Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства»




НазваниеОбраз Парижа в творчестве художников «Мира искусства»
Дата03.02.2016
Размер6,17 Kb.
ТипДокументы
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства»

Коновалова Яна Владиславовна

Студент (магистр)

Уральский государственный университет имени А.М. Горького,

факультет искусствоведения и культурологии, Екатеринбург, Россия

E–mail: Bellona@yandex.ru

Прежде всего, нужно договориться, работы каких художников станут объектом наших рассуждений. Разумеется, не всех, кто участвовал в выставках первого, «дягилевского» «Мира искусства», второго, возрожденного (1910—1924 гг.) и третьего, эмигрантского (1921—1930 гг.). «Мир искусства» на трех этапах его существования объединял живописцев, графиков, скульпторов очень разных, стремясь руководствоваться только наличием дарования и творческой индивидуальности. Мы будем говорить о тех, кого принято называть собственно мирискусниками, тех, кто составлял ядро объединения, художников, которые были близки друг другу стилистически.

Тема Парижа в творчестве мирискусников объектом специального исследования не была, хотя касались ее практически все, кто писал о мастерах этого объединения: авторы монографий в целом о «Мире искусства», об отдельных мирискусниках. В последнее время эта тема нашла отражение в изданиях, посвященных русско-французским художественным связям, творчеству наших художников, оказавшихся в Париже в период эмиграции.

В творчестве художников «Мира искусства» образ Парижа не был главным, за исключением творчества Елизаветы Кругликовой, и они не главные в раскрытии образа французской столицы, но они жили Парижем, их работы пропитаны ароматом города.

С первого года, даже с первого месяца своего пребывания во Франции, Александр Бенуа отдает предпочтение Версалю, куда влекут его ретроспективные мечтания. Во вторую поездку, наряду с версальской серией, Бенуа запечатлевает пейзажи и жанровые сцены в Бретани. В чем сказалась русская традиция: большее внимание к сельским пейзажам, крестьянской жизни. Урбанистом Бенуа не станет, однако некоторые черты специфического облика Парижа запечатлеет не столько в живописных этюдах, сколько в различных зарисовках. Жизнь современного города, города, которого он хорошо знал и искренне полюбил, лишь в малой степени нашла отражение в творчестве этого убежденного пассеиста.

Раньше большинства своих коллег – будущих мирискусников, в 1891 году, в столице Франции оказывается Лев Бакст. Образ города найдет отражение в пейзажах и небольших этюдах, созданных художником во время первых поездок в Париж (в 1890-годы Бакст бывает во французской столице неоднократно). С первого десятилетия XX века Париж становится основным местом жительства художника. Но Бакст его не изображает. Живописное мастерство художника, с периода его первого пребывания во французской столице, несомненно, возросло, что проявляется не только в прославленных декорациях, но и в пейзажах с натуры. Но, это, как и у Бенуа, не городские пейзажи: юг Франции, средиземноморское побережье, оливковые рощи в Альпах.

Подлинным урбанистом среди первого поколения мирискусников суждено будет стать Мстиславу Добужинскому. О своей первой поездке в Париж, совершенной в 1901 году, художник напишет: «Парижа я тогда не рисовал – еще не было у меня будущей привычки во время путешествия не расставаться с альбомом» [Добужинский, 1987, С. 354]. Но и дальше, судя по очень тщательному каталогу, в монографии [2], посвященной мастеру, Париж практически не встречается у Добужинского до 1920-х годов.

Ряд рисунков с изображением Парижа Добужинский создает после эмиграции. Французская столица в этих работах не только парадная и историческая, как например, в произведениях «Сад Тюильри» (1929) и «Городской вид» (1947), запечатлевший красоты площади Согласия, но и город со своими окраинами и закоулками, где малоэтажные дома и промышленные постройки окружены высоким деревянным забором, как например в работе «Улица де ля Томб Изуар» (1927). Париж Добужинского - город в различных его проявлениях.

Различные уголки Парижа, порой включая жанровые сцены, запечатлевают и

Анна Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев.

Подвести некоторые итоги созданию образа французской столицы мирискусниками, позволяют работы Елизаветы Кругликовой, художницы, формально не участвующей в объединении, но близкой ему творческими устремлениями. Произведения Кругликовой стали своего рода энциклопедией жизни Парижа и его предместий. Город для нее не экзотика, ее интересует простые люди и их быт.

Тема, образ Парижа заняли сравнительно небольшое место в творчестве мирискусников. Кипящий, живой, современный город давал меньше материала для ретроспективных мечтателей, чем его пригороды. А обращаясь к натурному пейзажу, они, будучи русскими художниками, и за рубежом, предпочитали городу чистую природу и сельские виды.

Можно сказать, что в парижских пейзажах и жанровых сценах, созданных Бенуа, Бакстом, Добужинским, лишь в малой степени проявилось мирискусничество. Это так, но все же проявилось — не просто в поэтическом (это было и у Константина Коровина), а в романтически мечтательном восприятии города, который стал местом их мировой славы. Не почувствуй они так особенности Парижа, не зафиксируй свои впечатления в рисунках и живописных этюдах, они бы менее уютно, или лучше сказать свободно, ощущали себя во французской столице.

Думается, что мирискуснический образ Парижа, как и в целом, творчество художников «Мира искусства», оказал влияние на следующее поколение русских французов - представителей той интернациональной парижской школы, в которой выходцы из России занимали значительное место… В «Парижах» Марка Шагала, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Юрия Анненкова, в разной мере и по-разному слышны отголоски мирискуснического Парижа.


Литература:


1. Добужинский М.В. Воспоминания. М., 1987.

2. Чугунов Г.И. Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984.


Слова благодарности


Автор выражает благодарность профессору, действительному члену Российской академии художеств, Сергею Васильевичу Голынцу.

Похожие:

Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconПриобщение современных школьников к духовным поискам в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Корнеева Татьяна Викторовна, учитель моу «ксош №55»
Дное. Оно требует от самого учителя напряжения сил, любви и подлинной культуры. «В культуре нет и не бывает лишнего», говорил профессор-филолог...
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconУрок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико патриотическая тема в произведениях художников и композиторов»
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников...
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconУрок беседа «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов» (для обучающихся 5-7 классов)
Штель Татьяна Николаевна учитель изобразительного искусства мбоу – сош №1 г. Асино Томской области
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconУрок изучения нового материала
Цель урока: расширить знания о творчестве М. Ю. Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон»
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconСначала греческая а затем и римская охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв до н э. по 5-6 вв н. э. Она зародилась в
Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса....
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconВ. В. Савчук философ, аналитик изобразительного искусства, куратор, художник
Доктор филос наук, профессор кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета член...
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconОбраз жизни и формирование стоматологического здоровья студентов из различных регионов мира
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» icon«Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова»
«кавказских» страниц биографии Лермонтова, произведений о Кавказе, причин войны России с горцами на Кавказе и ее затяжного характера,...
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconРоссийской Федерации Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа №12» г. Усолья Сибирского
Цель: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве сибирского писателя А. Вампилова; вовлечение в мир искусства слова;...
Образ Парижа в творчестве художников «Мира искусства» iconКлассный час. На тему: «Здоровый образ жизни и спорт»
Цели: Привить любовь к спорту, разбудить потребность вести здоровый образ жизни, научить упражнения развития памяти, тренировки внимания,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница