Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни




Скачать 16,02 Kb.
НазваниеПримерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер16,02 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
на ступенях начального и основного общего образования


Кафедра и центр экологического образования и устойчивого развития ГАОУ ВПО МИОО


Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают, что основная образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования в своем содержательном разделе должны включать в числе программ, ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в частности, воспитания и социализации обучающихся), программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (далее – Программа) [1].

В общем виде Программа должна содержать описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах; планируемые результаты по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения. Реализация Программы должна обеспечивать развитие личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры [2].

Реализация Программы предусматривает следующие направления деятельности [3]:

- формирование представлений о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (беседы, просмотр фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность);

- пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни (беседы, тематические игры, театрализованные представления, просмотр и обсуждение фильмов);

- обучение экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережное расходование воды, электроэнергии, утилизация мусор, сохранение мест обитания растений и животных (практические дела, экологические акции, ролевые игры, школьные конференции, уроки, внеурочная деятельность);

- проведение школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю;

- практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создание и реализация коллективных природоохранных проектов;

- деятельность детско-юношеских общественных экологических организаций;

- школьный экологический мониторинг (систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища; мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте; выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения; разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например проектов по восстановлению экосистемы водоёма и пр.);

- разработка и реализация учебно-исследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

Начальная школа (1–4 кл.).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в начальной школе должна обеспечивать [4]:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа должна содержать:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни представлена в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения для начальной школы [5].

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

- экологические, социальные и экономические условия; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы).

Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа школьников, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии реализации Программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста, опираться на зону актуального развития. Необходимо исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.

Одним из компонентов формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является просветительская работа с их родителями (законными представителями), привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке Программы школы по охране здоровья обучающихся.

Цели и задачи Программы. Разработка программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должны строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Цель – создание условий для сохранения и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

- сформировать представления: а) об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; б) о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; в) о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;

- сформировать навыки позитивного общения;

- научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Просветительская, учебно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

- внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

- лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

- проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни;

- создание в школе общественного совета, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов, специалистов по охране окружающей среды.

Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

- проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

- привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Этапы организации работы образовательного учреждения по реализации Программы. Работа образовательного учреждения по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни может быть реализована в два этапа.

Первый этап – анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению:

- организация режима дня детей, их нагрузки, питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- сформированность элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

- организация просветительской работы образовательного учреждения с обучающимися и родителями (законными представителями);

- приоритеты в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап – организация просветительской, учебно-воспитательной и методической работы образовательного учреждения.

  1   2   3   4

Похожие:

Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа)
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»

Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconАдминистрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconОсновной образовательной программы начального общего образования целевой раздел
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни icon«Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница