Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни




НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата03.02.2016
Размер17,4 Kb.
ТипПрограмма
Программа

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Программа ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1426 представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление  физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Программа на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

1.Цель и задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  учащихся  на ступени начального общего образования

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

-физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;

-психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально:волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;

-   социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность гимназии здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся

Цель программы: создание условий для  формирования психически здорового, социально-адаптированного человека,  обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой средствами рациональной организации учебной и внеучебной деятельности, просветительской работы, использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи программы:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

• дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

-вести    мониторинг двигательной активности, физического развития и здоровья учащихся (в рамках программы «Школа здоровья» №1426) 

2. Основные принципы программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

-Принцип субъектности;

- Принцип диалогичности;

-Принцип  природосообразности;

-Принцип гуманизма;

-Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала

-Принцип патриотической направленности;

-Принцип систематичности и последовательности;

-Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной и внеучебной  работы;

-Принцип культуросообразности;

3. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

Системная работа  по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков (по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями)).

 

Здоровьесберегающая инфраструктура ОУ

(создание условий для эффективной организации образовательного процесса)

соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания (контроль ассортимента и качества продуктов питания в столовой, деятельность учителя по 100% охвату школьников горячим питанием, витаминизация блюд, контроль за безопасным приготовлением блюд, учёт детей с различными заболеваниями: ЖКТ, аллергии, ожирение);

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие  медицинского кабинета;

• наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с учащимися

( учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);


Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

( обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование культуры здоровья полноценная  и эффективная  работа с учащимися  всех групп здоровья (на уроках физкультуры);

• рациональная и соответствующая  организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

• организация занятий по лечебной физкультуре;

• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней Здоровья, Фестиваль спортивных игр ( проведение соревнований между родителями, учителями, учениками и выпускниками по волейболу, футболу, баскетболу, интеллектуальный турнир).

Реализация дополнительных образовательных программ (формирование ценности здоровья и ЗОЖ у детей)

создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Здоровье»;

- внедрение в систему работы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни ;

-  проведение дней здоровья, конкурсов, праздников;

Просветительская работа с родителями

(объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся)

организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов; 

организация родительских собраний по формированию здорового образа жизни .


4.  Особенности организации  содержания  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся на ступени начального общего образования

Система физкультурно-оздоровительной работы в гимназии направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Физическая активность учащихся   организована при взаимодополняющем сочетании всех видов деятельности:

1)уроков физической культуры, на которые ложится основная ответственность за восполнение двигательной активности обучающихся (гимназия работает по стандартной государственной программе по физической культуре, проводится 2 урока физкультуры в неделю). Гимназия обеспечена  кадрами: работают два учителя физической культуры и педагог по спортивным бальным танцам.

2) внеурочной  деятельности (спортивные секции, спортивные праздники, соревнования по разным видам спорта, «Дни здоровья», спортивные викторины, теоретические занятия, беседы).

3) внешкольной деятельности ( спортивные секции и клубы)

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни


Урочная деятельность







Внеурочная деятельность

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках "English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).


Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных мероприятий :

– спортивные праздники «Дни Здоровья», подвижные игры на переменах;

–  занятия в спортивных секциях;

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

– классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»;

Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»);

-встречи со спортсменами;

-Турнир по волейболу «Встреча поколений»  между родителями, педагогами и выпускниками

(турнир по пионерболу;

турнир по футболу ;

турнир по баскетболу;

турнир по волейболу);

- мастер- классы;

 

 

 

 

 

 


Организация физкультурно-оздоровительной работы


организация физкультминуток на уроках;

Беседы;

Физкультура, Акробатика, Подвижные игры народов России – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения  для укрепления здоровья;

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья  в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы  сбережения здоровья.

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

– регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и учебных курсах.

– образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

 


участие в проектах;

-Организация занятий по лечебной физкультуре; динамических перемен;

-Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов);

- Беседы;

- Декада здоровья и спорта ( выпуск стенгазет и мультимедийных  презентаций: «Спортивная гордость нашего класса»; «Верёвочный курс»; олимпиада по физической культуре; конкурс рисунков, сочинений  «Движение – это жизнь!»,

- проектов «Моя спортивная инициатива», методических пособий  «Электронные физкультминутки»; лекции и классные часы;

- клуб выходного дня (турниры по спортивным играм, интеллектуальные турниры, состязания родителей и детей, тренинги, беседы тематические, мастер-классы );

-          реализация общешкольного проекта «Быть здоровым – это круто!»

- факультативные курсы «Познай себя» (разговор о правильном питании, «Твоё здоровье»);

- электронная агитация по ЗОЖ (презентации, агитационные ролики, спортивные вести из классов);


Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Основные задачи и планируемые результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Мегион 2011
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Путешествие в страну здоровья (далее – Программа)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Утверждено»
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Выбери жизнь!»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconВ. А. Фалеев Протокол № от сентября 2011 года
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconАдминистрации кстовского муниципального района муниципальное бюджетное
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconОсновной образовательной программы начального общего образования целевой раздел
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon«Степновская средняя образовательная школа» Ленинского района Волгоградской области утверждён
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №1 г. Десногорска
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница