Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши»




НазваниеУрок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши»
Дата03.02.2016
Размер15,2 Kb.
ТипУрок
МОУ СОШ №18


Открытый урок

русского языка

во 2 «А» классе

по теме


« Правописание ЖИ_ШИ»


Учитель Ладыгина Н.П.


2007 -2008


Г. БЕЛГОРОД


Цели урока:


1.Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.


Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся.


Воспитание чувства дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.


Оборудование: дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблица «Правописание жи-ши», схемы – опоры, пословицы, занимательный материал, календарь.


  1. Мобилизующий этап

Цель: настрой на работу

Приветствие гостей: поздоровайтесь с гостями, займите свои места.

У. Ребята, откроем тетради и запишем число и классная работа.

Какое сегодня число и день недели?

Откуда мы берем эту информацию?/ из календаря/

Обратите внимание на вашу посадку, правильно положите тетради.

/стук в дверь, входит почтальон Печкин/

Вам письмо от Знатоков, пожалуйста, распишитесь.

У. Спасибо, почтальон Печкин/

/учитель вскрывает конверт, достает письмо/

Интересно, какое на этот раз задание прислали Знатоки?

/разворачивает письмо, см. приложение 1/

У. Интересное задание (учитель вывешивает плакат на доске) Что нам предстоит сделать? Как вы думаете?

Д. Расшифровать письмо.

У. Что здесь зашифровано?

Д. Я думаю, что здесь зашифрованы буквы.

У.Верно, так, какие буквы здесь зашифрованы? – первый вопрос Знатоков.

Д. Здесь зашифрованы буквы: П., Т, К, Ш, Ж, Х, Г,

У. /выставляет буквы/


П




Т


К


Х


Г


Ш


Ж

У. Что вы можете рассказать об этих буквах? спрашивают Знатоки?

Что их объединяет? – второй вопрос.

Д. Эти буквы, которые обозначают согласные звуки.

У., Какая буква здесь лишняя? И почему? – третий вопрос Знатоков.

Д. Х – обозначает непарный согласный звук, а все остальные - парные.

У. Назовите парные твёрдые согласные звуки к звукам, которые обозначают эти буквы.- 4 вопрос Знатоков.

/дети называют Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш/

У. Каких пар не хватает? (З-С, В-Ф)

У. Ребята, а как вы думаете, на какие группы эти буквы можно разделить? /на шипящие - не шипящие, на всегда твердые и на те, которые могут быть твердыми и мягкими/

У. Отчего это зависит?

Д. От буквы, обозначающей гласный, которая стоит после согласной.

У. /убирает 1 группу и спрашивает/ А как вы думаете, почему я оставила именно эту группу букв?

Д. Потому что эта тема нашего урока.

У. Откуда вы узнали?

Д. Из учебника.

У. А как правильно звучит эта тема?

Д.Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

У.Давайте повторим, что мы уже знаем из собственного опыта о правописании сочетания жи-ши.

Д. жи-ши пиши с буквой И.

В сочетании жи - ши

Только и всегда пиши.

Знаем твердо в жи и ши

Пишем только букву И.

Проблема (коллизия)

У. Интересно, но мы же еще с первого класса знаем, что эти звуки всегда твердые, и их ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И? Кто же это придумал? Кто создал нам такую проблему? Я попросила ребят найти ответ на этот сложный вопрос. Кто поможет нам разрешить эту проблему?

Д. Я подготовил информацию о данных звуках. Эти буквы имеют долгую и трудную биографию. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда – то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир, лечю. /выставить слова/ В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые – лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.

У.А что такое орфограмма? Прочитайте по учебнику.

Д. Это буквы или сочетания букв, которые нужно запомнить.

У. И что же мы должны запомнить?

Д.Что дружить эти буквы должны с буквой И

/плакат о дружбе жи и ши/

2.Чистописание.

У. Составьте и запишите слоги данных букв с гласными:

А И У Е Ы

1 вариант – с буквой Ж - жа жи жу же -

2 вариант – с буквой Ш - ша ши шу ше -

Это будет первая строчка нашего чистописания. Обратите внимание на соединения букв.

У. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Сколько получилось у вас слогов? / 8 / А если 10 – то почему? Кто попался?

/У. Ребята, некоторые из вас получили задание найти пословицы, поговорки, объяснить значение данных фразеологических оборотов со словами, имеющими сочетания жи-ши. Пожалуйста, прочитайте фр. обороты.

Решить живота – лишить жизни.

Шиворот – навыворот – в обратном порядке, в противоположном направлении. Фразеологический словарь русского языка. Тихонов А.Н.

Совсем наоборот, наизнанку – Дидактические материалы по грамматике и лексике. «Язык мой – друг мой» Л.Т. Григорян

А, теперь, я обращаюсь к остальным ребятам: «Какие пословицы или поговорки вы нашли?».

Не тот силен, кто дюжит, а тот силен, кто дружит. Дюжий – здоровый, сильный. – Толковый словарь В.И.Даля.

Жить в дружбе можно, когда она не ложна

Ветер рушит горы, а слово - дружбу.

У. Мне понравилась последняя пословица! Запишем её в третью строку чистописания, объясним смысл. (Как часто мы произносим обидные слова, которые разрушают дружбу.)

3.Словарно - орфографическая работа

Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку;

развитие интеллектуальных умений учащихся.

Замените одним словом:

Что для человека дороже всего? /Жизнь/

Животное с длинной шеей? /Жираф/

Дикая роза с ярко-красными ягодами? /Шиповник/?

Рубашка без рукавов. - /Жилет/

У.Запишите на доске и в тетрадях, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

У.А какое слово здесь может быть лишним? Почему?

Д. Жизнь – потому, что она ж.рода, а остальные – м.рода.

Шиповник – потому, что в нем сочетание ШИ, а в других ЖИ.

Шиповник – потому, что в нем 8 букв, а в остальных – 5.

Жираф – одушевленный предмет, а др. – нет.

У. Так что же мы должны запомнить в этих словах?

Д. Сочетания жи - ши пиши с И.

У., Теперь, работая с нашим учебником, мы закрепим данное правило.

4. Работа с учебником.

Отработка алгоритма орфограммы жи-ши.

Упр. 161, стр.85

У. Прочитайте данные слова.

Что их объединяет?

На какие группы вы бы их разделили?

Д. На слова с сочетаниями жи и слова с сочетаниями ши.

У.Есть ли другие мнения?

Д, Да, Их можно разделить на 3 группы.

/Формирование умений выбирать основание для классификации:/

У. Что послужило основанием для разделения слов на 3 группы?

Д. Наши знания о частях речи./ существительные, прилагательные и глаголы./

1 ряд – выпишите имена существительные, / ширма, кувшин, шипы/

2 ряд – имена прилагательные, /жидкий, шипучий, душистый, живой/

3 ряд – глаголы /сушит, держит/

Подчеркните изучаемую орфограмму

5. Физкультминутка


1. Игра У. Я называю слова, если есть сочетание жи ши, вы хлопаете в ладоши, если нет - не хлопаете.

Вершина, пружина, пушинка, хлопок.

Шишка, бычок, машинка, носорог.

(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)

6.Закрепление пройденного

2. Индивидуальные задания. Два ученика у доски выполняют звуко-буквенный анализ слов: житель, гараж, с последующей проверкой. (Измените слово «гараж» так, чтобы в нем появилась орфограмма, над которой мы работаем)

Класс

У. Соедините слоги таким образом, чтобы они образовали 6 слов с сочетанием ши, запишите их.

Кры мы гру ши ло пы ны

/крыши, мыши, груши, шило, шипы, шины/

У, А что их объединяет?

Д. Сочетания ши и 2 слога

У.Какое слово лишнее и почему?

Д. Шило, ед.ч.

Мыши – одуш.


3. Творческая работа с грамматическим анализом – /разбор по членам предложения/ Разноуровневое задание.

Составьте предложения из слов каждой строки

Освещало вершины солнце елей

(Солнце освещало вершины елей)

Кружились ельником над клесты

(Над ельником кружились клесты.)

Пищу клесты искали

( Клесты искали пищу.)

У.Запишите понравившееся вам предложение и подчеркните основу Выберите предложение по силам /проверка /


4.Работа в группах

На каждой парте лежит конверт. Дети объединяются в группы по 6 человек, достают из конвертов по 1 слову и составляют пословицы:

1. Человек человеком держится, как дерево корнем.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Проверка: прочитать пословицу, назвать слово с изучаемой орфограммой, объяснить смысл.

У. О чем эти пословицы?

Д. О дружбе.

У. Как выдумаете, почему в фольклоре так много пословиц о дружбе?

Д. Очень важно иметь в жизни много друзей, уметь самому быть хорошим, верным, надёжным другом.

У. Как вы думаете, что является символом дружбы?

Д. Сердечко, солнышко, рукопожатия, улыбка.

У. Возьмите из коробки эти предметы и напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга (верный, добрый, сердечный, честный и т.д.)

и прикрепите их на плакат. На нашем классном часе мы обязательно прочитаем ваши пожелания и составим портрет настоящего друга.

7. Итог урока.

Над чем мы сегодня работали?

8. Рефлексия

У. Возьмите листочки, лежащие у вас на партах и продолжите фразу:

1. Я знаю, что …

2. Я понял, что …

3. Мне понравилось…

4. Было трудно …


приложение 1





У. Найди ассоциируемые между собой слова

Вершина лужи тишина

Душистый ландыши весна ?

Весна – лужи душистый - ландыши весна – тишина весна - ландыши

А) составьте из слогов слова и запишите их./овал, см. приложение/

Жи на у пру ши /пружина, ужи, шина, уши,/

В) найди спрятавшиеся слова:/ мыслительные операции анализа и синтеза/

Машина душистый вершина жираф пружина

Упражнения для развития логического мышления

1. Выделение признаков предмета:

  • Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза.

  • Сколько букв в словах? Кот, сон, снег

  • «Анаграмма» Составьте слова, переставив буквы.

























  • АЛИГ

  • ЕОСЛ

  • ОТЛЕ


«Угадай слово» по аналогии

Напишите слово в скобках, используя сочетание букв из слов 1 и 2 столби ков:

Плод (лото ) стол

Клад ( ) спад

Трек ( ) скат

Опал ( ) рука

Рука ( ) соло

Скит ( ) сноп (лапа, река, паук, укол, кино) )

Логогрифы – прибавление или отнимание одной из букв в слове.

В Новый год жилище украшаю,

А с М – я плавать кораблям мешаю (ель,мель)

Шарады :

Фасоль, волосы, пальто, столярнайдите слова, входящие в данные слова

Подберите к слову в первом столбике окончание из второго:

Вес опыт

След град

Вино точка

Чело оса

Пол век

Метаграммы – последовательное изменение одной или нескольких букв в слове.

С Д - я строю,

С Т- скучаю,

С С – ребенка укачаю ( доска, тоска, соска)

Мыслительные операции анализа и синтеза

Выделите отдельные слова из слова

Едашаркомнатакласскукла

Выделите отдельные слова из предложения:

Былазимадетинапрудулепиликуклуизснега

«Зашифрованное слово»

Возьмите из каждого слова только первые слоги и составьте слово

Каток валет лето риза ярус

Возьмите из каждого слова только вторые слоги и составьте слово

Холод рука

Рама уши рана

Зима рога корзинка

6.Рефлексия

Похожие:

Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок русского языка в 6 классе на тему
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconПлан-конспект урока русского языка 8 классе
Тип урока: урок-семинар, урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок подготовки к егэ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества" Садриева Наиля Тимуровна, учитель русского языка и литературы
Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок русского языка
Это даёт возможность реализовать ценностный учебный, развивающий и воспитательный аспекты русского языка как учебного предмета
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconКонспект урока литературы в 9 классе по теме: Автор : Денисова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, 2010 г ппояснительная записка данный урок является одним из системы уроков
Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок английского языка в 9 классе по теме: “ Inscriptions in our life”
Цель урока – установить зависимость смысловой нагрузки надписей на одежде от уровня владения английским языком
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа...
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок английского языка в 5 классе по теме «интерьер моей комнаты»
Используемые технологии: дифференцированное обучение с использованием элементов проектной технологии
Урок русского языка во 2 «А» классе по теме «Правописание жи ши» iconУрок русского языка в 9 классе 27. 11. 2010г
Образовательная: закрепить знания о сложноподчиненных предложениях, формировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница