1. Пояснительная записка Актуальность программы




Скачать 23,97 Kb.
Название1. Пояснительная записка Актуальность программы
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер23,97 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6





Содержание


1. Пояснительная записка.

2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3. Базисный учебный план начального общего образования;

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;

8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;


1. Пояснительная записка

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:

  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

  • д. Путогино- в сохранении и развитии традиций села.

Образовательная программа начального общего образования МОУ Путогинская ООШ создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности, в первую очередь гуманитарной направленности.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что они в основном были воспитанниками дошкольного учреждения и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах, владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи, произвольно регулировать свое поведение и деятельность, организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем (воспитателем); могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

Специфика кадров МОУ Путогинская ООШ определяется высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли курсовое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Статус муниципального учреждения Путогинская ООШ предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного и начального образования за счет максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизацией интеллектуальной нагрузки, что в отличие от искусственного ускорения дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, обеспечивает их гармоничное развитие.

«Портрет выпускника начальной школы». Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил главные черты выпускника МОУ Путогинская ООШ: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.


Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы

  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

  7. Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

В предлагаемой программе используются следующие сокращения: НОО – начальное общее образование; ОУ - образовательные учреждения; ОПНШ - образовательная программа начальной школы; ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс.


Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ Путогинская ООШ, учащимся и их родителям.


2. Планируемые результаты освоения основных образовательных программ

Задачи программы

  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.

  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

  7. Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.


I.Требования к основным предметным результатам: выполнение итоговых предметных тестов на уровне районного; грамотная письменная речь среднего уровня; умение строить высказывания в определенном стиле, в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными нормами; владение навыками устного счета со средней скоростью; знание правил и умение применять правила поиска неизвестного компонента в уравнениях; умение самостоятельно выстраивать линию времени по историческим темам; умение работать с различными картами.

II. Требования к основным и метапредметным результатам:

II.1. Универсальные учебные умения: умение самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой; умение находить межпредметные связи; умение связно, осмысленно и творчески пересказывать содержание изученного материала; умение осмысленно ставить перед собой учебные цели и задачи и достигать их; умение самостоятельно организовывать свою работу на уроке; умение самостоятельно выполнять действия по алгоритму; овладение первичными навыками работы на компьютере; умение формулировать разноуровневые вопросы; умение графически оформлять изучаемый материал; умение составлять свой текст на основе изученного материала; умение аргументировать свою точку зрения на основе изученного материала; умение грамотно оформлять задания в тетради; умение выражать свои мысли устно и письменно.

II.2. Уровень развития познавательных процессов: наблюдательность; осмысленное запоминание по тексту и на слух; скорость освоения нового выше среднего норматива по району; умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; умение самостоятельно выделять в изучаемом материале существенные характеристики; развитое произвольное внимание.

III. Требования к результатам личностного развития

III.1. Мотивационные характеристики, общая культура: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу; начитанность на уровне среднего по району; устойчивый интерес к истории изучаемых предметов.

III.2. Коммуникативные характеристики: речевая культура, коммуникативные качества (умение вести диалог, устанавливать контакт, слушать и принимать точку зрения собеседника, умение грамотно отстаивать свою точку зрения); умение дружить, умение и желание помогать одноклассникам и другим людям; умение общаться и работать в коллективе; умение свободно общаться со старшими школьниками и учителями, находить с ними общий язык.

III.3. Волевые и деятельностные характеристики: ответственность при выполнении самостоятельных заданий; прилежание, аккуратность, исполнительность, трудолюбие; целеустремленность, проявление инициативы; саморегуляция; волевые качества при столкновении с трудным материалом, старательность; умение самостоятельно планировать и организовывать свое время; умение самостоятельно принимать решения в учебном процессе.

III.4. Индивидуальное развитие: умение осознавать свои индивидуальные особенности для дальнейшего их развития.

Таким образом, у выпускника начальной школы к концу его обучения в начальном звене должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей учебной деятельности: достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями; развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, адекватному возрастным нормам; достаточно развитое мышление и нормальный уровень интеллектуального развития, нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы; сформированный контроль и самоконтроль; положительная самооценка.

Планируемые результаты образования разработаны на основе требований к освоению основных образовательных программ и учитывают содержание базисного учебного плана, фундаментального ядра содержания, Программы формирования УУД, системы оценки, а также потребностей учащихся, родителей и общества.

Планируемые результаты представлены двумя уровнями: в обобщенной форме (раскрывающей общие для всего процесса обучения в начальной школе) и технологической (характерной для предметной специфики), представленной в программах учебных дисциплин.


3. Базисный учебный план МОУ Путогинская ООШ

Режим работы:

Начало занятий в 9часов 00 минут, продолжительность урока в 2-9 классах - 45 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Продолжительность перемен между уроками 10 минут, большие перемены 20 минут после второго урока и после третьего урока.

Особенностями БУП являются: содержание раздела «Информационно-компьютерные технологии» изучается в 3–4-х классах в качестве учебного модуля (в общем объеме 68 часов, по 34 часа каждый год) в рамках учебного предмета «Технология»; на преподавание учебного предмета «Основы православной культуры» 4 классе отводятся 34 часа в год; курс «Основы безопасности жизнедеятельности » включен в содержание предмета «Окружающий мир»; включение внеурочной образовательной деятельности в объеме 10 часов в неделю по определенным стандартами направлениям.

Учебные предметы

Количество часов в неделю

по классам

Всего

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.




Инвариантная часть

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

3,5

15,5

Иностранный язык

0

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы православной культуры

0

0

0

0,5

0,5

Музыка

1

1

1

1

4

Художественный труд

2

2

2

2

8

Физическая культура

2

2

2

2

8

ИТОГО

20

22

22

22

86

Вариативная часть (5-дн.)

0

0

0

0

0

Вариативная часть (6-дн).




3

3

3

9

Предельная аудиторная нагрузка (5-дн.)

20










20

Предельная аудиторная нагрузка (6-дн).




25

25

25

75

Внеурочная деятельность

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135



Внеурочная деятельность



Направления

Количество часов в неделю

Всего

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Спортивно-оздоровительное

3

3

3

3

12

Художественно-эстетическое

2

2

2

2

8

Научно-познавательное.

Проектная деятельность

2

2

2

2

8

Патриотическое

1

1

1

1

4

Общественно-полезная деятельность

2

2

2

2

8

Всего

10

10

10

10

40



4. Программа формирования универсальных учебных

действий

у обучающихся на ступени начального общего образования


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед педагогами задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Достижение ЗУН является средством формирования универсальных учебных действий.

В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


Цель программы формирования универсальных учебных действий: обеспечить системный подход к формированию метапредметных умений средствами УМК, используемых в МОУ ПООШ.

Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания образования.


Задачи программ:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий УМК (перечень УМК, используемых в ОУ) универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.


Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. Описание ценностных ориентиров на начальной ступени образования.

  2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. Формирование универсальных учебных действий средствами используемых УМК.

  4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с используемыми УМК.

  5. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий.

  6. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

1. Пояснительная записка Актуальность программы iconСодержание программы. 1 Пояснительная записка: Обоснование необходимости разработки и внедрения программы воспитания в учебно-воспитательный процесс класса. 2 Актуальность и новизна программы классной работы «СемьЯ»
Преемственность и согласованность программы с воспитательной программой предыдущих лет «я россиянин»
1. Пояснительная записка Актуальность программы icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания
1. Пояснительная записка Актуальность программы icon2. Пояснительная записка. Актуальность программы
Тематическое планирование учебно-развивающего процесса занятий основами театрального искусства. 1 год обучения
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность кружка
Актуальность кружка: Природный материал-кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность
Особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка. Актуальность и новизна
Моу «Гимназия №29», моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка общая характеристика программы
А. Н. Колмогорова, А. М. Абрамова, Ю. П. Дудницына и др составлен на основе федерального компонента Государственного стандарта основного...
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по физике и программы курса физики 7-9 классы авторов Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин....
1. Пояснительная записка Актуальность программы iconПояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница