«Юный журналист»




Скачать 34,43 Kb.
Название«Юный журналист»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер34,43 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №103

Советского района г. Волгограда


«Юный журналист»


Программа кружка дополнительного образования

детей в возрасте 12-14 лет

Срок реализации – 2 года


Учитель В.А. Капустина


Разработчик:

Капустина В.А.

Учитель русского языка

и литературы


Волгоград, 2012

Общие положения.

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это учитывать при формировании личности ребенка, внимание к которому как полноправному гражданину в обществе достаточно снижено. Одним из важных средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказываться, утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Назрела необходимость расширять жизненный опыт школьников, вовлекать их в соответствующую их интересам среду, развивать общий творческий потенциал. Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Модифицированная программа составлена на основе на основе примерных программ литературно-творческих кружков, методических рекомендаций юному журналисту («Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях» – Издательство научно-методического центра развития дополнительного образования и воспитательных систем Ростовской области, Ростов-на-Дону, 2002 г., 104 с.).


Цели программы:

  1. познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;

  2. познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела,

  3. обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов;

  4. развить творческие способности детей;

  5. формировать умение ориентироваться в потоке информации;

  6. воспитать школьника как гражданина.

  7. создать постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.


Задачи программы:

Задачи программы:

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

- развитие критического мышление;

- развитие коммуникативных способностей учащихся с использованием технических средств

Обучающие:

– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

– овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса учащихся;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

; – формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях

– привитие культуры общения;

Практические:

– умение анализировать и отбирать полученную информацию;

– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Содержание и методы деятельности.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

Формы и режим занятий:

Традиционными видами занятий являются:

- беседа;

- игра,

- чтение и обсуждение статей из газет;

- выпуск стенных школьных газет;

– встречи с интересными людьми;

–практическая работа (участие в конкурсах, Интернет – газетах, , публикации в СМИ и др.)

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей в возрасте 12-14 лет.

Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа. (72 часа в год, 144 часа всего). Занятия проводятся по расписанию.

Структура учебного занятия

П/№

Вид учебно-творческой деятельности


1

Формулирование целей и задач занятия

2

Основное содержание

3

Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся

4

Отдых, подвижные игры

5

Консультация

6

Отработка практической части по теме занятия

7

Контроль знаний по теме занятия


8

Подведение итогов занятия


9

Релаксация


Условия реализации программы.

Для реализации данной программы необходимо наличие у детей компьютеров и выхода в Интернет, а также доступа к чтению и просмотру современных газет и журналов.

Оценка результатов освоения программы осуществляется:

  • диагностикой знаний в процессе собеседований;

  • тестированием;

  • организацией вовлечения учащихся в работу общешкольной газеты.


Результаты обучения

Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

1. Умение работать с разной литературой.

2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.

3. Умение брать и давать интервью.


Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

активная позиция во время занятий;

выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.


Учебно - тематический план




п\п

Название темы

Общее количество часов

В том числе:

теоретические

практические

Первый год

1.

Вводное занятие

2










Знакомство с целями и задачами программы




1







Знакомство с учащимися, распределение обязанностей




1




2.

Журналистика в России

4










Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России




1







Обсуждение проблем современной журналистики в стране.




1







Практическая работа.







2

3.

Журналистское произведение

6










Рождение журналистского произведения




1







Замысел произведения




2







Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза.




1







Практическая работа







2

4.

Методы сбора информации

10










Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации




2







Эксперимент как метод и жанр журналистики







2




Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании




2







Практическая работа по интервью







2




Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод)




2




5.

Журналист и его герой

2










Самостоятельный выбор героя




1







«Навязанный» герой




1




6.

Журналистика как профессия

6










Место и роль журналистики в современном обществе




1







Функции журналистики




2







Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ




1







Практическая работа

Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть»







2

7.

Стили речи

8










Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический)




2







Сходство и различие художественного и публицистического стилей




2







Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.




2







Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля







2

8.

Типы речи.

4










Повествование, описание, рассуждение.




2







Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение)







2

9.

Литературное редактирование текста

8










Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление




2

2




Виды правок текста.




2

2

10.

Типология периодических изданий

2

2




11.

Газета и журнал как тип изданий

4










Газета как тип издания




1







Журнал как тип издания




1







Различие газеты и журнала. Практическое занятие







2

12.

Как делается газета

6










Технологический цикл выпуска газеты




2







Основные характеристики газеты (фортам, объем, тираж и т.д.)




2







Практическое занятие «Моя любимая газета»







2

13.

Заголовок и лид в газете

4










Функции заголовка и лида в газете




2







Практическое занятие








2

14

Региональная журналистика

6










Особенности региональной журналистики




1







Газеты Волгограда




2







Журналы Волгограда




1







Практическая работа







2

Всего




72

46

26

Второй год

15

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

2










Понятие о жанре




1







Жанрообразующие факторы




1




16

Информационные жанры. Общая характеристика

2

2




17

Заметка

6










Заметка как жанр




2







Практическая работа







4

18

Интервью

6










Интервью как жанр




2







Практическая работа







4

19

Репортаж

6










Репортаж как жанр




2







Практическая работа







4

20

Отчет как жанр

6










Отчет. Виды отчетов




2







Практическая работа







4

21

Корреспонденция

6










Корреспонденция как жанр




2







Практическая работа







4

22

Аналитические жанры, их особенности

2

2




23

Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая)

4

4







Практическая работа по статье

4




4

24

Рецензия

6










Рецензия как жанр




2







Практическая работа







4

25

Обзор и обозрение

6










Обзор и обозрение




2







Практическая работа







4

26

Комментарий

6










Комментарий как метод и как жанр




2







Практическая работа







4

27

Художественно-публицистические жанры.

2

2




28

Очерк.

4










Очерк как жанр




2







Практическая работа







2

29

Зарисовка

4










Зарисовка как жанр




2







Практическая работа







2

Всего занятий

72

32

40

Всего за два года

144

78

66

  1   2   3

Похожие:

«Юный журналист» icon«Юный журналист»
Необходимо одновременно помогать подросткам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли...
«Юный журналист» iconРабочая программа кружка дополнительного образования «Юный журналист»
Продолжительность реализации –72 часа в год, из них – 42 теоретических, 30 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю...
«Юный журналист» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению юный эколог Учитель начальных классов: Серова Г. Г. 2012г. Пояснительная записка Цель программы «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы
«Юный журналист» iconПрограмма дополнительного образования «Юный корреспондент» (для детей 9- 11 лет) на 2012-2016 учебный год
Программа кружка юных журналистов «Юный корреспондентр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
«Юный журналист» iconНового Мирового Порядка Николай Корнеевич фон Крейтор (1946 2003 гг.) русский социолог, политолог и журналист
Николай Корнеевич фон Крейтор (1946 2003 гг.) – русский социолог, политолог и журналист
«Юный журналист» iconКонкурс «Юный краевед» ( 2010 2011 гг.)
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
«Юный журналист» iconКонкурс «Юный краевед» 2012 2013 гг
Областной конкурс «Юный краевед» проводится Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковским областным...
«Юный журналист» iconРуководитель клуба "Юный изобретатель" имени Кулибина, г. Сосновый Бор
Колчев Николай Петрович, руководитель клуба "Юный изобретатель" имени Кулибина, г. Сосновый Бор
«Юный журналист» iconРазработка занятия «Профессия журналист»
Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас
«Юный журналист» iconТема: Юридический маркетинг
Постепенно, однако, адвокаты стали понимать, что журналист – это не только папарацци, но и ценный источник пиара, а сми переболели...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница