Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения)




Скачать 37,82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения)
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер37,82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА


О.И. Быльченко




Методические рекомендации

по изучению курса

«Отечественная история»



(для студентов заочной формы обучения)





Ростов-на-Дону

2010


Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для всех специальностей.

Методические рекомендации рекомендованы к изданию кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.10г.).


Составитель: канд. ист. наук, доцент Быльченко О.И.


Рецензент: доктор истор. наук, профессор Паламарчук Е.А.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

4

1. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

5

2. контрольные вопросы

50

3. рекомендуемая литература

52

4. рекомендации по выполнению и оформлению контрольных работ

53

5. тематика контрольных работ

54


ВВЕДЕНИЕ


Изучение курса «Отечественная история» способствует развитию у студентов исторического мышления, вводит их в мир прошлого нашей страны, формирует общую культуру.

Большое значение при изучении курса «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения приобретает самостоятельная работа. Её организация начинается с чтения установочных лекций, на которых происходит знакомство с предметом, назначением и структурой курса, содержанием наиболее важных тем, даётся обзор научно-методической литературы. В результате изучения названного курса студент должен:

  1. обнаружить понимание предмета истории России и его роли в гуманитарной подготовке специалистов, формировании их общей культуры;

  2. получить общее представление об основных и наиболее значимых событиях нашей истории, её закономерностях, роли личности;

  3. понять особенности нашей истории и её связь с мировой историей.


При самостоятельной подготовке следует сосредоточить внимание на следующих вопросах:


2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


Лекция № 1. «Россия и мир в период средневековья»


План

  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX века. Образование государства у восточных славян, вхождение Руси в мировую цивилизацию.

  2. распад Киевского государства и его последствия.

  3. Формирование единого русского государства в XIV–XV вв. Россия и мир в этот период.




  1. основные центры мировой цивилизации к началу IX вв.:

- арабо-мусульманская цивилизация (Азия)

- европейская христианская, имеет 2 разновидности (Восточную – Византия и Западную – территория бывшей Западной Римской империи), сформировалась как синтез античной цивилизации и варварского уклада жизни. Ее культурная основа – античность, духовная – христианство.

В эпоху средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс Киевской Руси (государство восточных славян).

К началу IX в. восточные славяне достигли высокого уровня развития, возникла потребность в государстве. Каким быть этому государству?

Опыт Византии – сильная власть императора и огромные полномочия, большой аппарат чиновников, судебная и налоговая система. Наличие государственной собственности на землю, слабое развитие института частной собственности. Римское право было важным элементом государства.

Опыт Западной Европы – государственность строится на сотрудничестве власти и общества, достаточно развит институт частной собственности, система права.


Государственность Киевской Руси:

черты как западного, так и восточного государства.

Споры ученых по этому вопросу:

«Европеисты» (В.Г. Белинский, Г.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.): Россия – составная часть Европы, должна развиваться в русле европейской цивилизации.

«Славянофилы» (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.Ф. Самарин, И.И. Кириевский и др.) – у России свой путь развития.

«Евразийцы» (П.А. Карсавин, И.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский и др.) – Россия развивается под влиянием как Востока, так и Запада.

Киевская Русь как политическое объединение складывалась постепенно. К 30-м годам IX в. сложилось 2 очага государственности:

южный – Поднепровье с центром в г. Киеве

северный – Новгородская земля (в 862 г. здесь появился варяжский правитель – Рюрик).

Версия о призвании варягов была использована в норманской теории происхождения государства (XVIII в.: Миллер, Байер, Шлёцер) и антинорманской (М. Ломоносов).

Этапы формирования государства восточных славян:

882 – объединение Олегом Новгородской и Киевской земель, начальный этап государства;

882–912 – правление Олега: расширил территорию, обложил данью племена, живущие на этой территории;

912–945 – Игорь продолжил эту политику;

945–964 – Ольга укрепила государственность, создала единую налоговую систему.

964–972 – правление Святослава, который значительно расширил территорию русских земель

980–1015 – завершение формирования Киевской Руси, правление Владимира I: расширение территории, укрепление системы наместничества, принятие христианства

1019–1054 – период правления Ярослава Мудрого. Киевская Русь достигла расцвета и развивалась в русле европейской цивилизации.


Принятие христианства (988 г.) – было важной вехой в формировании Киевской Руси, расширении культурных, политических связей с Византией. Это привело к появлению нового типа государственности (в значительной мере византийского по форме): тесная взаимосвязь светской и церковной власти, главенство власти светской. Православие способствовало обособлению Руси от западно-европейской цивилизации. с падением Византии русское государство и русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира (XV в.).


  1. феодальная раздробленность – это закономерный исторический процесс. X–XII вв. – это период политической раздробленности в Европе. Главная причина этого явления – монопольная собственность феодалов на землю, значительная политическая власть. Часть этой земли и политические права они передавали своим вассалам. Складывается особая иерархия феодального общества: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Власть короля простиралась только в пределах его земельного домена.

На землях феодалов в странах Европы находились крупные города, которые в X–XIII веках вели борьбу с сеньорами за свои права и многие из них добились самостоятельности, имели самоуправление, городской совет мэра, суд. Особенно быстро эти процессы происходили в Англии, Франции, Италии.

Феодальная раздробленность Киевской Руси началась после смерти князя Мстислава в 1132 г. (сына Владимира Мономаха). Причины этого явления: оседание дружинников на землю (в первые века государства они находились на службе у князя). Уже с I пол. XII века преобладающей формой собственности стала вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему рассмотрению, собирать здесь налоги и пошлины, формировать аппарат управления, вершить суд. Начинают формироваться местные княжеские династии. Возникает институт наследственности на землю.

Эти процессы привели к дроблению государства, междоусобным войнам.

Наиболее влиятельными княжествами стали: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородская земля, между ними постоянно шли войны, которые ослабляли Киевскую Русь.

Этим обстоятельством воспользовались иностранные завоеватели: в 1240 г. монголо-татары установили свое иго, которое продолжалось до 1480 г., а на северо-западе это были шведы (1240 г.), а затем немецкие крестоносцы (1240–1242 гг.).

Но благодаря усилиям Александра Невского и его потомков они были разбиты, а Новгородская земля сохранила традиции западной ориентации и республиканскую систему управления (вече, Боярский совет).

Но Северо-Восточная и Южная Русь оказались под сильным влиянием Золотой Орды и утратили связи с Западом.

Татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства.

Русская государственность приобретает черты восточной деспотии и отличается жестокостью по отношению к народу и отдельной личности (с XV в. возникает система крепостной зависимости основной массы населения – крестьян).


  1. как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства.

В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в).

На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. на первое место выдвигались не экономические, а политические причины.

В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества.

Возможные центры централизации:

- Московское;

- Тверское;

- Новгородское

княжества. Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505).

При князе Данииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву.

При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры.

Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505).

В этот период к московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г.

Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву.

Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.

Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов. Теперь князья раздают земли не советникам и боевым товарищам, а своим слугам и управителям. Все они находились в личной зависимости от князя. Став феодалами, они не переставали быть его подчиненными.

Т.к. объединительные процессы в Московском государстве проходили в экстремальных условиях, это оказало влияние и на характер властных отношений. Процесс присоединения в Московском государстве в основном шел насильственно, феодалы присоединенных территорий становились слугами московского правителя.

Уже во времена правления Ивана III в русском государстве складывается система авторитарной власти, схожая с восточными деспотиями. «государь всея Руси» обладал объемом власти и авторитетом гораздо большим, чем у европейских монархов. Все население страны – от высшего боярства до последнего смерда были подданными царя.

Экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю.

Однако российскую государственность нельзя в полной мере отнести к восточному деспотизму. В ней в течение длительного времени функционировали такие органы общественного представительства как Боярская дума, земское самоуправление и Земские соборы (XV–XVIII вв.). боярская дума являлась как законодательным органом государства, так и высшим исполнительным органом.


Тема № 2. «Россия в XVI–XVII вв.»


План

  1. Россия и мир в период XVI в. – XVII в.

  2. смутное время (1598–1613).

  3. деятельность первых Романовых по преодолению Смуты (1613–1682).




  1. в Европе еще в XV в., начали происходить качественные изменения в историческом развитии, переход к новому типу цивилизационного развития, который получил название «западного». В XVI–XVII вв. эти явления проявились особенно ярко. Идет формирование нового буржуазного уклада в экономике, процесс первоначального накопления капитала. Его источником стали внутренняя и международная торговля, ограбление колоний, ростовщичество, эксплуатация крестьянства, мелких городских и сельских ремесленников.

товарно-денежные отношения в европейских странах перерастают в рыночную систему хозяйствования. Они проникают во все сферы экономики, выходят за рамки местных, национальных границ, а с развитием морского судоходства и Великими географическими открытиями создают базу для формирования мирового рынка.

Глубокие экономические сдвиги повлекли за собой изменения в социальной структуре общества. Рушатся феодальные перегородки, большую роль начинает играть буржуазия, которые использовали труд наемных работников.

В борьбе против феодальной аристократии, за объединение страны абсолютная монархия опиралась на формирующийся класс буржуазии. произошла революция в мировоззрении людей, начал формироваться новый тип общественных отношений – капиталистических. Формируется одна из главных ценностных установок западной цивилизации, утверждающая особую ценность разума, прогресса, науки и техники.

Становлению нового типа цивилизации способствовали 2 явления: Ренессанс (Возрождение) и Реформация.

Термин «Возрождение» зародился в Италии во II пол. XIV в. и к XVI в. охватил все страны Европы. Ведущие деятели культуры заявляли о своем стремлении преодолеть наследие средневековья и возродить ценности и идеалы античности. на первый план выдвигаются идеи гуманизма, они становятся достоянием деятелей культуры и искусства, включает в свои ряды купечество, чиновников и даже религиозных деятелей. На этой основе складывается новая светская интеллигенция. они приносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

Эпоха Возрождения позволила европейцам освоить опыт, накопленный античной цивилизацией, освободиться от оков средневековых ценностей и идеалов, сделать шаг в формировании новых цивилизационных ориентиров и ценностей: 1) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 2) индивидуализм, установка на автономию личности; 3) динамизм, ориентированный на новизну; 4) терпимость к иным взглядам.

Огромную роль в истории европейского общества сыграла также Реформация – широкое социально-политическое и идеологическое движение борьбы против католической церкви, охватившее в XVI в. большинство стран Западной и центральной Европы.

В результате Реформации возникло новое крупное направление в христианстве – протестантизм. Было разрушено представление о незыблемости духовной власти церкви, о ее роли как посредницы между Богом и человеком. Под влиянием протестантизма сформировался новый тип личности, с новой системой ценностей, с новой трудовой этикой, с более дешевой организацией религиозной жизни. И это также способствовало развитию буржуазных отношений.

Если на Западе в XVI–XVII вв. наблюдался технический прогресс, формировался новый тип экономики и социальных отношений, то на Востоке происходит замедление социально-экономического развития. Социально-политическая структура и духовно-психологическая атмосфера в восточных странах не только не благоприятствовала созданию нового типа экономики, но и постоянно блокировала импульсы нового развития, что замедляло общественное разделение труда и технический прогресс. Восточное общество в силу полной подконтрольности бюрократии, заинтересованной только в своем собственном воспроизводстве, не смогло создать независимых от центральной власти новых социальных слоев.

Но восточные регионы были чрезвычайно специфичны. На Ближнем и среднем востоке это была Османская империя с достаточно развитой цивилизацией, которая контролировала Южное и Северное Причерноморье. В XVI в. на восточных и южных границах Московского государства находились Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское ханства, которые совершали постоянные набеги на нашу территорию. Для того, чтобы сохранить московское государство, был необходим этот внешнеполитический вызов. с территории западных стран (Польша и Литва) также исходила постоянная угроза. Сложными были и внутриполитические проблемы: молодое государство без сильной центральной власти легко могло развалиться на отдельные части. Решать такие сложные задачи предстояло Ивану IV (Грозному), принявшему в 1547 г. титул царя.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового Судебника 1550 г. в Судебнике впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. он усилил роль государственных судебных органов. Население страны было обязано нести тяглу – комплекс натуральных и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Проводилась коренная реформа управления.

В 1555–1556 гг. была ликвидирована система кормлений. Власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов (губные и земские старосты).

Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России XVI–XIII вв. были земские соборы. Они создавались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском государстве» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление, где взять деньги для ведения войны с Литвой. В состав Земского собора входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы, дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели.

Эпоха Земских соборов по II пол. XVII в. стала постепенно угасать.

Большую роль в государстве в этот период стали играть приказы, которые являлись отраслевыми исполнительными органами власти. Во главе приказа обычно стоял боярин, а непосредственную исполнительную деятельность вели дьяки и подьячие, которые вербовались из числа служилых дворян. Именно на приказы Иван грозный и его правительство возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в сер. XVI в.

Как видим, наличие выборных местных и центральных органов власти не позволяет в полной мере отнести российскую государственность к восточному деспотизму. Наличие представительных органов в какой-то мере роднит нас с европейской цивилизацией.

Кроме того, продолжала сохраняться Боярская Дума. С сер. XVI в. из Боярской Думы выделилась «Избранна рада» (1547–1560), которая фактически являлась Ближней думой.

Определенную опасность для целостности государства представляли частные собственники вотчин (бояре, удельные князья). Чтобы ослабить их роль в государстве, иногда лишить бояр вотчин Иваном IV проводится политика опричнины.

Политика опричнины проводилась с крайней жестокостью. выселения, конфискация собственности сопровождалась кровавым террором, обвинениями в заговоре против царя. Наиболее сильные погромы были произведены в Новгороде, Твери, Пскове.

В результате опричнины общество подчинилось неограниченной власти единоличного правителя – Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала управляемой. были ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества.


2. смутным временем в российской истории принято считать период с 1598 по 1613 гг. (смерть Федора Ивановича, прекращение династии Рюриковичей в 1598 г. и приход к власти новой династии – Романовых).

Для Смуты характерно:

    1. глубокий династический кризис (1598–1605) – правление Бориса Годунова, 1605–1606 – Василий Шуйский и одновременно Лжедмитрий II – 1607–1608 гг., 1610–1613 – семибоярщина);

    2. глубокий экономический кризис (неурожая начала XVII в., последствия опричнины и Ливонской войны);

    3. народные восстания начала XVIII в. (восстание Хлопка – 1603, гражданская война И. Болотникова 1606–1607 гг.);

    4. интервенция Польши и Швеции (с 1609 г.). для борьбы с интервентами было сформировано Первое ополчение (Рязанское), в 1611 г., которое потерпело поражение, а затем и второе ополчение (Нижегородское) в 1612 г. под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Именно это ополчение спасло Россию от национальной катастрофы.


3. смутное время было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни страны. Оно явилось испытанием Московского государства на жизнестойкость. Постепенно Россия начала выходить из социальной катастрофы, восстанавливать государственность, разрушенную в период «Смуты».

В условиях разрухи и тяжелого финансового положения власть особенно нуждалась в поддержке основных групп господствующего класса. Поэтому Земские соборы после избрания Михаила Романова на царство стали собираться достаточно часто. Поместное дворянство и посадские верхи на этих соборах были представлены шире, чем в XVI в. но, несмотря на возросшее значение поместного дворянства и посадских людей, Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, который разделял вместе с царем верховную власть.

В период правления Михаила Романова (1613–1645) власть фактически находилась в руках его отца – патриарха Филарета. И это способствовало усилению влияния церкви.

Первому Романову понадобилось почти 6 лет, чтобы в основном вывести страну из состояния смуты и навести в ней порядок. были заключены важные договоры: в 1617 г. со Швецией, а в 1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей. интервенция прекратилась

На восстановление и укрепление государственности Московского царства были направлены усилия приемника Михаила – Александра Михайловича (1645–1676). В этот период в 1649 г. на земском соборе было принято соборное уложение, представлявшее собой основы законодательства России. И если законодательство европейских стран (особенно в Англии) постепенно приобретает элементы либеральной системы права, которая защищала личность, частную собственность, то новый свод законов российского государства представлял собой кодекс феодального права, он вводил бессрочный сыск беглых крестьян, монополию феодала на землю и крестьян, обязывал феодалов служить. Исторические пути России Запада все больше расходились.

Сословно-представительная монархия, сложившаяся в XVI в., во II пол. XVII в. перерастала в монархию самодержавную: затухает деятельность земских соборов, возникает ближняя (тайная) Дума. Состав Боярской Думы меняется за счет служилых дворян). Губные и земские старосты на местах строго контролировались представителями царской власти – воеводами. Произошел раскол общества после церковной реформы: на приверженцев старой и сторонников новой веры. На староверов обрушились жестокие репрессии, и официальная церковь победила. Церковная реформа была приведена в жизнь. на церковном соборе был утвержден принцип разделения светской и духовной власти. Царь имел преимущество в решении гражданских, а церковь – в решении духовных. Налоги и повинности – «тягло» в этот период особенно усилились. Не случайно XVII в. в русской истории получил название «бунташного» века: Соляной бунт в 1648 г., Медный – в 1662, восстание под предводительством Степана Разина в 1667–1671 гг.

Крупнейшим историческим событием правления Александра Михайловича было воссоединение Украины с Россией в 1654 г.

Лекция № 3. «российская империя 18 в.»


План


  1. эпоха Просвещения и петровская модернизация I пол. 18 в.

  2. правление Екатерины II – время просвещенного абсолютизма.




  1. XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран выражалась в уничтожении «сверху» устаревших феодальных институтов. Главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры – земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия – буржуазии.

Укрепление позиций буржуазии было тесно связано с процессами модернизации, которые проходили в странах Европы. Модернизация была сложным и многогранным процессом. В сфере производства она означала индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере она была связана с урбанизацией – небывалом ростом городов и укреплением их положения. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация тесно связана с секуляризацией – высвобождение всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, быстрое развитие грамотности, образования, научного знания.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как основу для перестройки общества на разумных основаниях.

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Предпосылки петровских реформ:

  • Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа;

  • промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, но по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности Западно-европейских стран;

  • сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостных крестьян;

  • русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных;

  • отставала Россия и в политическом устройстве, духовной сфере.

Сразу после вступления на престол Петр I приступил к реформам, преследуя единственную цель: созданием мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. Важнейшими и непосредственными стимулами реформаторской деятельности Петра I была необходимость победы в Северной войне (1700–1721 гг.) и, как следствие, необходимость создания сильной армии и флота, эффективной системы управления, развитой экономики и т.д.

Военная реформа. Бурная деятельность по созданию нового типа армии – регулярной началась после неудачного поражения русских под Нарвой в 1700 г. армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов. Срок службы был ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Содержание солдат и офицеров государство взяло на себя. Таким образом, армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Реформа государственного аппарата. Для победы в войне со Швецией было необходимо реформировать не только армию, но и систему государственного управления. отдавая дань авторитарной традиции и являясь рационалистом по складу ума, Петр I в 1711 г. создал высший орган государственной власти – Сенат, заменивший Боярскую Думу. Сенаторы назначались царем. Во главе сената стоял генерал-прокурор. В 1718–1721 годах были ликвидированы приказы, а вместо них были учреждены коллегии. Порядок их работы определялся специальным регламентами, а общие принципы работы были закреплены Генеральным регламентом. территория страны была разделена на 8 губерний во главе с генерал-губернаторами.

Содержание огромной армии и огромного государственного аппарата требовало значительных средств. Одним из способов их получения стала налоговая реформа – введение подушного налога.

Существенное значение для духовной жизни населения имела реформа церковного управления.

В 1721 г. была создана государственная коллегия – Святейший Синод. Патриаршество было фактически ликвидировано. Это означало полное подчинение духовной власти светской. Это было существенное отличие от западных стран, где католическая церковь играла самостоятельную политическую роль.

Создание новых властных структур завершилось провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т.е. главой светской и духовной сфер жизни.

Систему власти, созданную им, принято называть абсолютизмом.

Реформа промышленного производства. инициатором развития отечественной промышленности выступало государство. 43% основанных к концу XVII – началу XVIII века промышленных предприятий были созданы на государственные средства. Государство проводило политику поощрения отечественного производителя (политика протекционизма). К концу царствования Петра I в России действовало 221 промышленное предприятие, из них 86 металлургических заводов (40 из них – крупные). На этой основе была создана промышленная база для крупнейшей в Европе регулярной армии. Современный флот связал Россию с другими армиями, обеспечил военно-политический паритет и торговые связи. Безусловно, политика протекционизма дала возможность более быстрого роста отечественной промышленности, но т.к. была основана на крепостнической основе, это мешало складыванию единого мирового рынка и консервировало техническую отсталость страны. Становлению цивилизованного российского рынка мешало всесильное государство.

Нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере. Была создана русская светская школа, началось массовое печатание книг, газет.

В результате петровской модернизации Россия сделала шаг вперед на пути интеграции в европейскую систему. Но усилились элементы восточного типа цивилизации. Произошло полное огосударствление всех сфер жизни общества. Государство и их чиновники подмяли под себя все сословия и социальные группы. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи были формально свободными. Огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.

Дело Петра I продолжили его приемники, среди которых следует особенно выделить царствование Екатерины II.


  1. Екатерина II (1762–1796) сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица. Н.м. Карамзин писал о ней: «Екатерина II была истинной преемницей величия петрова и второю преобразовательницей новой России».

ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма в нашей стране. Хронологические рамки этого явления: 1762–1815 гг.

Екатерина II, будучи европейски образованной, понимала необходимость перемен и стремилась провести в России либеральные реформы.

Политическая нестабильность при ее предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти.

Она осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. В 1767 г. она создала Уложенную Комиссию, целью которой стала подготовка новых, более совершенных законов. она составила для комиссии специальный «Наказ», в котором широко использовала труды французских просветителей. Екатерина II считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права прежде всего «самому правящему классу». Но крестьянский вопрос в «Наказе» был разработан очень слабо.

Но работа Уложенной комиссии показала, что российское дворянство чрезвычайно консервативно и борьба с ним может закончиться потерей личной власти. Поэтому в 1768 Екатерина II приостановила деятельность комиссии, а в 1769 г. распустила ее специальным указом.

Составной частью политики просвещенного абсолютизма в Европе была секуляризация церковных владений. Екатерина продолжила эту политику в России. Монастыри, епархии стали теперь полностью зависимыми от государства, которое брало их на свое содержание. Церковь теперь была полностью интегрирована в государственную систему.

60–70-е гг. – крестьянские волнения. Самое крупное – восстание е. Пугачева (1773–1775). Подавление восстания приводит Екатерину к мысли, что систему управления на местах необходимо совершенствовать и в 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний», которое значительно улучшило систему губернского управления. Произошло организационное оформление судебной власти, выделение ее из административной.

Кроме того, по указам 1775 г. все сословия, кроме крепостных получили право участия в делах местного самоуправления.

В 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству». Жалованная грамота городам передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее.

Горожане делились на 5 разрядов. Их права и привилегии, неодинаковые по объему и значению, зависели от сословного разряда и имущественного положения.

Согласно жалованной грамоте дворянству дворяне получили ряд личных и корпоративных прав. Главное из них – право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий, без суда они не могли быть лишены дворянского звания и т.д.

Внешняя политика Екатерины II характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета (выход в черное море, присоединение Причерноморья, Западной Украины и Белоруссии).


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Региональная экономика: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения. – Вологда: виб, 2009....
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Данные методические указания для студентов заочной формы обучения включают в себя
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык (английский язык)» для самостоятельной работы студентов 1 курса
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов 1 курса очно-заочной, заочной и вечерней форм обучения...
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л) формы обучения (специальность: 030501. 65 юриспруденция)
Административное право: Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для слушателей 3 курса заочной (6л)...
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconКафедра «туризм и сервис» методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам для студентов 5 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические указания для студентов специальности 040101 «Социология»
Настоящие методические указания разработаны для студентов 3 курса очной формы обучения и 4 курса заочной формы обучения, специализирующихся...
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов II курса заочной формы обучения)
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации для студентов заочной формы обучения Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2011 у дк 32. 001 Ббк 66. 0 Рекомендовано редакционно-издательским советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»
Политология: контрольные работы : методические рекомендации для студентов заочной формы обучения / Авторы-сост. Е. В. Скакун, М....
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические рекомендации Существенной частью заочной формы обучения
Существенной частью заочной формы обучения является самостоятельное освоение курса
Методические рекомендации по изучению курса «Отечественная история» (для студентов заочной формы обучения) iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения дисциплины маркетинг
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница