Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление»




Скачать 23,02 Kb.
НазваниеПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер23,02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

Школа экономики и менеджмента


Кафедра   Государственного и муниципального управления    


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ООП Директор Школы

Экономики и менеджмента

____________________ ______________________

Таланцев В.И. Белкин В.Г.

«___»_________20__г. «___»_________20____г.


ПРОГРАММА

государственного междисциплинарного экзамена

по специальности (направлению подготовки)

080504.68 «Государственное и муниципальное управление»

(шифр, название специальности (направления подготовки)


Утверждена на заседании кафедры

Государственного и                  
муниципального управления    


Протокол № 2  от «07» ноября 2012г.

Составители:

Е.П. Володарская                                   

Г.М. Сысоева                                          

М.И. Фролова                                         


Владивосток

2012г.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ


1. Определить уровень теоретической подготовки выпускника, а именно:

-выявить, насколько теоретические знания выпускника соответствуют требованиям, которые предъявляются государственным образовательным стандартом по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

- выявить, насколько выпускник отвечает общим требованиям к научной подготовке специалиста в области государственного и муниципального управления.


2. Определить уровень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных видов деятельности, а именно:

  1. управленческой деятельности;

  2. организационной деятельности;

  3. экономической деятельности;

  4. планово-финансовой деятельности;

  5. маркетинговой деятельности;

  6. информационно-аналитической деятельности;

  7. проектно-исследовательской деятельности;

  8. диагностической деятельности;

  9. инновационной деятельности;

  10. методической деятельности.


ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА

Специалист государственного и муниципального управления должен:

иметь представление о проблемах функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемах взаимодействия человека и общества;

понимать многообразие социально-экономических, политических процессов в современном мире, их связь с организационной и социальной жизнью общества;

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики;

знать:

  1. теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы;

  2. законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие государственную и муниципальную службу; законодательство о налогах и сборах; экологическое законодательство; трудовое законодательство; гражданское законодательство; конституционное право; стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

  3. принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

  4. отечественный и зарубежный опыт в области государственного и муниципального управления и рациональной организации деятельности государственных и муниципальных органов власти;

  5. методы изучения социальных, политических, экономических, духовных процессов общества;

  6. основы социологии и психологии труда государственных и муниципальных служащих;

  7. формы и системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании;

  8. основы общественных отношений;

  9. основы государственной и муниципальной экономики, профиль, специализацию, особенности структуры государственных и муниципальных предприятий;

  10. современные методы планирования и организации научных исследований, разработок;

  11. меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

уметь:

  1. выявлять проблемы экономического и управленческого характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  2. выявлять и структурировать проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований;

  3. систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

  4. использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии;

владеть:

  1. специальной терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

  2. навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  3. навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

  4. методами системного анализа социально-экономических и политических процессов;

  5. методами управления персоналом;

  6. методами исследования затрат рабочего времени и анализа качества норм; методами нормирования труда, разработки нормативов по труду;

  7. методами планирования и прогнозирования бюджетного процесса;

  8. методами управления государственными и муниципальными финансами;

  9. методами анализа производственно-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий и оценки их рыночных позиций;

  10. методами определения мероприятий по совершенствованию организации и управления;

решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:

  1. анализировать в общих чертах основные экономические и политические события в государстве и за его пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

  2. организовывать экономические, социальные, политические, организационные, производственные процессы; организовать и проводить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления;

  3. разрабатывать организационно-управленческие структуры различных организаций и подразделений в системе государственного и муниципального управления, положения о подразделениях, должностные инструкции;

  4. рационально контролировать деятельность сотрудников и организации в целом;

  5. руководить коллективом и координировать деятельность во внешней среде;

  6. организовывать трудовой процесс по целям, ресурсам, результатам;

  7. планировать индивидуальную и совместную деятельность;

  8. разрабатывать виды мотивации сотрудников;

  9. осуществлять представительство организации и ее внешних интересов;

  10. разрабатывать и проектировать процессы исследования и диагностики проблемных ситуаций, прогнозов, целей;

  11. организовывать консультации, методическую и образовательную работу с сотрудниками;

  12. заниматься инновационной деятельностью в области государственного и муниципального управления;

  13. разрабатывать перспективные и текущие планы государственных и муниципальных предприятий;

  14. осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятий в региональных и муниципальных образованиях;

  15. заниматься разработкой программ и планов социального развития региона, организации, коллектива;

  16. осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций в рамках регионального и муниципального управления;


(Из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», введенного 17 марта 2000 г.)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Требования к государственному междисциплинарному экзамену:

Итоговый государственный экзамен, предусмотренный го­сударственным образовательным стандартом 2000 г. по специаль­ности «Государственное и муниципальное управление», является междисциплинарным экзаменом.

Государственный междисциплинарный экзамен по специальности, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по данной специальности.


Процедура сдачи государственного междисциплинарного экзамена:

Государственный междисциплинарный экзамен по специальности "Государственное и муниципальное управление" проводится в устной форме. Экзаменационный билет государственного междисциплинарного экзамена включает 3 вопроса. Для подготовки по вопросам билета выпускнику дается 0,5 часа. Продолжительность междисциплинарного экзамена (ответ выпускника на вопросы билета и на вопросы, заданные членами ГАК) не должна превышать 0,5 часа на одного студента без учёта подготовки.


Критерии экзаменационной оценки:

Результаты итогового государственного экзамена определяются следующими оценками:

5 «отлично» - аргументированный, полный ответ на вопросы, обозначенные в билете, четкое и логичное изложение научных основ по заданным вопросам; знание отечественных и зарубежных достижений по проблемам, обозначенным в вопросах; понимание сущности рассматриваемых вопросов; умение защитить свои позиции и ответы на дополнительные вопросы, заданные членами ГАК; умение подтверждать теоретические знания по вопросам практическими примерами.

4 «хорошо» - полный ответ на вопросы билета, владение понятийным аппаратом по основным проблемам, выделенным по каждому вопросу; умение отстаивать высказанные положения, но без достаточной аргументации; понимание теоретических положений, не полностью подтверждаемых практическими примерами.

3 «удовлетворительно» - поверхностное раскрытие основных вопросов билета; недостаточное владение понятийно – категориальным аппаратом по рассматриваемым проблемам; неумение самостоятельно защитить теоретические проблемы и подтвердить их прикладными знаниями; отсутствие логики в изложении материала.

2 «неудовлетворительно» - отказ выпускника отвечать на вопросы билета или на вопросы, заданные членами ГАК; отсутствие четких знаний и умений по основополагающим проблемам, рассматриваемым в вопросах; отсутствие четкого представления по теоретическим и прикладным знаниям.


СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА


БЛОК 1. УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.


РАЗДЕЛ Теория управления.

  1. Эволюция управленческой мысли: периодизация и характеристика основных этапов.

Развитие управленческой мысли как последовательная смена четырех периодов: первоначального (9 тыс. до н.э. - середина 18 в.), индустриального (середина 18 в. - конец 19 в.), периода систематизации менеджмента (конец 19 в. - первая половина 20 в.), информационного (вторая половина 20 в. - настоящее время). Ключевые положения об управлении, разработанные на каждом из периодов. Основные управленческие идеи каждого периода, используемые современной практикой управления.


  1. Основные научные школы и направления теории управления

Создание и развитие школы научной организации управления. Принципы научного управления Ф. Тейлора и его последователей: Г. Эмерсона, Г. Форда и других. Ключевые положения административной школы управления: А. Файоль, М. Вебер, В. Вильсон и другие. Школа человеческих отношений: М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Барнард и другие. Школа поведенческих наук: А. Маслоу, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг и другие.

Основные научные подходы к управлению: количественный, процессный, системный, ситуационный.


  1. Развитие науки управления в России

Характеристика основных этапов развития отечественной науки управления. Донаучный этап (17 в.- начало 20 в.): развитие управленческих идей в рамках административно-политической мысли (Ю. Крижанич, И. Посошков, М. Сперанский и другие).

Основные направления развития науки управления в 20-е годы 20 в.: организационно-техническое (А. Богданов, В. Ленин, П. Керженцев), функциональное (П. Есманский, Ф. Дунаевский), социально-психологическое (А. Гастев, Н. Витке).

«Управленческий бум» периода 60-80-х годов 20 в. (В. Немчинов, В. Новожилов, В. Глушков, Н. Моисеев, В. Афанасьев и другие).

Современные отечественные концепции управления (конец 20 в. - начало 21 в.): Г. Атаманчук, В. Граждан, А. Пригожин и другие.


  1. Новая управленческая парадигма: основные идеи.

Причины, обусловливающие необходимость появления новой парадигмы управления: социально-экономические, ресурсные, демографические, экологические.

Старая и новая парадигма управления в России: основные положения и характеристики: децентрализация, переход к полицентрической системе хозяйствования, сочетание рыночных и административных методов, самоорганизация в негосударственном секторе.


  1. Методологические подходы к сущности управления: кибернетический и синергитический.

Понятие «кибернетика» и ее исходные положения о системе управления (открытость, устойчивость, линейность, гомеостаз). Характеристика основных элементов кибернетической модели управления: субъект и объект управления, управляющее воздействие, отрицательная обратная связь. Кибернетическое определение управления.

Понятие «синергетика» и ее исходные положения о системе управления (открытость, неустойчивость, нестабильность, нелинейность, бифуркационный механизм). Характеристика основных элементов синергетической модели управления: субъект управления и объект управления (самоорганизующаяся подсистема), резонансное воздействие, положительная обратная связь. Синергетическое определение управления.


  1. Социальное управление: понятие, виды, соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

Понятие «социальное управление» и его сущностные черты. Различные основания (критерии) выделения видов социального управления: 1) в зависимости от управляемых объектов и их особенностей; 2) в зависимости от общественных отношений. Виды социального управления по субъекту управления: государственное, местное самоуправление, менеджмент, общественное, групповая (коллективная) самоорганизация, целесообразное поведение человека.

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»: различные подходы в современной теории управления.


  1. Принципы управления. Систематизация принципов управления.

Понятие «принципы управления» и их объективно-субъективная природа. Требования к формированию принципов управления. Основания систематизации принципов управления.

Многообразие теоретических подходов к принципам управления: А. Файоль, Г. Эмерсон, В.Д. Граждан, Г.В. Атаманчук и другие.

Применение принципов управления в практике государственного и муниципального управления Российской Федерации.


  1. Сущность законов социального управления.

Понятие «закон социального управления». Специфика законов социального управления. Систематизация законов социального управления: общие и частные законы.

Характеристика общих законов социального управления: закон соответствия управляющей системы разнообразию управляющего объекта; закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении; закон устойчивого равновесия между субъектом управления и объектом управления; закон доминирования глобальной цели; закона развития самодеятельной активности по управлению общественными делами и развертывания сил саморегуляции.

Частные законы как законы, касающиеся управляющей подсистемы. Характеристика частных законов: закон изменения функций управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон самовозрастания бюрократизма (закон С.Паркинсона); закон самовозрастания некомпетентности управленческого персонала (закон Л.Питера) и другие.


  1. Функции управления: понятие, классификация. Характеристика основных функций управления.

Понятие функции управления и значение выделения функций для теории и практики управления. Основные (базовые) функции управления: целеполагание, планирование, организация, мотивация, контроль. Конкретные (специфические) функции управления: функции управления ресурсами – управление запасами; управление финансами; управление персоналом и т.д. Функции управления процессами – управление материально-техническим снабжением; управление основным производством; управление вспомогательным производством; управление сбытом и т.д. Функции управления результатами – управление качеством; управление производительностью, управление затратами и т.д.


  1. Технологии в социальном управлении: сущность и современная практика применения.

Понятие «технология в управлении» и ее сущностные черты. Преимущества и недостатки использования технологий в управлении. Типология управленческих технологий.

Актуальные направления использования технологий в социальном управлении: информационные технологии; внедрение программно-целевых технологий; внедрение сервисных технологий по предоставлению социальных услуг; внедрение технологий социального партнерства в различных сферах жизнедеятельности общества.


  1. Профессиональное управление организацией: новые требования к руководителям

Основные черты управленческого профессионализма: техническая квалификация, умение работать с людьми, концептуальные способности. Базовые компетенции менеджеров: стратегическое видение; предприимчивость; ориентация на клиентов; мотивация достижений; всестороннее обоснование принятия управленческого решения; организационные навыки. Характеристика требований к профессиональному управлению в современной ситуации.


  1. Сущность и содержание управления человеческими ресурсами.

Понятие «управление человеческими ресурсами». Генезис идей о человеческих ресурсах управления: идеи школы человеческих отношений (20-50-е годы 20 в.) – идеи школы поведенческих наук (50-е годы 20 в.-настоящее время) – концепция управления «человеческим капиталом» (60-70 годы 20 в.-настоящее время) – современная концепция управления человеческими ресурсами. Признаки, характеризующие управление человеческими ресурсами.

Направления совершенствования управления человеческими ресурсами: стиль управления, участие (соучастие) работника в управлении, побуждение его к творческой деятельности и создание благоприятного социально-психологического климата.


  1. Сущность предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам РФ.

Понятие «государственная (муниципальная) услуга». Нормативное обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в РФ. Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг. Организационные основы предоставления государственных и муниципальных услуг.

Опыта внедрения технологий предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам РФ. Формирование реестров государственных и муниципальных услуг. Работа электронного портала государственных и муниципальных услуг. Деятельность МФЦ в различных субъектах РФ.


  1. Социальное партнерство как актуальное технологическое направление в системе государственного и муниципального управления.

Понятие «социальное партнерство» и его сущностные черты. Концептуальные основы социального партнерства. Две модели социального партнерства: либеральная и социально-ориентированная.

Условия и особенности формирования и развития социального партнерства в России. Общая характеристика развития социального партнерства в социально-трудовой сфере: нормативные основания, уровни, формы. Характеристика развития социального партнерства в области взаимодействия органов власти и некоммерческого общественного сектора: нормативные основания, формы. Проблемы в развитии института социального партнерства в России


  1. Социальная политика государства – важнейший инструмент регулирования социальных процессов.

Понятие «социальная политика». Теории социального государства. Основные модели социальной политики: социал-демократическая, корпоративная, либеральная. Многосубъектность социальной политики. Функции социальной политики. Основные сферы осуществления социальной политики: сфера труда и трудовых отношений, миграционная, семейно-демографическая, жилищная, образование, наука, охрана здоровья населения, социальная защита населения, культура, физическая культура и спорт.

Общая характеристика реализация социальной политики в РФ: нормативные основания, принципы, особенности.


  1. Комплексные целевые программы и проекты как организационная форма целеполагания в системе государственного и муниципального управления

Понятие «программа» и его соотношение с понятием «проект», «программно-целевое управление», программирование», «социальное конструирование», «социальная инженерия». Типология программ и проектов. Этапы разработки программы (проекта). Методы программирования (проектирования): метод «матрица идей», «метод вживания в роль», «метод аналогии», «метод ассоциации», «метод синтетики». Обобщенная характеристика концептуальной основы и реализации национальных российских проектов. Федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Практика их реализации.


  1   2   3   4

Похожие:

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconОтчет о результатах государственного междисциплинарного экзамена по специальностям: 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Для проведения государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Эффективность государственного и муниципального управления для специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление подготовки специалиста Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины экономическая социология для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Автор: канд соц наук, доцент кафедры экономической социологии Калимуллин Т. Р
Экономическая социология для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности: 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры менеджмента ноу впо ипи (Протокол №5 от 04. 02. 2013)
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины геополитика для специальности подготовки 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» всех...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государство и бизнес в инновационной деятельности» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080504. 65 «Государственное...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки бакалавра по направлению 080100 «Экономика». Под ред д-ра экон наук, профессора М. А. Боровской. Таганрог: Изд-во тти юфу, 2009
Программа предназначена для сдачи государственного итогового междисциплинарного экзамена по направлению 080100 «Экономика», разработана...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление персоналом» Для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Управление персоналом организации: Учебник. /Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Инфра-м, 2001
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рггу по программе высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное...
Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности (направлению подготовки) 080504. 68 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление»
Альное планирование» относится к блоку обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла подготовки студентов по направлению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница