Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу




НазваниеКонкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу
Дата03.02.2016
Размер18,6 Kb.
ТипКонкурс


Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования


Конкурс «Методическая находка»


Методическая разработка урока

Иммунология на службе здоровья.


Работу выполнил

учитель биологии МОУ

лицей №5

имени Ю. А. Гагарина

Бирючатникова Ю.В.


Волгоград 2010

Содержание.


  1. Введение 2-4

  2. Характеристика урока. 5-6

  3. Ход урока. 7-8

  4. Домашнее задание. 9

  5. Заключение. 10

  6. Литература. 11

  7. Приложения. 12



Введение.

В средней школе от­сутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям совре­менного образования и остро ставит проблему де­фицита учебного времени, необходимого для ка­чественного выполнения заданий самостоятельной работы.

Использова­ние современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познаватель­ной деятельности привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учеб­ное занятие. Понятие «учебное занятие» шире по­нятия «урок». Урок мы рассматриваем, как частный случай учебного занятия. Учебное занятие характе­ризуется двояко: как организационная форма обу­чения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Как основная организационная форма учебное занятие целиком подчиняется всем закономерно­стям процесса обучения. Как в целостном отрезке процесса обучения, в занятии взаимодействуют все компоненты этого сложного процесса: общие пе­дагогические цели, дидактические задачи, содер­жание, методы, средства обучения и др.

Как педагогическая система учебное занятие отличается целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, что и обеспечи­вает усвоение содержания и управление познава­тельной деятельностью школьников.

Дидактическая цель является важнейшим струк­турным элементом, формулируется в соответствии с реализацией основных звеньев процесса обуче­ния и определяет тип и структуру учебного занятия.

Учитывая концепцию Ю.А. Бабанского, классифи­цировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучения и первичного закрепления нового учебного материала; комплекс­ного применения знаний; комбинированное; обоб­щения и систематизации знаний и умений; актуали­зации знаний и умений; контроля и коррекции знаний и умений. Структура учебного занятия отражает ло­гику процесса усвоения знаний и умений. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщения и систематизации знаний и умений.

Тип учебного занятия

Дидактическая цель


Структура

Обобщения и систематизации знаний и умений

Создать условия для систе­матизации изученного мате­риала, выявления уровня овла­дения системой знаний и уме­ний, опытом творческой дея­тельности

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация.

Систематизация и обобщение.

Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Проверка уровня обученности.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов)

На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Под самостоятельной учебной работой педаго­ги понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выпол­нение поставленной дидактической цели в специ­ально отведенное для этого время.

Самостоятельная работа складывается из от­дельных взаимосвязанных между собой внешних и внутренних элементов. Внешние элементы: за­дания, источники знаний, приемы учебной рабо­ты; внутренние элементы: мотивы деятельности, личный опыт ученика и его эрудиция, мыслитель­ная деятельность.

Основная дидактическая функция самостоятель­ной работы учащихся - обеспечить овладение спе­цифическими приемами учебной работы, приема­ми познания нового, исследовательскими методами обучения. Основная психологическая функция - обеспечить последовательное развитие самостоятельности мышления.

В зависимости от цели и содержания учебного занятия в педагогической практике, используется сочетание различных форм организации самосто­ятельной работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, коллективной, парной. На данном уроке целесообразно применение индивидуальной (задание №1) и групповой (задание №3, №4) форм работы. Целью индивидуальной работы является:

- научить учащихся сосредоточивать внимание;

- работать с текстом самостоятельно;

- выделять главное.

Целью индивидуальной работы является развитие личностных качеств: инициативы, коммуникативных способностей, способности делать выбор и т.д.

Успех познавательной деятельности ученика, во многом зависит от тщательности ее подготовки учи­телем, его умения организовать самостоятельную работу, управлять деятельностью школьников, уде­лять внимание классу в целом и каждому ученику.

На уроке используются репродуктивные и продуктивные (творческие частично-поисковые) методы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Деятельность учащихся, используемая на уроке, подразделяется на регламентированную (задание №1, таблица) и нерегламентированную (задание №3, творческое задание, где используются герменевтические методы), что позволяет осуществить их интеграцию. Регламентированная способствует развитию рациональной стороны личности, логического мышления, способности анализировать, классифицировать, выделять главное, сравнивать и т.д. Нерегламентированная позволяет развивать сферу чувств и видение главного смысла.

Для эффективности выполнения самостоятельной работы, учащимся предлагается работа с инструктивной картой ученика (см. приложение 1.).

Методическая разработка урока биологии в 8 классе.

Иммунология на службе здоровья.

Урок – обобщение.

Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок – обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником. Учитель выступает в роли координатора деятельности учащихся. Урок построен с учетом интеграции различных форм работы, методов, а также деятельности учащихся. В итоге смена образовательных ситуаций и деятельности приводит к осуществлению индивидуализации процесса обучения, позволяет развивать личностные качества школьников, а также способствует вовлечению всех учащихся в образовательный процесс.

Цели: Сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека.

- обучающие:

  1. Учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.

  2. Учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.

  3. Учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.

  4. Учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.

  5. Учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».

- развивающие:

  1. Продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.

  2. Продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.

  3. Продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

  4. Продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.


Задачи:

    • сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;

    • составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;

    • рассмотреть схему классификации иммунитета;

    • представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;

    • составить схему переливания крови;

    • дать понятие и составить модель современной иммунологии.


Этап подготовки. Формирование групп учащихся (в зависимости от подготовленности класса к групповой работе, учитель может назначить координаторов среди учащихся, которые будут формировать группы, или предложить школьникам самим распределиться по группам). Количество учащихся, входящих в группы определяется учителем.


Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А3 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся.

На данном уроке возможно применение интерактивной доски для демонстрации схем, моделей, а также проверки заданий учащимися.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Деятельность учащихся: регламентированная, нерегламентированная.

Методы обучения: репродуктивные, творческие.


Ход урока.


    1. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока.

В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других - сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?

Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.


    1. Фронтальная работа.

Откройте с.94 § 19. Возьмите инструктивную карту, прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут.

Проверка. Обратите внимание на доску (на интерактивной доске определения «вакцина», «сыворотка», заполненная таблица 1. Используется функция интерактивной доски «шторка»). Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.

Прочитайте задание №2. Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (на интерактивной доске схема классификации иммунитета. Возможно использование функции интерактивной доски «передвижение объектов» для расстановки понятий «вакцина» и «сыворотка»).

Схема 1.

Иммунитет

/ \

врожденный приобретенный

(наследственный) (в процессе жизни)

/ \

естественный искусственный

(после перенесенного заболевания) / \

активный пассивный

(вакцина) (сыворотка)

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания 7 минут.


    1. Работа по группам.

(Учащимся предлагается сесть по группам (4 группы). Группам присваивается номер).

Внимательно прочитайте задание №3. Обратите внимание на форму представления рассмотренного материала и на время выполнения задания. Действовать строго согласно регламенту. На выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с понятием «аллергия» и причинами тканевой несовместимости. На представление результатов задания учащимся отводится по 2 минуты.

Группы получают различные задания. Задание №4 для I и III групп, а задание №5 для II и IV групп. Прочитайте задания. Обратите внимание на правильность, точность и время выполнения задания.

Результаты представляются на доске. Схемы, определения и модели проверяются (проверка схемы переливания крови и определений «донор», «реципиент», «резус-фактор» по образцу (возможно использование интерактивной доски), а модели иммунологии обсуждаются фронтально) и записываются в тетради.



    1. Домашнее задание.

§ 19, задание с.99.

Подготовить доклады о вкладе Э. Дженнера и Л. Пастера в развитие науки иммунологии, а также о проблемах профилактики СПИДа (индивидуальные задания (по желанию)).

Заключение.

На уроке используется интегральная технология обучения. Основной метод – самостоятельная работа учащихся. В ходе урока у учащихся формируются коммуникативно-информационные и учебно-познавательные компетенции. Смена образовательных ситуаций и деятельности ведет к осуществлению индивидуализации. Реализация целей и задач (непосредственный ожидаемый результат) достигается при помощи выполнения заданий инструктивной карточки (см. приложение №1) и повышения учебной мотивации (отсроченный ожидаемый результат). К положительным моментам следует отнести смену деятельности учащихся, возможность развития различных качеств личности, следовательно – вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В ходе подготовки и проведения урока возможны следующие сложности: отбор материала (не должен быть слишком насыщенным), регламент по времени, организация класса.

Литература.


  1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа,2007.

  3. Махмутов М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.

  4. А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл Иммунология. – 2000.

  5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  6. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество России, 2000.




Приложение 1.

Инструктивная карта учащегося.

Иммунология на службе здоровья.



В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других - сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?

Задание №1. Прочитайте текст § 19 с.94-96. Найдите определения вакцина и сыворотка. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями вакцина, сыворотка и антитела. Заполните таблицу 1. Внимание! Время выполнения задания 7 минут.

Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.

Признаки сравнения


Вакцина

Сыворотка

Что содержит?







Как организм получает антитела?







Как быстро развивается иммунитет?







Для чего применяют?







Направленность действия.








Задание №2. Рассмотрите схему классификации иммунитета на с.96. Посмотрите на схему 1 на доске. Как правильно расставить в данной схеме понятия «вакцина» и «сыворотка»?

Задание №3. Внимательно прочитайте § 19 на с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»). Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм:

  • рисунок;

  • мини-сочинение;

  • мини-сказка или стихотворение;

  • плакат и др.

Обратите внимание на связь понятий аллергия и тканевая совместимость с понятием иммунитет и здоровьем человека.

Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.


Задание №4. (группам I и Ш) Внимательно прочитайте § 19 на с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»). Составьте схему переливания крови. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор и реципиент.

Внимание! Время выполнения задания 7 минут. На представление результатов 2-3 минуты.


Задание №5. (группам II и IV) На основании текста § 19 и выполненных заданий, дайте определение и составьте модель (схему) современной науки иммунологии.

Внимание! Время выполнения задания 7 минут. На представление результатов 2-3 минуты.


Похожие:

Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconПояснительная записка с элементами самоанализа урока Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи»
Конкурсная работа областной конкурс «педагогическая инициатива» в сфере информационных технологий
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка урока теоритического обучения по теме: «виды теста, их характеристика»
Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»
Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела»
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка 2013
Методическая разработка предназначена для логопедов, может быть использована воспитателями детских садов и родителями дошкольников...
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби»
Методическая разработка урока математики в 8 классе по теме: «Квадратный корень из произведения, частного и дроби». Создана на основе...
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка на тему: Формирование экологической культуры студента на занятиях физики
Разработка урока-конференции по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка урока
Цель: Познакомить учащихся с основами композиции и правилами компоновки натюрморта
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка Тема: «Приемы активного контроля на уроках производственного обучения»
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения. Представленные формы и методы работы способствуют...
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconКонкурс «Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовательной деятельности»
Номинация: Лучшая учебно-методическая разработка по предметам естественнонаучного цикла
Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу iconМетодическая разработка урока русского языка по теме
«Уточняющие члены предложения и их обособление» (закрепление изученного), 8 класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница