Учебно-методический комплекс по курсу «социология»




Скачать 16,63 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу «социология»
страница1/7
Дата03.02.2016
Размер16,63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра гуманитарных и общеобразовательных дисциплин


Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин


от ___ _________ 2010 г. протокол №___

Зав. кафедрой гуманитарных и

общеобразовательных дисциплин


Л.А. Моисеева_______________


Учебно-методический комплекс по курсу

«СОЦИОЛОГИЯ»


Автор:

Клейменова Ю.Э., к.пс.н.


Москва

2010

Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин

НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Клейменова Ю.Э. Социология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 51 с.


© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2010 г.

© Клейменова Ю.Э. 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


I. Программа курса

1. Пояснительная записка 4

2. Содержание курса 6

Тема 1. Социология как наука.

Тема 2. Основные составляющие социальной жизни.

Тема 3. Социальные структуры.

Тема 4. Социальные взаимодействия и процессы.

Тема 5. Социальные изменения и социальное развитие

Тема 6. Социологическое исследование

3. Методические указания и план для проведения практических и семинарских занятий 9

Тема 1. Становление и развитие социологии в России и за рубежом.

Тема 2. Общество и культура.

Тема 3. Социология личности.

Тема 4. Социальные общности и группы.

Тема 5. Социальные институты и организации

Тема 6. Социально-историческое развитие обществ

4. Список рекомендуемой литературы 13

4.1 Основная литература

4.2 Дополнительная литература

5. Глоссарий 16

II. Распределение часов курса по темам и видам работ 24

III. Организация самостоятельной работы 25

IV. Темы рефератов 28

- Требования к написанию реферата 29

- Требования к оформлению реферата 29

V. Вопросы к зачету 30

VI. Методика и Тесты для проведения промежуточного и итогового контроля 31


  1. ПРОГРАММА КУРСА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Любая профессиональная деятельность протекает в социальном пространстве, во взаимодействии с людьми. Социология дает понимание того, как влияют на нашу жизнь общественные нормы, связи и отношения, по каким принципам строится и функционирует общество. Сложность социального познания предопределена изменчивой природой объекта изучения - общества, которое способно принимать в каждый конкретный момент времени новые очертания.

Социологи изучают самоорганизующуюся природу общества, законы общественного развития, самосохранения и саморазвития, человеческие отношения и т.п.

Таким образом, важнейшая цель курса социологии - научить студентов пониманию сущности социальных отношений, навыкам самостоятельного использования научной методологии при анализе различных социальных процессов - от столкновения политических интересов до семейных конфликтов, умению обращаться с социальными фактами и использовать их в своей повседневной жизни. Тем самым студент получает мощный инструмент познания и преобразования окружающей реальности, а значит и ключ собственного успеха. Для достижения цели сформулированы следующие задачи курса:

- изучить процесс возникновения и развития идей об устройстве общественной жизни и основные исторические этапы становления социологии как науки;

- освоить методологию познания социальных явлений и их закономерностей, особенности познания личности, факторов, влияющих на ее формирование, а также логику процессов возникновения и функционирования больших и малых социальных групп, социальных институтов, организаций, их структур и функций;

- овладеть основными современными социологическими теориями и концепциями, школами и направлениями, а также методикой конкретных социологических исследований.

Дисциплина «Социология» входит в состав общих гуманитарных и социально экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта специальности 020400 «Психология». Систематическое изучение дисциплины предполагает освоение следующих дидактических единиц:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

В соответствии с указанными дидактическими единицами строится Программа курса, включающая 6 лекционных и 6 семинарских занятий. Учебная программа раскрывает содержание курса, порядок изучения материала. В программе представлены наиболее существенные аспекты курса социологии, помогающие обучающимся понять суть социальных отношений, без чего невозможны эффективные взаимодействия в обществе. Будущие специалисты, заинтересованные в достижении своих профессиональных и личных целей, с особым интересом отнесутся к изучению таких тем, как «Социальные взаимодействия и процессы», «Основные составляющие социальной жизни», «Социальные общности и группы», «Социология личности» и др.

Планы семинарских занятий определяют круг важных проблем, теоретическое понимание которых важно для их практического решения. Семинарские занятия предназначены для самостоятельной проработки студентами ключевых проблем на основе активного привлечения как классической, так и современной социологической литературы.

Контрольные вопросы и задания позволяют определить степень соответствия знаний имеющимся требованиям. Использование контрольных вопросов и тестов облегчает усвоение теории, позволяет воспринимать социологию как конкретную, практическую, рациональную науку, дает возможность эффективнее использовать время на занятиях.

Список рекомендуемой литературы содержит как перечень учебников, так и ряд монографических изданий, которые могут быть использованы при подготовке к занятиям или написании исследовательских работ, рефератов.

Реферат - одна из самых распространенных форм студенческих работ. Но практика показывает, что большинство студентов имеет весьма отдаленное представление о том, каким должен быть реферат по своему содержанию и каковы правила его оформления. В данном учебно-методическом комплексе содержится как примерная тематика рефератов, так и требования к содержанию и форме.

Итоговой формой контроля знаний студентов, изучающих социологию, в соответствии с Учебным планом, является зачет (в осеннем семестре). В соответствующем разделе учебно-методического комплекса приводится базовый перечень вопросов, которые могут быть применены для проведения зачета в форме устного опроса. Также имеется набор тестовых заданий, позволяющих провести зачет в письменной форме либо на компьютере.

Нередко в процессе изучения социологии студенты сталкиваются с трудностями при истолковании некоторых социологических терминов, категорий. Для того, чтобы облегчить работу со специальной литературой, в учебно-методический комплекс по дисциплине включен глоссарий, содержащий краткий словарь социологических терминов.

Учебный курс социологии рассчитан на 27 часов, в том числе 24 часа аудиторных занятий: 12 часов - лекции и 12 часов - семинарские занятия.

Студент, качественно освоивший дисциплину, должен знать историю социологии, и основные социологические теории, владеть категориальным аппаратом дисциплины, ориентироваться в основных теоретических и эмпирических проблемах курса, а также иметь четкое представление о методике социологического исследования.

Студент должен уметь применять теоретические знания для формирования представлений о конкретной социальной реальности, в том числе, составлять программу исследования, владеть методами сбора и анализа информации.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Становление и развитие зарубежной социологии. Социологический проект О.Конта.

Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Объект и предмет социологии. Структура социологического знания. Функции и задачи социологии. Связь социологии с другими общественными науками.

Основная терминология науки. Значение социологии в профессии.


Темы докладов:

  1. Позитивная социология О.Конта

  2. Г.Спенсер и органическая теория общества

  3. Социологизм Э.Дюркгейм

  4. М.Вебер и «понимающая социология», теория социального действия.


Вопросы для самопроверки:

    1. Каково назначение социологии?

    2. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины?

    3. Какое место среди наук об обществе занимает социология?

    4. Предмет и объект науки социология?

    5. Какова структура социологии? Чем отличается теоретическая социология от эмпирической социологии?

    6. Какие функции и задачи решает социология?

    7. Становление и развитие социологии XIX – начала XX вв. на западе и в России


ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Общество и его основные признаки. Общество как система. Типология обществ. Эволюция, изменение и развитие общества. Общество как социокультурная система.

Культура и нормативная регуляция поведения. Функции культуры в обществе. Основные формы культуры. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Понятие личности и ее структура. Личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект. Понятие социального статуса и роли личности. Социализация личности.


Темы докладов:

  1. Основные концепции культуры в современной социологии

  2. Основные теории социализации.

  3. Теории культурно-исторических типов


Вопросы для самопроверки:

    1. Перечислить основные признаки общества.

    2. Что является смыслообразующим элементом общества?

    3. Какие типы общества Вы знаете?

    4. Каково соотношение понятий «культура» и «общество»?

    5. Назовите и проанализируйте функции культуры в жизни общества.

    6. Назовите и дайте характеристику существующим формам культуры.

    7. Опишите структуру личности и ее основные черты.

    8. Каково соотношение понятий социального статуса и социальной роли?

    9. Какие теории формирования личности Вам известны? В чем их суть?

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

Социальные институты: понятие, признаки. Функции и дисфункции социальных институтов. Основные социальные институты и их подвиды.

Понятие социальных общностей. Виды общностей. Общность и личность. Понятие социальной группы. Соотношение социальных общностей и групп. Природа социальных групп и их классификация. Малые группы и коллективы.

Социальные организации: возникновение, строение и функционирование. Типология социальных организаций.


Темы докладов:

  1. Общественное мнение как институт гражданского общества.

  2. Институт семьи в современном обществе.

  3. Групповая динамика и лидерство в группах.


Вопросы для самопроверки:

    1. Назовите основные признаки социальных институтов?

    2. Какие виды и подвиды социальных институтов Вам известны? Какими ресурсами они обладают?

    3. В чем состоит динамика социальных институтов?

    4. Каково соотношение социальных общностей и групп?

    5. Какие виды социальных групп Вам известны?

    6. Какие процессы составляют групповую динамику?

    7. Как образуется «организационный эффект», синергия?

    8. Что представляет собой управление в организациях с точки зрения социологии?


ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРОЦЕССЫ.

Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение и социальная дезорганизация. Социальный контроль, его механизм, функции и структура.

Социальная стратификация и социальная дифференциация. Основные понятия стратификационного анализа. Модели стратификации Уотсона, Римашевской, Сорокина.

Сущность социальной мобильности. Разновидности социальной мобильности. Каналы, механизмы и факторы социальной мобильности.

Сущность социального конфликта. Типология социальных конфликтов. Роль конфликтов в жизни общества. Социальные движения.


Темы докладов:

  1. Динамика стратификационных процессов в российском обществе.

  2. Социальные движения.

  3. Социология и психология конфликтов.


Вопросы для самопроверки:

    1. Каковы роль и функции социальных ценностей и социальных норм?

    2. Каковы отношения личности и общества в системе социального контроля?

    3. Что такое девиантное поведение, и каково его значение в жизни общества?

    4. Раскройте сущность процессов социальной мобильности?

    5. Охарактеризуйте социальную мобильность в различных условиях социального развития?

    6. В чем состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

    7. Опишите основные модели стратификации?

    8. Каков жизненный цикл социального конфликта?

    9. Каков механизм и способы разрешения конфликтов?

    10. Какова роль конфликтов в жизни общества?


ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Понятие социальных изменений. Формы реализации социальных изменений. Факторы социальных изменений. Социальная стабильность и социальные изменения.

Социальное развитие. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Социально-историческое развитие обществ.

Мировая система и процессы глобализации. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.


Темы докладов:

  1. Макросоциологические теории социально-исторического развития общества.

  2. Мировая общественная система и процессы глобализации.

  3. Социологические аспекты трансформации российского общества.


Вопросы для самопроверки:

    1. Какие изменения называются социальными?

    2. Назовите основные виды социальных изменений?

    3. Назовите факторы социальной стабильности?

    4. Каковы основные четы эволюционных и революционных социальных изменений?

    5. Какое содержание вкладывается в понятие социально-исторического развития?

    6. В чем суть и значение процессов информатизации современного общества?

    7. Каково основное содержание процессов глобализации и в чем заключаются противоречия этого процесса?

    8. В чем состоят основные социологические проблемы формирования российского общества?


  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconУчебно-методический комплекс по курсу «трудовое право»
Учебно-методический комплекс по Трудовому праву печатается по решению кафедры гражданско-правовых дисциплин иубиП (протокол №1 от...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconУчебно-методический комплекс по курсу российское
Учебно-методический комплекс предназначен студентам дневного, заочного и вечернего отделений, аспирантам, преподавателям высших юридических...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconИнститут управления, бизнеса и права кафедра гражданско-правовые дисциплины морозова Н. В. Учебно-методический комплекс. По курсу
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconА. И. Фоменко, А. В. Пучков теория квалификации преступлений учебно–методический комплекс ростов–на–Дону
Учебно–методический комплекс по курсу «Теория квалификации преступлений» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconН. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический комплекс ростов–на–Дону
Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» iconА. И. Фоменко, Д. Н. Яковлев уголовно-правовая охрана бизнеса учебно–методический комплекс ростов–на–Дону
Учебно–методический комплекс по курсу «Уголовно-правовая охрана бизнеса» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» icon«социология и политология»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол №1 от 29. 08. 12)
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» icon«социология и политология»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол №1 от 29. 08. 12)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница