«Напрасно погубленные судьбы?»




Скачать 25,33 Kb.
Название«Напрасно погубленные судьбы?»
Дата03.02.2016
Размер25,33 Kb.
ТипУрок
Урок истории в 10 классе


Тема:

«Напрасно погубленные судьбы?»

(Восстание декабристов).




Разработал:

учитель истории

1 кв. категории

СОШ №1

г. Буинска РТ

Н.И. Казакова


«Все они таланты

Все они красавцы

Все они поэты…»


В ходе урока используются современные методы и компьютерные технологии, сюжеты художественного видеофильма, технология критического мышления, которые дает возможность одновременно усваивать информацию и развивать рефлексивные и коммуникативные способности. А здоровьесберегающий характер этих технологий обеспечивает возможность избегать переутомления за счет постоянной смены методических приемов. Эти технологии формирует уважение к чужим позициям , терпимость к иному мнению. Появляется возможность соединить в учебном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения. Учебная деятельность на уроке строится на реализации принципа партнерских отношений между педагогом и учеником. На данном уроке используются и метод синквэйн и работа в группах. Творческий характер , оригинальность этого урока , я считаю ,состоит в том ,что материал по этой теме из разнообразных источников был собран в единую систему и обобщен. Учащиеся сами участвовали в этом процессе. Они многое узнали о судьбах наших земляков– декабристах ( И.В.Ивашеве, Д.И.Завалишине), посетили городской краеведческий музей, подготовили презентации о них ,просмотрели художественный видеофильм.

Домашнее задание носит творческий характер, где учащиеся должны выполнить проект, который они будут защищать на следующем уроке в форме презентации.

Тема «Восстание декабристов» изучается в 10 классе, глава IX «Общественно-политическое развитие России и правление Александра I.”Параграф №63“Общественное движение в I четверти XIX века. Восстание декабристов.”Учебное пособие “История России XVIII-XIXвек” под ред. Н.И.Павленко;Дрофа,М.-2001,стр.180-190. Данная тема изучается на двух уроках: кружки, общества, их программы и ход восстания. После изучения нового материала проводится урок-обобщение, закрепления знаний.





Цели урока:

  1. Обучающие:


- обобщить знания учащихся о восстании декабристов;

- выяснить причины, состав, программы обществ декабристов, подвести итоги, определить значение восстания декабристов;


  1. Развивающие:


- развивать аналитическое мышление, устную речь;

- продолжать формировать умения работы с историческими документами (воспоминания актера И.П. Борецкого о М.А. Бестужеве)

- формировать умение излагать свои мысли, их аргументировать

(проблемное задание «Напрасно погубленные судьбы?»)


  1. Воспитательные:


- воспитывать у учащихся интерес к истории жизни народов нашей страны;

- воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения их решительностью, мужеством;

- формировать, на примере декабристов, такие нравственные качества как честность, справедливость, ответственность.


Основные понятия урока:




- тайное общество;

- «Конституция»;

- «Русская правда»;

- самодержавие;

- революция;

- революционеры.


Важнейшие даты урока :


1816 – возникновение «Союза Спасения»;

1818- возникновение «союза благоденствия»;

1821-1822 г.г. – возникновение «Северного» и «Южного « обществ

14 декабря 1825г. – выступление на Сенатской площади;

1826г. – расправа над декабристами;

1856-1857 г. – амнистия декабристов.


Выдающиеся личности по теме «Восстание декабристов»:


А. Муравьев, С. Трубецкой, Н. Муравьев, М и И.С. Муравьевы – Апостолы, И. Якушкин, П. Пестель, Е. Оболенский, И. Пущин, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, Д. Завалишин, В. Ивашев.


Оборудование урока: картина К.Кольмана «Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825года.»,

стихи Н. Некрасова , художественный видеофильм «Звезда пленительного счастья».

Межпредметные связи: история Татарстана и татарского народа, обществознание, литература, музыка, ИЗО.


Форма урока – комбинированный : практическая работа по материалам ЕГЭ , с элементами проблемного задания , с использованием видеофильма и компьютера.

Тип урока – обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Восстание декабристов».


План урока.


  1. Вступительное слово учителя.




  1. Актуализация знаний: синквэйн «Декабристы».




  1. Обобщение темы на основе материалов ЕГЭ:

а) причины восстания;

б) общества, программы декабристов ;

в) ход восстания ;

г) итоги, значение восстания.


4.Заключение.


5.Домашнее задание : подготовить сообщения, презентацию о декабристах и их женах.


Ход урока.


Вступительное слово учителя.

Учитель. Память – понятие отвлеченное, ее нельзя взять в руки. И все-таки она есть, она - наше наследство, наше историческое прошлое.

Актуальность этой темы сегодня заключается в том, что программы декабристов оказались пригодными надолго. Только 30 лет спустя – в эпоху «великих реформ» - началось ее первое серьезное осуществление. Они прекрасно понимали, что борьба с частичными недостатками русской жизни будет бесплодна до тех пор, пока будут существовать порождающие эти недостатки корни. А корнем является отсутствие чувства законности, права.

Идеи декабристов ведут к нашему времени. Идеи равенства свободы, республиканизма, федерализма жизненны и в наши дни. Хотя правительство Николая I и позаботилось о том, чтобы прервать связь с будущим поколением цензурой, уничтожением их, вопреки всему память о них сохранилась как святыня.

Только в наши дни основные идеи декабристов получили начало своего полного осуществления. Эти идеи не были ни чисто подражательными, ни мертворожденными, ни утопическими. Их отвергла традиционная власть, но их снова и снова ставила русская жизнь. Только теперь мы можем вполне почувствовать и ту живую связь, которая соединяет декабристов с нами через головы ряда поколений.

Мы должны твердо помнить, что кроме всех идей , декабристы завещали нам еще и одно «чувство», которое двигает горы: чувство любви к родине и энтузиазм самопожертвования за ее интересы . И самое ценное, что мы можем сказать это то, что зажженный ими огонь горел неугасимо в ряде поколений, не погас и в наше дни в русских сердцах. Тема нашего урока звучит сегодня так «Напрасно погубленные судьбы?»


Демонстрируется сюжет фильма о расправе Николая I с декабристами (1 мин.)


II .Погружение в тему проходит в форме игры –синквэйн . Синквэйн строится так:

Первая строчка - одно слово , название темы , имя существительное.

Вторая строчка – описание темы двумя прилагательными.

Третья строчка – описание темы – тремя глаголами или деепричастиями.

Четвертая строчка – крылатая фраза, поговорка, показывающая чувство, отношение к первому слову.

Пятая строчка – синоним к первой строчке.


Например:

ДЕКАБРИСТЫ


1.Декабристы.

2.Смелые ,отважные(решительные, устремленные, убежденные, деятельные).

3.Восстали, организовали (поднялись, собрались, готовились, действовали).

4.«Товарищ, верь, взойдет она!

Звезда пленительного счастья!»;

( «Дети 1812 г.»; «Друзья 14-го декабря»).

Сибирь, каторга ( жены декабристов, Николай - Палкин ,тайные общества).

5.Сенатская площадь, Санкт-Петербург.


III. а)Причины восстания декабристов.


Учащиеся делятся на 3 – 4 группы и получают задание С-5 к этому вопросу. Учащиеся учатся слушать друг друга, анализировать исторические источники, сравнивать , различные точки зрения , выбирать и аргументировать тот взгляд , который они сами разделяют .


Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в1 четверти XIX в., формирования политических идей декабристов.

1.«Превращение < в первой четверти XIX в. > общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое……. побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества (историк А.А. Корнилов)».


2.События 14 декабря 1825 г. были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест 13 июля 1826 г.).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


После ответов учащихся на экране показываем примерные ответы.


Ответ № 1: причины возникновения тайных обществ декабристов

- введение военных поселений,

- ужесточение дисциплины в армии,

- ужесточение цензуры,

- подавление выступления Семеновского. Полка,

- запрещение тайных обществ,

- проверка деятельности университетов.


Ответ №2: на формирование идей декабристов оказали влияние

- участие в заграничных походах (1813-1814г.г.)

- революционные события в странах Европы (Испания, Пруссия, Латинская Америка),

- идеи Просвещения,

- Французская революция конца XVIII века.


б)Общества и их программы.

Класс работает в группах:

Этот вопрос изучается как задание С7, выявляя общее и различия «Союза благоденствия» и «Союза спасения», затем «Северного общества» и «Южного общества».

Сравните основные идеи будущих декабристов «Союз спасения» и «Союз благоденствия».Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Общее:

-установление конституционного строя

-отмена крепостного права

Различия:

«Союз спасения» «Союз благоденствия»

-отмена военных поселений - борьба с произволом в армии

-пропаганда идей освобождения -просветительская работа

-экономическая программа развития страны

- расширение торговли

Сравните «Русскую правду» Пестеля и «Конституцию» Муравьева.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).


На экране появляются примерные ответы


Общее

  • установление равенства , свободы

  • отмена крепостного права


Различия

«Русская правда» «Конституция»


уничтожение помещичьего землевладения

  • Опора на крестьянство * опора на грамотных дворян

  • Конституционная монархия * республика



в) Ход восстания.


а) демонстрируется отрывок из художественного видеофильма «Звезда пленительного счастья » о ходе восстания декабристов(3-5мин.).

б) задания С1-С5 связаны с анализом отрывка из воспоминания актера И.П. Борецкого, а также задания В1-В11.


С1-С5 Работа с историческим документом.

Прочтите документ и ответьте на вопросы, используя информацию, содержащуюся в тексте, и ваше знание истории.

Отрывки из воспоминаний актера И.П. Борецкого, предназначенных для М.А. Бестужева.

«Поутру увидел на улице кучки народа…… Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь….. Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок – это было ваше каре…. Я видел царя, окруженного своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал , как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: «Не пойдем, умрем вместе с ними!» Видел, как понеслась на вас кавалерия…и с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, Ия, грешный человек, метнул одно полено в бок кавалеристу… видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивавшая каре, легла бы лоском,- как ты скомандовал: «Оставь!» Видел, как смертельно раненый Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре…»


С1. О каком событии рассказано в отрывке? Когда, где оно произошло?

С2. Какие противостоящие друг другу группы участников события называет автор?

С3. как автор характеризует настроение и отношение собравшегося на площади народа к выступлению?

С4. Как на основании описания можно охарактеризовать тактику участников выступления?

С5. Чем завершилось выступление, о котором идет речь?


Ответы.

С1. Это событие 14 декабря 1825, восстание декабристов. Сенатская площадь, Петербург.

С2. Это царские войска Николая 1 и восставшие офицеры, солдаты.

С3. Народ спешит на работу, волнуется за восставших, но не принимает участия, находиться в стороне от участников .

С4. колебались, неуверенность в действиях , неорганизованность , многие не пришли на площадь.

С5. Поражение декабристов. Царь чинил расстрелы, аресты ,ссылки ,суды.

Из 3 тысяч принимавших участие : 572 офицера и 2,5 тысячи – солдат.

Судили – 126 человек : 121 человек отправлен на каторгу , в ссылку - 8 князей , 3 графа , 3 барона, 3 генерала , 23 полковника , 1 обер- прокурор, сенатор), 5 повешены на виселице -Пестель, Каховский, Муравьев-Апостол, Рылеев , Бестужев-Рюмин.


4. Итоги, значение восстания.


а) Демонстрируются кадры о расправе Николая I с декабристами (1-2 мин).

б) Учащиеся высказывают свое мнение по теме урока (проблема «Напрасно погубленные судьбы?»)

в)Демонстрируются кадры о женах декабристов.

г) завершаем тестом Часть А из 10 вопросов и заданиями Часть В.

(Раздаются лист №1 с заданиями)

А 1.Идея освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения крестьян землей в размере 2-х десятин на двор содержалось в

1) «Русской Правде» П. Пестеля

2)Уставной грамоте Н.Новосильцева

3) «Конституции» Н. Муравьева

4) «Манифесте»1861г.


А 2. Выступления декабристов – участников Северного союза начались в

1)1818г.

2) 1825г

3) 1881г

4)1822г


А 3.Какое событие произошло 14 декабря 1825 года?

1)Убийство Александра II

2)Первая забастовка рабочих

3) Выступление декабристов

4)Образование Северного общества


А 4. Одним из перечисленных деятелей был участником Южного общества?

1)С.Волконский

2) Н.Новиков

3)Н.Карамзин

4)А.Радищев


А 5.Одним их руководителей Северного общества декабристов , поэтом , издателем альманаха «Полярная звезда» был

1.) К.Рылеев

2)Н.Новиков

3)А.Радищев

4)П.Чаадаев

.

А 6. Какой строй должен был установиться в России по проекту П.И.Пестеля?

1)конституционная монархия

2)демократическая республика

3)самодержавная монархия


А 7. Какой русский царь даровал амнистию декабристам?

1)Александр I

2)АлександрII

3)АлександрIII


А 8.В каком городе было образовано Северное общество в?

1) г.Москва

2 ) г.Петербург

3) г.Псков


А 9. Назовите одного из пяти декабристов , казненных Николаем I в 1825 году?

1)П.И.Пестель

2)В.Ф.Раевский

3)А.И.Якубович


А10. Как предполагалось поступить с царской семьей, согласно планам П.И.Пестеля?

1) истребить всех членов царской семьи

2) оставить всех на свободе

3) прибегнуть к эмиграции семьи Романовых


(Раздаются лист №2 с заданиями)

Установить причины и следствия.

1.Идеи французских и русских просветителей конца 18 века , знакомство с Европой во время заграничного похода русской армии в 1813 – 1814 г.г. повлияли на идейное становление

1) декабристов

2) народников

3)петрашевцев

2.Что было одной из причин поражения выступления декабристов на Сенатской площади?

1)поддержка Николаем I лейб-гвардии Московского полка

2)неявка на Сенатскую площадь К.Ф.Рылеева

3)пассивная тактика декабристов


Группировка фактов, характерных признаков и явлений.

А) выступление на Сенатской площади

Б) хождение в народ

В) основание «Вольной русской типографии»

Г) основание Северного общества

Д) организация стачек

Е) выработка программ «Русской правды» и «Конституции»


Укажите верный ответ.

1) АГД 2) АГЕ 3) АБЕ 4) ГДЕ


Задания на определение последовательности событий.

Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) Южное общество

Б) «Союз благоденствия»

В) «Союз спасения»

Г) Северное общество


1

2

3

4

В

Б

Г

А


Установите соответствие между названиями сочинений и их авторами


Название сочинений Фамилии авторов

1) «Конституция» 1) П.И.Пестель

2)»Что делать?» 2)Н.Г.Чернышевский

3) «Философские письма» 3)П.Я.Чаадаев

4) Русская правда» 4)Н.М.Муравьев



1

2

3

4

4

2

3

1

Задания с выбором ответа.

Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите год выступления о котором идет речь.

«Едва колонна вышла из околицы …как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат…

Вид убитых и раненых, отсутствие С. Муравьева-Апостола нанесли решительный удар мужеству восставших Черниговцев: они бросив ружья, побежали в разные стороны.»

1) 1801г.

2) 1825г.

3) 1848г.

4) 1881г.


1. Прочтите отрывок из статьи и напишите, как назывались участники движения, о которых идет речь.

«Донесение «Следственной комиссии» уверяет, что К.Рылеев смотрел на П.Пестеля как на честолюбца и боялся, чтобы он сделался Наполеоном …Пестель и Сергей Муравьев –Апостол были реалисты: немало было надежды на успех восстания…»

Ответ: Декабристы.


2. Прочтите отрывок из стихотворения Р.Рождественского и назовите век о котором идет речь.

«И я любил твои наивные пристрастья:

Охоты и балы, запретной встречи счастья

Горячку и озноб зеленого стола…

Мне грустно, что теперь не надо похищать

На тройке бешеной Читы, в картежный полк Кавказа

Нам больше не пришлет благословенья мать…»

Ответ:18 век.


Учитель: Вернувшись к теме нашего урока «Напрасно погубленные судьбы?», что вы можете сказать по этому поводу – напрасно погублены ли были судьбы декабристов?

Ученики: Я считаю, что нет. Ради будущего, ради своих детей, ради свободы, можно и нужно было бороться.

Ученики: Герцен называл их богатырями, кованными из чистой стали.

Ученик: Я поражен самоотверженностью декабристов: надо же родиться в золотых палатах на берегу Нивы, и вечно покоиться в суровых снегах Сибири?.

Ученик : «Если это не принесет никакой пользы сейчас, это останется залогом для будущего» - говорил Никита Муравьев и был прав.

Ученик : Герцен подчеркивал: «Удивительный крах людей… Что за бойцы, что за характеры, что за люди! » Именно люди. Их подвиг человечности, растянувшийся на десятилетия, едва ли не труднее залитой кровью Сенатской площадью, отчаянного марша Черниговцев, кандальных крепостных казематов, виселицы. Они выстояли везде; они обогатили отечественную науку, общественное движение, искусство, литературу, толкнули вперед просвещение, культуру, экономику Сибири, не переставая при этом страдать за близких, любить и быть любимыми, радоваться, мечтать.

Ученик : Вот почему не только «дум высокое стремленье», но и житейский, повседневный опыт и уроки долгой жизни той гвардии между ссыльными нам не дано забывать. Ибо, как мудро сказал Лев Толстой: «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

Ученики : Раз в 1856-57 г.г. последовала амнистия, значит они были оправданы, т.е. невиновны, значит Александр II признал их дело правильным, не столь вредным для государства. Восстание декабристов навсегда осталось в русской истории переломной вехой.

Впервые представители дворянства тайно объединились, чтобы свергнуть существующий строй. Николай I и правительство прибегли к жестоким мерам, желая пресечь новые попытки государственного переворота.

Заключение.


Учитель. Что было бы, если замысел декабристов удался?

Ученик. Захватив власть, заговорщики прибегли бы к насилию, произволу, диктаторскому режиму.

Учитель. Но это были «первые борцы за свободу», «славные герои». Про них слагали легенды, им ставили памятники, посвящали стихи, книги, фильмы, называли их именами улицы.

Современники их же единодушно осуждали.


И самое ценное, что мы можем сказать это то, что зажженный ими огонь горел неугасимо в ряде поколений, не погас и в наши дни в русских сердцах.


Таким образом, на одном уроке можно применить многообразный характер проверки исторических знаний: дат, фактов, понятий, характерных признаков событий и явлений, анализ исторических источников и т.д. Поэтому, мне кажется, эта тема учащимися изучена будет глубоко. Учащиеся за урок получают 1-2 оценки.


Домашнее задание. Подготовить сообщения о декабристах и их женах, подготовить презентации.


Список литературы для учителя:

  1. Восстание декабристов. Материалы, т.1 М.-Л., 1925, с. 305-306

  2. Ленин В.И. Памяти Герцена. Сочинения, т.20, с. 175-176

  3. Нечкина М.В. Движение декабристов, т.1 М., 1955, с. 103

  4. Эйдельман Н. Необыкновенная жизнь декабриста Раевского.



Список литературы для учащихся.

  1. Гусев В. Легенда о синем гусаре. М., Советский писатель., 1988, с. 317

  2. Друнина Ю. Память. – М., - Современник,-1988

  3. декабристы в Москве. – М., - Сов. Россия,- 1985.

  4. Мишин А. Декабристки.

  5. Некрасов Н.А. Русские женщины, - М.,- Дет. литература, - 1973.

  6. Пушкин А.С. Послание в Сибирь,- т.3, - М. Худ. литература.,- 1985, с.- 395.

  7. Степанов Н. Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины», - М., - Дет. литература., - 1973.

8. Толстой Л.Н. Декабристы., т. IX.- М., - Правда, - 1984, с. 357


Похожие:

«Напрасно погубленные судьбы?» iconЦель: расширить знания учащихся о биографии и творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой
В поэзии Серебряного века навсегда оставили след М. Цветаева и А. Ахматова. Два имени. Две судьбы. Страстность их лирики, стремительный...
«Напрасно погубленные судьбы?» iconКонкурс «Надежнее, чем обелиски суровая память сердец…»
«Человек интересной судьбы – ветеран Великой отечественной войны Тимченко Илья Васильевич»
«Напрасно погубленные судьбы?» iconСписок дополнительной литературы
Судьбы поэтов серебряного века : Библиогр очерки / Бавин, Сергей Павлович, Семибратова, Ирина Всеволодовна; Рос гос б-ка. М. Кн палата,...
«Напрасно погубленные судьбы?» icon«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа №22 (VII вида)» городского округа «город Якутск»
Актуальность темы обусловлена необходимостью познания наследия М. В. Ломоносова, потребностью изучения личности и судьбы ученого
«Напрасно погубленные судьбы?» iconСудьба Григория Мелехова по произведению М. Шолохова в романе «Тихий дон»
Показать неизбежность трагической судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества
«Напрасно погубленные судьбы?» iconПрограмма деятельности детского общественного объединения «Республика мальчишек и девчонок»
В детские годы происходит становление личности, определяются главные направления формирования человеческой судьбы. Детство – фундамент,...
«Напрасно погубленные судьбы?» iconЦска. Жизнь или смерть?
В книге описываются самые яркие матчи, судьбы наиболее известных игроков и тренеров. Игорь Акинфеев, Валерий Газзаев, Евгений Гинер,...
«Напрасно погубленные судьбы?» iconУрок Жизнь и творчество
Цели: познакомить с особенностями судьбы писателя и человека Булгакова, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с...
«Напрасно погубленные судьбы?» iconПравовое регулирование международных частных отношений
Россия. Жаркие споры ученых вокруг конкретных формулировок правовых понятий и судьбы отдельных правовых институтов международного...
«Напрасно погубленные судьбы?» icon-
Известно: кто не знает своего прошлого не имеет и будущего. Вопрос выживания русского народа, России в сегодняшних и завтрашних условиях...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница