1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность?




Скачать 45,84 Kb.
Название1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность?
страница1/19
Дата03.02.2016
Размер45,84 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Жить в условиях демократии


Планы уроков ВДГ/ОПЧ для начальных классов
средней школы



Издатели Рольф Голлоб и Петер Крапф

Авторы: Рольф Голлоб, Тед Хаддлстон, Петер Крапф,
Дон Роу, Вим Тельман



Том III

из

серии ВДГ/ОПЧ, Тома I-VI

Воспитание в духе демократической гражданственности
и образование в области прав человека в школьной практике
Образцы уроков, концепции, методы и модели



Издательство Совета Европы

Мнения, выраженные в данной публикации, являются мнениями авторов и необязательно отражают официальную политику Совета Европы.


Все права защищены. Перевод, воспроизведение или передача любой части данной публикации в какой-либо форме или средствами, электронными (CD-Rom, Интернет и т.д.) или механическими, включая снятие ксерокопий, запись или сохранение в системе информации, воспрещается без предварительного письменного разрешения Отдела публичной информации и издательства Директората по коммуникациям и исследованиям (F-67075 Страсбург Cedex или publishing@coe.int).


Координация публикации, дизайна и редакции тома – Центр распространения знаний IPE (международные проекты в области образования; www.phzh.ch/ipe) Цюрихского университета подготовки учителей (PHZH).


Совместное финансирование со стороны SDC – Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству.


Редакция текста – Департамент документации и подготовки публикаций (DPPD),
Совет Европы


Иллюстрации: Пети Вискеманн

Обложка: Ателье графического дизайна Совета Европы

Верстка: Огхэм/Моро


Издательство Совета Европы

F-67075 Страсбург Cedex

http://book.coe.int


ISBN: 978-92-871-6332-5 (издание на английском языке)

Перевод на русский язык

© Совет Европы, апрель 2008 года

Типография Совета Европы

Содержание


Стр.


Введение 5

Концептуальные рамки пособия: основные концепции 11

Часть 1 – Личность и общество 19

Тема 1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность?
Как я воспринимаю других, как они видят меня? 21

Тема 2: Равенство. Больше ли ты равен, чем я? 43

Тема 3: Многообразие и плюрализм. Как люди могут жить вместе мирно? 65

Тема 4: Конфликт. Что делать, если мы не согласны? 91

Часть 2 – Ответственность 115

Тема 5: Права, свободы и ответственность. Каковы наши права и как они защищены? 117

Тема 6: Ответственность. Какая ответственность есть у людей? 151

Часть 3 – Участие 169

Тема 7: Газета класса. Понимание СМИ благодаря выпуску СМИ 171

Часть 4 – Власть и органы власти 187

Тема 8: Правила и закон. Какие типы правил нужны обществу? 189

Тема 9: Правительство и политика. Каким образом следует управлять обществом? 211


Введение


Что предлагается в этой книге?

Настоящее пособие подготовлено для учителей, преподавателей, занимающихся подготовкой учителей, специалистов по разработке школьных программ, издателей учебников и переводчиков в государствах-членах Совета Европы. Это пособие может быть переведено и адаптировано, для того чтобы отвечать конкретным требованиям системы образования этих государств.

В книге содержится девять учебных тем по Воспитанию в духе демократической гражданственности (ВДГ) и Образованию в области прав человека (ОПЧ). Эти темы, рассчитанные на четыре урока каждая, ориентированы на учащихся последнего года обучения в начальных классах средней школы (на 8 или 9 класс, в зависимости от системы школьного образования). Каждая тема посвящена ключевой концепции, связанной с ВДГ или ОПЧ: идентичность – свобода – ответственность – конфликт – коммуникации – плюрализм – правила и закон – равенство – управление.

По каждому уроку подробно расписаны, насколько это разумно возможно, предлагаемые действия учителя. В приложениях к каждой теме содержатся материалы для учеников, для того чтобы учитель получил максимальную пользу от этого пособия. Таким образом, данная книга адресована учителям, а не учащимся. Наш опыт в сфере подготовки учителей показал, что те, кто проходит переподготовку, да и начинающие работать в этой профессии учителя ценят подробное описание урока, но при этом и опытные учителя найдут, возможно, некоторые другие идеи и материалы, полезные для своих уроков. Специалисты в области подготовки учителей смогут использовать данную книгу как пособие при подготовке учителей, занимающихся ВДГ и правами человека.

Вам представлен пересмотренный вариант пособия. Первое его издание было подготовлено в Боснии и Герцеговине в поддержку нового школьного предмета – демократия и права человека, - который был введен в 2002 году. С 1996 года Совет Европы занимается вопросами подготовки учителей и специалистов по подготовке учителей в сфере ВДГ/ОПЧ для оказания поддержки процессу восстановления мира после войны. Издатели и авторы первого издания были членами международной группы преподавателей, участвовавших в этом проекте. Мы обеспечивали переподготовку учителей и специалистов по подготовке учителей, а также разработали материалы, в том числе и первый вариант данного пособия, как для подготовки учителей, так и для использования в классе1.

В чем состоит подход ВДГ/ОПЧ?

Лучше всего проиллюстрировать основные принципы ВДГ на следующем примере: свобода мнений и свобода слова2 является основным правом для участия в демократии. В рамках ВДГ/ОПЧ учащиеся должны понять и оценить право на свободу мнений и свободу слова, и они должны знать, как это защищено Конституцией их страны (обучающее измерение знаний и понимания). Именно потому, что активное использование этого права имеет важнейшее значение для участия в жизни демократического общества, учащиеся должны также научиться публично вести дискуссии (обучающее измерение развития навыков и приобретение компетентности). Наконец, свобода слова и мнений лежит в основе открытого, плюралистического общества. Споры и соперничество интересов и мнений являются нормой, а не исключением. Конфликты будут возникать, и их необходимо регулировать ненасильственными методами, то есть благодаря высказанным вслух словам (в спорах, дискуссиях, переговорах – как публичных, так и за закрытыми дверьми). Открытое плюралистическое общество опирается на ряд обязательных правил и сильные структуры, обеспечивающие соблюдение этих правил, но, вероятно, еще больше - на общий набор ценностей у граждан. Эти ценности включают толерантность, взаимное уважение, понимание ценности справедливого компромисса, отказ от насилия, а также умение регулировать открытые ситуации, когда существуют разногласия и расхождения, а к решениям еще не удалось прийти. Если принятие политических решений опирается на широкий консенсус в отношении порядка и демократических ценностей и формируется именно на этой основе, то общество может регулировать многочисленные проблемы, связанные с расхождениями по конкретным вопросам. И в этом случае свобода мнений уже отнюдь не угрожает эффективному управлению, а скорее поддерживает его, выступая как средство нахождения справедливых и эффективных решений проблем и урегулирования конфликтов.

Демократия имеет культурное измерение, и в политической теории это рассматривается как неписаный общественный договор, разделяемый всеми гражданами. Поэтому каждое новое поколение должно осознать и поддержать этот неписаный общественный договор (процесс обретения ценностей).

Данный пример показывает, что ВДГ/ОПЧ следует холистическому подходу, объединяя учебные процессы в трех измерениях:

  • знание и понимание (когнитивное измерение);

  • навыки обучения и накопления компетенций;

  • обретение ценностей и взглядов.

Данная модель измерений обучения применима ко всему образованию в целом, и поэтому она знакома многим читателям. Каждый учитель знает, насколько сильно предубеждение в отношении когнитивного обучения, особенно в старших классах. Исходя из этого, как же ВДГ/ОПЧ может ответить на вызов, связанный с такой холистической моделью обучения? Иными словами, если учащиеся должны научиться этому, то что же должны для этого делать учителя?

Какие существуют основные принципы ВДГ/ОПЧ?

В широком смысле ВДГ и ОПЧ включают эти измерения обучения путем создания таких условий, которые включают обучение в классе и обучение на основе опыта повседневной жизни. ВДГ и ОПЧ основываются на комплексе из трех дидактических подходов:

  • обучение "в области" демократии и прав человека;

  • обучение "через" демократию и права человека;

  • обучение "в поддержку" демократии и прав человека.

Эти три дидактических подхода ВДГ/ОПЧ составляют единое целое. Во всем том, что делают учителя, присутствуют все три дидактических подхода, которые служат всем трем измерениям обучения. При этом упор в обучении может быть сделан на разных измерениях. Рассмотрим несколько более подробно каждый из этих подходов.

Обучение "в области"

Это предполагает воспитание в духе гражданственности как обычный школьный предмет. Обучение "в области" относится к когнитивному измерению обучения. Стандарты когнитивной программы ВДГ/ОПЧ включают следующее: учащиеся могут объяснить то, как действует демократия, в отличие от других форм государственного управления (диктатура, олигархия); учащиеся могут описать традиции и историю прав человека; они могут продемонстрировать, как некоторые из этих прав человека включены в Конституцию их страны, что обеспечивает более высокий уровень защиты гражданских прав. Исходя из этого, в программы должны быть включены занятия по ВДГ/ОПЧ и тесно связанные с ним предметы, такие как история, социальные исследования и экономика.

Обучение "через"

Учащиеся не только должны знать о своих правах в отношении участия, но и использовать их. Поэтому учащимся необходимо иметь практический опыт и возможности обучения в школьной жизни на основе участия в процессе принятия решений, когда это возможно и полезно. Например, учителя должны давать возможность ученикам высказать свои мнения, как по темам, изучаемым в классе, так и по вопросам, связанным с преподаванием и управлением в школе. Когда это понимается таким образом, то ВДГ и ОПЧ обеспечивают педагогические принципы, а не просто программу, и на этой основе в этот процесс вовлекается вся школа, а не только специально подготовленные преподаватели ВДГ/ОПЧ. Такие ценности, как толерантность и ответственность, изучаются на основе опыта, и здесь очень много зависит от учителей – причем всех учителей по всем предметам – которые призваны обеспечить убедительные ролевые модели. С другой стороны, такие демократические ценности, как невербальная форма поведения, тоже будут недостаточными. Опыт жизни, полученный в школе, должен быть закреплен и связан с категориями и систематизированными подходами к пониманию (обучение "в области"). ВДГ/ОПЧ зависит от обоих измерений, и поэтому было бы ошибочно полагать, что ВДГ/ОПЧ или обучение гражданственности как предмет могли бы быть сведены в программе ВДГ/ОПЧ к общим педагогическим принципам.

Обучение "в поддержку"

Этот дидактический подход относится к связям между опытом, получаемым в школе, и последующей жизнью. ВДГ/ОПЧ исходит из того, что опыт жизни в школе важен с точки зрения общей и политической интеграции в жизнь общества. Действительно, образование, включая жизнь в школе, является подсистемой, которая регулируется конкретными потребностями и правилами, и опыт этой подсистемы не может быть напрямую перенесен на другие области. Но, с другой стороны, жизнь в школе является важнейшей частью реальной жизни. Многочисленные типы опыта, с которым учащиеся сталкиваются в школе, будут воспроизводиться во взрослой жизни, например, вопросы гендерного равенства, интеграции в общество людей с разным этническим или социальным происхождением, борьба с насилием, умение принимать на себя ответственность, опыт неравного распределения власти и нехватки основных ресурсов (таких, как деньги и время), подчинение нормам и законам, а также умение идти на компромисс. Обучение "в поддержку" относится к значению образования для последующей жизни. Задача учителей по всем предметам состоит в том, чтобы передать учащимся навыки активного участия, например, умение кратко и четко излагать собственные взгляды на публике.

ВДГ рассматривает школу как то место, где учащиеся могут получить настоящий жизненный опыт. Школа – это и есть жизнь, а не просто здание, где проходит изолированное обучение наукам для какой-то абстрактной последующей жизни. Школа представляет собой микрообщество, которое служит моделью общества в целом3. В определенном смысле школа может даже стать моделью более совершенного или более демократичного общества, поскольку члены школьного сообщества могут участвовать в процессе принятия решений в рамках школы даже в большей степени, чем это возможно вне ее стен. Обучение "в поддержку" демократии и правам человека означает обучение тому, как участвовать в жизни общества, в то время как обучение "через" демократию и права человека означает, что это сообщество руководствуется демократическими принципами, и при этом права человека и права детей соблюдаются как педагогические руководящие принципы. Демократия основывается на такой политической культуре, которой должны овладеть учащиеся благодаря своему опыту в школе и благодаря анализу этого опыта (обучение "в области").

ВДГ/ОПЧ несет в себе потенциал такой реформы образования, которая охватывает всю школу, включая всех учителей и руководителей школы, школьных администраторов и инспекторов. С другой стороны, предметом данного пособия является воспитание в духе демократической гражданственности и образование в области прав человека как школьный предмет. Сама реформа состоит из множества небольших шагов, при этом как сам процесс реформы, так и ее результаты, будут разными, в зависимости от страны и конкретных условий. Самые первые шаги должны быть предприняты в классе, где учителя могут решать, что же они хотят изменить. С этой точки зрения важен вопрос о методе и содержании этой работы.

Каким образом в рамках ВДГ/ОПЧ содержание связано с методом?

В общем говоря, обучение – это такая деятельность, которая осуществляется самим учащимся. Обучение является активным процессом, который различен для отдельных учащихся (конструктивистская концепция обучения). Если вернуться к вышеприведенному примеру, то учащиеся смогут научиться тому, как пользоваться свободой выражения мнения только через неоднократную практику – "делай или потеряешь". Задача учителей – не только в ВДГ/ОПЧ, но и по другим предметам – состоит в том, чтобы предоставить своим учащимся возможности обучения и дать такие задания, которые поддерживают этот процесс обучения, например, через презентации, дискуссии, обсуждения, подготовку сочинений, плакатов, создание художественных произведений или видеоклипов.

Исходя из этого, в ВДГ/ОПЧ выделяются такие методы, которые поддерживают обучение, основанное на заданиях, взаимодействии и сотрудничестве. Выявляя проблемы, связанные с определенным заданием и самостоятельным поиском их решений, учащиеся обучаются больше, чем они сделали бы это в условиях просто фронтального обучения, при этом обеспечивается большая гибкость для учета их индивидуальных потребностей в обучении. В учебных темах в этой книге показано, как обучение, связанное с конкретными заданиями, может быть увязано с отдельными темами и содержанием предмета, в том числе обучение через проекты, благодаря критическому мышлению, обсуждениям и дискуссиям, анализу и обратной связи. С другой стороны, сама постановка вопроса о том, что фронтальное обучение противоречит интерактивному обучению – это неверная альтернатива. В хорошем обучении всегда эти две формы всегда сочетаются, как это будет продемонстрировано при описании уроков в данном пособии.

Основная задача ВДГ/ОПЧ: участие в демократии

Обучение

Преподавание

Методы

Школа

Знание и понимание

Навыки

Позиции и ценности

Преподавание

- в области

- через

- в поддержку

демократии и прав человека

Основаны на заданиях

  • интерактивные,

  • обучение на основе сотрудничества

в сочетании с

  • инструкциями

  • руководством

  • подготовкой

  • демонстрацией со стороны учителя

"Школа как микрообщество"

Опыт настоящей жизни в школе



Обучение, основанное на заданиях, влияет на распределение времени в классе. В общем говоря, если учителя хотят, чтобы учащиеся сделали больше, то они должны сами меньше говорить и меньше занимать времени в классе. При этом они должны быть более гибкими в реагировании на потребности учащихся в обучении. Обучение, основанное на заданиях и интерактивном взаимодействии, требует тщательного планирования и подготовки, и в целом требует больше времени, чем фронтальное обучение. Вероятно, именно поэтому последний тип обучения превалирует, хотя сейчас широко признано, что необходимо добиться сдвига в сторону интерактивного обучения.

Исходя из этого, может показаться парадоксальным, что данная книга подготовлена для учителей, а не учащихся. Однако именно потому, что интерактивное преподавание и обучение, основанные на заданиях, создают более трудные задачи для учителей, требуют от них выполнения более широкого круга ролей и гибкого реагирования на потребности обучения у учеников, данная книга призвана стать поддержкой учителям, как ключевым участникам этих процессов – ведь именно учитель предоставляет возможности, определяет задачи и средства для более активного участия со стороны учеников.

Какова основная задача ВДГ/ОПЧ?

Демократические системы зависят от активных демократов. Самому участию в демократических процессах можно и нужно научиться. Сложность институциональных рамок и обсуждаемых вопросов требует определенного минимального уровня знаний и пониманий. Участие в общественных обсуждениях, а именно соревнование идей и организованных интересов, требует навыков, таких как умение говорить на публике и вести переговоры. Понимание и оценка неписаного общественного договора, лежащего в основе политической культуры демократических сообществ, зависит от ценностей и позиций, разделяемых молодым человеком. Основной задачей ВДГ/ОПЧ является сохранение жизнеспособности демократии путем поддержки молодого поколения в том, чтобы стать активными гражданами. Демократия не может функционировать без институциональных рамок, которые защищены Конституцией. Но и этого недостаточно. Необходимо, чтобы демократия укоренилась в обществе. И именно это культурное измерение демократии ВДГ/ОПЧ и стремится укрепить и поддержать. Исходя из этого, Совет Европы при оказании содействия мирному процессу в Боснии и Герцеговине сосредоточился на переподготовке учителей ВДГ/ОПЧ.

Данное пособие ориентировано на тех учителей, которые преподают в восьмом или в девятом классе. Обучение во многом зависит от того, что уже знает учащийся и каким был его или ее жизненный опыт. С учетом этого, в учебных темах в данной книге упор делается на культурное измерение демократии, в то время как в пособии для среднего уровня (ВДГ/ОПЧ, Том IV) основной упор сделан на политическом и институциональном измерении демократии в обществе и в процессах принятия политических решений4.

"Европейский подход" к ВДГ/ОПЧ

В данном пособии отражен общеевропейский подход к ВДГ/ОПЧ благодаря тем вкладам, которые учитывают большое разнообразие ситуаций в странах. Мы разработали идею и первый вариант этой книги в Боснии и Герцеговине, при этом как в анализе, так и в обсуждениях приняли участие многие воспитатели и учителя. Авторы и издатели данного учебного пособия представляют педагогические подходы и традиции из Соединенного Королевства, Бельгии, Швейцарии и Германии. При подготовке пересмотренного варианта мы получили поддержку со стороны Олоф Олафсдоттир и Сары Китинг-Четвинд в Совете Европы, а также Сабрины Марруншедду и д-ра Вильтруда Вайдингера (международные проекты в сфере образования (МПО), Цюрих). Окончательная редакция текста была вычитана Анжелой Доул, Совет Европы. Иллюстрации Пети Вискеманна дополняют данный текст тем, что не может быть выражено просто словами. Мы хотели бы поблагодарить авторов, иллюстраторов, рецензентов и редакторов за их вклад и поддержку. Особую благодарность мы выражаем Эмиру Адзовичу, координатору Совета Европы в Сараево, который оказывал нам поддержку в ходе всего процесса работы над проектом ВДГ/ОПЧ. Без его активного участия с самого начала этого проекта данная книга так никогда и не была бы написана. Мы благодарим также Хезер Курант за проявленное ею терпение при подготовке наших поездок, получении виз или организации встреч. Мы благодарим всех наших партнеров в этом подлинно европейском проекте.

Страсбург, апрель 2008 года

Рольф Голлоб (Цюрих, Швейцария)

Петер Крапф (Вейнгаартен, Германия)


Концептуальные рамки пособия: основные концепции

Основные концепции в ВДГ/ОПЧ – инструменты для активного гражданина

Основываясь на концепциях, данная книга следует классическому дидактическому подходу к воспитанию в духе гражданственности и к другим сферам такого обучения. Концепции выводятся из теории, но их преподавание и обучение им не создает систематических теоретических рамок. Скорее они отбираются потому, что являются полезными инструментами для учащегося.

Концепции предоставляют когнитивные структуры, которые позволяют учащимся включать новую информацию в важный контекст и легче ее запоминать (конструктивистское обучение). Это относится, в частности, к фактам и цифрам, которые иначе учащимся пришлось бы заучивать наизусть. Концепции могут также помогать, когда учащийся читает газету или слушает новости, поскольку вопрос приобретает большее значение, когда он связан с такими концепциями, как демократия, власть, конфликт или ответственность. Исходя из этого, концепции имеют важнейшее значение в образовании информированного гражданина. Но они не только создают структуру для когнитивного обучения; они оказывают также влияние на развитие ценностей и приобретение навыков. Эти связи демонстрируются во всех проектах данной книги, как это будет показано более подробно ниже.

Учащиеся, которые научились задавать вопросы, руководствуясь основными концепциями ВДГ/ОПЧ, будут больше приспособлены к работе с новой информацией и новыми проблемами в будущем (обучение на протяжении всей жизни). Обучение, основанное на концепциях, готовит учащихся и к обучению на более высоких уровнях образования, когда они могут прийти к теориям, из которых вытекают концепции.

Как учащиеся понимают и используют основные концепции?

Мышление и обучение во многом связаны с тем, как соотнести конкретное с абстрактным. Концепции имеют абстрактный характер, это – обобщенные итоги анализа и размышлений. Учащиеся могут овладеть концепциями, используя два подхода – дедуктивный или индуктивный. Дедуктивный подход начинается с самой концепции, изложенной в лекции или в тексте, а затем она применяется к чему-либо конкретному, например, к определенной теме или опыту. Индуктивный подход строится иначе, начиная с конкретного и переходя к абстрактному. Читатель увидит, что проекты в данной книге, как правило, следуют индуктивному подходу.

С учетом этого, основные концепции в данной книге развиваются, исходя из конкретных примеров – часто это истории или доклады о конкретных ситуациях. Когда учащиеся обсуждают, что в целом означает определенный пример, то они ищут концепцию, которая могла бы охватить в целом некоторые общие аспекты. Учитель решает, когда и как ввести концепцию.

Концепции – это инструменты для понимания, которые учащиеся могут применить к новым темам. И чем чаще они используют концепцию, тем лучше они ее понимают, тем теснее связи и пересечения тем (когнитивные структуры). Вместо того чтобы заучивать наизусть отдельные факты, учащиеся могут увязать новую информацию с рамками того понимания, которое они уже развили.

Как можно адаптировать данное пособие?

В проектах описаны два первых этапа обучения, переход от конкретного к абстрактному. В них предлагаются инструменты, а сами учителя и ученики решают, как их использовать. Это – второй шаг от абстрактного вновь к конкретному. При этом различаются не только потребности и интересы учащихся – в разных странах существуют различные вопросы и материалы, институциональные рамки и традиции в сфере образования. Это и есть стартовая площадка для адаптации данного пособия.

Проекты, содержащиеся в данной книге, предлагают инструменты в поддержку политической грамотности, обучения навыкам и развития позиций. Они не относятся к вопросам в какой-либо конкретной стране в конкретное время, но читатель часто найдет предложения для учителя или учеников по сбору материалов, которые увязывают темы с условиями их стран. Издатели и переводчики, а также и учителя, должны иметь в виду это свободное пространство, оставленное намеренно. И точно так же, как каждая страна развивает свою собственную традицию демократии, укорененную в традициях ее культуры и социального развития, каждая страна должна иметь возможность разрабатывать и свой вариант ВДГ/ОПЧ, дополняя этот вариант связями с ее системой школьного образования, с организационными структурами ее политической системы, политическими темами и процессами принятия решений.

Какие основные концепции включены в данное пособие?

Карта концепций, приведенная ниже, изображенная в виде концентрических кругов, показывает, какие основные концепции были включены в проекты в данном пособии.

В центре карты находится демократия, что показывает, что данная концепция присутствует во всех контекстах ВДГ/ОПЧ. Участие в демократическом обществе со стороны активных граждан – вот основная задача ВДГ/ОПЧ, и это отражено в том центральном месте, которое занимает данная концепция.

В
следующем круге рассматриваются три основных аспекта демократии: права, ответственность и справедливость. Они относятся к трем взаимозависимым и важным условиям, необходимым для успеха демократического развития.

Гражданам должны быть предоставлены и они должны активно использовать основные права человека, которые позволяют им участвовать в процессах принятия решений – например, право голоса, свобода выражения мнений, свобода прессы, равенство перед законом и право на правление большинства. Демократия осуществляется на состязательной основе – существует конкуренция между интересами, идеями и ценностями – при этом по-настоящему ценная продукция редка. Однако сами возможности оказывать влияние на процесс принятия решений, особенно в рыночных экономиках, построенных на принципах конкуренции, распределены неравномерно, и в обществе существует неравное распределение богатств и возможностей. И поэтому сам вопрос, нужно ли и в какой степени корректировать результаты экономического и социального распределения (социальная справедливость) – является политическим. Граждане могут и должны использовать свои права для защиты собственных интересов, но ни одно общество не может выжить, если его члены не хотят заботиться друг о друге или о своих общих интересах (ответственность). Этот краткий набросок показывает, что концепции не существуют по отдельности, а связаны друг с другом таким образом, что это нужно балансировать, а для этого – понимать.

Другие концепции, расположенные по внешнему кругу, в самой разной форме связаны с другими основными концепциями и друг с другом.

Стрелочки, направленные во вне, показывают, что все эти концепции могут быть использованы для рассмотрения самого разного рода вопросов – нравственных, социальных, экономических, юридических, политических или экологических.

Основные концепции и измерения в обучении в ВДГ/ОПЧ

Основные концепции связаны как с предметом тем, так и с тремя измерениями обучения в ВДГ/ОПЧ, о которых уже рассказывалось во введении. Следующая таблица показывает, что эти темы способствуют обучению "в области", "через" и "для". В таблице также показано, как и зачем эти темы сгруппированы под четырьмя заголовками, которые относятся к основным аспектам ВДГ/ОПЧ:

  1. Личность и общество;

  2. Ответственность;

  3. Участие;

  4. Власть и органы власти

Сгруппированные под этими четырьмя заголовками темы образуют курс. Часть 1 начинается с личности, а затем посвящена обществу – это социальное взаимодействие, стереотипы, многообразие и плюрализм, плюрализм и конфликт. В части 2 поднимается вопрос о том, кто должен нести ответственность в обществе. В части 3 особняком стоит тема 5 (выпуск газеты), поскольку эта тема ближе всего к действиям в рамках общества – в данном случае, в школьном сообществе. Наконец, часть 4 посвящена законам, законодательству и политике, как на общем уровне, так и в контексте школьного парламента.

темы

Заголовок

Основная концепция в ВДГ/ОПЧ

Обучение "в области" – "через" – "в поддержку" демократии и прав человека

"в области"

"через"

"в поддержку"

Часть 1: Личность и общество

1

Стереотипы и предрассудки. Что такое самобытность? Как я воспринимаю других, как они воспринимают меня?

Самобытность

Личность и общество

Взаимное восприятие

Стереотипы

Предрассудки

Индивидуальная и групповая идентичность

Изменение подходов

Признание и анализ стереотипов и предрассудков

2

Равенство. Больше ли ты равен, чем я?

Равенство

Дискриминация

Социальная справедливость

Дискриминация в обществе

Равенство как основное право человека

Анализ различий и сходства

Изменение подходов к жертвам дискриминации

Противодействие дискриминации

Нравственные размышления

3

Многообразие и плюрализм. Как люди могут жить вместе мирно?

Многообразие

Плюрализм

Демократия

Плюрализм и его границы

Равные права и образование

Защита уязвимых лиц или групп благодаря договорам в области прав человека

Терпимость

Внимание вопросам, а не людям

Демократические обсуждения

Аналитические дискуссии

Переговоры

4

Конфликт. Что делать, если мы не согласны?

Конфликт

Мир

Ситуация "выигрыш – выигрыш"

Желание, потребности, компромисс

Отказ от насилия

Шестиэтапная модель урегулирования конфликтов

Часть 2: Ответственность

5

Права, свободы и ответственность. Каковы наши права и как они защищены?

Права

Свободы

Ответственность

Основные потребности

Пожелания

Человеческое достоинство

Ответственность и защита прав человека

Осознание личной ответственности

Выявление нарушений прав человека и борьба с ними

6

Ответственность. Какая ответственность есть у людей?

Ответственность

Юридическая, социальная и нравственная ответственность

Роль НПО в гражданском обществе

Нравственные размышления

Решение дилемм (конфликт ответственности)

Личная ответственность

Часть 3: Участие

7

Газета класса. Понимание СМИ благодаря выпуску СМИ

Демократия

Общественное мнение

Типы печатных СМИ

Цель новостных проектов

Свобода информации и выражения мнения

Планирование

Совместное принятие решений

Личная ответственность за проект

Часть 4: Власть и органы власти

8

Правила и закон. Какие типы правил нужны обществу?

Правила и закон

Верховенство права

Цель закона

Гражданское право, уголовное право

Законы для молодежи

Критерии хорошего свода законов

Определение хороших законов

Соблюдение законов

9

Правительство и политика.

Каким образом следует управлять обществом?

Власть и органы власти

Демократия

Политика

Формы правления (демократия, монархия, диктатура, теократия, анархия). Сферы ответственности правительства

Свобода мысли и выражения
мнения

Критическое мышление

Дискуссии


Возможность сгруппировать темы по основным аспектам дает учителю больше гибкости при планировании урока. Вопросы, задаваемые учениками в рамках одной темы, зачастую предвосхищают изменение подходов в следующей теме, что позволяет учителю лучше реагировать на потребности учеников.

Как указано выше, все темы в данном пособии следуют индуктивному подходу. Таблица показывает категории, связанные с этими основными концепциями в рамках темы (обучение демократии и правам человека). Второе измерение обучения ВДГ/ОПЧ, а именно развитие демократических позиций и ценностей, напрямую рассматривается в части 2 "Ответственность". При этом в каждой теме есть измерение, связанное с ценностями, как это отражено в колонке "Обучение "через" демократию и права человека". Третье измерение обучения ВДГ/ОПЧ, а именно обучение тому, как участвовать в жизни общества (обучение для демократии и прав человека), также рассматривается в каждой теме, при этом больше всего этому измерению посвящена тема 5.

В планы уроков включены ячейки с текстами, связанными с концептуальным обучением. В них объясняются не только основные концепции, но предлагаются также другие концепции, которые важны для контекста данного урока.

Концептуальный паззл – модель конструктивистского обучения



Правительство
и политика


Идентичность

Правила

и

законы

СМИ

Права и свободы

Конфликт

Многообразие и плюрализм

Ответственность

Равенство


Концептуальный паззл проходит через книгу как своего рода лейтмотив. Он появляется на титульной странице каждой темы, причем на переднем плане показана та часть паззла, которая связана с данной темой. В этом случае все девять иллюстраций были объединены в полный паззл. Этот паззл можно толковать самым разным способом.

Прежде всего, в тексте каждой картинки разъясняется, какую концепцию ВДГ/ОПЧ имел ввиду художник, Пети Вискеманн. Затем, когда эти девять картинок объединяются, паззл показывает, что девять концепций связаны с собой разными способами и образуют одно важное целое.

При этом паззл создает у нас впечатление, что набор основных концепций в этой книге является полным сам по себе и ни один из элементов не может быть опущен или добавлен. Если смотреть на него таким образом, то паззл может создать неправильное впечатление, подразумевая, что в концептуальных рамках данного учебного пособия не было дидактического выбора.

Разумеется, эти девять концепций не образуют закрытую систему в теории или в понимании. Они выбраны скорее потому, поскольку мы посчитали их наиболее важными или полезными. Могут быть и другие интересные концепции, например, деньги, власть или идеология. Это пособие – скорее набор инструментов, а не теория, и оно открыто для адаптации и дополнений.

С другой стороны, попытка понять эти вопросы представляет собой поиски значения, а конструктивистский подход определяет процесс обучения как попытку создать значение. Учащиеся связывают новую информацию с тем, что они уже знают и что они уже поняли. Таким образом, данный паззл может рассматриваться как символ того, как учащийся создает значение. Учащиеся попытаются увязать вместе основные концепции ВДГ/ОПЧ. Тем самым, они в своем сознании будут создавать свой собственный паззл, с разными связями и с разной индивидуальной расстановкой его элементов. Возможно, они вскроют пробелы или отсутствующие связи, будут задавать вопросы, которые выходят за рамки группы основных концепций этой книги. Результаты у учеников будут разные, и паззл это отразит благодаря тому, что концепции будут изложены в разной форме, отличающейся от вышеприведенной диаграммы и таблицы. Ученики могут сделать ошибки при создании собственных паззлов, и поэтому они должны поделиться своими результатами в классе. В случае необходимости, учащийся или учитель должен их исправить (деконструкция).

Когда учитель использует это пособие и готовит уроки, он или она должны себе представлять, как связаны эти концепции и как учащиеся могут или должны понимать их.

Как говорится, образ объясняет больше, чем тысяча слов. Таким образом, данный паззл может рассказать читателю очень много об основных концепциях в этой книге, о выводах в отношении дидактического выбора и о конструктивистском обучении.

Образы поддерживают активного читателя (метаразмышления)

В этой главе рассматривалась абстрактная идея – концепции. Автору было не просто объяснить свою позицию, а читателю не просто ее понять. Такой общий опыт автора и читателя во многом аналогичен тому, как взаимодействуют учителя и ученики. Поэтому важно проанализировать коммуникацию между автором и читателем в этой главе. В этом процессе мы вновь использовали индуктивный подход, исходя из конкретного, общего опыта для разработки общего подхода, который может применяться в других областях, в частности, в преподавании и обучении.

Исследования показали, что многие пользователи книг смотрят на иллюстрации и диаграммы до того, как они изучают текст. Сила иллюстраций в том, что они обращаются с эстетическим призывом к нашему воображению, и в них концентрируется информация. Слабость же их в том, что эта информация передается невербально. Зритель может создать в своем воображении такую идею, которая противоречит намерению автора.

Автор, читатель и информация образуют отношения в виде треугольника. В этой структуре один из элементов в отношениях между двумя другими всегда отсутствует. Это означает, что автор не полностью контролирует информацию, которую читатель формирует в своем сознании, точно так же как ни один учитель не может определить, что же, в конце концов, ученик запомнит или забудет. Однако если читатель заинтересован и стремится узнать, правильно ли его или ее понимание образа – соответствует ли это намерению автора – то автор должен предоставить текст, который комментирует или поясняет изображение.



Интересно сравнить структуру коммуникаций между автором и читателем с коммуникациями между учителем и учениками в этой модели дидактического треугольника. Существуют структурные аналогии, но при этом и значительные отличия.

В обоих случаях имеется треугольная структура, что означает, что ни один из элементов или участников не доминирует над целым. Авторы общаются со своими читателями через такое средство, как это пособие. Как правило, речь идет об одностороннем общении. Автор и читатель редко встречаются лично, и авторы не всегда получают регулярные отклики. Автор не обладает полным контролем в отношении той информации, которая возникает в сознании читателя.

В классе учитель также не обладает полным контролем над процессами обучения учащихся. Однако личные отношения между учениками и учителем обеспечивают постоянную обратную связь, а сама личность учителя является мощным средством в процессе преподавания.

Когда читатель смотрит на изображение, то в своем сознании он формирует определенную информацию и предвосхищает, что же ожидать при прочтении текста, который будет предоставлен ему автором. Возможно, читатель увидит, что его или ее понимание образа подтверждается, или возможно он или она деконструируют некоторые элементы. Образы помогают создать диалог между автором и читателем, который происходит в сознании читателя. Сочетание образа и текста поддерживает активного читателя – и мыслителя.

Восприятие образов является ключевым навыком в так называемом информационном обществе, и учащиеся должны получить подготовку для приобретения такого навыка. Исходя из этого, мы предлагаем, чтобы учитель поделился этим паззлом с учениками. Пояснить смысл образа должен либо учитель, либо сами ученики. Учитель мог бы использовать этот паззл для введения учащихся в программу, предлагаемую в данном пособии, или для подведения итогов в конце учебного года. Ученики могут разрезать данный паззл на девять составных и реконструировать его в соответствии с той программой, которая закрепилась в их сознании. Благодаря обмену своими личными комбинациями и связями между частями паззла и теми концепциями, которые за ними стоят, ученики поймут собственные подходы к обучению и пониманию. Размышляя об этом опыте на уровне концептуального обучения, они могут понять, что свобода мысли и выражения – это не только условия демократического принятия решений, но также и чтение и обучение.

Часть 1

Личность и общество


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconЗакон убывания силы эмоции в зависимости от времени и расстояния
Психология содержит в себе слишком много субъективных не формализованных понятий. Каждый человек понимает, что такое хорошо и что...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconЧто такое философия?
Источник сканирования: Ж. Делез, Ф. Гватттари Что такое философия? (пер с фр. С. Н. Зенкина)
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconУмственная отсталость – помогите своему ребенку
Поэтому распространение среди населения данной брошюры позволит семьям найти ответы на многие вопросы: что такое «умственная отсталость»,...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconИнтервью Григория Петровича Климова по случаю его 80-летия
Григорий Петрович Вы работаете с людьми особого типа, людьми с комплексом власти уже 50 лет. Что это за люди? Что такое "Комплекс...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconК. Кёниг Что такое лечебная педагогика?
Что такое лечебная педагогика вообще? В чем можно видеть начало лечебно-педагогического движения?
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconДцп что это такое?
Дцп – что это такое? Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconЧто же такое праздник?
Что же такое праздник? Праздник это день без работы, день отдыха. В каждой стране очень много разных праздников: языческие, церковные,...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconПрограмма по курсу «Социальная идентичность и ее формы в современной России»
Учебная программа по курсу «Социальная идентичность и ее формы в современной России» предназначена для подготовки студентов по направлению...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconЧто же такое презентация?
В течение нашей жизни довольно часто попадаем в ситуации, когда нам нужно выступать. Взять хотя бы те же самые уроки. Мы с вами выступаем...
1: Стереотипы и предрассудки. Что такое идентичность? iconБилли джоэла
Я вообще перестал понимать, что к чему. “Что же это такое? думал я. Что все они хотят этим сказать?” Роман классика современной японской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница