Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А.




Скачать 27,29 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А.
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер27,29 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Введение………………………………………………………….2

  2. Методические рекомендации по организации профилактического обучения.

    • Формы и методы работы…………………………………..3

    • Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу «Мир и человек А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана, Н.В. Ивановой………………………………………………5

    • Сценарии интегрированных уроков……………………..12

    • Художественные произведения, рекомендованные для использования на интегрированных уроках………………………..40

  3. Диагностический инструментарий по оценке эффективности профилактического обучения……………………………………….45

4. Литература…………………………………………………………52


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ «МИР И ЧЕЛОВЕК» А.А.ВАХРУШЕВА, О.В.БУРСКОГО, А. С. РАУТИАНА, Н.В. ИВАНОВОЙ»


1. Введение.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно предпринимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом. Но чтобы этого достичь, необходимо обладать духовным и физическим здоровьем.

Не случайно в правительственных документах вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия уделено серьёзное внимание.

Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычками, бедах, которые те в свою очередь приносят, думаем, не стоит. Но помочь ребёнку сформировать отрицательное отношение к вредным привычкам, постараться предотвратить опасное знакомство с одурманивающими веществами мы просто обязаны. И начинать это делать необходимо уже в младшем школьном возрасте.

По мнению специалистов, формирование культуры здоровья имеет эффективное воспитательное воздействие только при непрерывном воздействии на ребёнка. Анализ же содержания учебных программ предметов начальной школы показал, что вопросы ЗОЖ рассматриваются либо в 3-ем, либо в 4-ом классах в разделе «Человек». Создавая условия для непрерывного формирования полезных привычек у детей, начиная с первого класса, группа педагогов провела работу по содержанию тем предметной области «Окружающий мир» в 1-4 классах и превентивного компонента ЗОЖ (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании). Педагогами было проанализировано содержание на совместимость программного и дополнительного материала по формированию ЗОЖ. Думаем, что дополнительный материал, встроенный в содержание учебного материала, поможет в дальнейшем решать задачу обобщения и формирования у учащихся умений и навыков здорового образа жизни и его составляющих.

В методическом пособии также представлен материал, который может быть использован и во внеклассной работе.

Надеемся, что методическое пособие позволит педагогам начальной школы познакомить учащихся с объективной информацией о последствиях вредных привычек и формировать представления о негативном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на различные сферы жизни человека (здоровье, учёбу, работу, личную жизнь и т.д.); поможет формировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к вредным привычкам.

В методическом пособии предложен материал, который поможет им организовать учебную внеклассную работу по формированию здорового образа жизни у младших школьников по 4 аспектам: профилактика алкоголизма, табакокурения, токсикомании и наркомании.

Целенаправленная работа педагогов по формированию полезных привычек позволит решать следующие задачи:

Познакомить учащихся с теоретическим и историческим материалом о наркомании, табакокурении, алкоголя, токсикомании.

Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях вредных привычек и сформировать представления о негативном влиянии табака, алкоголя, наркотиков на различные сферы жизни человека (здоровье, учёбу, работу, личную жизнь и т.п.)

Формировать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании и наркомании.

Формировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к вредным привычкам, познакомить учащихся со стратегией принятия решений.

Показать роль самооценки в отказе от употребления наркотических веществ, алкоголя.


2. Методические рекомендации по организации профилактического обучения.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Материал по данной проблеме преподается детям в виде интегрирования уроков окружающего мира и профилактических занятий по формированию полезных привычек. То есть изучение данного материала происходит на уроках окружающего мира путём плавного введения в основной урок бесед, игр, диспутов, театральных сценок, направленных на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения учащихся. Основной формой обучения, конечно же, является урок. В ходе урока целесообразно использовать различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую и индивидуальную.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении поставленных задач. Индивидуальная форма работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся.

Групповая форма приучает учеников к коллективным методам работы, общение является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности. На уроках по формированию полезных привычек можно использовать различные методы групповой работы: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения-энергизаторы.

Кооперативное обучение. Кооперативное обучение - это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. Для детей, обладающих этими качествами и умеющих выбирать друзей, вероятность приобщения к табаку и алкоголю невелика.


Мозговой штурм. Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия. Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:


  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение класса;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
    •удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале урока, а также для подведения итогов урока.


Ролевое моделирование. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение на глазах учителя. За счет включения в активную деятельность они обычно заинтересованы в ролевом моделировании. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так, как они хотели бы действовать в реальности. Иногда учитель раздает роли заранее, а иногда только подает детям идею и просит их импровизировать.

Упражнения-энергизаторы. Класс на уроке или группа детей в середине любой совместной деятельности периодически испытывают снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется, маленькие дети могут стать беспокойными. Они перестают работать, начинают мешать учителю. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы, - физкультминутка, или упражнение-энергизатор. Энергизаторы, или подвижные групповые игры, хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использования энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие удовольствие, снова чувствуют себя включенными в работу.

Учебные экскурсии – это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение материала в естественных условиях. На природоведческих экскурсиях можно обратить внимание на поведение, внешний вид курильщиков, пьяниц. Можно посетить анатомические экскурсии.

На интегрированных уроках окружающего мира и профилактических занятий по формированию полезных привычек в начальной школе из словесных методов обучения целесообразно применять такие, как рассказ, сказка, беседа.

Необходимо также применять наглядные методы обучения: метод иллюстраций – плакаты, карты, зарисовки на доске, картины и т.д.; а также метод демонстраций – это различные опыты, демонстрации дидактических материалов, показ фильмов и т.д.

Очень важны на этих уроках методы стимулирования учебной деятельности. Развить познавательный интерес учащихся можно с помощью эмоционального переживания через приём удивления, нравственного переживания, житейского толкования явлений. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, викторин, блицтурниров, пресс-конференций и т.д.

Но основной метод – это проблемно-поисковый. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают раннее приобретённые знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.


  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО КУРСУ «МИР И ЧЕЛОВЕК».

На уроках по формированию полезных привычек специальные темы включаются в базовые темы курса «Мир и человек», а в частности, в базовые темы предмета «Окружающий мир» авторского коллектива под руководством А.А. Вахрушева, издательство «Баласс».

Тематический план интегрированных уроков дан по всему курсу начальной школы по данному учебнику. Специальные темы пор формированию ЗОЖ подбирались к базовым темам так, чтобы чётко просматривались межпредметные связи и присутствовала единая тематика.

Базовые темы предмета


Специальные темы по формированию ЗОЖ

1 КЛАСС


ТЕМА: Твои помощники – органы чувств.

с. 1, часть2

ЦЕЛЬ:

Показать роль и специфику разных органов чувств.


ТЕМА: Наши помощники – память и ум.

с. 8, часть2

ЦЕЛЬ:

1. Дать понятие о памяти, как о хранилище чувств и знаний.

2. Помочь учащимся с помощью их жизненного опыта раскрыть такое понятие, как ум.

3. Сопоставить трёх помощников познания мира: органы чувств, память, ум.


ТЕМА: Ты и твоя семья. с.22, часть 2

ЦЕЛЬ:

  1. Показать главную ценность семьи в обществе.

  2. Учить, как создавать благоприятную атмосферу в семье.



ТЕМА: Ты и твои друзья. с. 40, часть 2

ЦЕЛЬ:

  1. Помочь детям понять, что основа дружбы – это общение.

  2. Учить соблюдать основные правила общения с друзьями.

  3. Сравнить особенности общения животных и людей.



ТЕМА: Богатства природы. с. 29, часть 3

ЦЕЛЬ:

  1. Дать понятия «природа» и «природные богатства».

  2. Понять, как взаимосвязаны живые и неживые природные богатства с предметами, которые нас окружают.

  3. Учить учащихся разумно относится к природным богатствам.



ТЕМА: Растения и животные. с. 1, часть 4

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить детей с отличиями и сходствами растений и животных.

  2. Показать, что главная задача человека – помогать природе сохранять существующие растения и животных.

  3. Расширять кругозор детей в области растений и животных.



ТЕМА: Человек – разумное существо. с.28, часть 4

ЦЕЛЬ:

  1. Показать взаимосвязь природы и

человека.

2. Познакомить учащихся с некоторыми особенностями строения человека.


ТЕМА: Лето – природа цветёт и созревает. с.42, часть 4

ЦЕЛЬ:

  1. Показать особенности природы летом.

  2. Расширять знания о родной природе через загадки, пословицы, сказки, народные приметы.

  3. Знать правила поведения при грозе.



2 КЛАСС.

ТЕМА: Из чего состоят все предметы?

с. 4, часть1

ЦЕЛЬ:

  1. Учить пользоваться правильным употреблением понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит.

  2. Учить различать твёрдые, тела, жидкости и газы.

  3. Учить превращать вещество из одного состояния в другое.


ТЕМА: Засушливые зоны умеренного пояса. с.22, часть3

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить с пейзажем степной природной зоны, её климатом и природными условиями, растительным и животным миром.

  2. Уметь находить на карте степи.



ТЕМА: Города и страны. с. 42, часть3

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить детей с городами и странами, с изображением их на политической карте.

  2. Познакомить учащихся с основными географическими понятиями: страна, столица, политическая карта.



ТЕМА: Наша маленькая планета Земля. с.48, часть 4

ЦЕЛЬ:

  1. Показать, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей.

  2. Сформулировать правила бережного отношения к природе.





ТЕМА: Нужные и ненужные лекарства.

ЦЕЛЬ:

Учить детей различать нужные и ненужные лекарства.


ТЕМА: Как влияют наркотики и алкоголь на мозг.

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить детей с последствиями наркомании, алкоголизма, нарушающими мозг человека и вызывающими социальную деградацию человека.

  2. Показать на примерах, как постепенно изменяется память, притупляются чувства человека.

  3. Формировать неприязнь к образу жизни человека, злоупотребляющими алкогольными напитками.



ТЕМА: Если в семье кто-то пьёт и курит.

ЦЕЛЬ:

  1. Учить детей критически относится к употреблению табака, алкоголя в семье. Привести примеры из жизни.

  2. Сравнить семьи с вредными привычками и благополучные семьи, сделать выбор, положительный для себя.

  3. Формировать представление об опасности, которая может исходить от пьяного человека.



ТЕМА: Настоящие и мнимые друзья.

ЦЕЛИ:

  1. Объяснить детям ценность настоящей дружбы.

  2. Учить оценивать себя самостоятельно принимать решения в ситуации давления.

  3. Формировать у учащихся представление о том, что такое лживый и правдивый человек; понимание того, что человек, ставший рабом наркотиков, всегда лжив.



ТЕМА: Богатства природы – полезные и вредные.

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить детей с тем, что некоторые богатства природы такие, как нефть, смолы, газ, некоторые растения (табак, конопля, мак, виноград, пшеница) могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека.

  2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

ТЕМА: Чем вредны растения – виноград, табак, конопля, мак.

ЦЕЛЬ:

  1. Овладение учащимися объективными знаниями, соответствующими их возрасту о растениях, вызывающих наркоманию, алкоголизм, курение.

  2. Формировать у учащихся стремление быть ответственным за своё здоровье и применять «вредные» растения как полезные.

ТЕМА: Ответственность человека за своё здоровье.

ЦЕЛЬ:

  1. Объяснить учащимся, что человек – разумное существо и сам несёт ответственность за совершённые поступки (попробовать спиртные напитки, курение), которые могут отразиться на здоровье.

  2. Объяснить детям, что очень часто люди употребляют алкогольные напитки, чтобы уйти от решения своих проблем. При этом сделать акцент на то, что алкоголь не разрешает возникшую проблему, а только на некоторое время даёт возможность человеку забыть о ней.

  3. Формировать привлекательный образ здоровья.

ТЕМА: Каникулы – новые друзья и враги.

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей, как находить друзей по интересам.

  2. Учить детей, как правильно принимать решения в опасных ситуациях, как отказать человеку, который предлагает попробовать наркотики и алкоголь.

  3. Формировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.

  4. Формировать негативное отношение к употреблению наркотиков.


ТЕМА: Газообразное вещество как яд.

ЦЕЛИ:

  1. 1. Познакомить детей с понятием «токсикомания».

  2. Учить критически относится к ядовитым газам.

  3. Выработать отрицательное отношение детей к токсикомании, курению, пассивному курению, т.е. ко всему тому, что выделяет ядовитые газы.

  4. Разъяснить причины курения.


ТЕМА: Степи – благоприятная зона для растений – наркотиков.

ЦЕЛИ:

  1. Объяснить учащимся, почему люди используют некоторые полезные растения для изготовления наркотиков.

  2. Учить критически относится к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.

  3. Обучать ясно и чётко формулировать причину отказа от наркотиков.

ТЕМА: Как люди отдыхают в городах и сёлах.

ЦЕЛИ:

  1. Понять, как отличается отдых городских детей и сельских.

  2. Учить делать здоровый выбор в свободное время в ситуации давления со стороны друзей.

  3. Формировать у учащихся стремление избегать общения с людьми, употребляющими наркотики.

ТЕМА: Охрана природы и своего здоровья.

ЦЕЛЬ:

  1. Показать взаимосвязь природы человека, а также человека с пагубными привычками.

  2. Объяснить детям, что охрана и

бережное отношение к природе и своему

здоровью должно быть постоянным и повседневным.

3. Формировать стремление избегать ситуации, связанные с риском для здоровья (объяснить детям, что в некоторых ситуациях пьяный человек подвергает и свою, и чужую жизнь серьёзной опасности).

3 КЛАСС.

ТЕМА: Обмен веществ в организме.

с. 24, часть 1

ЦЕЛЬ:

Познакомить с понятием «обмен веществ»


ТЕМА: Как природа залечивает раны.

с. 52, часть1

ЦЕЛЬ:

Показать, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путём смены экосистем.


ТЕМА: Пернатые изобретатели.

с.32, часть 2

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полёту.


ТЕМА: Прирождённые разрушители.

с.47, часть2

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с особенностями грибов и их ролью в природе.


4 КЛАСС.

ТЕМА: Как человек использует свойства воздуха с. 24, часть 1

ЦЕЛЬ:

Сформулировать у учащихся новые понятия – о строениях и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.


ТЕМА: Почему наш организм работает слаженно. с.41, часть 1

ЦЕЛЬ:

Формировать у учащихся понятия: о строении и функциях спинного и головного мозга (о гормонах и их роли).


ТЕМА: Многогранный мир чувств. Слух, равновесие, обоняние, вкус, осязание.

с. 51, часть 1

ЦЕЛЬ:

Формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.


ТЕМА: Родители и дети.с.56, часть1

ЦЕЛЬ: Формировать у детей новые понятия – внутреннее оплодотворение, внутриутробное развитие, выкармливание молоком, обучение и воспитание потомства.


ТЕМА: Отчего мы иногда болеем.с.61, ч.1

ЦЕЛЬ:

Формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, возбудители болезней, предупредительные прививки, иммунитет.


ТЕМА: Металлы. с. 36, часть2

ЦЕЛЬ:

Формировать у учащихся понятие «металлы» и их свойства.


ТЕМА: Как нам жить? с. 67, часть 2

ЦЕЛЬ:

Научить находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения. Сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.



ТЕМА: Влияние вредных привычек на обмен веществ в организме.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить детей с последствиями неправильного питания (слишком обильная жирная пища, сдоба, сладости). Их влияние на процессы обмена веществ (диатез, избыточный вес).

  2. Опровергнуть распространённое суждение о том, что «курение помогает оставаться стройными». Не курение, а спорт помогает человеку быть и оставаться красивым и стройным. Курение портит аппетит и способствует возникновению гастрита, а порой и язвы желудка. Таким образом, стройность, благодаря курению, слишком дорого обходится.

ТЕМА: О продаже и распитии спиртных напитков (в т.ч. пива) в районе производственных предприятий, учебных и детских заведений, больниц, аэропортов, вокзалов, массовых гуляний и отдыха, на улицах, во дворах и подъездах.

ЦЕЛИ:

  1. Утвердить позицию детей в негативном отношении к фактам продажи и распитии напитков, имеющим место в жизни.

  2. Воспитывать культуру поведения на улицах родного города, в местах отдыха.

  3. Формировать представление об опасности, которая может исходить от пьяного человека.

  4. Формировать негативное отношение состоянию опьянения.

ТЕМА: Как попугай стал говорящим. Понятие о пассивном курении.

ЦЕЛЬ:

  1. Дать школьникам представление о вреде пассивного курения.

  2. Рассказать о влиянии курения на внешность человека.

  3. Формировать стремление быть ответственным за своё здоровье.

ТЕМА: Алкоголь и мозг.

ЦЕЛИ:

  1. Объяснить, как при помощи грибов вырабатывают алкоголь.

  2. Объяснить, как алкоголь влияет на мозг.

  3. Формировать у учащихся стремление быть ответственным за своё здоровье.


ТЕМА: Права курящих и некурящих. Обсуждение этических аспектов курения.

ЦЕЛЬ:

  1. Обсудить курение в общественных местах, дома, в присутствии некурящих, обосновать правомерность ограничения курения.

  2. Формировать личную позицию в отношении курения.

  3. Предоставить начальные сведения о здоровом образе жизни.


ТЕМА: Том Сойер учится курить.

ЦЕЛИ:

  1. Дать ученикам основные сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений.

  2. Знакомство с основными веществами, входящими в состав табачного дыма и вредном влиянии его компонентов на организм человека. Немедленный эффект курения. Демонстрация наглядного пособия «курящая кукла».


ТЕМА: Курение (вдыхание наркотического порошка, токсикомания) успокаивает нервы. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Так ли это?

ЦЕЛЬ:

Формировать умение правильно оценивать распространенные «мифы» о курении. Обратить внимание на следующие аспекты темы:

  • Курение и токсикомания являются ложным и опасным «успокаивающим» средством.

  • Жизненного успеха люди достигают вопреки, а не благодаря курению.


ТЕМА: Нюханье.

ЦЕЛЬ:

  1. Расширить понятие детей о «токсикомании», разновидностью, которой является «нюханье».

  2. Формировать представление о способах влияния на мнение другого человека. Обсудить с учащимися значение поговорки «Осведомлён – значит вооружён».

ТЕМА: Девочки с сигаретой. Сведения о влиянии курения на здоровье и внешность девочки (девушки и женщины). Влияние пагубных привычек на детородную функцию женщины и здоровье детей.

ЦЕЛЬ:

  1. Повысить мотивацию некурения у девочек.

  2. Объяснить несовместимость курения и здоровья будущих детей.



ТЕМА: Ты и алкоголь.

ЦЕЛИ:

Провести разъяснительную беседу о вреде алкоголя, показать его пагубное воздействие на организм.


ТЕМА: Виды давления на человека и способы сопротивления.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с видами давления.

  2. Обсудить способы сопротивления давлению.видами давления.

и способы сопротивления.

му комплекту "в 4х классовй школе.ого общего образования - на ение.


ТЕМА: Реклама – человек – здоровье. Влияние рекламы на поведение и образ жизни человека.

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить учеников с психологическими приёмами воздействия на человека. Реклама как один из видов подобного воздействия. Особое внимание уделить рекламе продуктов питания, алкогольных напитков (пиво, тоник, кока-кола → кофеин), сигарет.

  2. Формировать представление о механизме создания привлекательного образа рекламируемого товара.

  3. Формировать негативное отношение к рекламе алкогольной и табачной продукции.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconТематическое планирование уроков физики в 11 классе
Тематическое планирование уроков физики в 11 классе по учебнику: «Физика 11 Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б.» 2 ч в неделю, всего 68...
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconМетодические рекомендации по переводу дисциплин второй половины обучения в вузе в активные формы организации образовательной деятельности
Тгу, планирующих принять непосредственное участие в этой программе, взяв на себя ответственность за переработку учебных курсов в...
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconТематическое планирование уроков химии в 10 классе
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе, базовый уровень, 2010-2011 уч год
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconТематическое планирование по курсу «введение в обществонание» для дистанционного обучения 8 класс
Тематическое планирование курса (базовый уровень) рассчитано на один час учебного времени; разработано на основе программы Боголюбова...
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconТематическое планирование по курсу «обществознание» 10 класс
Тематическое планирование курса (профильный уровень) рассчитано на 3 часа учебного времени
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconМетодические рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и...
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе (по учебнику Ю. И. Лыссого) (102 часа)
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconКалендарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 «В» классе
Календарно-тематическое планирование уроков по математике в 1 «В» классе на 2009-20010 уч год
Методические рекомендации по организации профилактического обучения. Формы и методы работы Тематическое планирование интегрированных уроков по курсу Мир и человек А. iconТематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе (по учебнику В. Я. Коровиной)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница