Пояснительная записка Программа «Умелые руки»




Скачать 25,85 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа «Умелые руки»
Дата03.02.2016
Размер25,85 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка


Программа «Умелые руки» составлена на основе программы «Развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу с конструктором для объёмного моделирования ТИКО» и имеет научно-познавательную направленность. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь действовать самостоятельно».

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа предназначается для учителей начальных классов, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.


Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;

  • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

  • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;

  • овладение навыками пространственного ориентирования;

  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;

  • развитие воображения, умения фантазировать.


Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.


Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 33 занятия в год.


Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).


Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • иметь представление о различных видах многоугольников;

  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;

  • анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

  • различать написание букв, цифр и их зеркальное отражение;

  • составлять плоскостные геометрические фигуры из ТИКО-деталей;

  • конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;

  • уметь вычислять периметр фигуры;

  • иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;

  • решать логические квадраты.


Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

  • конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;

  • ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;

  • вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;

  • иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;

  • конструировать симметричные фигуры;

  • придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.


Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • уметь работать со схемами и лабиринтам;

  • иметь представление о различных видах призм и пирамид;

  • измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;

  • решать задачи логического характера;

  • конструировать различные виды призм и пирамид;

  • иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;

  • конструировать фигуры с центром симметрии.


Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

  • конструировать по образцу и по собственному замыслу геометрические фигуры и тела;

  • уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

  • иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;

  • конструировать простейшие виды многогранников из ТИКО-деталей;

  • уметь работать по схемам различной сложности.


Продолжительность занятий:

7 лет – 30 минут, 8 –11лет – 40 минут.


Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Учебно-тематический план


Класс

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 класс





33

16.5

16.5

Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела)

10

5

5

Пространственное ориентирование

10

5

5

Тематическое конструирование

5

2.5

2.5

Логический квадрат

4

2

2

Периметр геометрических фигур

2

1

1

Узоры и орнаменты

2

1

1

2 класс





33

16.5

16.5

Плоскость и объем (знакомство с геометрическими фигурами и превращение их в геометрические тела)

12

6

6

Пространственное ориентирование

10

5

5

Тематическое конструирование

5

2.5

2.5

Периметр геометрических фигур

2

1

1

Объем геометрических тел

2

1

1

Симметрия

2

1

1

3 класс





33

16.5

16.5

Тематическое конструирование

5

2.5

2.5

Пространственное ориентирование

10

5

5

Призма

5

2.5

2.5

Пирамида

5

2.5

2.5

Симметрия

4

2

2

Объем геометрических тел

4

2

2

4 класс





33

16.5

16.5

Многогранники

18

9

9

Пространственное ориентирование

6

3

3

Тематическое конструирование

5

2.5

2.5

Исследования по теории вероятности

2

1

1

Изометрические проекции

2

1

1

Класс

Итого по программе

132

66

66


Содержание

1 класс


Тема № 1: «Плоскость и объем» (10 ч)

Теория: понятие «четырехугольник», сравнительная характеристика квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма и трапеции - «Сказка о принцессе и пяти принцах».

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».


Тема № 2: «Пространственное ориентирование» (10 ч)

Теория: понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Практическое задание: графический диктант (работа в тетради) - задания «Грузовик» (см. приложение № 2 - текст № 17), «Буква Н» (текст № 15), «Буква П» (текст № 17) , «Буква Т» (текст № 20).

Материалы: тетрадь, простой карандаш, резинка.


Тема № 3: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Предметы быта».

Практическое задание: конструирование на тему «Мебель», фигуры: стол, стул, шкаф, кровать, диван, пуфик и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 4: «Логический квадрат» (4 ч)

Теория: изучение правил составления логического квадрата, игра «Логический квадрат» (I уровень).

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация игры «Логический квадрат» (I уровень), карточка №1.


Тема № 5: «Периметр геометрических фигур» (2 ч)

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование фигур разного периметра из девяти ТИКО-квадратов, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1), тетрадь.


Тема № 6: «Узоры и орнаменты» (2 ч)

Теория: изучение правил составления узоров и орнаментов.

Практическое задание: конструирование узора или орнамента по образцу, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты», тетрадь.


2 класс


Тема № 1: «Плоскость и объем» (12 ч)

Теория: куб, развертки куба, понятия «вершина», «ребро», «грань».

Практическое задание: конструирование куба из развертки, и наоборот, развертки из куба.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Развертка куба» (задания 1, 2, 3).


Тема № 2: «Пространственное ориентирование» (10 ч)

Теория: понятия «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали».

Практическое задание: графические диктанты «Спортсмен» (текст № 58), «Вертолет» » (текст № 51).

Материалы: тетрадь, карандаш, резинка.


Тема № 3: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Море».

Практическое задание: конструирование на тему «Море», фигуры: батискаф, корабль, лодка, морская звезда и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 4: «Периметр геометрических фигур» (2 ч)

Теория: вычисление и сравнительный анализ периметров невыпуклых многоугольников.

Практическое задание: конструирование невыпуклых многоугольников из ТИКО-деталей, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), тетрадь.


Тема № 5: «Объем геометрических тел» (2 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.

Практическое задание: конструирование куба (большого и малого), прямоугольного параллелепипеда и призмы из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».


Тема № 6: «Симметрия» (2 ч)

Теория: понятие «ось симметрии», различение симметричных и несимметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Симметрия».


3 год обучения


Тема № 1: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Техника».

Практическое задание: конструирование на тему «Техника», фигуры: корабль, ракета, звездолет и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 2: «Пространственное ориентирование» (10 ч)

Теория: знакомство со схематическими изображениями, лабиринтами.

Практическое задание: лабиринт.

Материалы: раздаточный материал – лабиринты; цветные фломастеры.


Тема № 3: «Призма» (5 ч)

Теория: исследование различных видов призм.

Практическое задание: конструирование трехгранной призмы из ТИКО-деталей; фантазирование – придумать как можно больше различных фигур из трехгранной призмы; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел», тетрадь.


Тема № 4: «Пирамида» (5 ч)

Теория: исследование различных видов пирамид.

Практическое задание: конструирование трехгранной пирамиды из ТИКО-деталей; фантазирование – построить как можно больше различных фигур из трехгранной пирамиды, работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Каталог геометрических фигур и тел», тетрадь.


Тема № 5: «Симметрия» (4 ч)

Теория: понятие «центр симметрии», различение симметричных и не симметричных фигур.

Практическое задание: конструирование симметричных фигур из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 6: «Объем геометрических тел» (4 ч)

Теория: единицы измерения объема, сравнение объемов различных фигур.

Практическое задание: конструирование разного вида призм, пирамид из ТИКО-деталей; сравнительный анализ объема фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), наполнитель, мультимедийная презентация занятия «Объем».


4 год обучения


Тема № 1: «Многогранные тела» (18 ч)

Теория: понятие «многогранник», исследование гексаэдра (куба).

Практическое задание: конструирование гексаэдра (куба) из ТИКО-деталей; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (наборы «Геометрия», «Шары»), мультимедийная презентация занятия «Многогранники», тетрадь.


Тема № 2: «Пространственное ориентирование» (6 ч)

Теория: изучение схем различной сложности.

Практическое задание: работа по схеме «Найди клад».

Материалы: образцы схем, схема «Найди клад».


Тема № 3: «Тематическое конструирование» (5 ч)

Теория: интеллектуальная игра «Крестики - нолики», тема «Отдых летом».

Практическое задание: конструирование на тему «Отдых летом», фигуры: корзинка, цветок, утенок, лодка и т.д.

Материалы: мультимедийная презентация игры «Крестики-нолики», конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 4: «Исследования по теории вероятности» (2 ч)

Теория: знакомство с элементами теории вероятности.

Практическое задание: исследование вероятности выпадения той или иной грани игрового куба через практическую работу; работа в тетради.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), таблица вероятностных значений, тетрадь.


Тема № 5: «Изометрические проекции» (2 ч)

Теория: проекции объемных фигур на плоскость.

Практическое задание: конструирование изометрических проекций куба, «лесенки».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Рекомендации


  • Использование на занятиях набора «Геометрия» в сочетании с набором «Фантазер» значительно расширяет диапазон развития фантазии и воображения учащихся, предоставляет возможность для конструирования оригинальных фантазийных конструкций со сложной структурой

  • Для фиксирования результатов исследований и практической работы учащихся с конструктором рекомендуется включать в занятия работу в тетрадях

  • В процессе проведения занятий рекомендуется сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование

  • Для эффективной организации коллективного конструирования по теме рекомендуется сложить одинаковые детали конструктора в одну коробку (квадраты в одной коробке, треугольники в другой и т.д.)


Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Умелые руки»


Обеспечение программы методическими видами продукции:


1. Конструктор для объемного моделирования ТИКО – наборы «Геометрия», «Шары».

2. Мультимедийные презентации занятий –

- «Многоугольники»

- «Четырехугольники»

- «Логический квадрат»

- «Периметр многоугольника»

- «Развертка куба»

- «Объем»

- «Симметрия»

- «Каталог геометрических фигур и тел»

- «Моделирование многогранников. Правильные многогранники»

- «Моделирование многогранников. Архимедовы тела»

- «Интеллектуальная игра крестики-нолики».

Дидактический материал представлен:


  • Графические диктанты (приложение № 1)

  • Лабиринты (приложение № 2)

  • Карточки «Логический квадрат» (приложение № 3)


Материально-техническое оснащение занятий:


  • Столы – 5 штук;

  • Стулья – 10 штук;

  • Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Узорова О., Нефедова Е. Лабиринты. 2 класс. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006.

Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://2berega.spb.ru/user/irkra/folder/ (программа, презентации для занятий и приложения)






Похожие:

Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconОбразовательная программа по внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Умелые руки»
Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При...
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconСоблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. Замечать грязные руки и мыть их Поведение за столом
Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки...
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconРабочая программа педагога
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconРабочая программа педагога
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconРабочая программа дисциплины «Стандартизация и сертификация» для специальности
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconПрограмма объединения «Юнкор» возрастной состав учащихся 13-18 лет Срок освоения 2 года
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа «Умелые руки» iconПояснительная записка Настоящая авторская образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница