Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем)




Скачать 28,47 Kb.
НазваниеДисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем)
Дата03.02.2016
Размер28,47 Kb.
ТипДокументы



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (АТС)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) обеспечивающих активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность АТС.

В результате изучения дисциплины аспиранты должны знать требования к элементам, обеспечивающим безопасность, основные направления обеспечения безопасности транспортных средств, расчетные и расчетно-экспериментальные методы определения основных показателей безопасности конструкций в условиях эксплуатации транспортных средств. Методы оценки безопасности транспортных средств.

Изучение элементов безопасности должно базироваться на примерах новейших конструкций автомобилей.

Для успешного изучения дисциплины аспиранты должны пройти подготовку и освоить основные положения дисциплин учебного плана специальной подготовки: высшей математики; теоретической механики; физики; сопротивления материалов; технологии конструкционных материалов; гидравлики и гидромашин; деталей машин и подъемно-транспортных машины; теории механизмов и машин; автомобилей; управления техническими системами; технической эксплуатации автомобилей; эксплуатационных материалов; лицензирования и сертификации на транспорте.


1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПП ППО)

Современный автомобиль представляет собой сложный комплекс механизмов, систем и устройств, от согласованной работы которых зависят его эксплуатационные свойства: устойчивость, управляемость, маневренность, динамические качества. Сочетание отдельных систем (тормозная система, рулевое управление, система освещения и др.) и устройств формирует такое важное свойство автомобиля, как его безопасность. Безопасность автомобиля подразделяется на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую. Указанные виды безопасности закладываются в конструкцию автомобиля при его проектировании и изготовлении. На этапе эксплуатации происходит реализация и изменение свойств безопасности.

Совершенствование требований к безопасности АТС, появление новых конструктивных решений и систем требует от специалиста быстрой адаптации и четкого понимания современных тенденций обеспечения безопасности.

Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств» изучается в контексте современного состояния и перспектив развития систем безопасности. Преподавание указанной дисциплины включает использование всего многообразия форм получения информации и строится на применении современных образовательных технологий (ситуационных игр в учебно-тренинговых классах, обсуждении и анализе конкретных технических решений, ситуационном моделировании и прогнозировании с использованием специальных программ), направленных на усвоение материала курса. В соответствии с учебным планом дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств» является обязательной дисциплиной и предполагает последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций при осуществлении подготовки аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по специальности 05.22.10- Эксплуатация автомобильного транспорта.


2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСНОВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

– способностью демонстрировать глубокие знания в области технических наук;

– способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

– способностью генерировать новые идеи и научные гипотезы;

– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности;

– способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности;

– способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, свободное владение русским и иностранным языком как средством научного и делового общения;

– способностью к активной социальной мобильности, к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способность к управлению научным коллективом;

– способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских задач, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными:

– способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями техники, необходимыми для решения научно-исследовательских задач.

научно-исследовательская деятельность:

– способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области эксплуатации транспорта, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий, с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

– способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей;

– способностью к обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности;

– способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и экологических аспектов.

педагогическая деятельность:

– способностью руководить научно-исследовательской работой студентов;

– способностью и готовностью к проведению занятий у студентов вузов по блоку специальных дисциплин.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  1. Знать: нормативно-правовую базу в сфере безопасности АТС, методы и средства оценки уровня безопасности АТС, основные пути обеспечения безопасности при эксплуатации АТС; систему технического обслуживания и ремонта автотранспортной отрасли; влияние различного рода факторов на уровень безопасности АТС.

  2. Уметь: использовать технологии и формы организации диагностирования для целей управления техническим состоянием узлов обеспечивающих безопасность АТС, прогнозировать влияние изменения технического состояния АТС на безопасность его эксплуатации с использованием вычислительной техники и специального программного обеспечения.

  3. Владеть: способностью использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт при проведении исследований производственных процессов на автомобильном транспорте; способностью использовать программно-целевой метод анализа технических, технологических, организационных, экономических и социальных вопросов в сфере эксплуатации автомобильного транспорта.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «Обеспечение безопасности автотранспортных средств»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единица, 180ч.



п/п

Раздел (тема) дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной ра-боты, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

успеваемости

(по неделям

семестра),

форма промежуточной

аттестации

(по семестрам)

Лекции

Практические

СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Место безопасности автотранспортных средств в социально-экономической структуре государства

1

1-2

2




4




1.1

Воздействие транспортных средств на жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду

1

1-3







6




1.2

Конструктивная и эксплуатационная безопасность АТС

1

3-4

2




4




1.3

Основные понятия и определения применяемые при оценке безопасности АТС

1

4-5

2




4




1.4

Национальные и международные документы, регламентирующие требования к безопасности АТС

1

5-6

2




6

Тестирование

2

Активная безопасность автомобиля

1

6-7

2




4




2.1

Основные конструктивные параметры, влияющие на комплексную оценку активной безопасности

1

8-9







8




2.2

Системы конструкции АТС, обеспечивающие активную безопасность

1

9-11

2




8




2.3

Современные системы, обеспечивающие активную безопасность АТС

1

11-12

2




8

Тестирование

3

Пассивная безопасность автомобиля: внутренняя и внешняя

1

13-14







4




3.1

Структура систем, обеспечивающих пассивную безопасность автомобиля

1

14-15

2




6




3.2

Критерии оценки эффективности функционирования систем пассивной безопасности

1

15-16

2




6




3.3

Направления по совершенствованию систем пассивной безопасности

1

16-17

2




4

Тестирование

4

Послеаварийная безопасность автотранспортных средств

2

1-2







6




4.1

Характеристика опасных процессов, возникающих после ДТП

2

3-4

2




6




4.2

Требования к конструкции, устройствам и средствам послеаварийной безопасности

2

5-6

2




8

Тестирование

5

Воздействие АТС на окружающую среду. Экологическая безопасность АТС

2

6-7







4




5.1

Вредные выбросы и продукты эксплуатации автомобильного транспорта

2

7-8

2




6




5.2

Шум и вибрация. Требования безопасности к шуму и вибрациям

2

9-10

2




6




5.3

Требования безопасности к электромагнитным излучениям автомобиля

2

10-11

2




6

Тестирование

6

Обеспечение соответствия АТС требованиям безопасности в эксплуатации

2

12-13







6




6.1

Организация и средства контроля соответствия АТС требованиям безопасности в эксплуатации

2

14-15

2




8




6.2

Методы проверки АТС на соответствие требованиям безопасности

2

15-16

2




8




6.3

Расчетные и расчетно-экспериментальные методы оценки безопасности АТС в условиях эксплуатации

2

16-17

2




8

Тестирование













36




144






ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1. Место безопасности автотранспортных средств в социально-экономической структуре государства.

Тема 1.1. Воздействие транспортных средств на жизнь, здоровье, имущество граждан и окружающую среду.

Социально-экономические и экологические проблемы, обусловленные автомобилизацией.

Тема 1.2. Конструктивная и эксплуатационная безопасность АТС.

Виды безопасности АТС – активная, пассивная, послеаварийная, экологическая. Изменение безопасности АТС в процессе эксплуатации.

Тема 1.3. Основные понятия и определения применяемые при оценке безопасности АТС.

Показатели, применяемые для оценки безопасности АТС, терминология, понятия и определения.

Тема 1.4. Национальные и международные документы, регламентирующие требования к безопасности АТС.

Правила ЕЭК ООН в отношении утверждения типа транспортного средства, директивы ЕС, технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», ГОСТы и отраслевые стандарты. Особенности отдельных национальных стандартов ведущих стран-импортеров.

Раздел 2. Активная безопасность автомобиля

Тема 2.1. Основные конструктивные параметры, влияющие на комплексную оценку активной безопасности.

Комплексность конструктивных решений систем автомобиля. Габариты, масса и тяговая динамичность автомобиля.

Тема 2.2. Системы конструкции АТС, обеспечивающие активную безопасность

Тормозное управление. Обеспечение эффективности торможения и устойчивости автомобиля при торможении. Повышение тормозных свойств и надежности тормозных систем.

Рулевое управление, устойчивость и управляемость автомобиля. Связь технического состояния рулевого управления и ходовой части с устойчивостью и управляемостью.

Системы освещения и сигнализации: критерии эффективности функционирования, влияние систем на аварийность.

Тема 2.3. Современные системы, обеспечивающие активную безопасность АТС.

Развитие электронных систем, обеспечивающих активную безопасность АТС (ABS, ЕSP, BAS, ASR, EDS и др.)

Раздел 3. Пассивная безопасность автомобиля: внутренняя и внешняя

Тема 3.1. Структура систем, обеспечивающих пассивную безопасность автомобиля

Системный подход в теории пассивной безопасности. Структура и критерии оценки системы. Ударно-прочностные свойства, возгораемость. Внешняя и внутренняя безопасность.

Тема 3.2. Критерии оценки эффективности функционирования систем пассивной безопасности.

Требования к элементам системы пассивной безопасности. Критерии оценки: переносимость нагрузок, измерители для оценки перегрузок, измерители для оценки деформаций

Тема 3.3. Направления по совершенствованию систем пассивной безопасности.

Поглощение энергии и сохранение жизненного пространства элементами кузова при ударе. Ограничение перемещения людей. Устранение травмоопасности деталей салона

Раздел 4. Послеаварийная безопасность автотранспортных средств

Тема 4.1. Характеристика опасных процессов, возникающих после ДТП.

Эвакоприспособленность и пожарная безопасность АТС.

Тема 4.2. Требования к конструкции, устройствам и средствам послеаварийной безопасности.

Сохранение работоспособности и пропускной способности выходов транспортного средства после ДТП. Требования пожарной безопасности к элементам системы питания и материалам салона. Комплектация АТС средствами послеаварийной безопасности.

Раздел 5. Воздействие АТС на окружающую среду. Экологическая безопасность АТС.

Тема 5.1. Вредные выбросы и продукты эксплуатации автомобильного транспорта. Нормативные требования и пути снижения вредных выбросов.

Вредные выбросы. Составляющие отработавших газов. Частицы износа шин, фрикционных накладок, дорожного покрытия. Нормирование вредных выбросов.

Тема 5.2. Шум и вибрация. Требования безопасности к шуму и вибрациям на автомобильном транспорте.

Составляющие шума и вибрации. Нормирование шума. Пути снижения шума и вибраций.

Тема 5.3. Требования безопасности к электромагнитным излучениям автомобиля.

Раздел 6. Обеспечение соответствия АТС требованиям безопасности в эксплуатации.

Тема 6.1. Организация и средства контроля соответствия АТС требованиям безопасности в эксплуатации.

Система инструментального контроля технического состояния АТС. Техническая база: требования к помещению, оборудованию и персоналу.

Тема 6.2. Методы проверки АТС на соответствие требованиям безопасности.

Дорожные и стендовые методы проверки. Критерии оценки. Нормативные параметры.

Тема 6.3. Расчетные и расчетно-экспериментальные методы оценки безопасности АТС в условиях эксплуатации.

Прогнозирование изменения уровня безопасности АТС. Современные научные разработки в области оценки и прогнозирования свойств безопасности. Программные средства КАРАТ, PC-Grash и др.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины «Обеспечение безопасности автотранспортных средств» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий:

– опережающее обучение (раздел 1 – 3, 5);

– проблемное обучение (темы 2.2, 3.2);

– интерактивные игры и ролевые игровые комплексы (темы 6.3).


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ


Вопросы для подготовки к зачету

  1. Какие законодательные и нормативные акты устанавливают требования безопасности АТС в Российской Федерации?

  2. Роль и место сертификации и инструментального контроля в системе обеспечения безопасности дорожного движения.

  3. Назовите основные составляющие конструктивной и эксплутационной безопасности АТС.

  4. Какие технические решения применяют для повышения эффективности торможения, обеспечения управляемости и устойчивости при торможении.

  5. Назовите факторы, влияющие на работоспособность тормозной системы. Технология и организация работ по техническому обслуживанию, диагностированию и ремонту тормозной системы автомобиля.

  6. Методы и средства диагностирования рулевого управления автомобиля.

  7. Опишите влияние параметров рулевого управления на управляемость и устойчивость АТС.

  8. Значение информативности для динамического функционирования системы «Водитель – автомобиль – дорога».

  9. Нормативное поле обзора и критерии оценки обзорности.

  10. Анализ основных методов проверки устойчивости и управляемости АТС.

  11. Дифференцированная оценка влияния параметров ходовой части и шин на показатели активной безопасности АТС.

  12. Назовите измерители пассивной безопасности. Опишите методы оценки пассивной безопасности АТС.

  13. Показатели экологической безопасности. Методы снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и человека.

  14. Современные системы, обеспечивающие устойчивость АТС в режиме торможения, разгона и маневрирования.

  15. Факторы, влияющие на работоспособность рулевого управления. Технология и организация работ по техническому обслуживанию и диагностированию рулевого управления.

  16. Средства и методики измерения уровня внешнего и внутреннего шума АТС. Связь шума с техническим состоянием АТС. Мероприятия по снижению уровня шума.

  17. Связь технического состояния ходовой части с параметрами устойчивости и управляемости АТС. Методы и средства контроля технического состояния ходовой части.

  18. Расчетно-экспериментальные методы оценки уровня активной безопасности АТС в эксплуатации.

  19. Средства, обеспечивающие конструктивную безопасность АТС. Требования нормативных документов к конструктивной безопасности АТС.

  20. Пассивная безопасность автомобиля: методы оценки и пути совершенствования.



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. Основная и дополнительная литература

  1. Безопасность транспортных средств (автомобили) / В.А. Гудков, Ю.Я. Комаров, А.И. Рябчинский, В.Н. Федотов. Учебное пособие для вузов. – М. : Горячая линия-Телеком, 2010. – 431 с. ISBN 978-5-9912-0090-5

  2. Ройтман Б.А. Безопасность автомобиля в эксплуатации / Б.А.Ройтман, Ю.Б. Суворов, В.И. Суковицын. – М.: Транспорт, 1997. – 207 с.

  3. Афанасьев Л.Л. Конструктивная безопасность автомобиля / Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Иларионов В.А. – М.: Машиностроение, 1983. – 214 с.

  4. Закин Я.Х. Техническое состояние автомобилей и безопасность дорожного движения / Я.Х. Закин и др. – Л.: ЛДНТП, 1987. – 28 с.

  5. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств,. М: Изд-во стандартов. - 462 с.

  6. Периодические издания: «Автомобильная промышленность», «Автотранспортное предприятие», «БТИ», «За рулем» и др.


7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: пакет MS Office (MS Word, MS Excel, MS Access), Adobe Reader.

1. http://www.signumplus.ru/

  1. http://svmo.mrsu.ru/lib/articles/


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Иллюстративный и текстовый раздаточный материал в электронном виде.

  2. Презентатор (стационарный и переносной) с мультимедиа технологиями.

  3. Компьютерный класс с современным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет.

  4. Лабораторные стенды

  5. Диагностическое и испытательное оборудование.

  6. Макеты узлов и систем автомобиля.





Похожие:

Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) icon2 1 ОАО «Авиационный Комплекс им. С. В. Ильюшина», Москва, Россия 2
Обеспечение безопасности полета воздушного судна (ВС) относится к задачам авиационно-транспортных систем (атс). Основные концепции...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconПояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические и клинические знания, ставя своей конечной целью повышение эффективности и безопасности клинического применения лекарственных средств.
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconПояснительная записка Клиническая фармакология учебная дисциплина, которая сочетает фармакологические и клинические знания, ставя своей конечной целью повышение эффективности и безопасности клинического применения лекарственных средств.
А. В. Хапалюк, заведующий кафедрой клинической фармакологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconРабочая программа послевузовского профессионального образования по учебной дисциплине
Дисциплина «Элементы теории надежности технических систем» имеет своей целью способствовать формированию у аспирантов
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconИнтеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности
...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconТема исследовательской работы: «Оценка влияния автомобильного транспорта на состояние воздуха»
Целью нашей работы является оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств по улице Уфимское...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconРабочая программа дисциплины «диагностика и надежность автоматизированных систем»
Целью изучения дисциплины является изучение методов обеспечения надежности и безопасности автоматизированных систем, их диагностики,...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconАннотация курса “Теория параллельных систем и процессов”
Основной целью освоения дисциплины является систематизация знаний в области формальных методов и средств спецификации, анализа и...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconОценка надежности технических средств тренажерно-обучающих систем c конечным или бесконечным числом внутренних состояний
Аннотация: в работе предложен метод расчета верхнего и нижнего среднего уровня работоспособности элементов тренажерно-обучающих систем,...
Дисциплина «Обеспечение безопасности автотранспортных средств (атс)» имеет целью дать аспирантам знания по комплексу конструктивных элементов (систем) iconРешением Комитета по профессиональному образованию
Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница