Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности




Скачать 23,55 Kb.
НазваниеВопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности
Дата03.02.2016
Размер23,55 Kb.
ТипДокументы
Вопросы

для сдачи кандидатского экзамена по специальности

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки)


ЧАСТЬ 1 – ПРОГРАММА-МИНИМУМ


1. Физическая культура как вид культуры человека и общества. Механизмы возникновения и развития физической культуры. Понятие физической культуры и многообразие его определений.

2. Основные подходы к изучению физической культуры и их методология: деятельностный, аксеологический, результативный, творчески-атрибутивный, технологический, нормативный и др.

3. Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями – «физическим воспитанием», «спортом», «физической рекреацией», «двигательной реабилитацией», «адаптивной физической культурой» и др.

4. Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции. Основные задачи развития физической культуры в современном обществе, предусмотренные в государственных установках социальной политики на ближайшую перспективу.

5. Современные проблемы разработки структуры и функций физической культуры и методология их определения.

6. Характеристика отдельных исследовательских подходов, применяемых в общей теории физической культуры: системного, комплексного, целостного, личностного, деятельностного и др.

7. Научное, программно-методическое, финансовое, правовое, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение физической культуры.

8. Физические качества и способности. Классификация физических способностей, основные закономерности и принципы их развития.

9. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. Проблема типологии методов развития физических способностей, их специфические особенности.

10. Современные тенденции в теории и методике развития силовых способностей.

11. Современные тенденции в теории и методике развития скоростных способностей.

12. Современные тенденции в теории и методике развития выносливости.

13. Современные тенденции в теории и методике развития гибкости.

14. Современные тенденции в теории и методике формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения.

15. Проблема «сенситивных» периодов онтогенетического развития физических способностей.

16. Сущность и специфика обучения двигательным действиям в процессе физкультурных занятий. Система целей и задач обучения в различных видовых компонентах физической культуры.

17. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в процессе физкультурной деятельности. Современные представления о сущности двигательных умений и навыках, их отличительные особенности. Роль знаний в формировании двигательных умений и навыков.

18. Механизмы и закономерности формирования двигательных навыков. Характеристика некоторых теорий и концепций формирования двигательных навыков. Перенос двигательных навыков, его виды и разновидности.

19. Методы, используемые в процессе разучивания и совершенствования двигательных действий. Причины возникновения ошибок в процессе разучивания движений. Классификация двигательных ошибок. Пути их предупреждения и устранения.

20. Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов – цель, задачи и особенности, методики обучения на каждом этапе.

21. Физические упражнения как основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Суть и основные признаки физических упражнений. Классификации физических упражнений и их значение. Характеристика наиболее распространенных классификаций.

22. Оздоровительные факторы природной среды и гигиенические условия как средство воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека. Роль вербальных, сенсорных, материально-технических и других средств в педагогическом процессе.

23. Техника физических упражнений: основа, главное звено и детали техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Критерии эффективности техники. Проблема классификации техники движений.

24. Исходные понятия: «метод», «методологический прием», «методика», «методическое направление», «методологический подъем». Проблема классификации методов в теории физической культуры.

25. Анализ современных концепций воспитания, самовоспитания, перевоспитания личности в процессе физкультурных занятий. Средства, методы и формы занятий физической культурой в решении задач социальной интеграции (детей с девиантным поведением, «трудных подростков»).

26. Проблема оптимального построения занятий физическими упражнениями. Современная теория структуры урока и других форм физкультурно-спортивных занятий.

27. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Цель, задачи, средства, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье.

28. Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста. Формы занятий физической культурой в системе школьного воспитания.

29. Основы физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем. Специальные медицинские группы.

30. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений. Цель, задачи и формы организации.

31. Физическое воспитание студенческой молодежи. Цель, задачи и формы организации. Структура и содержание учебных программ по физической культуре в вузах.

32. Методика занятий со студентами основного, специального отделений и отделения спортивного совершенствования.

33. Проблематика исследования физического воспитания в высших учебных заведениях. Пути повышения роли физической культуры в системе высшего профессионального образования в условиях его реформирования.

34. Физическое воспитание людей молодого и зрелого возраста. Возрастные границы молодежного и зрелого возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности человека в этот период.

35. Характеристика основных направлений использования физической культуры в основной период трудовой деятельности – бытового физкультурно-гигиенического, оздоровительно-рекреативного, общеподготовительного, спортивного, профессионально-производственного, физкультурно-реабилитационного.

36. Физическое воспитание в жизни людей пожилого и старшего возраста. Задачи, особенности методики и формы занятий. Врачебно-педагогический контроль на занятиях с людьми зрелого, пожилого и старшего возраста.

37. Спорт как исторически сложившаяся соревновательная деятельность. Типы и виды спорта, сложившиеся в мире и России.

38. Характеристика функций спорта. Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте.

39. Спорт для инвалидов (адаптивный спорт). Проблемы социальной реабилитации и интеграции, лишенных возможности наравне со всеми в обычных условиях заниматься спортом.

40. Факторы и условия, повышающие эффективность функционирования спорта. Проблемы и перспективы развития современного международного олимпийского движения.

41. Спортивные результаты как специфический и интегральный продукт спортивной деятельности. Факторы, обуславливающие уровень результатов. Тенденции развития и современный уровень спортивных достижений в отдельных спортивных дисциплинах.

42. Типы задач, детализирующих содержание главной цели подготовки. Основные разделы (стороны) подготовки спортсмена в процессе тренировки.

43. Критерии и разновидности классификации средств спортивной подготовки и их характеристика.

44. Критерии классификации методов спортивной подготовки: по виду подготовки, способу применения, характеру выполнения физической нагрузки и т.д., их содержание и характерные особенности.

45. Основания выделения принципов подготовки спортсменов, их классификация.

46. Принцип направленности к максимуму достижений. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

47. Принцип углубленной специализации и индивидуализации. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

48. Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

49. Принцип непрерывности тренировочного процесса. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

50. Принцип единства постепенности увеличения нагрузок и тенденции к предельным нагрузкам. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

51. Принцип волнообразности и вариативности нагрузок. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

52. Принцип цикличности тренировочного процесса. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

53. Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Характерные особенности и пути реализации в практике спорта.

54. Физическая подготовка – основа спортивного мастерства. Понятие о физической подготовке спортсмена, ее виды и взаимосвязь. Основные задачи и содержание общей и специальной физической подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки в зависимости от специфики вида спорта, возраста, квалификации спортсменов, этапов годичного и многолетнего циклов.

55. Техническая подготовка, ее виды и основные задачи. Содержание понятий: техническая подготовка, спортивная техника, техническое мастерство. Объективные критерии оценки технического мастерства. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки.

56. Тактическая подготовка как педагогический процесс, направленный на овладение рациональными (эффективными) способами ведения соревновательной борьбы спортсменом или командой. Содержание понятий спортивной тактики, спортивно-техническое мастерство, тактический замысел, тактический план. Особенности тактики в различных видах спорта.

57. Психологическая подготовка спортсмена, ее содержание, виды и значение. Задачи, средства и методы общей и специальной психологической подготовки. Роль психодиагностики в процессе психологического обеспечения спортивной деятельности.

58. Интеллектуальная (теоретическая) подготовка спортсмена, ее значение и место в тренировке, связь с другими видами подготовки. Содержание, пути и формы интеллектуального образования и воспитания интеллектуальных способностей в процессе подготовки спортсменов.

59. Интегральная подготовка как процесс обеспечения слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Задачи, средства и методы интегральной подготовки.

60. Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней и малых циклов тренировки (микроциклов). Факторы и условия, влияющие на их структуру. Типы микроциклов.

61. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов). Факторы и условия, влияющие на построение тренировки в рамках средних циклов. Типы средних циклов.

62. Структура больших циклов тренировки (макроциклов): годичных, полугодичных и многолетних. Факторы и условия, влияющие на структуру макроциклов. Особенности построения тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах большого тренировочного цикла.

63. Спортивная тренировка как многолетний процесс. Стадии и этапы многолетнего пути спортивного совершенствования. Главные тенденции изменения структуры и содержания тренировки на этих этапах.

64. Планирование, контроль и учет как одно из условий эффективности управления подготовкой спортсменов. Прогнозирование, моделирование в системе управления подготовкой спортсмена. Разновидности контроля, их содержание и направленность.

65. Спортивная ориентация и отбор юных спортсменов. Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор». Место отбора в системе многолетней подготовки. Ступени, задачи ориентации и отбора на различных этапах многолетней подготовки.

66. Современные концепции построения тренировки сильнейших спортсменов в макроцикле. Построение этапа непосредственной предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям сезона.

67. Определение понятия массового (общедоступного) спорта. Виды и разновидности «массового» спорта в обществе. Особенности системы подготовки в отдельных массовых видах спорта: школьном, профессионально-прикладном, физкультурно-кондиционном и оздоровительно-рекреативном спорте.

68. Роль и место профессионально-прикладной физической культуры, ее виды и разновидности. Основные задачи и средства профессионально-прикладной физической культуры, критерии подбора средств. Основные черты методики занятий в профессионально-прикладной физической культуре.

69. Значимость отдельных видов спорта для воспитания профессионально важных физических способностей, формирования и совершенствования двигательных навыков, воспитания волевых сенсомоторных качеств, повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

70. Социально-педагогические аспекты оздоровительной физической культуры. Факторы, обуславливающие формирование здоровой личности в процессе физкультурных занятий. Общие представления о механизме оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека.

71. Характеристика средств оздоровительной направленности. Оздоровительный эффект физических нагрузок. Способы дозирования нагрузок в оздоровительной физической культуре. Принципы повышения нагрузки.

72. Тенденции развития оздоровительной физической культуры в различных странах. Создание материальных стимулов и условий для занятий оздоровительной физической культурой, воспитание потребностей и мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям.

73. Особенности методики оздоровительной физической культуры для здоровых людей в различных возрастно-половых группах – в грудном возрасте, у дошкольников, младших, средних и старших школьников, в зрелом, пожилом и старческом возрастах. Варианты индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий (по выбору).

74. Особенности методики оздоровительной физической культуры у людей с избыточным весом (ожирением), с нарушением осанки, остеохондрозом, плоскостопием. Варианты индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий (по выбору).

75. Особенности методики оздоровительной физической культуры в профилактике заболеваний органов дыхания, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, нервной системы, зрения и др. Варианты индивидуальных программ физкультурно-оздоровительных занятий (по выбору).

76. Адаптивная физическая культура – ее цель, приоритетные задачи, основные понятия и термины, педагогические и социальные функции.

77. Принципы, методы, организационные формы и средства адаптивной физической культуры.

78. Национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры (национально-этнические виды адаптивного спорта и их представительство в программах Паралимпийских, Сурдлимпийских и Специальных Олимпийских игр).

79. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

80. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр Специальной Олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов (характеристика Паралимпийского, Сурдлимпийского и Специального Олимпийского движений, их сходства и различия, тенденции дифференциации и интеграции); перспективы разработки и внедрения новых видов адаптивного спорта.

81. Двигательная рекреация, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.

82. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.

83. Методы психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. Психологические и психогигиенические методы и средства восстановления спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок. Психология антидопинговой пропаганды и отношений высококвалифицированных спортсменов к своему здоровью.

84. Гендерная психология детско-юношеского спорта. Задачи психологической помощи детям, их родителям и тренерам при занятиях спортом.

85. Потребности в массовых занятиях физической культурой и спортом у разных категорий населения. Массовый спорт как средство борьбы с вредными привычками населения: курение, алкоголизм, наркомания, экранная зависимость и пр. Приобщение к рекреационному спорту молодежи посредством модных видов спорта и спортивной рекламы.

86. Психология взаимоотношений и соревнований в спорте высших достижений (соперничество, противоборство, конфликт). Самосознание высококвалифицированного спортсмена («Я-образ», «Я-концепция»).

87. Спорт как зрелище и социальная модель борьбы для выживания в обществе. Массовидные социально-психологические явления в спорте: психология спортивных болельщиков, спортивная мода, спортивный шоу-бизнес, эффекты спортивной рекламы, агрессивная толпа и паника на стадионах, экстремизм в спорте. Влияние средств массовой информации на формирование сознания спортивных болельщиков и спортсменов.


Рекомендуемая литература:


1. Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 352с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: ФиС, 1988. – 208с.

3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 1991. – 288с.

4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1986

5. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980. – 127с.

6. Верхошанский Ю.Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: ФиС, 1988. – 331с.

7. Верхошанский Ю.Ф. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. – 176с.

8. Визитий Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев: ШТИИНца, 1989. – 169с.

9. Вилинский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. – М.: ФиС, 1992

10. Виноградов Г.П. Теория и методика рекреативных занятий. – СПб., 1997. – 233с.

11. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. – 76с.

12. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980. – 136с.

13. Дмитриев С.В. Дидактические основы ценностно-смыслового и биомеханического моделирования двигательных действий спортсмена. – Н.Новгород, 1995. – 150с.

14. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. – М.: ФиС, 1968. – 175с.

15. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья / Душанин С.А., Иващенко Л.Я., Пирогов Е.А. – Киев: Здоровье, 1985. – 32с.

16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970. – 199с.

17. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. – М.: Терра-спорт, 2000. – 240с.

18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). – М.: Просвещение, 1983. – 223с.

19. Курамшин Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 148с.

20. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения / СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб, 1998. – 76с.

21. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992. – 120с.

22. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. – 319с.

23. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304с.

24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 543с.

25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003. – 160с.

26. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. – СПб., 1998. – 217с.

27. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под. ред. М.Я. Набатникова. – М.: ФиС, 1982. – 280с.

28. Очерки по теории физической культуры / сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. – М.: ФиС, 1984. – 248с.

29. Платонов В.А. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: ФиС, 1986. – 286с.

30. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 584с.

31. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996. – 284с.

32. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. – Минск, 1985. – 138с.

33. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренности и поиск талантов в спорте. – М.: СпортАкадем Пресс, 2000. – 112с.

34. Система подготовки спортивного резерва. – М.: ВНИИФК, 1993. – 319с.

35. Современная система спортивной подготовки/ Под общ. ред. В.Л.Сыча, А.С. Хоменкова, Б.Н. Шустика. – М.: СААМ, 1994. – 446с.

36. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов по специальности «Физическая культура» / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 360с.

37. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

38. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2т./ Под ред. С.П.Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002. – 448с.

39. Теория спорта / Под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Виша школа, 1987. – 424с.

40. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. – М.: ФиС, 1987. – 128с.

41. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам). – М.: ФиС, 1986. – 169с.

42. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.

43. Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, Н.И.Пономарева, В.И.Григорьева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 254с.

44. Шварц В.Б., Хруцев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. – М.: ФиС, 1984. – 151с.

Похожие:

Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов»
Программа предназначена для сдачи кандидатского экзамена по специальности 25. 00. 23 «Физическая география и биогеография, география...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconВопросы для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине
Эволюция представлений о материи. Современная наука о системно-структурной организации материального мира
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconМетодические указания по написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена
Худолеева, Н. Н., Стасюкевич, С. М., Бумбар, М. Э. История и философия науки. Методические указания по написанию реферата для сдачи...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»: Для соискателей учёной...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01
Программа кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 01 «Экономическая теория»: Для соискателей ученой степени кандидата экономических...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 06 Археология, методические рекомендации, составлены с учетом требований...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconВопросы кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01-теория и история культуры

Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconИнститут катализа сборник дополнительных программ для сдачи кандидатского экзамена по специальности
Сущность адсорбции. Сорбция, адсорбция и абсорбция. Динамический характер адсорбции. Адсорбция на твердых и жидких телах, из газовой...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница