Методические указания по дисциплине «Отечественная история»




Скачать 28,75 Kb.
НазваниеМетодические указания по дисциплине «Отечественная история»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер28,75 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде


Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин


Утверждаю


Заместитель директора Филиала

По учебно-методической работе

__________________________ /______________/

«___» _____________ 20___ г.


Методические указания по дисциплине «Отечественная история»



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080109 – «Бухгалтерский учет и аудит»




Вологда

2012


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ для студентов-заочников всех специальностей


При выполнении контрольной работы необходимо обязательно соблюдать правила оформления, что включает в себя:

1. Титульный лист (типовой), с указанием номера варианта. Вариант выбирается в соответствии с Вашим номером в алфавитном списке группы.

2. Текст контрольной работы с обязательным указанием не только номера, но и формулировки вопроса, на который Вы отвечаете. В основной части работы следует раскрыть содержание вопросов, используя хронологический или проблемный принцип изложения материала.

3. В конце работы обязательно указывается список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами библиографии. Рекомендуемая литература приведена ниже.

Также обязательным будет нумерация страниц всего текста контрольной работы.

Опыт проверки контрольных работ показывает, что они могут иметь ряд характерных недостатков:

  • поверхностное изложение теоретических положений;

  • подмена творческой работы с литературой списыванием текста из монографий, статей, брошюр и т. д.;

  • использование устаревшей литературы;

  • небрежность в оформлении, игнорирование требований, предъ­являемых преподавателем.

Контрольные работы, присланные для рецензирования, но имеющие отмеченные недостатки, к зачету не принимаются и возвращаются студенту на доработку.

При рецензировании контрольных работ обращается внимание не только на содержание, но и на оформление. "Контрольная работа должна быть выполнена грамотно, аккуратно, в компьютерном варианте в объеме 15-20 страниц формата А4 (шрифт 14, 40 строк на странице, 65 знаков в строке). Для проверки контрольную работу необходимо прислать в электронном виде через систему Модель управления учебным курсом, где необходимо зарегистрироваться. На экзамен принести в распечатанном виде и подготовиться к защите по вопросам.

Таким образом, каждая контрольная работа состоит из следующих компонентов: 1 - титульный лист; 2 - план; 3 - текст работы; 4 - список использованной литературы.

На титульном листе контрольной работы (реферата) указывается:

полное название министерства, к которому относится вуз;

полное название учебного заведения;

полное название кафедры, на которой эта работа выполнена;

название учебной дисциплины;

тема ;

фамилия, имя, отчество студента, курс, форма обучения, номер студенческой группы, номер специальности ;

название института, факультета, где студент обучается;

должность, фамилия и инициалы преподавателя, читающего учебный курс;

город и год выполнения работы

На второй странице текста приводится план-оглавление с ука­занием страниц разделов. Далее - с третьей страницы - разборчиво, без помарок должна быть написана вся работа. В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления и подпись автора.

Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено». Несмотря на положительную оценку работы, студент должен ознакомиться с: замечаниями и рекомендациями, ко­торые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, так как преподаватель на экза­мене обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит знание студента по замечаниям на контрольную работу.

Если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.

Защита контрольной работы. Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием проводится собеседование преподавателя со студентом-заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавли­вает преподаватель.


Определение темы контрольной работы. В ходе изучения курса «История Отечества» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы, определяется студентом следующим образом:



Начальная буква фамилии студента

Номер темы

контрольной работы

Начальная буква фамилии студента

Номер темы контрольной работы

А

1

П

16

Б

2

Р

17

В

3

С

18

Г

4 или 30

Т

19

Д

5

У

20

Е

6

Ф

21

Ё

7

X

22

Ж

8

Ц

23

3

9

Ч

24

И

10

Ш

25

К

11

Щ

26

Л

12

Э

27

М

13

Ю

28

Н

14

Я

29

О

15

.






Перечень тем контрольных работ.


Вариант № 1.

1. Составьте хронологическую таблицу основных этапов образования Древнерусского государства, выделите в каждом из них главные события.

2. В истории России XVII век называют «бунташным». Укажите причины социальной нестабильности в этот период и охарактеризуйте основные события.

3. Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки. Укажите, что было общим, а что различным.


Вариант № 2.

1. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами. Какие другие точки зрения по вопросу о происхождении русского государства вам известны? Какую из них вы считаете более убедительной? Аргументируйте, приведите фактический материал, подтверждающий ваше мнение.

2. Составьте хронологическую таблицу, отражающую рост территории России в XVIII – первой половине XIX вв. Охарактеризуйте особенности устройства России как многонационального государства.

3. Сравните экономические реформы в СССР в период перестройки и в России в 1990-е гг. Укажите, что было общим, а что различным.

Вариант № 3.

1. Проанализируйте на основе статей «Русской Правды» социальную структуру и социальные отношения в Киевской Руси.

2. Охарактеризуйте сущность проекта государственных преобразований М.М.Сперанского. Можно ли считать, что при реализации его проекта в общественно-политическом строе России произошли бы коренные изменения?

3. Какие противоречия существовали в партийном руководстве в период образования СССР?


Вариант № 4.

1. Составьте сравнительную таблицу Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого по следующим линиям сравнения:


Линии сравнения

Ярослав Мудрый

Владимир Мономах

Социально-экономические преобразования







Общественный и государственный строй







Политика князя на международной арене







Культурные преобразования








2. Что такое самодержавие? Когда завершилось формирование самодержавия в России и в чем это выразилось?

3. Какие события позволяют характеризовать период с середины 50-х до середины 60-х годов XX века как «оттепель»?


Вариант № 5.

1. Раскройте вопрос «Принятие христианства». Как оно проходило (предпосылки, этапы, итоги.). Сравните православную и католическую веры. Какая из них Вам представляется наиболее достойной и правильной? Свою точку зрения аргументируйте.

2. Каковы истоки, причины и результаты декабризма?

3. Дайте характеристику государственного устройства России по Конституции 1993 г.


Вариант № 6.

1. Назовите основные этапы и направления походов войск монголо-татар на Русь. Проанализируйте последствия этих походов для Руси.

2. Личность Петра I как реформатора оценивается по-разному. Каково ваше отношение к государственной деятельности Петра Великого? Свой ответ аргументируйте.

3. Заполните таблицу: Формирование многопартийности в России в начале XX века.


Политические течения


Вопросы

Консервативно-охранительное

Либеральное

Неонародническое

Рабочий социализм

Анархизм

Название партий
















Лидеры
















Программы

















Вариант № 7.

1. Проанализируйте внешнюю политику Древнерусского государства и ее результаты в IX – XII вв.

2. Сравните положение дворянства при Петре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что различным.

3. Каковы, на ваш взгляд, главные причины, обусловившие распад СССР. Свой ответ аргументируйте.


Вариант № 8.

1. Сравните местоположение, основные виды хозяйственной деятельности, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV. Укажите что (какие черты и т.д.) было общим, а что – различным.

2. Составьте таблицу реформ 60-70 гг. XIX в., укажите в ней суть каждой реформы, характерные черты реализации и результаты.

3. Каковы были итоги и последствия Великой Отечественной войны для СССР?


Вариант № 9.

1. Составьте таблицу, в которую внесите основные факторы политической, социальной, международной, религиозно-культурной жизни, влиявшие на процесс возникновения русской государственности в XIII-XV вв., отметьте основные события, характеризующие эти факторы.

2. В XVII в. в России становится заметной тенденция перехода к светскому государству. В чем она выразилась?

3. Сравните экономическую политику сталинского руководства в 1930-е гг. и в 1945-1953 гг. Укажите, что (какие черты и т.д.) было общим, а что – различным.


Вариант № 10.

1. Земский собор иногда называют Московским парламентом. Правомерно ли такое название? Проанализируйте основные этапы деятельности Земских соборов в России.

2. Сравните положение фабричных работников в России в 20-е и 80-е гг. XIX в. Укажите, что в положении работников было общим, что – различным.

3. Составьте таблицу, в которую включите основные этапы военных действий и главные сражения Великой Отечественной войны:



Этапы Великой Отечественной войны (даты)

Основные события

Итоги











Вариант № 11.

1. Охарактеризуйте Ивана IV как государственного деятеля. Каково Ваше отношение к этой фигуре российской истории.

2. Сравните взгляды славянофилов и западников. В чем вы видите сходство, а в чем различие? Кто из общественных деятелей, на ваш взгляд, был прав в дискуссии о пути развития России в сер. XIX в.?

3. Что такое холодная война? Проанализируйте ее причины, сущность, характерные черты и влияние на мировое развитие.


Вариант № 12.

1. Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI веке? В чем заключалось их значение?

2. Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской империи в начале XX в. Укажите, что в их положении было общим, а что различным.

3. После окончания Второй мировой войны СССР мог воспользоваться помощью Запада в рамках «плана Маршалла». Как и в каком году был решен этот вопрос советским руководством? Почему было принято такое решение. Назовите причины быстрого восстановления во второй половине 1940-х годов разрушенного войной хозяйства СССР. Приведите примеры восстановленных и вновь построенных объектов.


Вариант № 13.

1. Проанализируйте влияние природных и геополитических условий на формирование русской государственности.

2. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II? Проанализируйте его сущность и основные черты.

3. Сравните мероприятия в области промышленности и сельского хозяйства в период нэпа и в 30-е годы (индустриализация и коллективизация). Что было общим, а что различным?


Вариант № 14.

1. Какие социально-политические условия жизни стали предпосылками для такого исторического явления, как Смутное время? Охарактеризуйте его основные периоды.

2. Как вы считаете, почему царь Александр II – освободитель, реформатор в конечном итоге был убит народовольцами?

3. Сравните два этапа индустриализации в СССР: 1926 – 1928 гг. и 1928 – 1937 гг. Укажите, что (какие черты и т.д.) в них было общим, а что различным.

Вариант № 15.

1. Каково положение Русской Православной церкви в XVI в.? Какое влияние оказывала церковь на государство и общество в этот период?

2. Назовите причины и результаты Крымской войны 1853 – 1856 гг.

3. Ряд политиков, современников Н.С. Хрущева оценили его выступление на XX съезде КПСС как предательский шаг по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом. Какие другие оценки доклада Н.С. Хрущева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете наиболее убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

Вариант № 16.

1. Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства. Какие другие суждения о сущности опричной политики Вам известны? Какую точку зрения Вы считаете более убедительной? Свою позицию аргументируйте.

2. Почему объединение антисоветских и антибольшевистских сил принято называть белым движением? Какова программа белого движения?

3. Составьте таблицу преобразований в экономической, политической, социальной, культурной областях в период «оттепели».


Вариант № 17.

1. В чем причины распада Древнерусского государства, и каковы его последствия?

2. Охарактеризуйте личность П.А. Столыпина как реформатора. Какие сильные и слабые стороны вы видите в его деятельности?

3. Западные историки наиболее высоко оценивают роль во Второй мировой войне и вклад в победу сил, сражавшихся в Западной Европе и Северной Африке. О каких других взглядах на роль отдельных фронтов в этой войне Вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной и почему. Аргументируйте свое мнение фактами.


Вариант № 18.

1. Назовите объективные и субъективные предпосылки превращения Москвы в центр объединения русских земель в XIV - XV вв.

2. Во время разработки проектов Крестьянской реформы в 1859 – 1861 гг. авторы отдельных проектов предлагали разные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости. По каким основным вопросам проявлялись противоречия при подготовке реформы и как они были решены в ходе ее проведения в 1861 г.?

3. Сравните политику военного коммунизма и нэпа. Ответ оформите в виде таблицы.


Вариант № 19.

1. Составьте таблицу, отражающую основные этапы закрепощения крестьян в России.

2. Какая политическая партия поддержала большевиков в подготовке и проведении вооруженного восстания, а затем согласилась войти в большевистское правительство? Какова судьба этой партии и ее лидеров?

3. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. руководством СССР, РФ рассматривались различные пути перехода к рыночным отношениям. Какие программы перехода к рынку предлагались? По какому пути пошло экономическое развитие страны, и к каким последствиям это привело?


Вариант № 20.

1. Охарактеризуйте социально-экономическое, культурное и политическое развитие основных русских княжеств и земель в период раздробленности (XII – XIII вв.).

2. Составьте таблицу реформ, в политической и социально-экономической сфере, которые проводились под влиянием революции 1905 – 1907 гг. Отметьте в таблице характерные черты реализации реформ и их результаты.

3. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны победивший в войне народ ожидал изменения политики, обновления политических и хозяйственных структур. Какой путь развития был выбран сталинским руководством? Какими мерами он обеспечивался? Почему был выбран именно такой путь?


Вариант № 21.

1. Охарактеризуйте причины, сущность и последствия церковного раскола, произошедшего в XVII в.

2. Что такое Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и в чем причина их широкой популярности в массах? Какие партии играли ключевую роль в Советах до осени 1917 г.?

3. Назовите основные направления проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1991 гг.


Вариант № 22.

1. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России во второй половине XVIII в. Каковы были ее итоги и последствия.

2. Охарактеризуйте политическую платформу партии большевиков. Что обусловило приход большевиков к власти в октябре 1917 г., и какие первые мероприятия ими были осуществлены.

3. Как эпоха «оттепели» отразилась на развитии культуры в СССР?


Вариант № 23.

1. Охарактеризуйте социально-политическое устройство Новгородской республики. Какую роль в ней играло вече, и каковы были функции князя. В чем Вы видите отличие Новгорода от других русских земель?

2. Проанализируйте и сравните программы Северного и Южного обществ декабристов. Как вы считаете, могла бы какая-либо из них быть воплощена в жизнь? Ответ аргументируйте.

3. Назовите группы населения России, которые открыто выражали недовольство своим положением в период 1900 – 1907 гг. Приведите примеры наиболее значительных выступлений каждой из названных социальных групп.


Вариант № 24.

1. Проанализируйте историческое значение принятия христианства на Руси.

2. Укажите основные проблемы, составлявшие понятие «крестьянский вопрос» в России в первой половине XIX в. Охарактеризуйте мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.

3. Весной – осенью 1917 г. в России шла острая политическая борьба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода – выступление генерала Л.Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы – от А.Ф. Керенского до большевиков. Почему совпали позиции столь различных политических сил? Чем закончилось выступление Корнилова, и какие изменения в политической ситуации произошли в конце августа – сентября 1917 г.? Приведите факты.


Вариант № 25.

1. Назовите ключевые события освоения русскими землепроходцами и мореходами Сибири и Дальнего Востока в XVI – XVIII вв. Каково значение этих открытий и путешествий?

2. Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840 – 1850 гг. и в 1861 – 1880-е гг. Укажите, что было общим, а что различным.

3. Охарактеризуйте основные черты советской общественно-политической системы во второй половине 30-х гг.


Вариант № 26.

1. Определите и проанализируйте экономические, правовые, социальные и психологические условия, препятствовавшие процессу модернизации России в XVIII веке.

2. Охарактеризуйте основные проблемы, составляющие содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в. Какие пути его решения предпринимались?

3. Сравните политику кооперирования крестьянства, проводившуюся в годы нэпа, и политику коллективизации. Укажите, что было общим, а что различным.


Вариант № 27.

1. Ряд историков утверждает, что преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре Запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни народа и дворянства. Какие другие позиции в отношении реформ Петра I в области культуры вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Проанализируйте реформы Петра I в области культуры и быта и выскажите свое мнение. Приведите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами позицию.

2. Что такое народничество? Проанализируйте программу, основные направления народнического движения. Назовите лидеров. Какова судьба народничества?

3. Назовите и проанализируйте позиции, которые выявились в Российской коммунистической партии в отношении подписания сепаратного мира с Германией в 1918 году. Какая (чья) позиция возобладала в конечном счете? Проанализируйте условия Брестского мирного договора и его значение для России.


Вариант № 28.

1. Сравните крестьянскую общину и колхозы. Укажите, что (какие черты и т.д.) в них было общим, а что различным.

2. Период правления Александра III в настоящее время характеризуют по-разному. Преобладает точка зрения, что это период контрреформ. Но часть историков считает, что этот период является частью модернизации второй половины XIX в., но вектор реформ и их характер существенно изменились. С какой точкой зрения Вы согласны и почему. Свой ответ аргументируйте.

3. Проанализируйте внешнюю политику СССР в 30-е гг. Какие установки определяли ее в 1933 – 1938 гг.? Какие действия, факты свидетельствовали о переменах во внешнеполитическом курсе СССР в 1939 – 1940 гг., и какие причины их вызвали?


Вариант № 29.

1. Составьте хронологическую таблицу, отражающую рост территорий России в XVI – XVIII вв. Что такое империя? Был ли имперский путь предопределен для России?

2. Назовите характерные черты жизни и быта советских людей в первые годы после Великой Отечественной войны. Приведите примеры положения населения в городе и деревне.

3. Охарактеризуйте особенности, сущность и противоречия «брежневской эпохи».


Вариант № 30.

1. Охарактеризуйте сущность теории «Москва – Третий Рим». Какое влияние она оказала на становление ментальности русских людей в XVI в?

2. Какое влияние оказала Первая мировая война на внутриполитическую ситуацию в России?

3. Каковы план, источники и методы сталинской модернизации?


Список дополнительной литературы по темам.


  1   2

Похожие:

Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «История политических идей»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания и планы семинаров по дисциплине «история»
Методические указания и планы семинаров по дисциплине «История» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.: У. Б. Гайсин, Т. С. Конюков,...
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания для студентов: график и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология девиантного поведения»; тематика и методические указания студентам по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине
Материалы, определяющи6е порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии требованиями гос
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconРефератов по дисциплине «История Украины»
Методические указания по дисциплине «История Украины» / Сост. Фиров П. Т. Севастополь: Изд-во Севнту, 2002. 46 с
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения)
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных...
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания для развития навыков чтения литературы по теме «банки и деньги»
Методические указания предназначены для студентов V курса специальности «Перевод» по дисциплине «Аспектный перевод» (Банковское дело)....
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине история для студентов, обучающихся по направлениям
Методические указания по выполнению контрольной работы обсуждены на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры, протокол...
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconОбщие методические указания методические указания и контрольные задания по дисциплине «Технология металлообработки»
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «материаловедение»
Задания к контрольной работе по дисциплине «Материаловедение» и методические указания для ее выполнения. Екатеринбург, фгаоу впо...
Методические указания по дисциплине «Отечественная история» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экологическое право» 6 Тематика и методические указания студентам зо по выполнению контрольных работ.
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Экологическое право» для студентов очной формы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница