Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология»




Скачать 35,24 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология»
Дата03.02.2016
Размер35,24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермский институт

Федеральной службы исполнения наказаний

Кафедра зоотехнии


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по самостоятельному изучению и выполнению контрольной работы

по дисциплине «Биология»


направление подготовки 111100.62 «Зоотехния»


заочное обучение 1 курс


Пермь 2011

Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология»

/ по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния / Пермский институт ФСИН России / 2011.


Методические рекомендации подготовлены преподавателем кафедры зоотехнии, лейтенантом внутренней службы О.С.Попцовой


Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «____»_____________2011г. Протокол № _____


Рекомендуются для использования в учебном процессе


Пермский институт ФСИН России

614012, г. Пермь, ул. Карпинского,125

Пояснительная записка


Программой предмета «Биология с основами экологии» предусматривается изучение базовых вопросов современной биологии и экологии о происхождения и эволюции различных видов животных, особенностях строения, размножения, питания и развития животных, классификации животных, изучения и наблюдения за жизненными циклами животных, основных экологических проблем. При изучении учебного материала следует обращать внимание на теснейшую связь данного предмета с другими дисциплинами, такими как анатомия, морфология, физиология рассматривать его как теоретическую основу для зоотехнических дисциплин (основы ветеринарии, разведение сельскохозяйственных животных, зоогигиена).

Программа изучения состоит из 9 тем. По каждой теме предложен перечень изучаемых вопросов. Изучение тем обеспечивается путём самостоятельного изучения учебного материала.

В соответствии с учебным планом слушатели должны выполнить контрольную работу. Работа выполняется в межсессионный период, и её предоставление является одним из оснований для вызова слушателя на экзаменационную сессию.

Слушатель выполняет вариант работы, который соответствует последней нечетной или чётной цифре номера зачётной книжки. Вариант № 10 соответствует цифре 0 в зачетной книжке. Самовольное изменение вариантов тем контрольных работ не допускается!

Контрольная работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников не допустимо. Работа должна быть аккуратно оформлена: написана разборчивым почерком или в машинописном варианте (шрифт Times New Roman, кегль 14).

Рекомендуем использовать учебную и справочную литературу, приведенную в конце данного пособия. Возможно использование дополнительных источников литературы, не обозначенных в предлагаемом списке.

Перед выполнением контрольной работы по биологии необходимо изучить основные вопросы программы по предлагаемому списку литературы.

При составлении ответов на вопросы контрольной работы необходимо разобраться в их содержании, отобрать по рекомендованным учебникам все касающееся данного вопроса и дать точный ответ, не перегружая его дополнительными объяснениями, переписанными из учебников. Текст нужно писать разборчиво, аккуратно. Дословное копирование учебников и учебных пособий не допускаются. Контрольные работы такого плана будут возвращены без оценки и рецензированы с пометкой «списано».

Ответы на теоретические вопросы необходимо сопровождать соответствующими схемами, рисунками, графиками и таблицами.

Каждое задание включает 5 теоретических вопросов и 6 тестовых заданий. Для каждого тестового вопроса дается четыре варианта ответов, выберите один или несколько ответов. Например: Вопрос 2. – ответ а; вопрос 3. – ответ в, г, д.

После выполнения контрольной работы слушатель допускается к сдаче текущей сессии.


Цель изучения дисциплины

Курс «Биология» имеет цель ввести слушателей, обучающихся по специальности 111100.62 "Зоотехния" в круг биологических и экологических вопросов. Дать им теоретические и практические знания по вопросам развития различных видов животных, основам охраны природы и рационального природопользования.


Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Биология с основами экологии» является:

- получение и усвоение обучающимися базовых знаний по биологии и экологии; понимание их значения;

- использование приобретенных знаний в практической работе;

- привитие практических навыков работы с оптическими приборами и лабораторным оборудованием;

- изучение методики вскрытия и препарирования животных;

- ознакомление с методами определения видов животных, оценки роли животных в экосистеме


Слушатель должен:

Знать

- свойства и организацию живого организма;

- структуру и свойства живых клеток,

- виды взаимоотношений организмов между собой и средой

- глобальные экологические проблемы;

- основы рационального природопользования;

- особо охраняемые виды животных

Уметь:

- давать характеристику основным систематическим группам животных;

- определять особенности роста и фазы развития живых организмов;

- характеризовать основные направления эволюции животных организмов

Владеть:

- биологической терминологией;

- методикой отбора биологического материала для исследований;

- методами фиксации исследуемого материала;

- экологическими методами природопользования


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Биология» для слушателей

1 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния»




п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

по учебному плану

Из них аудиторных:

Самостоятельная

работа

Всего часов

Лекции

Семинарские

занятия

Практические

занятия

Др. виды

занятий




Тема 1. Введение в биологию

4
















4




Раздел 1. Живые системы: клетка, организм

























Тема 1.1. Сущность жизни, свойства и уровни организации живого

8

2

2










6




Тема 1.2. Клетка - основная форма организации живой материи

8

2







2




6




Тема 1.3. Обмен веществ и энергии

8
















8




Тема 1.4. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов

8

2

2










6




Раздел 2. Происхождение и эволюция живой материи

























Тема 2.1. Теории происхождения и эволюции жизни

12

2




2







10




Тема 2.2. Эволюция клеток, тканей, органов и их систем

8
















8




Раздел 3. Биоразнообразие

























Тема 3.1. Систематика и разнообразие живых организмов

8

2

2










6




Раздел 4. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов

























Тема 4.1. Концепции биосферы и ноосферы. Человек и природа: проблемы взаимодействия

8

2




2







6

Форма контроля (зачет)






















Всего по курсу

72

12

6

4

2




60


Лабораторно-практические занятия

для слушателей I курса заочная форма обучения (5 лет)





п/п

Тема

Изучаемые объекты

ТСО

Кол-во часов

1

Тема 1.2. Клетка - основная форма организации живой материи

Растительные и животные клетки

Микроскопы,

предметные стекла покровные стекла, пипетки,

микропрепараты Таблицы, слайды

2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Введение в биологию

Биология. Предмет биологии. История развития науки о живых организмах (этапы развития). Классификация биологических наук и методы исследования.

Используемая литература: [1], [2], [5], [12], [13].


РАЗДЕЛ 1. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ


Тема 1.1. Сущность жизни, свойства и уровни организации живого

Сущность и субстрат жизни. Свойства живого. Уровни организации живого: молекулярный уровень, клеточный уровень, тканевой уровень, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.

Используемая литература: [1], [2], [3], [5], [12], [13].


Тема 1.2. Клетка - основная форма организации живой материи

Методы изучения клеток. Структурно-функциональная организация прокариотических клеток. Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Строение и функции ядра. Основные органоиды цитоплазмы. Хромосомы, хроматин, их химический состав. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Основные функции белков, липидов, углеводов. Размножение клеток. Митотический цикл клеток. Амитоз. Ткани животных и растений.

Используемая литература: [1], [2], [4], [5], [12], [13].


Тема 1.3. Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии: анаболизм и катаболизм. Поступление веществ в клетку. Этапы энергетического обмена. Использование энергии в клетке. Пластический обмен в растительной и животной клетках.

Используемая литература: [1], [2], [4], [5], [12], [13].


Тема 1.4. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов

Размножение, рост, индивидуальное развитие организмов. Половое и бесполое размножение. Способы полового размножения. Половой диморфизм. Гермафродитизм, онтогенез, его типы и периодизация. Этапы эмбрионального периода. Гисто - и органогенез, постэмбриональный период, его этапы. Типы постэмбрионального периода.

Используемая литература: [1], [2], [4], [5], [12], [13].


РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ МАТЕРИИ


Тема 2.1. Теории происхождения и эволюции жизни

Додарвиновские представления об эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, движущие силы эволюции. Антидарвиновские концепции эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, поток и дрейф генов, естественный отбор. Видообразование: аллопатрическое и симпатрическое. Вид, его критерии. Современные представления о происхождении жизни. Ход, главные направления и доказательства эволюции.

Используемая литература: [1], [2], [3], [5], [7], [9], [12], [13].


Тема 2.2. Эволюция клеток, тканей, органов и их систем

Основные преобразования клеток, тканей, органов и их систем в ходе эволюционного процесса.

Используемая литература: [1], [2], [3], [5], [7], [9], [12], [13].


РАЗДЕЛ 3. БИОРАЗНООБРАЗИЕ


Тема 3.1. Систематика и разнообразие живых организмов

История систематики. Наименование и описание таксонов. Диагностика таксонов. Иерархия. Современная классификация живых организмов.

Используемая литература: [1], [2], [4], [5], [11], [12], [13].


РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ


Тема 4.1. Концепции биосферы и ноосферы. Человек и природа: проблемы взаимодействия

Структура и принципы функционирования экосистем. Поток вещества и энергии в экосистеме. Биосфера, ее границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Компоненты биосферы. Живое вещество, его свойства и функции. Природные ресурсы. Охрана природных ресурсов и их воспроизведение. Антропогенное воздействие на биосферу. Экологические проблемы и основы рационального использования природных ресурсов.

Используемая литература: [1], [2], [4], [5], [6], [8], [10], [12], [13].

Рекомендуемая литература


Основная литература:


  1. Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии: Учебник. 1-е изд. – М.: Академия, 2009. – 655 с.

  2. Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 5-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.

  3. Присный А.В. Общая биология. Дуалистическая и материалистическая концепции жизни на Земле: Учебник. – М.: КолосС, 2009. – 351 с.


Дополнительная литература:


  1. Бондарчук В.Г., Терновой В.И. Биология с основами экологии. Практикум Ставрополь: АГРУС, 2003. – 100 с.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Козлова Т.А. Биология. Учебник для ВУЗов. – М.: Академия, 2005. – 576 с.

  3. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е, Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.

  4. Северцов А.С. Теория эволюции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология». – М.: Владос, 2005. – 380 с.

  5. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Дрофа, 2004. – 416 с.

  6. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2006. – 343 с.


Периодические издания:

Сельскохозяйственная биология. Журнал.


Интернет-ресурсы:

University of Michigan. Museum of Zoology Animal Diversity Web (online) - http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/index.html

Википедия (электронный ресурс) - http://ru.wikipedia.org

http://biodidac.bio.uottawa.ca/

Варианты для выполнения контрольной работы


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание №1

1,10,20,

30,40

2,13,18,

33,43

3,14,26,

34,36

4,17,24,

32,44

5,16,23,

35,45

6,12,22,

37, 50

7,15,25,

42,46

8,19,27

,38,47

9,12,29,

39,48

1,11,21,

31,41

Задание №2

1,3,16,

23, 30,

35

2,7, 12,

18,24,

28

3,9,18,

25,33,

35

4,15,21,

26,30,

34

1,5,9,

14,21,

29

6,8,11,

27,31,

33

7,13,22,

26,29,

32

8,14,17,

21,27,

30

3,9,14,

19,28,

31

5,10,22,

29,33,

35



Задание №1

Перечень теоретических вопросов домашней контрольной работы

для слушателей заочного обучения 1 курса

  1. Биология. Предмет биологии. История развития биологических знаний.

  2. Общая биология – наука об общих закономерностях живого.

  3. Клетка – структурная и функциональная единица живого.

  4. Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки.

  5. Воспроизведение клетки.

  6. Основные положения клеточной теории.

  7. Принципы строения и функции жиров.

  8. Что такое ферменты?

  9. Белки и нуклеиновые кислоты как «субстрат живой материи»

  10. Химические элементы, входящие в состав живых систем. Их биологическое значение.

  11. Обмен веществ и превращение энергии: анаболизм и катаболизм.

  12. Поступление веществ в клетку.

  13. Этапы энергетического обмена. Использование энергии в клетке.

  14. Пластический обмен в растительной и животной клетках.

  15. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

  16. Половое и бесполое размножение. Способы полового размножения.

  17. Половой диморфизм. Гермафродитизм, онтогенез, его типы и периодизация.

  18. Этапы эмбрионального периода. Гисто - и органогенез, постэмбриональный период, его этапы.

  19. Закономерности наследственности и изменчивости.

  20. Каковы строение и функции нуклеиновых кислот?

  21. Хромосомная теория наследственности. Формирование хромосомной теории. Генетика пола.

  22. Основные свойства генетического кода.

  23. Понятие «генетическая информация»

  24. Сцепленное наследование. Опыты Моргана.

  25. Суть принципа комплементарности.

  26. Что такое клеточный цикл. Охарактеризуйте фазы митоза.

  27. Сходство и различия между сперматогенезом и оогенезом.

  28. Эволюционные преимущества полового размножения перед бесполым.

  29. Законы Менделя.

  30. Гетерозис. Его значение для селекционной практики.

  31. Мутации и механизм мутагенеза.

  32. История систематики. Наименование и описание таксонов. Диагностика таксонов. Иерархия.

  33. Систематика организмов. Неклеточные организмы.

  34. Империя клеточные. Надцарство Прокариоты.

  35. Империя клеточные. Надцарство Эукариоты.

  36. Причины и факторы эволюции. Современные представления о происхождении жизни.

  37. Антидарвиновские концепции эволюции.

  38. Видообразование: аллопатрическое и симпатрическое. Вид, его критерии.

  39. Основные направления эволюции животных.

  40. Эволюция живой материи.

  41. Свидетельства эволюции. Эволюция клеток, тканей, органов и их систем.

  42. Альтернативные взгляды на природу биологической революции.

  43. Структура и принципы функционирования экосистем.

  44. Поток вещества и энергии в экосистеме.

  45. Биосфера, ее границы.

  46. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

  47. Компоненты биосферы. Живое вещество, его свойства и функции.

  48. Природные ресурсы. Охрана природных ресурсов и их воспроизведение.

  49. Антропогенное воздействие на биосферу.

  50. Экологические проблемы и основы рационального использования природных ресурсов.

Задание №2

Перечень тестовых вопросов домашней контрольной работы для слушателей заочного обучения.


1. Биология – это наука, изучающая: … .

а) общие закономерности существования и развития живых организмов

б) наследственность и изменчивость организмов

в) взаимоотношение организмов со средой

г) внешнее и внутреннее строение растений

2.Структура клетки, отвечающая за поступление веществ в клетку: … .

а) комплекс Гольджи в) ядро

б) цитоплазма г) плазматическая мембрана

3. Взаимодействие с окружающей средой биосферы называется:

а) социальная экология в) экология популяций

б) глобальная экология г) общая экология

4.Процессы жизнедеятельности этого организма проявляются только в чужих клетках: … .

а) бактерия в) простейшее

б) гриб г) вирус

5.К биогенному веществу биосферы относится: … .

а) вещество живых организмов в) воздух

б) каменный уголь г) почва

6. Термин «экология» был впервые введен:

а) Н.А. Северцовым в) К.Линнеем

б) Э.Геккелем г) В.В.Докучаевым

7. Креационизм – это:

а) теория, согласно которой мир состоит из движущихся в пустоте неделимых атомов

б) учение об изменяемости видов

в) учение об эволюции органического мира Ж. – Б. Ламарком

г) учение о неизменности и сотворении видов

8. Первыми организмами, населяющими Землю, были:

а) автотрофы в) автогетеротрофы

б) гетеротрофы г) хемотрофы

9. По результатам взаимодействий между партнерами выделяют несколько типов симбиоза: … .

а) комменсализм в) мутуализм

б) паразитизм г) 1 + 2 + 3

10. Железо входит в состав: … .

а). Углеводов в) Гормонов щитовидной железы

б) Хлорофилла г) Гемоглобина

11. Роль воды в клетке: … .

а) Образует водные оболочки вокруг макромолекул

б) Является универсальным растворителем

в) Участвует в биохимических реакциях

г) Верны все ответы

12. Гидрофобные вещества клетки: … .

а) Жиры и полисахариды в) Все белки

б) Моносахариды г) Дисахариды

13. В эукариотической клетке ДНК находится: … .

а) Только в ядре и митохондриях

б) Только в митохондриях и хлоропластах

в) Ядрах, митохондриях и хлоропластах

г) Ядрах и хлоропластах

14. Незаменимыми аминокислотами являются: … .

а) Лизин, метионин, цистеин. в) Лейцин и треонин.

б) Аргинин и гистидин. г) Тирозин и метионин


15. Какая клеточная структура действует непосредственно при формировании ядерной оболочки?

а) ДНК в) ЭПС

б) РНК г) Аппарат Гольджи

16. Плазмодесмы – это: … .

а) Мембраны, окружающие вакуоли или объединяющие несколько вакуолей в одной клетке:… .

б) Нити цитоплазмы, соединяющие соседние растительные клетки это

в) Отверстия (поры) в уплотненной стенке клетки

г) Отверстие (пора) в ядерной оболочке

17. Что такое бинарная номенклатура?

а) Двойное название вида, в котором первое слово обозначает название рода, а второе – название вида.

б) Название живого организма на двух языках (на русском и латинском).

в) Название видов живых организмов на языке данной местности.

г) Двойное название вида.

18. Представители какой группы организмов могут существовать без ДНК?

а) Грибы в) Актиномицеты

б) Растения г) Вирусы

19. Какое химическое соединение играет большую роль в поддержании осмотического давления клетки?

а) Хлористый натрий в) АТФ

б) Белок г) Жир

20.В процессе фотосинтеза принимает участие фотосинтетический пигмент хлорофилл. Он представляет собой: … .

а) липид в) органическую кислоту

б) белок. г) сложный эфир

21. Какую фазу называют профазой наоборот?

а) метафазу в) телофазу

б) анафазу г) интерфазу

22. Термин «Эволюция» в 1762 г. предложил: … .

а) Ч. Дарвин в) К. Линней

б) Ш. Бонне г) Ж. – Б. Ламарк

23. Какая форма борьбы за существование является наиболее острой?

а) межвидовая

б) борьба с неблагоприятными условиями среды

в) внутривидовая

г) ни одна из перечисленных выше

24. Движущая сила эволюции по Ламарку (в отличие от Дарвина) – это: … .

а) борьба за существование.

б) внутреннее стремление организма к совершенствованию.

в) естественный отбор.

г) искусственный отбор.

25. Ж. – Б. Ламарк в отличие от К. Линнея :1 – верно определил движущие силы эволюции; 2 – признавал изменяемость видов; 3 – разработал систему растительного мира; 4 – создал систему животного мира).

а) 1, 2.

б) 2, 4.

в) 3, 4.

г) 1. 4.

26. Популяционные волны могут привести к: …

а) появлению наследственных изменений в) увеличению частоты редкого аллеля

б) гибели очень малочисленной популяции г) б + в

27.Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов, популяций, называются: … .

а) Алломорфозами в) Биологическим регрессом

б) Ароморфозами г) Биологическим прогрессом

28. Первыми фотосинтезирующими организмами были:

а) эукариоты в) анаэробные бактерии

б) аэробные бактерии г) цианобактерии

29.Роль озонового экрана состоит в поглощении: … .

а) УФ лучей до 290 нм в) ИК лучей

б) УФ лучей в области 240 – 380 нм г) видимых лучей в области 430 – 450 нм

30.Для биогеоценоза характерна структура: … .

а) видовая и пространственная в) экологическая

б) трофическая г) 1+2+3

31.Гомеостаз экосистемы выражается:… .

а) в ее способности сохранять постоянство видового состава и численности особей

б) в способности популяций поддерживать динамическое равновесие генетического состава в постоянно меняющихся условиях

в) в способности популяций поддерживать относительную стабильность и целостность генетической структуры

г) все ответы верны

32. Примерами вторичной экологической сукцессии могут быть следующие:… .

а) Зарастание водоемов (прудов и озер).

б) Восстановление лесов после их вырубки.

в) Формирование биоценозов на скалах, песчаных дюнах, застывших лавовых потоках.

г) 1+2.

33. Реакция организмов на продолжительность светового дня называется: … .

а) биологическим ритмом в) фотопериодизмом

б) биологическими часами г) фототропизмом

34. Суммарная годовая продукция и количество выделяемого кислорода наиболее высоки: … .

а) у наземных растений в) эти величины примерно равны у наземных и водных растений

а) У наземных

б) у водных растений г) Ни один ответ не верен

35.Ноосфера – это: … .

а) Оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется совокупной деятельностью живых организмов

б) Новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным определяющим фактором ее развития

в) Живая оболочка Земли

г) Часть биосферы, на которой особенно сильно сказывается деятельность человека.




Похожие:

Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельного изучения курса «Общая вирусология» Для специальности 020201. 65 Биология
Методы культивирования, индикации и идентификации вирусов: Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения курса...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Менеджмент»
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов заочного отделения по дисциплине: «Менеджмент» для специальности:...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (очное и заочное обучение) ен. Р. 06

Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации к лабораторным работам дисциплины «Биология» для специальностей
«Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики по видам транспорта»
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края»
Культура Владимирского края : методические рекомендации к занятиям по дисциплине «Культура Владимирского края» / Сост. С. В. Погорелая...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconПояснительная записка Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология»
Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» подготовлен для студентов 1 курса фгоу спо «апэк», изучающих дисциплину на базе...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconПрограмма и методические рекомендации по рисунку и живописи для поступающих на художественно-графический факультет тгпи им. Д. И. Менделеева (дневное и заочное отделение) Специальность «030800. Изобразительное искусство»
Печатается по решению Совета факультета художественно-графического факультета от 2005 года
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические рекомендации к занятиям по дисциплине “Возрастная анатомия и физиология”
В работе представлены методические рекомендации к практическим занятиям по курсу Возрастная анатомия и физиология в соответствии...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Мировая экономика»
Вам предлагаются методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Мировая экономика». Методические указания составлены...
Методические рекомендации (заочное обучение) по дисциплине «Биология» iconЗаочное обучение
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница