Примерная программа учебной дисциплины




Скачать 33,18 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер33,18 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2
ПРОЕКТ


примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2011 г.

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

060101 «Лечебное дело»

060501 «Сестринское дело»

060102 «Акушерское дело»

060105 «Медико-профилактическое дело»

060203 «Стоматология ортопедическая»

060205 «Стоматология профилактическая»

060300 «Фармация»

060604 «Лабораторная диагностика»

060606 «Медицинская оптика»,


Организация-разработчик ГОУ СПО «Санкт-Петербургский медицинский колледж № 1»


Разработчики:


Смирнова Нина Александровна, преподаватель высшей категории, старший методист Городского научно-учебно-методического центра по непрерывному среднему профессиональному образованию и сестринскому делу, г.Санкт-Петербург.


СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Пояснительная записка


3
  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


9
  1. условия реализации учебной дисциплины


14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


16



пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


примерная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специальностей 060000 «Здравоохранение» и Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

Программа предусматривает логическое завершение подготовки обучаемых в области безопасности жизнедеятельности, проводимой по курсу ОБЖ в основной школе.

В современном мире потенциально опасными являются процессы создания и преобразования материальных ресурсов, использования энергии, переработки информации, на жизнь человека отрицательно воздействуют природные, техногенные и антропогенные катаклизмы. Характерной чертой сегодняшнего дня является как увеличение числа несчастных случаев и катастроф, так и возрастание их негативных последствий. Рост числа пострадавших и тяжести их повреждений требуют изучения вопросов безопасности жизнедеятельности (БЖД) на различных этапах обучения, в первую очередь - в средних учебных заведениях.

Основная цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников средних специальных учебных заведений теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для:

- идентификации опасности техногенного происхождения в повседневных (штатных) и чрезвычайных ситуациях;

- создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека в штатных условиях;

- разработки и реализации мер защиты среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях;

- для умелого участия в работах по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Структура курса «Безопасность жизнедеятельности» состоит из трех разделов:

  1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.

  2. Основы военной службы.

  3. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

В первом разделе «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения» представлены четыре темы:

• «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера»;

• «Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• «Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики».

Изучив материал раздела, выпускники получат знания об основных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.

Второй раздел программы - «Основы военной службы» - посвящен вопросам обороны государства и обеспечения национальной безопасности России в современном мире, а также с правовым аспектам и содержанию воинской обязанности и военной службы и некоторым направлениям военно–патриотического воспитания молодежи.

Раздел состоит из трех глав:

• «Основы обороны государства»;

• «Военная служба»;

• «Военно–патриотическое воспитание молодежи».

Содержание третьего раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» направлено на изучение основных состояний, требующих оказания неотложной помощи, правил оказания первой медицинской помощи, само- и взаимопомощи.

Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Программа предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся в объеме 34 часов.

Занятия по дисциплине проводятся в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных учебными и наглядными пособиями, стендами, техническими средствами обучения в соответствии с программой. Также предполагается наличие в образовательном учреждении спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Обучение осуществляется преподавателями образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку по дисциплине, а по основам военной подготовки преподавателями из числа пребывающих в запасе офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин по согласованию с представителями военного комиссариата. Подготовка обучающихся по основам военной службы предусматривает проведение учебных сборов (на базе соединений и войсковых частей или образовательного учреждения). В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе обучения целесообразно применять как традиционные (лекция, объяснение, рассказ, беседа и пр.), так и инновационные технологии (деятельностные, личностно-ориентированные), отдавая предпочтение тем методам и приемам, которые представляются наиболее эффективными в решении конкретных образовательных и воспитательных задач.

По результатам изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» проводится обязательная устная итоговая аттестация: зачет по билетам, собеседование, защита реферата.

Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма.


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Безопасность жизнедеятельности»


1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 060101 Лечебное дело, 060501 Сестринское дело, 060102 Акушерское дело, 060105 Медико-профилактическое дело, 060203 Стоматология ортопедическая, 060205 Стоматология профилактическая, 060300 Фармация, 060604 Лабораторная диагностика, 060606 Медицинская оптика.

Также программа может быть использована в дополнительном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны России;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:




практические занятия

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:




Индивидуальные задания

Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы)


20

14

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.




32




Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

Содержание учебного материала

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства). Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения. Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций

2

2

Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Содержание учебного материала

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС, силы и средства. Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2

1

Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций



Содержание учебного материала

Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

2

1

Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики

Содержание учебного материала

Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. Критерии устойчивости. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России.

Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надёжной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности инженерно-технического комплекса. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства.

2

1




Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

  1. Составить реферативное сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации на производстве продовольственных товаров, на транспорте, электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации)

  2. Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания)

  3. Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте (в зависимости от специальности СПО кратко сформулировать перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со свое будущей профессией)

  4. Составьте прогноз «Что будет, если…?» (индивидуальное задание)

  5. На основании изученного материала разработайте схему типовой структуры гражданской обороны на объекте экономики с учетом профиля подготовки (индивидуальное задание).

  6. Подготовьте приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующем профилю подготовки (индивидуальное задание).

  7. Подготовьте предложения о составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики: поликлиники, стационара, лаборатории, аптеки (по профилю образовательного учреждения).

  8. Сформулируйте, какие, по вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения?

  9. Составить краткий конспект «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции Российской Федерации, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе Российской Федерации».

  10. Сформулировать ответы на вопросы:

- Какую опасность для мирного населения представляют сегодня вооруженные конфликты?

- Каковы поражающие факторы пожаров и первичные средства пожаротушения?

- Какую характеристику вы можете дать основным видам современного терроризма?

- Какие спасательные службы обычно организуются в учреждениях и на предприятиях?

20


4




Раздел 2. Основы военной службы




52




Тема 2.1.

Основы обороны государства

Содержание учебного материала

Национальная безопасность и национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальных интересов России. Военная доктрина Российской Федерации. Военная организация Российской Федерации. Вооруженные силы России, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооруженных сил России. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО.

2

1

Тема 2.2.

Организация воинского учета и военная служба

Содержание учебного материала

Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Основные виды воинской деятельности. Перечень военно-учетных специальностей. Обеспечение безопасности военной службы. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие. Требования военной деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Статус военнослужащего. Права и ответственность военнослужащего. Международные правила поведения военнослужащего в бою.

2

2

Тема 2.3. Военно-патриотическое воспитание молодежи.


Содержание учебного материала

Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Воинские символы и ритуалы.

2

2

Тема 2.4. Общевоинские уставы

Практические занятия

  1. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Воинская дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих.

  2. Распределение времени и внутренний распорядок. Распорядок дня и регламент служебного времени. Несение караульной службы – выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.

  3. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин.




6

3

Тема 2.5.

Строевая подготовка

Практические занятия:

  1. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головной убор снять (одеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом.

  2. Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

  3. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

  4. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода.

8

3

Тема 2.6. Физическая подготовка


Практические занятия

  1. Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км).

  2. Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине.

  3. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 м.

  4. Совершенствование и контроль упражнения в беге на 1 км.




8

3

Тема 2.7.

Огневая подготовка

Практические занятия

  1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение.

  2. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выполнение упражнений начальных стрельб.

10

3

Тема 2.8. Тактическая подготовка

Практические занятия

  1. Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя.

  2. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста.

  3. Передвижения на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, самоокапывание и маскировка.

6

3

Тема 2.9. Радиационная, химическая и биологическая защита

Практические занятия

Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения

4

3




Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок несения военной службы.

Изучение положений Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила поведения военнослужащих в бою.

4




Раздел 3.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи




16




Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.

Содержание учебного материала

  1. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

  2. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного времени.

10

2

Практические занятия

Оказание первой медицинской помощи. Неотложные реанимационные мероприятия (сердечно-легочная реанимация, противошоковые мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей подручными средствами, транспортировка пострадавших). Проверка выполнения самостоятельной внеаудиторной работы.

6

3




Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся

Составить алгоритмы оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях

6




Зачет




2




Всего:

102





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
  1   2

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Примерная программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница