История и святыни истринской земли




Скачать 39,46 Kb.
НазваниеИстория и святыни истринской земли
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер39,46 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


ИСТОРИЯ И СВЯТЫНИ ИСТРИНСКОЙ ЗЕМЛИ

Очередная поездка – и вновь мысли об увиденном… Что-то не очень веселые.

Это путешествие предусматривало осмотр целого ряда церквей, храмового комплекса и монастыря. Такие поездки трудны из-за того, что впечатления наслаиваются друг на друга и к их концу совершенно невозможно вспомнить, а с чего, собственно, все начиналось. В этом смысле лучше посмотреть, например, два монастыря с таким же количеством храмов, но находящихся в какой-то связи друг с другом.

***

Чтобы попасть в Храм-часовню Вознесения в Истре, необходимо пройти мимо местного Дома творчества. Судя по представленному в нем расписанию, творчество в Истре кипит изо всех сил. Для путешественника же этот объект важен как местонахождение бесплатного туалета. Если идти туда не организованной толпой, а небольшими группами, то никто и слова не скажет. Правда, туалет этот предназначен для тех, кому нечего скрывать, ибо «посадочные места» в нем разделены мощными стенами, а вот двери – отсутствуют. Такая вот открытость всем проявлениям жизни.

Сама часовня – обыкновенный новодел, деревянная. Там имеется святыня - образ отпечатка стопы Иисуса Христа.

От часовни открывается великолепный вид на берега Истры и Новоиерусалимский монастырь. Сейчас это печальное зрелище: монастырь весь закрыт лесами и прочими строительными приспособлениями – идет реставрация. Но когда она закончится, да еще погожим деньком – здесь будет замечательное место для любителей фотографии.


***

Главная боль этого маршрута – Храм Казанской иконы Божией матери в Полевшине. Это памятник истории и культуры, однако, этот статус никак не отражается на состоянии храма. Какие-то работы там ведутся, но силами местного духовенства и на весьма скромные пожертвования.

Проводимых работ явно недостаточно, кроме того, по-видимому, они ведутся без наблюдения специалистов (реставраторов).

То, что светским властям церковь не очень-то необходима, понять как-то можно, но ведь и церкви она не нужна также.

Храм стоит на удалении от центральных магистралей и таким образом не мозолит глаза местному начальству, начальство же РПЦ ныне очень прагматично: зачем проводить дорогостоящую реставрацию, если прихожан здесь раз-два и обчелся, пожертвований богатых не предвидится – короче, никакой тебе экономической эффективности. Гораздо результативнее натыкать по Москве кучу новоделов по типовым проектам сомнительного художественного достоинства.

Одна надежда – может найдется какой-нибудь благотворитель, имеющий кроме денег еще и представления о художественной и исторической ценности памятников культуры. Вот это было бы счастье.


***

Аносин Борисоглебский монастырь производит благоприятное впечатление. Территория и храмы отреставрированы, ухожены.

Доступная для осмотра территория очень мала (на дорожках стоят таблички, что на хозяйственную территорию вход запрещен), так что приезжать туда надолго с экскурсионными целями смысла нет.

Лекции там читают местные деятели. Для нас оратором была монахиня Ксения. Она вкратце, вполне грамотно рассказала историю монастыря. Про архитектурные особенности рассказано не было, храм посещали самостоятельно.

Вообще встреча с этой монахиней порадовала (впервые увидела в родных палестинах монахиню, способную улыбнуться), так как очень часто ее «коллеги» почему-то какие-то злющие и невероятно занудные, а уж если начинают вести экскурсию, то рассказывают совершенно не о том, на что приехали посмотреть туристы (как правило, произносятся замогильным тихим голосом, обязательно как-то себе под нос невероятно длинные цитаты из священных текстов, при этом о самом объекте, который приехали посетить экскурсанты практически ничего не рассказывается).

В лавке монастыря можно купить, помимо обычного ассортимента церковных лавок, также продукты монастырского производства. Они пользуются большой популярностью, мы приехали после четырех часов и была только квашеная капуста (небольшой пакетик – 100 рублей). Вообще монастырские продукты, по сведениям экскурсовода, очень дороги.

В этой же лавке можно купить книги О. Пэнежко «Город Истра, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, и храмы Истринского района» и «Храмы Истринского района» (причем, только обе вместе). Это основные книги на маршруте. В продаже краеведческой литературы на маршруте практически нет.

Кроме того, можно приобрести сборник «Женская Оптина», посвященный непосредственно Аносину монастырю. Сборник толстый, более, чем 700 страничный, хорошо изданный (даже с комментариями, правда, довольно много опечаток), потому и недешевый – 300 рублей. Это сборник, конечно, не для всех, ибо представляет собой собрание писем, текстов, написанных по разным случаям церковными деятелями (читать утомительно и информативность не высокая), рассказов о настоятельницах монастыря, написанных в XIX веке соответствующим языком; кроме того приводятся тропари, кондаки и молитвы. Но есть и очень интересные со всех точек зрения тексты, прежде всего, воспоминания игуменьи Евгении (Озеровой), «Беседы» Евдокии Мещерской, написанные для ее дочери (могут вполне использоваться родителями, не наделенными даром слова, в педагогических целях), интересны воспоминания схимонахини Леонтии и схимонахини Анны «Женская Оптина» о последних годах монастыря и тяжелой жизни монахинь после его закрытия.


***

В Павловской слободе все очень хорошо. Храм отреставрирован, колокольня восстановлена. Создаются и новые храмы. Это отлично, но опять возникает вопрос – зачем строить новое или восстанавливать заново ныне не существующее, когда не все из имеющегося приведено в порядок?

Местная деятельница, рассказывавшая нам о храме, поведала о чудесах чудесных. Так, с ее слов две иконы Царя (об этом персонаже речь далее) у них «закровоточили» (именно так, ибо это была кровь, а не миро, опять же со слов оратора), тряпочки, которыми эта кровь была стерта, хранятся теперь в алтаре. Слегка обалдев от подобных чудес, я даже не догадалась спросить, что по этому поводу говорят какие-нибудь ученые-специалисты. Подозреваю, что никаких ученых вызвано не было.

Но самое чудо-чудное это то, что на сайте храмового комплекса никаких упоминаний об этих событиях найти не удалось. Возникает вопрос: почему столь важное событие не нашло отражения на сайте? А если это какое-то тайное событие, то с какой целью нам о нем рассказали?

Царь – это Николай II, которого здесь считают своим покровителем. Как известно, этот персонаж, довольно спорный с исторической точки зрения, но, безусловно, принявший мученическую смерть, был канонизирован недавно и, следовательно, «кровоточили» у них иконы современного письма.

Маркетинг в храмовом комплексе на высоком уровне, на стенде при входе сообщается, что «в продаже всегда имеются свежие просфоры».

Также нужно отметить хорошо разработанный и довольно информативный сайт комплекса.


ИСТРА

ХРАМ-ЧАСОВНЯ ВОЗНЕСЕНИЯ

В 1656 году село Воскресенское–Сафатово с окружающими деревнями в вотчину Валдайско-Иверского монастыря купил патриарх Никон. Вскоре после этого (вероятно, в 1657 году) в соседней деревне Котельники (Котельниково) была построена деревянная церковь в честь Вознесения Господня с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и святого Ильи Пророка в воспоминание о палестинском Елеоне. По этой причине деревня стала именоваться селом Вознесенским.
Храм Вознесения Господня входил в создаваемый патриархом архитектурно-топографический комплекс Русской Палестины. Устав Воскресенского Новоиерусалимского монастыря XVII века свидетельствует о Русской Палестине как о едином церковном организме. Из обители к святым местам, в частности к храму Вознесения совершались крестные ходы.
В 1805 года из-за ветхости в церкви перестали служить и рядом была построена одноименная каменная церковь. Новый соборный храм города имел классические формы: к двускатному прямоугольному главному объему, увенчанному купольной ротондой, с запада примыкали трапезная и колокольня, расположенные по одной оси.
В начале ХХ столетия количество прихожан в разраставшемся городе достигло 2 000 человек и встал вопрос о расширении храма. В марте 1908 года Московская духовная консистория направила в строительное отделение при Московском губернском правлении чертежи и сметы об увеличении Вознесенской церкви с пристройкой новой колокольни. Строительное отделение нашло проект правильным и увеличение церкви разрешило. Автором проекта расширения церкви в неоклассическом стиле был архитектор И.С. Кузнецов.
Судя по сохранившимся фотографиям 1910-х годов церковь Вознесения Господня имела некоторые отличия от предложенного проекта. Прежде всего, это выразилось в надстройке основного четверика еще одним световым ярусом, имевшим со всех сторон усложненные фронтоны. Не по углам, как на проекте, а по сторонам света были поставлены и четыре глухих барабана с главками.
Храм был закрыт после революции. Три служительницы Вознесенского собора: Милица Кувшинова, Екатерина Черкасова и Евдокия Кузьминова – были расстреляны на Бутовском полигоне. Ныне они прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
В период боев за освобождение Истры в декабре 1941 года храм сильно пострадал от обстрелов, от него мало что осталось. После войны останки собора были разобраны до основания, а на месте храма построен завод "Углемаш".
17 апреля 2005 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием была совершена закладка храма-часовни Вознесения Господня. Площадка была выбрана в непосредственной близости от места церкви, построенной Патриархом Никоном.

С избранной площадки, равно как и с территории храма-часовни открывается чудесный вид на излучину Истры–Иордана и панораму Воскресенского монастыря.


Чтимая святыня – образ отпечатка стопы Иисуса Христа (привезен паломниками Истры из Иерусалима).


БУЖАРОВО

Название села связано с прозвищем одного из первых его владельцев, Ивана Борисовича Бужара Товаркова, происходившего от одного корня с родом Пушкиных.

Впервые село упоминается в межевых книгах в 1504 года.

В 1512 году Ирина Товаркова, бездетная вдова князя Семена Романовича Ярославского, уступила Иосифо-Волоколамскому монастырю село Буржарово с 16 деревнями за долг в 500 рублей.

С 1764 года после отобрания монастырских вотчин село Бужарово управлялось Коллегией экономии.


ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Первое упоминание о храме Спаса–Преображения относится к 16 июня 1504 года. Это был деревянный храм большого села Бужарово. В 1512 году владелица села Ирина Товаркова–Пушкина отдала Бужарово в Иосифо-Волоцкий монастырь. Писцовая книга 1627 году описывает храм села: «Иосифова монастыря село Бужарово на реке Истре, а в нем церковь Преображения Господа деревянна, клетцки, верх шатров, а в нем образа и книги и ризы и колокола».
В 1728 году деревянный храм сгорел. В клировой ведомости за 1851 год о церкви Преображения в селе Бужарово показано: «построена в 1731 году тщанием прихожан. Зданием деревянная с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, крепка. Престол в ней один во имя Преображения Господня; утварью посредственна, причта положена издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь».
В 1856 году было начато строительство каменного храма, которое длилось три года. В 1859 году каменный Спасо-Преображенский храм с пределами Св. Николая Чудотворца и Успения Божьей Матери в селе Бужарово был построен.

В 1900 году священником храма стал отец Всеволод (Смирнов)1.

В 1933 году Церковный совет села обратился с заявлением в Московский областной исполком, в котором просил официально разрешить сбор хлеба для священника. При этом члены совета заверяли, что собирать будут только добровольные «даяния», только для удовлетворения личных нужд священника, запасы делаться при этом не будут, священник не будет заходить в дома. Об этом же просил в своем заявлении и сам священник. Фактически в этих документах просили узаконить уже существовавший способ снабжения священника продовольствием.
В 30-х годах ХХ века храм был закрыт и разорен.

В период Великой Отечественной войны бои велись в районе Истринского водохранилища. В результате плотина была взорвана, а окрестные села разрушены и разграблены.
В 1992 году возобновились службы в храме Преображения Господня. С юго-восточной части храма течет родник. В этом месте устроена купель.

В 2005 году, на 500-летие храма, издана книга: «Село Бужарово и окрестности. Очерк пяти-вековой истории».


Святыни: частицы мощей Оптинских старцев.


ГЛЕБОВО

Сельцо Глебово было впервые упомянуто в писцовой книге 1567-1569 годов.

В 1625 году сельцо принадлежало князю Григорию Петровичу Ромодановскому. У него было 8 сыновей, после его кончины Глебовым владел его сын Иван Григорьевич.

В 1705 году Глебово оказалось во владении Григория Борисовича Соколова; 1748 году – во владении вдовы его сына Алексея Устиньи Авдеевны.

В 1800 году Глебовым владел генерал-майор князь Александр Иванович Лобанов-Ростовский2.

В 1832 году Глебово было куплено графом Федором Ивановичем Толстым (Американцем)3.

После его смерти в Глебово жила его вдова Авдотья Максимовна Тугаева. Сначала она сдавала усадебный дом, а в 1859 году продала4 его Степану Степановичу Шиловскому5, поселившемуся здесь с супругой6.

Он строит в имении несколько флигелей и красивых домиков, в которых можно было принимать гостей или сдавать дачникам. Домики были меблированы, имели просторные террасы, бильярд печи на случай холодов.

На реке строились плотины и создавались пруды, дно которых укладывалось бревнами. В них разводились карпы и открывались купальни.

Позднее в усадьбе появились оранжереи и театр.

В подмосковное имение Шиловских нередко приезжал М. И. Глинка. Композитор знакомил собравшихся со своими произведениями. Под его личным руководством в помещичьем театре ставилась опера «Жизнь за Царя».

В 1866 году с семейством Шиловских познакомился П. И. Чайковский и стал бывать в их усадьбе. Учеником Чайковского по теории музыки был сын Марии Васильевны К. С. Шиловский7.

В первый раз приехав в Глебово весной 1876 года, Петр Ильич за две недели закончил инструментовку «Лебединого озера», написал «Подснежник» и «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».

Летом 1877 года в специально отведенном ему флигеле Чайковский начал создание оперы «Евгений Онегин». Здесь были созданы лучшие, по мнению самого композитора части оперы.

Из Глебова Чайковский писал брату: «Я совершенно погрузился в сочинение оперы. Правда и то, что нельзя себе представить обстановки более благоприятной для сочинения, как та, которой пользуюсь здесь… очень покойно и тихо. Местность в полном смысле восхитительная».

Три лета подряд у Шиловских гостил Модест Петрович Мусоргский. В 1859 году 19-летний гость писал композитору Балакиреву: «[…] барский дом роскошный, на горе; сад английский (род парка) чудесный, виз-а-ви – ферма, - все великолепно (оно так и должно быть – ведь богат, канальство, Шиловский), церковь миленькая, род соборчика. У Шиловских хор певчих, певчие поют Бортнянского (кроме концертов) и разучивают интродукцию, польский хор 4 действия и финальный гимн из Жизни за царя, - это штука приятная, позаймусь с ними, говорят, поют недурно, не кричат и получают приличное домашнее воспитание».

А. П. Чехов называл поместье «маленьким Версалем», писал о нем в заметках: «Именье красивое, уютное, с прекраснейшим парком, с рекой, прудами… с церковью, художественной мастерской, со статуями и монументами…».

Еще при жизни, в 1864 году, С. Шиловский переписал усадьбу на имя жены. После его смерти, в результате расточительности Марии Васильевны и их сына Константина усадьба приходит в упадок и в конце концов выставляется на торги.

В 1890 году имением владел коллежский секретарь Владимир Гаврилович Медведников.

В тот же период в Глебово была еще одна усадьба – П. М. Зернова. Эта усадьба позднее получила название Глебово-Брусилово по имени ее последнего владельца (с 1911 года) Бориса Алексеевича Брусилова.

В 1918 году из усадьбы Брусиловых были отправлены в Национальный музейный фонд: портрет, 3 картины Ван-Дейка и копия с Рубенса, икона святого Николы Можайского в серебряном окладе.

Затем в усадьбе Бусиловых была создана птицефабрика. Дом был разрушен.

В 2008 году перед Казанским храмом прошел первый в Истринском районе колокольный фестиваль «Казанский звон».


Храм Казанской иконы Божией матери

Был сооружен в 1859 году с благословения святителя Филарета на средства помещика С. С. Шиловского (был погребен в храме вместе с матерью и супругой).

Храм построен по проекту К. Тона. Прообразом храма стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К. А. Тоном в 1844-1849 годах8.

Московские епархиальные ведомости в 1875 году писали о том, что «все в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом. Покойный храмоздатель не жалел никаких денег для ее благолепия».

Храм был закрыт и разорен в 1938 году. Последний настоятель храма был арестован9.

В 1989-1990 году Глебовской птицефабрикой были начаты работы по реконструкции храма, однако потом эти работы не проводились.

В 2004 году состоялась первая, после лет запустения, литургия.

При храме действует воскресная школа, еженедельно выпускается воскресный листок.


Часовня-купальня над источником

Находится в 700 метрах от храма. В 2007 году над ним была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской Божией матери.


Памятник священномученнику Алексию

Установлен в 2007 году в честь его 140-летнего юбилея и пятилетия с момента канонизации.


ПОЛЕВШИНА

Название Полевшина произошло от того, что она с XVI века до конца XVII была местожительством рода бояр Полевых. До этого имело название "Малинки".

В 1584 году село принадлежало Богдану Ивановичу Полеву, затем его сыну Андрею Богдановичу, в 1623 – внуку Ивану Андреевичу.

После Федора Михайловича Полева село отошло его дочери, девице Марии. Она вышла замуж за Федора Николаевича Балка. Затем имением владели Павел Федорович, который получил право именоваться Балк-Полев; Федор Павлович; Петр Федорович. Затем род Балк-Полевых прервался.

С 1760 года усадьбой владел почти никогда в ней не бывавший Сергей Васильевич Салтыков (он получил усадьбу как приданное за женой Матреной Павловной), затем хозяйкой сделалась его вдова.

Следующим хозяином усадьбы был князь Александр Александрович Щербатов.
В начале 1870-х годов усадьба перешла к Кузьме Яковлевичу Дарагану. В 1898 году за неуплату взносов по закладным банку имение было назначено к продаже.

В 1911 году в Полевшине была еще и усадьба московского губернатора Владимира Федоровича Джунковского.

Последние владельцы усадьбы – Карповы. Полевшина стала имением Федора и Георгия Геннадьевичей Карповых. Это были два отдельных имения, почти равные по площади.

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В 1672 году в Малинниках на средства Михаила Ивановича Полева была выстроена деревянная церковь Казанская церковь с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца.

В 1692 году на средства Федора Михайловича Полева стали строить каменную церковь, а деревянную разобрали и перенесли к кладбищу.

В 1872 году настоятель Новоиерусалимского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин) издал описание монастыря и близлежащих к нему церквей и усадеб. В их числе было и упоминание о селе Полево (или Полевщине): «Усадьба состоит из господского дома, обращенного на просторный двор… К этому двору с южной стороны примыкает церковный двор, в глубине которого высится каменная двухъярусная церковь во имя Казанския Божия Матери с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, с шатровою колокольней».
На средства стольника Андрея Ивановича Полева в 1623 году была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. А в 1625 году Иваном Андреевичем Полевым была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божией Матери, в которой с тех пор начали погребаться члены семейства Полевых в каменных гробницах.
Эти церкви, Никольская и Казанская, существовали какое-то время одновременно, но потом осталась одна Казанская.
"Иждивением", как сказано в архивных документах, следующего владельца усадьбы Федора Полева здесь был построен каменный храм. Благословение на строительство его было дано патриархом Адрианом 6 апреля 1692 года, а вместе с ним и храмоздатная грамота. В ней было сказано: "…По просьбе Федора и по распоряжению Патриарха решено было деревянную церковь не руша содвигнуть на церковное кладбище… Рвы копать на целых местах, чтобы усопшим телам повреждения не было".
Через два года 7 мая 1694 года перед празднованием памяти Святителя Николая был освящен Никольский придел.
Верхний храм Казанский не был доделан, там не было иконостаса, и богослужения проходили в теплом Никольском приделе.
Был поставлен великолепный четырехъярусный иконостас столярной работы, среди икон которого была замечательная храмовая, особо чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Были устроены ризница и библиотека. Под верхней церковью находилась родовая усыпальница, составляющая особую достопримечательность этого храма.
В 1704 году произошло освящение основного Казанского храма, когда Федору Полеву исполнился 21 год. Венчался он в своей церкви, затем крестил детей и в 1707 году скончался в возрасте 24 лет.
В 1838 году храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к храму Спаса–Преображения села Бужарово.

В 1908 году Казанская церковь была выделена в отдельный приход.
В 1935 году церковь была закрыта для богослужений. В сороковые годы были разобраны колокольня и ограда, вынесены из усыпальницы гробницы бояр Полевых, дальнейшая судьба их неизвестна.

Храм пережил две войны: Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную войну. В годы II Мировой войны в церкви поселились жители окрестных деревень, сожженных немцами. При бомбежке в храм попал снаряд, пробивший крышу, свод на алтаре и пол, но не взорвался, а был обезврежен нашими солдатами.
В последующие годы помещение Казанской церкви использовалось и как гончарная, и как зернохранилище, и как склад школы.
В 1998 году храм был передан общине. В настоящее время ведутся восстановительные работы.


Архитектура церкви представляет собой "московское барокко" XVII века с соответствующим декоративным убранством. Здание двухъярусное с четырехскатной пятикупольной кровлей, с шатровой колокольней. Вокруг верхнего яруса Казанского храма были выстроены ходовые галереи с тесовым навесом (не сохранились).

В XIX веке были разобраны малые главки храма и к западному участку галереи, превращенной в закрытую паперть, пристроена шатровая колокольня.


От усадебного парка сохранились подъездная аллея, часовня и церковная сторожка (оба строения в плачевном состоянии), построенные князем А. А. Щербатовым.

АНОСИНО

В 1799 году сельцо Аносино было куплено Евдокией Николаевной Мещерской10, родной тетки Федора Тютчева. В сельце не было церкви. Она добилась от митрополита Платона разрешение на строительство каменного храма.

В 1812 году, когда неприятель продвигался к Москве, Е. Мещерская с дочерью и прислугой уехала в Моршанск Тамбовской губернии. Три раза группами по 50 человек французы делали набеги на Аносино. Господский дом был разграблен.

При сельце до 1841 года была усадьба Анастасии Озеровой.

В 1852 году здесь было имение Варвары Семеновны Озеровой, сестры игуменьи Аносина монастыря Евгении (Озеровой).

В 1858 году в селе было всего 26 крестьянских дворов.

В 1886 году в сельце была построена школа.

С 1906 года усадьбой владела Александра Федоровна Глебова (впоследствии в замужестве Ярмолович).

От усадьбы Аносина сохранился перестроенный усадебный дом и остатки парка.


АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска.

Аносин Борисоглебский монастырь был создан в 1823 году на основе женской общины при местной церкви. В 1821 году Е. Мещерская организовала при сельской церкви богадельню на 12 женщин, которая вскоре стала общиной11. Княгиня Евдокия, постриженная в иночество с именем Евгении, была первой игуменьей монастыря.

Аносинская Борисоглебская женская обитель была одной из первых общежительных монастырей, учрежденных митрополитом Филаретом (Дроздовым)12.

Не миновали обитель разного рода конфликты между насельницами. В январе 1832 года из-за болезни и конфликтов с казначейшей монастыря Серафимой игуменья Евгения передала ей управление монастырем и по благословению Филарета отправилась в паломничество. Вернувшись 19 сентября 1932 года в Москву, получила от митрополита письмо с предложением вновь принять управление монастырём «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сентября 1832 года Евгения вернулась в Борисоглебский монастырь.

В 1862 году Филарет впервые посетил монастырь.

В период с 1832 по 1863 год обитель стала местом для покаяния и исправления женщин за прелюбодеяние, пьянство и другие предосудительные поступки. Не помогли просьбы аносинских игумений. Московская духовная консистория продолжала посылать сюда таких женщин, даже несмотря на собственные выводы: «Бедность сего монастыря и неимение штатных служителей заслуживает внимания. Консистории присылаемых под епитимию за любодеяние в сей монастырь не посылать; а посылать только подвергаемых епитимии за небытие на исповеди, когда того требует близость места». Присылались в монастырь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию».

Всего в монастыре было три храма: соборный храм в честь Живоначальной Троицы, храм во имя св. Дмитрия Ростовского митрополита, и в честь святой Анастасии Узорешительницы13, объединенный с больницей. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Кельи, большинство служебных построек и ограда перестроены во второй XIX века на средства П.Г. Цурикова14.

В 1854-1875 году игуменьей монастыря была Евгения (Озерова)15, внучка основательницы монастыря.

В 1874 году в обители вновь сложилась конфликтная ситуация. Зимой 1874-1875 года, накануне Рождества, отношения в монастыре накалились до придела. Часть сестер, подстрекаемая бывшей казначей, отказывалась подчиняться игуменьи. Начались скандалы, жалобы начальству. Мать Евгения, не желая участвовать в ссоре, подала прошение об увольнении на покой. Однако московский викарий, епископ Леонид (Краснопевков) предложил ей занять место настоятельницы московского Страстного монастыря.

Эта обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что её называли «Женской Оптиной пустынью». В монастырь приезжали многочисленные паломники, в том числе высокопоставленные особы и представители высшего духовенства. Среди посетивших монастырь в XIX – начале XX века были великий князь Сергей Александрович, митрополит Московский Иннокентий, митрополит Московский Макарий (Булгаков).

Славу Аносинскому монастырю приносила и хозяйственная деятельность. Перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей России.

С 1879 по 1918 (предположительно, так как дата смерти точно не известна) игуменьей монастыря была Иоанна (Макарова)16.

В 1900 году монастырь владел 307 десятинами земли, в том числе: 33 – пахотные, 6 – луговые; 260 – лесные и 8 – неудобья.

В 1901 году Борисоглебский Аносин женский штатный 3-го класса общежитильный монастырь получал от казны ежегодное содержание - 337 рублей 43 копейки.

В 1906 году по штатам, кроме игуменьи и казначеи, в обители должны были пребывать 10 монахинь и 12 послушниц (фактически их было соответственно 12 и 9).

Духовниками и исповедниками аносинских сестёр с 1856 года были иеромонахи Зосимовой пустыни. Монастырь имел гостиницу для богомольцев и подворье в Москве. В Аносинскую обитель приезжали погостить епархиальные архиереи, для них был построен специальный дом в саду.

С 1918/1919 года игуменьей монастыря стала Алипия17.

В 1923 году удалось провести праздник в честь 100-летия обители, на который приехали многочисленные гости. Игуменье Алипии был поднесен золотой наперстный крест. Были совершены литургия и крестный ход вокруг ограды по случаю праздника.

Одна из паломниц, посетившая монастырь в 1923 году вспоминала: «Матушки пилят дрова. «Матушка, можно, я помогу вам?» - молча кланяются, дают мне попилить, но на мои вопросы ничего не отвечают, только кланяются и улыбаются. И так везде. В гостинице я спрашиваю у матушки: «Что здесь, все глухонемые, что ли? Не отвечают на вопросы?» И слышу удивительное в ответ: «У нас строгая игумения, и она наложила на всех молчание…»».
Именно в этот монастырь приезжали из ссылки православные митрополиты. В 1925-1926 году здесь жил архиепископ Дмитровский Серафим (Звездинский, новомученник Российский).

Советская власть постоянно ужесточала условия, в которых приходилось функционировать монастырю. Например, обитель должна была платить за аренду 40 десятин земли, в то время как имела только 8.

О жизни монастыря в советский период вспоминала схимонахиня Анна (Теплякова): «У нас никогда не было наемного труда. Все полевые работы, включая сенокос, лесоповал и заготовку дров, сестры выполняли сами. Шили одежду, выделывали кожу и тачали сапожки, клали печи и производили мелкий ремонт корпусов. Лишь мелкие плотницкие работы выполнял у нас один старичок – странник Николай, живший в отдельном уголке в странноприимной. Конечно, никакого крупного ремонта в советское время в монастыре не производилось. Донашивалась старая одежда из рухольной, сестры больше стали зависеть от родственников. Вынужденная работа для покрытия налогов на артели (стежка одеял, вязка чулков и пуховых вещей) и необходимость для этого выращивания свиней и разведения пуховых кроликов повлекли за собой не только участившиеся общение с миром, выезды сестер из монастыря, но и отклонение от десятилетиями устоявшегося уклада жизни. Если в прежнее время церковная служба начиналась у нас в час ночи, то при мне ее перенесли на 4 часа утра, и только Великим постом она начиналась в три».

Она же писала о монастырском кладбище: «Монастырское кладбище располагалось за алтарем Троицкого собора, повторяя его округлую форму. То были шесть-семь рядов невысоких, близко друг к другу расположенных земляных холмиков. Без крестов, без трафареток, без цветников. Смиренные инокини пустынного монастыря оставались такими и после смерти, находя успокоение в этих безымянных могилках под общей сенью соборного креста. Но зато на псалтири ежедневно прочитывался монастырский синодик с именами всех сестер обители от самого ее основания».

Интересны и бытовые подробности жизни монахинь.

После облачения в иноческую одежду, матушка коротко под кружок остригала монахиням волосы. И до конца жизни у них были короткие волосы. Это делалось в знак отречения от собственной воли, а также для того, чтобы монахини не посвящали свое время и мысли заботам о своей прическе.

Одевались монахини в одежды из простой черной ткани, которую вырабатывали на фабрике благодетелей монастыря Цуриковых и которую владельцы фабрики жертвовали монастырю. Из нее шили подрясники18, рясы19, мантии20, апостольники21, ватники (полупальто особого монастырского покроя) и наметку на камилавку22. Ни у кого не было шерстяных вязанных кофт, носили ватные безрукавки, одевая их в холодное время в церковь (под рясу). Пуховых платков ни у кого не было, носили только простые теплые черные шали.

У насельниц была только одна смена белья и два хитона.

Апостольники никогда не заменяли платочками. Спали в них, ходили на любые послушания. Летом разрешалось носить на послушания белые апостольники.

Все несезонные вещи хранились в рухольной. Зимние вещи на следующий сезон не возвращались к своей хозяйке, все носили то, что им выдадут.

Круглый год монахини носили кожаные сапожки, только на выезд в лес одевали валенки.

Кельи был небольшими в одно окно. Монахини жили по одной, послушницы и инокини - по две. В кельях был Святой угол с иконами. Вдоль стен стояла деревянная узкая кровать с тонким матрасом, перьевой подушкой, тоненьким байковым одеялом. Днем кровать застилали темным покрывалом. Пододеяльников не было, а простыни были темного цвета. Все это делалось для упрощения быта и облегчения стирки.

Тумбочек в кельях не было, на каждую насельницу была табуретка и общий маленький шкафчик с посудой (у каждой были своя миска с ложкой (вилок не было), чашка и маленький глиняный кувшин для молока). Полотенца висели в туалетной.

Когда в 1927 году монастырь закрыли, на его месте открыли первую сельхозкоммуну (из монахинь). Но как говорят очевидцы, просуществовала она до тех пор, пока не опустели монастырские амбары. Тогда же сломали колокольню и часть ограды, сожгли церковные книги, монастырские святыни и иконы.

В 1928 году была ликвидирована и сельхозкоммуна. Большая часть икон была уничтожена: их погружали в специальные чаны с кислотой для получения золота, после чего сжигали.

На основе монастырского хозяйства была создана сельскохозяйственная коммуна, преобразованная в один из первых подмосковных колхозов, получивших впоследствии название «Россия».

В 1930-1931 годах в храме закрытого монастыря служил иеромонах Евфросин.

В церкви Дмитрия Ростовского долгое время размещалась машинно-тракторная станция.
На территории монастыря действовал организованный в 1919 году Московский областной краеведческий музей.

В 1930-е годы имущество и архив монастыря были переданы в музей города Истры и до нашего времени сохранился архив, вероятнее всего его часть. Большая часть документов – указы, присланные Московской духовной консисторией, препроводительные к направляемым на исправление женщинам, переписка по хозяйственным вопросам. Наиболее ценными (с точки зрения реставрации) являются планы различных построек в монастыре.

К концу XX века от исторических зданий сохранились только монастырские стены, руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек.

Вновь открыт монастырь был в августе 1992 года как Патриаршее подворье. Из Рижского Троице-Сергиева монастыря в Аносино прибыло четыре монахини.

В 1993 году колхоз разрешил пользоваться землей, которую до этого несколько лет не обрабатывал. В том же году монастырю стали жертвовать домашних животных.

29 декабря 1999 года постановлением Святейшего Синода Патриаршее подворье преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

В 2001 году на территории монастыря были перезахоронены останки последней настоятельницы схиигуменьи Евгении (Таишевой), которая после кончины в 1942 году была похоронена в лесу под Кубинкой.

В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников.

Сейчас при монастыре имеется деревообрабатывающее производство, работает молочная ферма. Монастырь обрабатывает 100 га сельхозугодий.

Архитектурный комплекс:

  • Троицкий (Борисоглебский) собор с колокольней

  • Больница с церковью Анастасии

  • Трапезная

  • Амбары

  • Кельи

  • Крепостная ограда

  • Церковь Дмитрия Ростовского

  • Погреба и кладовые

  • Баня


Троицкий собор
Троицкий собор был сооружен в 1810-1812 годах в стиле зрелого классицизма, близкий казаковской школе, был выстроен как сельская церковь по заказу Евдокии Мещерской.

Имеет два придела: Тихвинской иконы Божией матери и в честь благоверных князей Бориса и Глеба.

В 1812 году французские мародеры три раза были в Аносино. Они поломали резьбу на иконостасах, унесли с собою все, что было железного или медного в храме, чего не могли унести то побили и поломали. То же самое было сделано в домах для священника, дьякона и причта.

В 1835 году в храм ударила молния. Было выбито 36 стекол, опален иконостас, но ни одна икона не пострадала.

В 1867 году храм был отремонтирован.

Во время войны была взорвана трапезная собора с колокольней.

К 2000 году собор восстановлен, заново построены колокольня и трапезная.


Храм и двухпридельная трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершённая цилиндрическим ярусом звона. В 1863-1867 годах трапезная подверглась перестройке, а в 1930-х годах вместе с колокольней была разобрана. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с лёгким деревянным фонариком и венцом люкарн. Оштукатуренные фасады рустованы, сандрики и карнизы выполнены из белого камня.

Церковь Димитрия Ростовского
Церковь Димитрия Ростовского у Святых ворот, в линии монастырской ограды, выстроена в стиле ампир в 1824 году, использовалась в качестве приходской.

В 1884 году купол, стены и иконостас церкви были расписаны московским художником В. Д. Фартусовым. Кроме того, храм был переделан в теплый.

В 1993 году храм был вновь освящен.


Храм представляет собой бесстолпную однокупольную выстроенную из кирпича церковь, которая единственная из всех монастырских построек сохранила ампирную обработку. Небольшой двусветный четверик храма с объемной алтарной частью перекрыт куполом с люкарнами.


Больница с церковью великомученицы Анастасии Узорорешительницы

В 1829 году церковь была освящена.

В 1854 году отстроена в камне.

В 1930-е годы была уничтожена. Сейчас восстановлена на другом месте.


Ограда
Это невысокая кирпичная глухая стена, построенная во второй половине XIX века. В художественном плане наибольший интерес представляет северная часть ограды с чертами псевдорусского стиля. Часть ограды имеет декоративные машикули, круглые, крытые шатровые башенки по углам. Ограду прорезывают арки Святых ворот и калитки.


ПАВЛОВСКАЯ СЛОБОДА
  1   2   3   4

Похожие:

История и святыни истринской земли iconПояснительная записка Курс «История и культура Ленинградской земли»
Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 9 классов (34 часа – 1 час в неделю) является важной составной частью...
История и святыни истринской земли iconЗвезды и планеты. Солнце ближайшая звезда к планете Земля, источник тепла и света для всего живого на планете Земля. Земля планета; общие представления о
Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле....
История и святыни истринской земли icon«Earth Day is Every Day» (День Земли каждый день)
Расширение кругозора. Воспитание ответственного отношения к вопросам, связанным с экологией Земли
История и святыни истринской земли iconРеликвии из фондов Подосиновского краеведческого музея
В раскопе перед правыми дьяконскими вратами, на глубине 50-60 см в слое серой земли с примесью угля школьники обнаружили фрагменты...
История и святыни истринской земли iconПрограмма государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн»
Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,...
История и святыни истринской земли iconИстория история России Соловьев С
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...
История и святыни истринской земли iconТематическое планирование по природоведению к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина 5 класс
Вселенную, строение и состав Солнечной системы, гипотезы возникновения и развития Земли и Солнечной системы; уметь находить несколько...
История и святыни истринской земли iconЗемли, десятки лет игнорируются. Но почему?
Гость написал Технологии свободной энергии, предоставляющие нам удивительные возможности, которые позволят намного облегчить жизнь...
История и святыни истринской земли iconРодины. («Silentium», «Не то, что мните вы…», «Ещё земли печален вид »). Любовь как «поединок роковой»
Ф. Тютчев «Silentium», «Не то, что мните вы…», «Ещё земли печален вид», «К. Б.», «Чему бы жизнь нас не учила»
История и святыни истринской земли iconУчитель математики I кв категории. 2011 год план
Эти явления вызываются суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. Эти явления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница