Учитель-логопед Корочкина Т. М




Скачать 14,75 Kb.
НазваниеУчитель-логопед Корочкина Т. М
Дата03.02.2016
Размер14,75 Kb.
ТипДокументы
Выступление на педсовете подготовила:

Учитель-логопед Корочкина Т.М.

28.10.2010


Дыхательная гимнастика


Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Вот почему человеку важно не просто дышать, а дышать правильно. Именно правильное и безопасное дыхание мы все имеем в виду, когда напоминаем маленькому ребенку о дыхании носом, учим чередовать вдох и выдох при разговоре, задерживать дыхание перед прыжком в воду или делать дыхательные паузы при чтении стихотворения.

Научиться дышать правильно помогают различные методики, тренировка голосовых связок, специальная дыхательная гимнастика. В настоящее время существует много разновидностей дыхательной гимнастики, самыми популярными из них являются: редкое и глубокое дыхание по системе йогов, поверхностное дыхание по методу К.П. Бутейко, метод Фролова (тренажер Фролова) и парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой.


Я расскажу об основных методических приемах ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО МЕТОДУ АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ СТРЕЛЬНИКОВОЙ


Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой, т.е. в наклоне. В общепринятом смысле мы привыкли выполнять упражнения с точностью «до наоборот» - наклон – выдох, выпрямление – вдох. Вот почему методика называется «парадоксальная».

Уникальность этой методики состоит в том, что она очень проста и функциональна, овладеть элементарными упражнениями может и взрослый, и ребенок.

А началось все с того, что более полувека тому назад в одном музыкальном театре произошла печальная, но обыкновенная история – молодая оперная певица Александра Стрельникова потеряла голос. Проблема – «певческий узел». Голос к ней вернулся благодаря матери. Она разработала для дочери уникальный комплекс дыхательных упражнений, который вернул ей голос. Александра Стрельникова стала педагогом по вокалу и продолжила разработку той методики, по которой сама восстановила голос. Сначала эта гимнастика использовалась только для нужд певцов, но потом потянулись и драматические актеры. Среди клиентов Стрельниковой были Алла Пугачева, Татьяна Васильева, Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Лайма Вайкуле.

Сама Александра Стрельникова до глубокой старости регулярно занималась парадоксальной гимнастикой и никогда не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.

В 1972 г. Стрельникова запатентовала свою гимнастику под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», но постепенно выяснилось, что в процессе занятий не только восстанавливается голос, но и уходят многие соматические проблемы, происходит оздоровление всего организма, прежде всего органов дыхания, сердечно – сосудистой и нервной систем. Сегодня доказано, что стрельниковская дыхательная гимнастика способствует также выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

А это особенно важно при частых детских простудах, сопровождающихся затрудненным дыханием. Всем известно, затрудненное дыхание ведет к кислородному голоданию. Детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода - отсюда снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате - общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.


В чем же суть парадоксальной гимнастики Александры Стрельниковой?

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

В этой гимнастике два главных упражнения:

- наклон и одновременно резкий короткий вдох носом

- быстрое выпрямление и короткий самопроизвольный выдох.

Темп выполнения очень высокий, на выполнение 1 упражнения дается 1 секунда.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями, а также раздражается та обширная зона рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Лечебное воздействие гимнастики таково:

- положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- полное или значительное восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

- усиление дренажной функции бронхов;

- восстановление нарушенного носового дыхания;

- регуляция функции сердечно-сосудистой системы,

- укрепление всего аппарата кровообращения;

- значительное влияние на коррекцию заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника;

-повышение общей сопротивляемость организма.

Особо хочу отметить, что все эти положительные результаты доступны не только взрослым людям, но и детям, начиная с раннего возраста. Сомнений нет, дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой станет хорошей профилактикой для дошкольников в борьбе с простудными заболеваниями.

Я же, как логопед, заинтересовалась возможностями использования гимнастики в коррекции речевых нарушений у детей.

Если изначально упражнения нацелены на постановку дыхания, голоса и речи, то их с успехом можно использовать в логопедической работе. Уверена, такие упражнения как быстрый резкий вдох и самопроизвольный выдох («Что горит»), задержка воздуха после вдоха на 2-3 секунды («Слушаем воздух»), плавное, протяжное произношение одного или нескольких гласных звуков на выдохе (аааа, ооо, иии), повторение пословиц, поговорок, чистоговорок в заданном ритме и другие упражнения будут способствовать формированию правильного дыхания у детей-логопатов, что станет предпосылкой становления правильной речи.

Вот несколько игровых упражнений, которые с удовольствием выполнят дошкольники

* "Чей пароход лучше гудит?"

Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. "Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?" Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.


* "Капитаны".

Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Надо ли говорить, что подобная методика эффективна и для лечения заикающихся детей. Заикание у детей нередко приводит к логофобии - страху речи, закомплексованности, отчужденности и замкнутости. Метод дыхательной гимнастики Стрельниковой направлен прежде всего на развитие правильного дыхания у детей с нарушениями речевой функции. Стрельникова считала, что лечить заикание без приведения в норму дыхания бессмысленно.

Заикающиеся дети говорят, как правило, на ключичном дыхании. Прежде чем что-либо сказать, они делают вдох, при котором самопроизвольно поднимаются плечи и напрягаются мышцы шеи и лица, речь осуществляется на выдохе короткими фразами. Специальные упражнения, разработанные Стрельниковой, помогают детям говорить не заикаясь, есть примеры полного излечения от заболевания.

Полезна эта гимнастика и всем педагогам. Кто из нас не терял голос от необходимости много говорить с детьми? Упражнения, разработанные Стрельниковой для певцов и актеров, очень подойдут и педагогам.

Для тренировки и постановки голоса можно выполнять такие упражнения:

- произносить при легком наклоне вперед по 8 раз каждый звук: Р, Л, М, Н, В, Ф, З, С, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Б, П, Д, Т, Г, К, Х. При выполнении следить за тем, чтобы движение и звук были одновременными, дыхание при этом должно происходить автоматически. Дышать только через рот. Голову опустить, спину округлить;

- произносить при легком наклоне вперед, напрягая брюшной пресс, следующие слоги:

РИ, РУ, РЭ, РО;

ЛИ, ЛУ, ЛЭ, ЛО;

МИ, МУ, МЭ, МО;

ВИ, ВУ, ВЭ, ВО;

ФИ, ФУ, ФЭ, ФО; и другие


Подводя итоги, хочу выделить преимущества гимнастики перед другими.

- Она хорошо сочетается со всеми упражнениями в: ходьбе, беге, особенно в плавании.

- Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

- Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

- Гимнастика доступна всем людям.

- Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих.

- Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

- Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.

- Гимнастика показана и взрослым, и детям.


Полезно знать!

После одного занятия дыхательной гимнастикой по методике Стрельниковой жизненная емкость легких увеличивается на 0,2-0,4 л.


Полезно знать!

Упражнения для постановки голоса по методу Стрельниковой рекомендуется регулярно использовать певцам, актерам, дикторам и преподавателям.


Занимайтесь дыхательной гимнастикой Александры Стрельниковой и будьте здоровы.


Базовые правила при выполнении упражнений гимнастики Стрельниковой


1. "Гарью пахнет! Тревога!"

Резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.


2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.


3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп: 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока: 1000-1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.


4. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент. Весь комплекс состоит из 8 упражнений.


Сначала - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох.

Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.


Главные движения


1. "Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. и шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.


2. "Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное. "Насос" особенно эффективен при заикании.


3. "Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.


4. "Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"- "обними плечи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.


5. "Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Похожие:

Учитель-логопед Корочкина Т. М iconБиблиография
Крохина И. Н. учитель-логопед мдоу «Детский сад комбинированного вида №4» г. Череповец
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconУчитель-логопед высшей квалификационной категории
Содействие сохранению и укреплению здоровья учащихся – первоочередная образовательная задача
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconЛ. В. Стрижнева учитель-логопед гоусош №337 Невского административного района спб. Магистр педагогики по направлению «Педагогика». Ргпу им. А. И. Герцена,факультет института детства, магистратура, научный
Л. В. Стрижнева учитель-логопед гоусош №337 Невского административного района спб. Магистр педагогики по направлению «Педагогика».(Ргпу...
Учитель-логопед Корочкина Т. М icon«Логопедические пятиминутки» Подготовила: Учитель-логопед Гриднева И. А
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №387
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconМетодическая разработка «Этапы планирования работы по зкр с детьми дошкольного возраста»
Автор: Шевченко Наталья Рудольфовна учитель – логопед гбдоу №22 г. Санкт Петербурга
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconПояснительная записка
Проект подготовила и реализовала в практической коррекционной деятельности учитель-логопед I квалификационной категории Нестерова...
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconТерехова Татьяна Васильевна, учитель-логопед мдоу детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» г. Серпухов
Психолингвистический подход к формированию лексического строя речи у детей с онр
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconЛ. Б. Ульянцева (гбоу цдк санкт-Петербурга, учитель-логопед)
...
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconПрезентация электронного пособия Боровцовой Л. А «Документация учителя-логопеда доу»
Сообщение: «Нормативно-правовая база специалистов логопедических групп доу.» Учитель- логопед Глухова Г. Ф
Учитель-логопед Корочкина Т. М iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница