Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме




Скачать 24,75 Kb.
НазваниеПодготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер24,75 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Подготовка учащихся 9 класса

к итоговой аттестации по физике в новой форме


Григорьева Надежда Павловна,

учитель физики МАОУ «Гимназия «Логос»

г. Чудово Новгородской области,

почётный работник общего образования

Российской Федерации


Актуальность педагогического опыта


Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентностного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

В соответствии с Концепцией фундаментального ядра содержания общего образования одной из задач является формирование личностной культуры, а именно:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-нравственному поведению.

Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.


С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы.

Целью системы оценки качества образования - получение объективной информации о степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным и социальным стандартами.

В результате преподавания физики в основной школе установила, что в настоящее время имеется комплект учебников, методические и дидактические материалы. Однако до сих пор неразрешимыми остаются следующие противоречия:

- между наличием учебно-методического обеспечения курса "Физика" и невозможностью его использования в системе, позволяющей получить повышение уровня обученности школьников по физике;

- между используемыми формами контроля и их неэффективностью с точки зрения повышения качества знаний учащихся.

Таким образом, мною была выявлена проблема: отсутствие необходимых, а именно, дидактических материалов для систематического контроля над уровнем обученности школьников при изучении физики в основной школе.

Поэтому считала целесообразным провести разработать и апробировать программы курсов по выбору на соответствие требованиям, предъявляемым к выпускникам основной школы на итоговой государственной аттестации в новой форме.

Новизна программ заключается в модернизации имеющихся педагогических идей в области содержания физического образования и педагогического контроля над качеством физического образования в основной школе.

Работа строилась на основе теоретически обоснованных положений.

Педагогический контроль - важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. До сих пор результатом педагогического контроля считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.

Проблема проверки и оценки знаний - проблема многогранная. В психолого-педагогической литературе она рассматривается исследователями в самых различных аспектах. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы. Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе; требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам; методы контроля; виды учета знаний в (М.И.Зарецкий, И.И.Кулибаба, И.Я.Лернер, С.И.Руновский, М.Н.Скаткин, В.П.Стрезикозин и др.).

Другое направление в исследовании этой проблемы связано с изучением воспитательных функций оценки, с изучением влияния оценки на формирование самооценки учащихся, на интерес и отношение школьников к предмету (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.И.Липкина, Л.А.Рыбак и др.).

В связи с развитием программированного обучения стали рассматриваться качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, А.Г.Молибог, Н.М.Розенберг, Н.Ф.Талызина, Н.М.Шахмаев и др.).

Контролирование, оценивание знаний и умений - компоненты педагогической технологии. В литературе представлены разные варианты термина "педагогическая технология".

"Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов" (П. Митчелл).

"Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса" (Б.Т. Лихачев).

"Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей" (В.М. Монахов).

"Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).

Интересен, с точки зрения проводимой мною работы, подход В.П. Беспалько, который рассматривает педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса.

Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Неотъемлемой частью обучения является контроль. Важнейшей функцией контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет учителю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Для контроля качества знаний учащихся могут быть применены тестовые задания демонстрационных, экзаменационных вариантов

ГИА–9 предыдущих лет, а также тестовые задания для тематического и итогового контроля, разработанные учителем.


Учебные программы курсов по выбору №1, №2, №3 ориентированы на подготовку к ГИА в 9 классе по физике в новой форме. Данный курс предназначен для обучающихся (учеников), осваивающих основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Программа разработана в соответствии с рекомендациями демонстрационного варианта КИМ утвержденного руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и научно-методического совета ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений)

Курс входит в направление: Физика

Объем программы – 68 часов

Продолжительность обучения – в течение учебного года, 2 раза в неделю по 1 часу

Форма обучения – очная

Главные цели курса:

1. Систематизировать знания учащихся при решении задач по разделам физики:

- Механические явления.

- Тепловые явления.

- Электромагнитные явления.

- Квантовые явления.

2. Научить учеников продуктивной работе при решении тестовых заданий экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по физике.

Описание курса: В ходе подготовки к ГИА ученики под руководством учителя повторяют основы физики. Тестируя учеников, учитель рекомендует, на какие разделы основ теории физики следует уделить дополнительное внимание, где взять материал для изучения. Рекомендуя материал для самостоятельной работы, педагог комментирует наиболее сложные и непонятные разделы. После дополнительной теоретической работы переходит к тренингам учеников. Во время тренингов учитель показывает

- как оптимально решить тесты по ГИА;

- какие типовые ошибки допускают ученики;

- как проверить правильность своих рассуждений;

- как оптимально распределять время во время выполнения экзаменационной

Контрольные тесты охватывают весь учебный материал по физике за курс основной школы. После тестирования проводится анализ ошибок. Количество контрольных тестов неограниченно.

Требования по окончании курса к учащимся 9 класса отражены в программах курсов по выбору. Кроме этого учащиеся должны уметь оптимально распределять времени во время выполнения экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по физике; заполнять бланки тестов ГИА.

Особенности курса

При разработке программ курсов по выбору учитывалась спецификация экзаменационной работы для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Конечно, при разработке наших курсов мы учли данную спецификацию и сформировали уроки в точном соответствии с этими требованиями утвержденными директором Федерального института педагогических измерений и согласованных с Председателем Научно-методического совета ФИПИ.

Результативность работы


Разработанные программы курсов по выбору в течение трёх лет прошли апробацию в 9-х классах гимназии. Анализ результатов государственной итоговой аттестации по физике за последние три учебных года позволяет делать вывод о высоком качестве подготовки выпускников основной школы:

% качества – 100%

% подтверждения годовых отметок – 100%

Средний балл и средняя отметка по гимназии выше средних пок5азателей по району и области.


Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов


Учебный год

Кол-во сдававших физику

Количество выпускников, получивших

%

качества

%

под

твер

жде

ния годо

вых отме

ток

Средний

балл

по гимна

зии

Сред

ний балл

по райо

ну

Средняя отметка

по гим

назии

Средняя отметка по району

Сред

ний балл

по области


Средняя отметка по области

«5»

«4»

«3»

2008/2009

7

1

6

-

100

100

24,29

21,71

4,14

3,83







2009/2010

4

4

-

-

100

100

31,50

19,75

5,00

3,81

24,12

4,24

2010/2011

4

3

1

-

100

100

27,50

23,64

4,75

4,36







Как правильно осуществлять подготовку к ГИА 2011?

- Прежде всего, качественно подготовить школьный материал, создать багаж фундаментальных знаний. Этот пункт не отличается от традиционной подготовки к экзамену в 9 классе, которая опирается на повторение различных методов и тем.

- Необходимо максимально ознакомиться со спецификой заданий ГИА и их формулировками. Подготовка к государственной итоговой аттестации существенно отличается от традиционной. В ГИА введено много прикладных, «жизненных» задач и ученикам, привыкшим к традиционным школьным контрольным работам или диктантами, иногда бывает поначалу совсем непросто.

- Необходимо исключить использование телефонов, шпаргалок и т.д. Успешно осуществить подготовку к ГИА может каждый ученик. ГИА не так сложен, а во многом даже проще традиционного. Главное – добросовестно готовиться, и высокий балл на ГИА обеспечен.

- Избежать технических ошибок при заполнении бланков. Зачастую именно этот фактор снижает баллы за ГИА. Для этого нужно изучить современную форму и структуру экзамена.

- Подготовка также подразумевает отработку демонстрационных вариантов ГИА (9 класс). Набивание руки или как говорят «натаскивание» школьника на ГИА необходимо, однако, как показывает опыт, работу нельзя сводить только к этому. Этот этап проводится в конце, после того, как заложен фундамент.

Таким образом, учителю необходимо:

1. Объективно оценить актуальный уровень знаний учащихся, с этой целью провести пробное тестирование.

2. Опираясь на результаты тестирования уровня знаний, планировать занятия с учётом вопросов, вызвавших наибольшее затруднение, а также с учётом специфики экзамена.

3. При подготовке к ГИА по физике соблюдать баланс между тренировкой и фундаментальной подготовкой, как при подготовке к ЕГЭ.

4. Быть готовым к ответу на самые сложные и каверзные вопросы. Это повысит уровень знаний и интерес к предмету, а также создаст базу для успешной сдачи ЕГЭ в будущем.


Преимущества ГИА по сравнению с традиционным экзаменом.

- С введением системы профильного обучения в старших классах возникла необходимость набора учащихся в профильные классы различной направленности, что реализуется на основе конкурсного отбора желающих учиться в таком классе. Поскольку зачисление будет проходить по результатам ГИА 2011, то необходимо заранее позаботиться о поступлении, чтобы получить высокие баллы. Система отбора в 10-е профильные классы существовала и ранее, но она была довольно условная и зависела от оценки учителей, которые не всегда бывают объективными. В этом смысле ГИА очевидно помогает непредвзято дать оценку знаниям школьника и, тем самым, на основе реального конкурса сформировать профильные классы.

- ГИА также помогает определиться с дальнейшей траекторией обучения. Нужно помнить, что ГИА (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) во многом схожи. Поэтому подготовка к экзамену в 9 классе – фактически заблаговременная подготовка к ЕГЭ и залог поступления в желаемый вуз.

- В 2011 году ученики 9-ого класса могут по желанию сдавать 2 предмета в форме ГИА, в том числе и физику, выбор предмета для сдачи ГИА в 2011 году будет особенно актуален, в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. В том числе на основании результатов ГИА по физике 2011 года будет проходить зачисление в 10 класс с физико-математическим профилем обучения.

Приложение № 1


ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор гимназии:

"___"_________ 2010 г.

________ Л.В. Дынькова


"___"________2010 г.


МАОУ "Гимназия "Логос"

г. Чудово Новгородской области


Программы

курсов по выбору по физике для 9 класса


1 - «Решение задач повышенной сложности» (32 часов)

2 – «Физические явления в задачах» (20 часов)

3 – «Нетрадиционные задания по физике» (16 часов)


Автор-составитель: Григорьева Н.П.,

учитель физики высшей категории

МАОУ «Гимназия «Логос»

г. Чудово Новгородской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курсы по выбору:

№ 1 - «Решение задач повышенной сложности» (32ч),

№ 2 – «Физические явления в задачах» (20ч),

№ 3 – « Нетрадиционные задания по физике» (16ч),

представляют собой практикумы по решению физических задач.


Документы, определяющие нормативно-правовую базу содержания заданий курсов по выбору:

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»).

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего

образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


Основные цели курсов по физике в рамках предпрофильной подготовки:

- выявление и формирование средствами физики направленности личности, её профессиональных интересов;

- развитие личности учащегося с учётом его интересов и способностей;

- формирование деятельностных способностей учащихся: способности к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности;

- овладение комплексом физических знаний, умений и навыков.


Основные задачи:

- поддержка базового курса физики: организация более глубокого и осознанного изучения курса физики, в частности разделов: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления»;

- раскрытие «профильных» способностей учащихся через формирование умения решать физические задачи;

- оказание консультативной помощи учащимся при подготовке к экзамену по физике за курс основной школы;

- уточнение готовности к освоению выбранного профиля обучения.


Требования к уровню подготовки обучающихся,

освоивших программы курсов по выбору № 1, № 2, № 3.


По окончании изучения курсов по выбору проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

1. Механические явления.

2. Тепловые явления.

3. Электромагнитные явления.

4. Квантовые явления.


Учащийся должен:


1. Владеть основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

- понимать смысл понятий;

- понимать смысл физических явлений;

- понимать смысл физических величин;

- понимать смысл физических законов.


2. Владеть основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:

- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

- конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

- проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.


3. Уметь проводить косвенные измерения физических величин:

плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока.


4. Уметь представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных:

зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления; зависимость угла преломления от угла падения на границе стекло-воздух.


5. Уметь решать задачи различного типа и уровня сложности (базового, повышенного и высокого):

- усвоить наиболее важные физические понятия, явления и законы,

- уметь работать с информацией физического содержании;

- уметь использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений;

- уметь решать качественные и расчётные задачи по какой-либо из тем школьного курса физики;

- уметь использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач,

- уметь проводить экспериментальные исследования.


6. Понимать тексты физического содержания. Уметь

- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

- использовать информацию из текста в измененной ситуации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.


Основные виды проверки знаний:

1) по объёму проверяемого учебного материала – текущая и итоговая.

2) по количеству охваченных учащихся – индивидуальная и групповая.


Формы проверки:

1) по виду заданий – тест

2) по виду деятельности – решение задач, ответы учащихся в процессе беседы при разборе заданий, при анализе решения задачи.


Курс № 1 «Решение задач повышенной сложности» (32ч)


  1   2   3   4

Похожие:

Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconСистема подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (гиа)
Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (гиа) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconПриказ 17 ноября 2011 №1889 г. Брянск Об утверждении Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ классов в новой форме на территории Брянской области в 2012 году
Брянской области в 2011-2012 учебном году, в целях организованного проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconГосударственной (итоговой) аттестации
Данные по количеству учащихся, сдававших экзамен в новой форме, по годам (2009, 2010, 2011, 2012гг.) и проценту участия выпускников...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconГоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по алгебре за курс основной школы (методические рекомендации)
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconРезультаты государственной (итоговой) аттестации по предмету «математика» за курс основной школы в новой форме в 2012 учебном году в новгородской области. Характеристика целей и объектов контроля
Результаты государственной (итоговой) аттестации по предмету «математика» за курс основной школы в новой форме в 2012 учебном году...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии
Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 26
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт составители: Синаторов С. В
Олько на усвоение обучающими определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей....
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconМетодические рекомендации Саратов 2 008 ббк 74. 2 П 44 Редактор заведующий кафедрой филологического образования, зав лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе гоу дпо «Сарипкипро»
П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации /...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме icon«О формах подготовки выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Московской области к государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена в 2012-2013 учебном году» Информационное письмо
Гбоу впо мо «Академия социального управления» информирует о возможностях подготовки выпускников XI (XII) классов общеобразовательных...
Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по физике в новой форме iconРабочая программа Учебного курса: история России
С 2001 года на территории Российской Федерации проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (егэ) — новой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница