Исследовательская работа Тема: «певец земли родной»




Скачать 26,75 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Тема: «певец земли родной»
Дата03.02.2016
Размер26,75 Kb.
ТипИсследовательская работа



Х районная малая научно-практическая конференция

академии наук юных исследователей


Литературоведение


Исследовательская работа


Тема: «ПЕВЕЦ ЗЕМЛИ РОДНОЙ»

(о жизни и творчестве М.А. Шолохова)


Автор работы:

Михайленко Юлия, 11 класс

МБОУ Краснооктябрьская СОШ


Руководитель

Котляренко Е.И.

учитель русского языка и литературы

МБОУ Краснооктябрьской СОШ


2012 год


СОДЕРЖАНИЕ.



  1. Введение…………………………………………………………….. 3

  2. Дон в жизни и творчестве М.А. Шолохова: ………………………. 5

а) детство Миши Шолохова;

б) певец донских степей;

в) человек и природа в романе «Тихий Дон»;

г) «Тихий Дон» - панорама глубинной жизни народа;

д) красочный мир Шолохова.

3.Заключение……………………………………………………………..15

4. Литература……………………………………………………………...17

5. Приложение





ВВЕДЕНИЕ


Творчество М.А.Шолохова, его общественно-политическая деятельность – ярчайший пример писателя-гражданина. Михаил Александрович не уставал повторять, что в молодом поколении необходимо воспитывать патриотические чувства – чувства долга и любви к своей родине.

Сегодня, когда изменились морально-этические ценности, вовсе не лишним будет обратиться еще раз к творчеству М.А.Шолохова.

Воспитание патриота начинается с любви к своей малой родине, к ее природе. Трудно назвать писателя, который так знал бы окружающий нас живой мир, как знал его М. Шолохов. Человека нельзя представить вне земли. Земные поля и нивы кормят человечество, земные воды утоляют его жажду. Неисчислимые красоты земли – леса и реки, горы и долы, озера, запах розы и вечнозеленой хвои, шум морского прибоя, теплые дожди и тихие снега, золотое пшеничное зерно и окутанный паром, только что рожденный телок, великое множество проявлений земной жизни – неотделимы от человека, так же как сам человек неотделим от земли. Человек и земля взаимосвязаны до конца. Из понимания и признания этого вышли Пушкин и Гете, Бетховен и Чайковский, Микеланджело и Лев Толстой и многие художники разных народов, чьими творениями гордится человечество.

Хочется надеяться, что ни один человек не останется равнодушным, узнав в описываемых Шолоховым пейзажах «родимую степь под низким донским небом».

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Влияние творчества Шолохова на подрастающее поколение.

  2. Что значит родная земля для писателя.

Цель работы – определить, какую роль играл Дон в жизни и творчестве М.А.Шолохова.

Задачи работы:

1. Проанализировать творчество М.А.Шолохова.

2. Провести собственное исследование и выявить, многие ли называют себя патриотами сегодня.


Гипотеза работы.

Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Методы работы.

В работе использованы следующие методы:

  1. Литературоведческий анализ

  2. Интернет-опрос

  3. Анкетирование учащихся 10,11 класса


Моя работа может быть использована на уроках литературы, на внеклассных мероприятиях при проведении предметной недели.


ДОН В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ШОЛОХОВА

Редкому художнику дано счастье в творчестве так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона, на берегу которого стоит дом Михаила Шолохова. Мы говорим: Шолохов – и видим тучные черноземы юго-восточной России, людей, живущих на этой древней земле. Мы говорим: Дон – и перед нами одно из самых притягательных имен 20 столетия – Михаил Шолохов.

Легендарный, овеянный поэтическими сказаниями и чудесными песнями могучий «батюшка тихий Дон» берет свое начало на Среднерусской возвышенности у Иван - озера. Небольшой ручеек, пробиваясь сквозь леса, поля, болота, превращался в могучую русскую реку, вбирая в себя великую силу от больших и малых рек, притоков и ручьев. На пол-России протянулся Дон Иванович по землям тульским, липецким, воронежским и ростовским. Рекой русской славы, рекой вольности и бесстрашия нарекли в народе тихий Дон. На многострадальной донской земле, родился певец, которого страстно звала чеховская степь.

Родился М.А. Шолохов 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, быв. Области Войска Донского. Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался от своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, веселые, удалые, с песнями, с плясками, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна (его тетя).

Миша Шолохов, братья Сергины, как и все хуторские сверстники, были помощниками в хозяйстве родителей. Александр Михайлович брал детей с собой в степь на полевые работы. Ребята рано научились запрягать лошадь, ухаживать за скотом и птицей, косить сено, рубить дрова.

Вспомним сцены в «Тихом Доне», когда весь хутор на несколько дней откочевывал в степь на сельхозработы. Казалось бы, наделы должны быть поближе к хутору, под рукой, и земля в пойме плодороднее. Но казаки и клочка земли не распахивали в пойме, берегли Дон-кормилец от заиления.

М.А. Шолохов знал и очень любил родную землю, привольную и широкую донскую степь. Он не просто знал дерево или птицу, траву или зверя, а чувствовал и понимал душу всего живого, потому что с первых дней детства «маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, и покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это неизгладимо отражалось в его сердце» (А.Серафимович).

Жизнь у Михаила Александровича была такой же, как у его земляков, казаков-хлеборобов, и его талант порожден самим народом, животворящей донской природой. Казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Необозримы донские степи, воспетые М.А. Шолоховым. Он был человеком наблюдательным и подмечал малейшие изменения в природе Донского края. В произведениях М.А. Шолохова степь описывается в разные времена года: и в летний зной, и в зимнюю стужу; ранней весной и поздней осенью.

Донская степь весной. «Рубиновая россыпь тюльпанов на многие версты зажигает степь». «…Пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки…, устремленные ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна». Степь «дивно украшается лазоревым цветом». « Несказанным очарованием была полна степь, чуть зазеленевшая, налитая древним запахом оттаявшего чернозема и вечно юным – молодой травы».1

Донская степь летом. «Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром». «Желтый солнечный зной. Желтой пылью дымятся не скошенные вызревшие заливы пшеницы. Там, где кончается пшеница, - шафранная цветень донника». «А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывет в голубом, - внизу в траве неслышно скользит его огромная тень. Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча …и все окружающее прозаично - недвижимо»2.

Донская степь осенью. «Степь, задымленная тучевой тенью, молчаливо и покорно ждет дождя». «Тишина…, мудрое молчание, которым полны бывают степь и лес под осень». «Мягкая предзимняя наволочь крыла пресно пахнущую землю»3

Донская степь зимой. «Но под снегом все же живет степь. …Там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к чернозему, …и ждет весны, солнца»4. Степь – это «снежная целина».

Как писатель истинно русский, Шолохов любил природу той же трогательной любовью, какой любили ее Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов.

Действие шолоховских произведений, как правило, происходит на Дону, в среде донского казачества. Все, чем богата природа, с тончайшими деталями выписано Шолоховым и в «Тихом Доне», и в «Поднятой целине», и в «Донских рассказах», и природа в его произведениях живет не сама по себе, а в органической связи с жизнью героев, с миром их чувств.

Страницы шолоховских книг зримы, как цветные киноленты. Зримость эта во всем. И в том, как Шолохов показывает донскую природу, станицу или хутор; и в том, как полыхают весенние закаты, как лютуют зимние стужи, как расцветает лето и как увядает осень; и в том, как люди воюют, как трудятся на полях, как справляют свадьбы, как любят, ревнуют, умирают…

Любовь к родному краю, к его народу в крови героев произведений Шолохова. Она тесно связана с благоговеньем перед народными традициями, природой Дона. Один из персонажей, вероятно выражая чувства и мысли автора, говорит: «Я до чёртиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю! От запаха степного полынка мне хочется плакать… И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождем виноградниками, - так глубоко и больно люблю…».5

Все мы хорошо помним впечатляющее начало «Тихого Дона». Сколько в нем поэзии! Кажется, ну что тут такого особенного – показать обычный, каких тысячи, казачий двор «на самом краю хутора»? Разве до Шолохова так-таки никто не описывал крестьянское житье-бытье со двором и хатой? Описывали. Но в том-то и сила Шолохова-художника, что обычный, всем знакомый двор он показал необычно, не так, как все. Писатель отобрал и отыскал такие словесные краски, каких до него мы еще не встречали, и перед нами вырос не просто мелеховский двор, каких много, а открылась взору опоэтизированная картина. В этой картине, как мы помним, и «воротца со скотиньего база ведут на север к Дону», и крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб», и «перламутровая россыпь ракушек».


Особенно внимание читателей привлекают «изломистая кайма нацелованной волнами гальки» и «перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона».

Отсюда, от кусочка земли на меловой хребтине Дона, и начинается эпопея о донском казачестве. Начало романа напоминает бьющий из расщелины мощный родник, и он, сливаясь с другими родниками, жадно вбирает в себя на своем пути и вешние воды, и горные потоки.

В нелегкие минуты своей жизни шолоховский герой способен радоваться жизни, жизни природы, как бы сливаясь с ней, улавливая тончайшие ее детали. На разных этапах сюжетного развития природа как воплощение жизни становится непременным прибежищем для тех героев, которые, при всей беспощадности злоключений и катастрофичности судеб продолжали жить жизнью души. От жестокостей и бесчеловечности военных противостояний они стремятся к своей обители – к родным степям, к цветам, деревьям, к земле, к Дону. Эта земля, эта природа их взрастила, она же и вернет каждого к себе. Так, Дарья, зная о своем страшном недуге, о том, что смерть для нее вскоре неминуема, вдруг смотрит на мир как-то по иному: «она сорвала прилепившийся к стеблю кукурузы цветок повители, близко поднесла его к глазам. Нежнейший, розовый по краям раструб крохотного цветочка, такого прозрачного, почти невесомого, источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли. Дарья смотрит на него с жадностью и изумлением, словно впервые видела этот простенький и невзрачный цветок; понюхала его, широко раздувая вздрагивающие ноздри, затем бережно положила на взрыхленную, высушенную ветрами землю». Прислушивается к звукам природы Наталья, уставшая от земной трагедии: «Так мила сердцу Натальи была установившаяся после орудийного гула тишина, что она с жадностью, не шевелясь, вслушивалась в бесхитростные песни жаворонков, и в скрип колодезного журавля, и в шелест напитанного полынной горечью ветра». В минуту затишья, после боя Григорий останавливается на склоне глубокого лога, чтобы передохнуть и напоить коня. И здесь он вдруг погружается в мирную жизнь «повитой солнечной дымкой степи». Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается его сильнейшим душевным движением на протяжении всего романа. «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…».

Писатель всматривается в души героев и различает в них такое чуткое восприятие природы, о котором не ведают, порой, сами персонажи. Герои «Тихого Дона» независимо от своего сознания и способности мировидения ощущают внутреннюю наполненность чувством неба, земли, космоса. В романе изображена не просто природа, а природа, увиденная, замеченная человеком.

Течет полноводная река, и чем ниже к ее устью мы спускаемся, тем шире раздвигаются ее берега, тем спокойнее и величественнее ее течение. Точно так же ширится и разрастается описанная в «Тихом Доне» жизнь людей – от мелеховского куреня на берегу Дона до трогательной и горестной встречи с сыном Мишаткой постаревшего телом и душой Григория; от первых слов «мелеховский двор – на самом краю хутора» до последней, звучной как аккорд, заключительной фразы: «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». И на всем протяжении этой «реки жизни» взору читателя открываются то степные просторы, то казачьи станицы и хутора со своим исконным, давно устоявшимся бытом и обычаями. То мы видим страшные картины войны и рождение в боях Советской власти на Дону, то предстают перед нами судьбы героев, которые, говоря словами А.С.Серафимовича, пришли к читателю «живой сверкающей толпой». Так открывается перед нами жизнь целого народа на самом крутом и сложном повороте его истории.

Шолохов открыл Дон миллионам читателей. Он говорил о том, что хотелось написать о народе, среди которого он родился и который знал. Сила Шолохова – в его неразрывной связи с народом. Казачество, его история периода первой мировой войны и революции многим представлялись загадочными. Необходимо было сказать правду.

В «Тихом Доне» многие герои из трудовой среды имеют противоречивую биографию, колеблются, мечутся, восстают против народной власти. Все это необходимо было глубоко исследовать и объяснить.

«Тихий Дон» - на редкость живая, красочная панорама глубинной жизни народа. Прокофий Мелехов, Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Григорий, Наталья, Пётр, Аникушка , Авдеич, Христоня, Степан Астахов, Валет, конюх Сашка, Бабка Дроздиха, кучер Емельян, кухарка Лукерья, дети и другие – прямо – таки скульптурные изображения, неповторимые индивидуальности. На всех хватило авторского внимания – любопытного, заинтересованного, четкого.

Главные герои Шолохова – труженики. Он всем существом с этим народом, вжился в простое, безыскусное его бытие. Герои из народа собраны, ухватисты в работе, сметливы и совестливы. Главные их думы о земле, полевых работах, урожае, сенокосе. Во время похода, тоскуя по дому, «шли мимо пахоты, и каждый нагибался, брал сухой, пахнувший вешним солнцем комочек земли, растирал его в ладонях, давил вздох». Это трудовой народ. Он все умеет делать. И любит делать. Не выпадут из рук ни вилы, ни коса, ни топор. В труде – их признание, радость, смысл и красота жизни. Если кто ленив – поблажек не дают, хитрых разоблачают, болтунов, захребетников презирают. Шолохов воссоздает картины тяжелого труда, где механизация почти полностью отсутствует, вся производительная сила – лошадь, вол, хозяин, погонщица.… Под палящим солнцем и в непогоду медленно, с муками прокладывается борозда. Не распрямляется Ильинична, ставшая «горбатой» от работы. Всегда находит себе занятие Пантелей Прокофьевич. «Работящий» - самое дорогое качество человека в глазах казаков. Такими выведены в романе Григорий, Наталья, Аксинья, Дуняшка. Женщины, когда нужно, выполняют мужской труд. Аксинья белит курень, перекрывает крышу, едет в поле пахать и сеять.

Для того чтоб понять необходимость такого труженичества, воспринять этот нелегкий быт всем существом приросшего к земле человека, тоже нужно призвание. Оно есть у героев Шолохова.

Писатель не обошел и сословные пережитки в сознании казачества, обособленность, кичливость, иногда презрительное отношение к иногородним, «мужчинам», местный национализм. Но в этом случае он проясняет, прежде всего, как сложились эти представления казаков. «Не одно столетие назад заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев – русских, украинцев». Говоря о национализме казаков, нельзя не учитывать и их естественное чувство любви и к родному краю. Вспомним, какая ненависть обуревает Мелехова, когда он видит на донской земле интервентов.

Донщина – вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы, казачьи курени, полынные степи, тракты… Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица. В романе присутствует сама история Дона, выверенная, во многом тщательно документированная. Подлинные события, исторические имена, точная датировка, приказы, резолюции, телеграммы, листовки, письма, действительные маршруты военных походов подкрепляют художественную фантазию автора. Судьбы героев соотнесены с реальностью. Извилистый путь части народа показан в «Тихом Доне» с беспощадной правдивостью. Писатель точно представил весь уклад сельской жизни, специфическую казачью среду, где светлое перемежается с мрачным, порой жестоким, новое – с уходящим, но ещё цепким и живучим. С виду это был «тихий» Дон, но жизнь и здесь меньше всего походила на идиллию. «В каждом дворе, обнесённом плетнями, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная, горько – сладкая жизнь…»

Шолохов изобразил Донщину как песенный край, а значит, и край поэзии. Где казак – там и песня. В ней прославлены Ермак, Разин, вольница, Пугачев, русские края, милые любушки и жёнушки. Горько повествует она о превратностях судеб солдатских. Тягучая и сильная, пережившая века, плывёт песня под перестук тележных колёс по пыльным дорогам, ликующе гремит на свадебном пиру, скорбью – думушкой тихо несётся из солдатских вагонов на дорогах мировой войны. Старинные казачьи песни, простые, образные, родниковой чистоты, хотя и с заметным налётом древности, задевают душу трепетной любовью к земле, родному краю. В них раздумья, эпическая широта. Проходных слов, заполняющих пустоту, нет совсем. Каждое имеет смысловую и эмоциональную нагрузку. Взволнованная интонация – вопросы, восклицания, обращения, символы, строгий смысловой и образный параллелизм, замедленный ритм, поэтическая лексика: «батюшка тихий Дон», «студены ключи бьют», «бела рыбица мутит» - всё это создаёт особую эмоциональность песен, которые естественно вписались в роман. И не только песни, а и сказки, заговоры, молитвы, поверья, живописные пословицы, поговорки, дразнилки, прозвища, прибаутки. Эпические картины степей, Дона, событий войны, нелёгких судеб вряд ли были бы столь волнующими и достоверными, психологически убедительными, если бы не было этой опоры в незамутнённом источнике красивой и сильной народной поэзии. Песни, говорил Гоголь, - «это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая жизнь народа».

Мир в изображении М.А.Шолохова богат красками, запахами. Он подметит «запах перекисших землин и прямой сухмени богородистой травки», «на полу – перерезанную крестом оконного переплёта золотую дрёму лунного света», «над кроватью на подвеске тягучий гуд потревоженных мух». Как открытие воспринимаешь эпитеты, сравнения, метафоры, параллелизмы: «Пролетит ворон, со свистом разрубая воздух, роняя горловой стонущий клекот», «Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали как огненные языки».

Точность наблюдения, незаменимые народные слова, эмоциональность, простота формы – все это было в классических образцах. Но Шолохов дал и совершенно новое, чего не знала ещё словесная живопись.

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько – солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»6

В этом описании сливается всё: история, космическое пространство, вилюжины балок, следы конского копыта. Шолохов мыслит широко и конкретно, воспринимает Родину всеми чувствами горячей души.

Сколько раз писатели изображали грозу, дождь. И делали это превосходно – Тургенев, Л. Толстой, Горький. И все-таки в шолоховском описании – своё. «Дон… кидал на берега гребнистые частые волны», «за левадами палила небо сухая молния», «давил землю гром», «раскрылатившись, колесил коршун», «колыхался серый столбище» - все образы точные, зримые, динамичные.

Это свободное распоряжение разнообразными словесными средствами и стилистическими приёмами отличает Шолохова от тех писателей, которые опирались только на сказовые формы или, наоборот, лишь на «книжность», далёкую от живой речи народа.

Явление Шолохова в литературе подобно русской равнинной реке, проложившей русло от Куликова поля через Среднюю Россию к югу до Азовского моря. Глубоки и прозрачны воды степной реки, бездонно небо, опрокинутое в донской волне, тягучи и величественны песни, сложенные на этих берегах, прекрасны легенды, которые живут в хуторах и станицах…


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знаменитый писатель не мог жить без земляков-станичников, без степи, без родных берегов, без того ощущения полного слияния человека с живой природой, которое свойственно земледельцам: «Не могу жить без природы. Она каждый миг иная. Все в ней неповторимо. Вечно новы облака, вода, травы, деревья… И люди без конца меняются. Целые человеческие коллективы, и те не остаются неизменными, приобретают все новое обличье, растут или погибают. Как фиалки, как тюльпаны в степи. Как стаи перелетных птиц».

Познакомившись с творчеством Шолохова, я стала открывать для себя свой хутор. Привычные и родные с детства места озарились волшебством узнавания.

Степь для нас – ландшафт малой Родины – Донщины, на которой мы родились, выросли и живем. Дорога мне шолоховская, наша степь. Здесь все радует душу. В ней все неповторимо и прекрасно, всякий раз она обновляет твои чувства, как заново нарождаются в степи новые цветы и травы, новые злаки, и не дает она этим чувствам притупиться, иссякнуть.

Многие из нас родились и выросли в деревне, среди степей. Многие, выйдя из дома, полной грудью вдыхали холодный январский воздух, вдыхали, наслаждались его сладостью, чувствовали, ловили трепетно вздрагивавшими, расширившимися ноздрями неуловимые, терпкие запахи и, захлебываясь ими, не знали, что же это… А он сказал нам, что это.

«В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень, где-нибудь в затишье (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом проглянувшей из-под мертвой листвы земли».

Шолохов нашел для обозначения, для названия бесконечно тонких явлений предельно точные слова, так что мы памятью своего обоняния вновь чувствуем этот «чуть внятный запах». Нужно быть не просто зорким, нужно сердцем, душою слиться с родной природой, чтобы так ее почувствовать и описать.


Михаил Александрович не уставал повторять, что в молодом поколении необходимо воспитывать патриотические чувства – чувства долга и любви к своей родине. И я решила провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов и выяснить, считают ли они себя патриотами. Было опрошено 78 человек. Ребятам было предложено 3 вопроса:

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

  2. Гордитесь ли своей страной?

  3. Готовы ли уехать из России?

Считают себя патриотами-74 респондента. Гордятся своей страной- 73. Готовы уехать из России 12 из 73 опрошенных.

Также я провела интернет-опрос. Проголосовало 48 человек. Из них считают себя патриотами 27, не считают -21.

Результаты опроса довольно-таки неутешительные. Поэтому, я думаю, что знакомство с творчеством Шолохова, с его открытыми признаниями в любви родной земле, многих заставит посмотреть на эту землю другими глазами и полюбить ее так же, как любил он.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Бирюков Ф.Т. О подвиге народном.: Жизнь и творчество М.А. Шолохова: Кн. Для учащихся ст. классов ср. шк. – М. Просвещение.

  2. Изучение творчества М.А. Шолохова в высшей и общеобразовательной школе. Материалы Шолоховских чтений – 2002 г. / под ред. Жуковой В.Н. и др. – Ростов-на-Дону.

  3. Наш Шолохов. (Слово о великом земляке). / ред-сост. А.М. Суичмедов. – Ростов, кн. изд-во.

  4. Шолохов Михаил Александрович. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Ростов-на- Дону, 1989.




1 Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Кн.3. Ростов-на-Дону. Стр.244

2 Там же,стр51

3 Там же, стр.74

4 Там же, стр127

5 Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Кн.2. Ростов-на-Дону. Стр.96

6 Шолохов М.А. Тихий Дон. Роман в четырех книгах. Кн.3. Ростов-на-Дону. Стр.52


Похожие:

Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе
...
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа по экологии «Бабушкин огород-экосистема?»
Охватывает нижнюю часть атмосферы(тропосферу), всю гидросферу(пресные и морские воды) и верхнюю часть литосферы Земли
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconСценарий внеклассного мероприятия
Знакомство с культурой родной земли, формирование представления о ее значимости в жизни русского народа
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа по биологии. Тема: «Сосна обыкновенная биоиндикатор загрязнения воздуха»
Основная часть 4-18
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа. Ф. И. О
Тема работы: роль математических символов и знаков в реализации идеи романа Е. Замятина «Мы»
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа Экологический проект Тема: «Чистые дороги»
Направления по снижения отрицательного воздействия вредных выбросов автомобиля. 6
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа Тема: «От древнерусского эпоса к современной мультипликации»
В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа Тема: «Метод Лобачевского для приближенного решения уравнений»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ставровская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconИсследовательская работа Тема: «Образ кавказского пленника в русской литературе XIX, XX веков»
Муниципальное автономное учреждение основная общеобразовательная школа станции Тулебля
Исследовательская работа Тема: «певец земли родной» iconПояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для изучения курса «Духовное краеведение Подмосковья» за 2 года в 8-9 классах
Дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница