Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»




НазваниеДоклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»
Дата03.02.2016
Размер7,85 Kb.
ТипДоклад
Доклад

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии»


Информационные технологии традиционно используются в системе среднего и высшего профессионального образования в качестве средства передачи информации и обучения школьников и студентов. Они открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы , дают новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональны навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств электронного программного обеспечения. Инструментами познания могут быть различные компьютерные обучающие системы, в том числе созданные самим учителем, предназначенные для организации самостоятельной работы и активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использование компьютерных технологий значительно повышает динамику преподавания предметов, меняет характер учебной деятельности учителя и учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для самостоятельной работы учащихся повышает интерес к предмету за счет новой формы представления материала, автоматизирует самоконтроль учащихся, расширяет базу цифровых объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций.

Использование компьютерных технологий и ресурсов развивает творческий потенциал учащихся в виртуальной предметной среде; помогает в организации самостоятельного изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных способностей. это приобщает школьников к современному миру информационных технологий, формирует потребности в овладении и постоянной работе с ними.

Цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть использованы на уроках биологии и химии:

  • «Практикумы». Задания предполагают самостоятельные действия с объектами на экране – подписывание рисунков (части цветка, органоиды клетки), проведение химических опытов с последующим составлением химических уравнений реакций; составление электронных карт и иллюстраций, расстановка объектов. Задания имеют активную обратную связь – ученик получает сведения о качестве своего ответа; в случае ошибки имеет возможность посмотреть правильное решение. Этот раздел наиболее подходит для самостоятельной работы дома.

  • «Проверь себя» - набор контрольных электронных тестов. С их помощью учитель может чередовать традиционную и компьютерную форму тестирования. Например, часть учащихся выполняют задания, распечатанные в виде карточек; остальные в это время проходят компьютерный тест, что позволяет частично автоматизировать аттестацию учащихся.

  • «Фото» включает подборку фотографий, иллюстрирующих богатство природы области, края, страны; портреты выдающихся биологов и химиков. Этот материал доступен при разработке учащимися медиапрезентаций, проектов, фотоальбомов, подготовке сообщений, рефератов. На уроке учитель, используя мультимедиапроектор, может заменять ими плакаты, таблицы, слайды.

  • «Кроссворды» - еще один из вариантов организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома. Задания в форме кроссворда могут быть использованы для промежуточного контроля основных понятий и терминов по всем темам курса. Они могут быть созданы учителем и быть распечатаны в качестве раздаточного учебного материала для урока.


Применение новых информационных технологий (НИТ) качественно меняет образование, трансформирует его в соответствии с общими принципами информатизации общества на пути его развития в информационное общество. В настоящее время выделяют три взаимосвязанных области применения новых информационных технологий в образовании: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет.

В образовании новые информационные технологии выполняют следующие функции:

  • Информационно – справочное обеспечение занятий;

  • Моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения (например процессы: биосинтеза белка, фотосинтез, способы деления клеток – митоз и мейоз; явления: наследственность, изменчивость(комбинативная), доминирование генов; объекты: хромосомы, их виды; кариотип мужской и женский);

  • Производство измерений, имитация средств измерений и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;

  • Обеспечение игровых форм занятий;

  • Отработка различных образовательных действий (например, решение однотипных задач по химии);

  • Контроль и оценка уровня подготовки учащихся.


Новые информационные технологии в образовании можно разделить на две условные группы:

  • Декларативные – ориентированы на последовательное предъявление учащимися порций учебной информации и контроль ее усвоения ( компьютерные учебники, обучающие и контролирующие программы, справочные системы, учебные видеофильмы);

  • Процедурные – строятся на основе моделей изучаемых объектов, процессов и явлений (имитационные модели, лабораторные практикумы, тренажеры, игровые программы).

Следует учитывать, что новые информационные технологии должны реализовываться в специально создаваемой образовательной компьютерной среде, под которой понимают программный комплекс, создающий максимально комфортные условия учащимся и педагогам, обеспечивающий высокую результативность учебных занятий и контроля уровня учебных достижений учащихся не вредящих их здоровью.

Применение НИТ вне образовательной компьютерной среды может привести к возникновению ряда проблем:

  • Сложность представления объемной, целостной и взаимосвязанной информации на маленьком экране монитора;

  • Снижение поля творческой деятельности и познавательной активности учащихся;

  • Обескураживание учащихся лавинообразным потоком информации, возникающим при использовании средств НИТ;

  • Подавление интуитивного начала излишней алгоритмизацией мыслительной деятельности и усилением логического мышления;

  • Снижение социализации при изоляции учащихся друг от друга и недостатке межличностного общения;

  • Трудности в освоении и оперировании понятиями высокого уровня абстракции;

  • Сложности в развитии у учащихся навыков устной речи и письменной культуры;

  • Чрезмерная мотивация учащихся к работе на компьютере, отвлекающая их от решения основной учебной задачи;

  • Опасность усиления социального неравенства (не у каждого школьника дома есть персональный компьютер, тем более подключенный к Интернету).

Избежать этих проблем можно, если учитывать психолого-педагогические особенности восприятия информации на компьютере; своевременно готовить учащихся к самостоятельной продуктивной работе со средствами НИТ; сделать работу со средствами НИТ привычной и приятной, исходящей из внутренних личностных потребностей школьника.


В заключении хочется отметить, что важным условием последовательного внедрения НИТ в биологическое образование является наличие необходимой аппаратной и информационной инфраструктуры. В ее состав следует включать компьютерезированные рабочие места учителя и учащихся, средства новых информационных технологий, связи, приема и передачи информации, а также программные средства, обеспечивающие эффективное функционирование технических средств.

В перспективе информационные и коммуникационные компоненты системы образования будут доминировать, поскольку жить и работать выпускникам школ придется уже в информационном обществе. Приоритетная роль в нем будет принадлежать фундаментальным знаниям об информационных процессах в природе и обществе и новым информационным технологиям.

Похожие:

Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconРеферат по теме: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» icon«Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе историзации школьного курса математики»
Ческого построения научного контекста математики. Одним из наиболее перспективных направлений реализации гуманитаризации школьного...
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconМоу «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1» Опытно-экспериментальная работа по теме
«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно исследовательской деятельности на уроках биологии»
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconИспользование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести...
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconКузнецова Н. М. Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий
В работе представлена схема анализа урока с применением информационно-коммуникационных технологий и даны методические рекомендации...
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconУправленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Теоретические основы управления педагогическим коллективом школы при освоении новых информационно-коммуникационных технологий
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconИспользование икт в преподавании химии
К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии....
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» icon«Виды познавательной деятельности учащихся в учебном процессе с применением информационно-коммуникационных технологий»
«Применение международных информационных технологий: инженерно-техническое сопровождение применения икт в учебном процессе»
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» iconДоклад на семинаре учителей биологии по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести...
Доклад «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии и химии» icon1. Уроки с использованием компьютера
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница