. Объективная сторона преступления………

37

Тема 5. Субъект преступления. Субъективная сторона преступления……

48

Тема 6. Стадии совершения преступления.……………………………….

62

Тема 7. Соучастие в преступлении…………….………………………..

68

Тема 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния ……………

78

Тема 9. Множественность преступлений…………………………………

88

Тема 10. Понятие, цели, система и виды уголовных наказаний…………

97

Тема 11. Назначение наказания…………………………………………

103

Тема 12. Освобождение от уголовной ответственности……………………

113

Тема 13. Освобождение от наказания……………………………………

120

Тема 14. Уголовная ответственность несовершеннолетних………………

126

Тема 15. Применение принудительных мер медицинского характера……

130

Тематика курсовых работ………………………………………………….

135

Тематика дипломных работ……………………………………………….

138

Вопросы к зачету, экзамену……………………………………………….

140



ВВЕДЕНИЕ


Уголовное право России (часть Общая) является базовой дисциплиной среди дисциплин уголовно-правового цикла.

Изучение этой дисциплины на дневном отделении складывается из аудиторных занятий (лекций, семинаров), консультаций, тестирования, выполнения контрольных работ и т.п. Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Семинары проводятся по наиболее сложным темам курса с целью углубленного изучения студентами теоретического (лекционного) материала и привития им умений и навыков анализировать нормативный материал, а также правильно применять на практике соответствующие этим ситуациям нормы права.

Особенностью учебного процесса по заочной форме обучения является то, что значительная часть вопросов отводится студентам для самостоятельного изучения. В период установочных сессий студентам-заочникам прочитываются лекции по наиболее узловым и центральным разделам спецкурса. Отдельные вопросы могут рассматриваться на семинарских занятиях. Остальное время отводится на самостоятельное изучение дисциплины.

Работа студента над дисциплиной предполагает самостоятельное изучение юридической литературы, а также правовых актов Российской Федерации. При изучении учебного курса следует помнить об изменениях, вносимых в законодательство. Для этого необходимо использовать Собрание законодательства РФ, Российскую газету и другие официальные источники, а также электронные справочно-правовые системы («Гарант», Консультант» и т.д.).

При изучении дисциплины студентам рекомендуется пользоваться современными статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионе, материалами судебной практики, публикуемыми в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ». Кроме того, студентам необходимо использовать материалы журналов «Российский судья», «Уголовное право», «Российский следователь», «Российское правосудие» и т.д.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ (ЧАСТЬ ОБЩАЯ)»


В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами дисциплины «Уголовное право России (часть Общая)» достигаются следующие цели:

- усвоение студентами терминов, понятий, институтов Общей части УК РФ;

- привитие навыков свободного мышления категориями Общей части уголовного права.

Задачами дисциплины являются:

- изучение и анализ статей УК РФ и материалов судебной практики;

- изучение и анализ уголовно-правовой литературы;

- решение казусов с целью закрепления полученных теоретических знаний.

В результате изучения данной дисциплины студент должен иметь представление:

- о развитии институтов Общей части уголовного права России в дореволюционный, советский и современный периоды;

- о роли и влиянии судебной практики высших судебных инстанций СССР, РСФСР и РФ на развитие институтов Общей части уголовного права;

  • о научных взглядах на те или иные вопросы институтов Общей части уголовного права России.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- существующие теоретические представления о таких институтах как преступление и наказание и смежных с ними категорий;

- положения законодательных и иных правовых актов раскрывающих положения Общей части УК РФ;

- судебную практику по вопросам Общей части уголовного права России.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • правильно трактовать положения статей Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (В ЧАСАХ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов

189

189

Аудиторные занятия в том числе:

122

20

- лекции

70

12

-семинары

52

8

Самостоятельная работа

37

159

НИРС

30

10

Форма итогового контроля

Зачет, экзамен**

Зачет*, экзамен**

*контрольная работа;

**курсовая работа

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации. Они позволят повысить качество подготовки к занятиям.

В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса (УМК). Желательно просмотреть УМК от начала и до конца. Это позволит понять систему Общей части уголовного права России.

Студенту при подготовке к лекции следует учитывать, что они, как правило, затрагивают устоявшиеся (догматические) положения Общей части уголовного права России. Многие из этих положений можно найти в любом учебнике по уголовному праву. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к зачетам и экзаменам; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание уголовного права; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу.

Семинарские занятия требуют активной работы студента. Полезность семинарского занятия: 1) формируются навыки выступления и ораторского мастерства, которые крайне необходимы юристу; 2) преподаватель отмечает наиболее активных студентов, что в перспективе, при прочих равных условиях, влияет на получение зачета или оценки по экзамену; 3) демонстрация знаний на семинарском занятии в последствии может сыграть положительную роль при получении характеристики для трудоустройства, рекомендации при поступлении в аспирантуру и т.д.; 4) активная работа на семинарском занятии позволяет запомнить от 15 до 65% информации в зависимости от методики проведения занятия; 5) семинарское занятие в системе подготовки юристов по сути является единственным вариантом проверки теоретических знаний практическим путем.

Одним из способов активного поведения студента на семинарском занятии является выступление. Для выступления необходимо:

- научиться четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций);

- научиться раскрывать основные черты, признаки, значение и роль изучаемого уголовно-правового термина, категории, института;

- научиться использовать в качестве доказательств своих суждений реальные жизненные факты, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, взгляды известных ученых.

Студенту рекомендуется готовиться к семинарскому занятию как можно раньше. Для этого следует:

- ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочесть свой конспект лекции по данной теме;

- изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу;

- решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем.

Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Нужно научиться слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя веские доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его. Скверными следует признать манеры, когда студент перебивает выступающего, пытается перекричать коллегу.

После окончания обсуждения очередного вопроса и подведения итогов целесообразно вносить в свой конспект поправки и дополнения, исправлять ошибки. Такой конспект в конце изучения курса окажет значительную помощь при подготовке к зачету (экзамену).

Таким образом, в процессе семинарского занятия, отвечая на поставленные вопросы, студент должен показать умения и навыки работы с нормативными актами, умения анализировать и оценивать различные ситуации, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по предмету.

Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;

- широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ.

При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п. Для успешного решения предложенных практических ситуаций рекомендуем ознакомиться и использовать предложенный алгоритм решения задач.

Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во вне учебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю или их анализом на занятиях. Для этого у студентов, помимо тетрадей для записи лекций, должны быть тетради для выполнения практических заданий, которые могут быть сданы преподавателю для проверки.

Для решения конкретной задачи, предложенной в учебно-методическом комплексе, существенным является два момента. Первый – процесс, алгоритм установления, исходя их фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, признаков того или иного преступного деяния. Второй – результат, т.е. решение казуса и защита своей позиции по задаче.

Алгоритм решения задач тесно связан с понятием «квалификация преступлений». Квалифицировать (от латинского qualis - качество) – значит, относить какое-либо конкретное явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Квалификация преступлений – это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»1. В сфере уголовного права квалификация предполагает выбор конкретной правовой нормы (пункта статьи, части статьи, статьи УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за случай, предложенный в задаче. Таким образом, студент, решая задачу, дает ему юридическую оценку путем указания на соответствующую уголовно-правовую норму, содержащую все признаки состава этого преступления.

Алгоритм решения задач имеет психологический и логический аспекты. Психологический аспект есть мыслительный (творческий) процесс. Логический аспект суть применение правил логики. В целом алгоритм решения задач представляет собой совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логики. С практической стороны, вышесказанное можно представить в следующем виде:

1) Анализ фактических обстоятельств дела, предложенных в задаче;

2) Выбор (отыскание) соответствующей статьи УК РФ;

3) Удостоверение в правильности (подлинности) текста УК РФ, содержащего нужную норму, и установление его юридической силы. Студент должен предвидеть возможность отмены, изменения или дополнения используемой им для квалификации деяния статьи УК РФ;

4) Уяснение смысла и содержания уголовно-правовой нормы;

5) Соотнесение фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, с уголовно-правовой нормой;

6) Принятие решения.

7) Подготовка вариантов ответов на контраргументы.

Уместно заметить, что вывод (решение) по задаче должен содержать:

1. Ссылку на статью (пункт, часть статьи) Особенной части УК РФ, предусматривающий данный вид преступления.

2. В случае необходимости должна быть ссылка на статью (пункт, часть статьи), устанавливающей наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК РФ. Следует заметить, что на статью Общей части УК РФ следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части УК РФ.

3. Указание на признаки состава преступления, т.е. на то, что нарушил виновный (объект уголовно-правовой охраны), какое действие (бездействие) совершило лицо (объективная сторона преступного деяния), кто в задаче субъект преступления и какова субъективная сторона общественно опасного деяния.

Практика проведения семинарских и практических занятий показывает, что вероятность правильного решения задачи увеличивается, если студент использовал логические приемы2.

Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.). При написании курсовых, выпускных квалификационных работ дополнительные источники может рекомендовать научный руководитель.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Нормативные акты


Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.

Уголовный кодекс Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25.


Литература


Барышева Е.А., Будатаров С.М., Ведерникова Л.В., Елисеев С.А., Пилипенко В.Г. Учебно-методические материалы для изучения Особенной части уголовного права России. – Томск: Томский филиал Кузбасского института ФСИН России, 2007 - 251 с.

Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - 2-е изд-е., перераб. и доп. - М.: «Юрист», 2001.

Практикум по угольному праву. Для студентов юридических вузов / Отв. ред., заслуж. деятель науки Российской Федерации, док. юрид. наук, проф. И.Я. Козаченко. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

Практикум по угольному праву. Для студентов юридических вузов / Отв. ред., заслуж. деятель науки Российской Федерации, док. юрид. наук, проф. И.Я. Козаченко. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, проф. А.И. Чучаева. - Изд. доп. - М: ИНФРА-М: КОНТАКТ, 2005. - 553 с.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ИНФРА- М, 2005. - 448 с.

Уголовный закон в практике районного суда: науч.-практ. пособие / Под ред. А.В. Галаховой. - М: Норма, 2007. - 1024 с.


ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)»

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и принципы

уголовного права
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Международные валютно-финансовые отношения»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной, заочной и заочной сокращенной форм обучения, содержит учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «уголовно-процессуальное право россии» для студентов очной, очно-заочной и заочной форм
Уголовно-процессуальное право — специальная юридическая дисциплина — является одной из профилирующих дисциплин по учебному плану...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине мировая экономика
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «международные экономические отношения»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconИ. Л. Литвиненко учебно-методический комплекс по дисциплине
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Общая)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «специальные налоговые режимы»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница