1. Пояснительная записка Актуальность программы




Скачать 16,56 Kb.
Название1. Пояснительная записка Актуальность программы
страница1/16
Дата03.02.2016
Размер16,56 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МАОУ «Гимназия № 10»

Образовательная программа начального общего образования

в контексте ФГОС НОО


1.Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность так, чтобы начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится развитие личности ребенка.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начального общего образования МАОУ «Гимназия №10», имеющего государственную аккредитацию, разработана

- координационным советом (рабочей группой) по введению федерального государственного стандарта начального общего образования на 2011-2015гг.,

- с учётом типа и вида образовательного учреждения – гимназии, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений ОС «Перспектива», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД),

- с привлечением органа самоуправления – Попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

  • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;

  • Перми — в сохранении и развитии традиций города как одного из крупных научных и культурных центров России.

Образовательная программа начального общего образования МАОУ «Гимназия № 10» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности гуманитарной направленности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают «Школу для дошколят» при МАОУ «Гимназия № 10» и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; обладают начальным уровнем умений решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

Специфика кадров МАОУ «Гимназия № 10» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Педагоги прошли квалифицированное обучение в ПГПУ по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов.

1.2. Портрет выпускника начальной школы.

  • Умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;

  • Владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

  • Обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • Любит свой город, край, свою Родину;

  • Любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • Уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, гимназией;

  • Создает правила здорового образа жизни.

1.3. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

1.4. Задачи программы:

1.Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2.Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3.Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4.Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5.Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6.Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность).

7.Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

1.5. Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

1.6. Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ.

Закон РФ «Закон об образовании» от 10.07.1992, № 3266-1 (Измененный); Приказ МОиН РФ «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» от 6.10.2009г., №373; Приказ МО Пермского края «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению введения ФГООС НОО» от 21.05.2010г. №СЭД-26-01-04-169; Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в ФГООС НОО, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 6.10.2009г. №373» от 26.11.2010г. №1241 (регистрационный №19707 от 4.02.2011г. (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющие государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год» от 24.12.2010г., №2080 (зарегистрирован Минюстом РФ 10.02.2011г., регистрационный №19776); постановление «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» от 3.03.2011, №19993; Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» от 4.10.2010г., №986, зарегистрирован Минюстом РФ 3.02.2011г., регистрационный №19682.

1.7. Программа адресована:

Учащимся и родителям

  1. для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

  2. для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия;

Учителям гимназии

  1. для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;

Администрации гимназии

  1. для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;

  2. для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.).



2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

2.1 Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2.2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

2.3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

1. Пояснительная записка Актуальность программы icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconСодержание программы. 1 Пояснительная записка: Обоснование необходимости разработки и внедрения программы воспитания в учебно-воспитательный процесс класса. 2 Актуальность и новизна программы классной работы «СемьЯ»
Преемственность и согласованность программы с воспитательной программой предыдущих лет «я россиянин»
1. Пояснительная записка Актуальность программы icon2. Пояснительная записка. Актуальность программы
Тематическое планирование учебно-развивающего процесса занятий основами театрального искусства. 1 год обучения
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность кружка
Актуальность кружка: Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность
Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность и новизна
Моу «Гимназия №29», моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка общая характеристика программы
А. Н. Колмогорова, А. М. Абрамова, Ю. П. Дудницына и др составлен на основе федерального компонента Государственного стандарта основного...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по физике и программы курса физики 7-9 классы авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин....
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница