Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы»




Скачать 20,26 Kb.
НазваниеИнформация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер20,26 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Информация

о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан

на 2005-2010 годы

за первое полугодие 2008 года


Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы»

п.5.1. Солидарная и совместная ответственность государства и человека за его здоровье

Министерством разработан проект Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Кодификация законодательства в области здравоохранения позволит повысить статус медицины, систематизировать большое количество законодательных актов, действующих в сфере охраны здоровья, гармонизировать их с международным законодательством, улучшить уровень медицинского обслуживания граждан и изменить отношение общества к вопросам здравоохранения. Проект Кодекса постановлением Правительства Республики Казахстан № 1359 от 29 декабря 2007 года внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В настоящее время проект Кодекса обсужден в Комитетах Мажилиса и находится на рассмотрении рабочей группы, созданной в Мажилисе, под председательством депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Г.Сейтмаганбетовой.

Предоставление гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) населению представляет собой исполнение обязательств государства по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Необходимо отметить, что ГОБМП формируется с учетом четких принципов, указанных в Госпрограмме. Перечень услуг ГОБМП соответствует финансовым возможностям государства, что подтверждается при планировании республиканского бюджета на предстоящие годы. Социальная справедливость в доступности медицинской помощи реализуется тем, что каждый гражданин республики, вне зависимости от уровня доходов, места работы, места жительства имеет право на получение медицинской помощи и обеспечивается медицинскими услугами в пределах ГОБМП.

Согласно Перечню ГОБМП, утвержденному Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2007 года №853 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на 2008-2009 годы», лекарственными средствами обеспечиваются:

  • беременные женщины препаратами йода и железа; для этих целей из средств местных бюджетов выделено 755,7 млн. тенге, с начала года заключены договора на сумму 320,6 млн. тенге – 42,4% от годового плана финансирования;

  • дети до 18 лет, находящиеся на диспансерном учете при лечении на амбулаторном уровне по следующим видам заболеваний: железодефицитная анемия, болезни желудочно-кишечного тракта, пневмония, хронический бронхит и бронхиальная астма. Всего в 2008 году на эти цели из средств местных бюджетов выделено 921,5 млн.тенге, за отчетный период заключены договора на сумму 321,8 млн.тенге – 34,9%;

  • дети до 5-ти летнего возраста, в 2008 году из средств местных бюджетов выделено 717,2 млн.тенге, за отчетный период заключены договора на сумму 256,4 млн.тенге или 35,6% от годового плана финансирования;

  • взрослое население, состоящее на диспансерном учете, которое обеспечивается лекарственными средствами на льготных условиях при лечении в соответствии с утвержденным перечнем заболеваний. Из средств местных бюджетов в 2008 году выделено 1424,9 млн.тенге, с начала года заключены договора на сумму 591,7 млн.тенге или 41,5% от годового плана финансирования.

На проведение профилактических осмотров населения из средств местного бюджета в 2008 году было выделено 3147,5 млн.тенге, освоено за 6 месяцев текущего года 49,0% от годового плана финансирования.

Уровень расходов на оказание ГОБМП, без учета расходов других ведомств, в расчете на 1 жителя в 2008 году составил 14949 тенге, что на 14,2% больше, чем в 2007 году – 12686 тенге. На местном уровне этот показатель увеличился на 13,8% со 11982 тенге в 2007 году до 13636 тенге в 2008 году.

Общая сумма затрат на ГОБМП в 2008 году составила 225,6 млрд.тенге, что на 15,5% выше финансирования ГОБМП 2007 года (195,3 млрд. тенге). В результате увеличен объем закупа химиопрепаратов онкологическим больным, противотуберкулезных лекарственных средств, вакцин и других иммунобиологических препаратов, а также медикаментов для больных сахарным диабетом.

Предоставление медицинской помощи сверх ГОБМП осуществляется за счет собственных средств граждан, а также в рамках системы добровольного медицинского страхования (далее – ДМС). В целом развитие ДМС решает вопрос не только дополнительного финансирования здравоохранения, но и способствует обеспечению доступности медицинских услуг для населения, повышению эффективности, качества и уровня сервиса медицинского обслуживания. По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, на 1 июня 2008 года по классу страхования на случай болезни было привлечено 2,3 млрд. тенге (5 месяцев 2007 года – 1,0 млрд. тенге).

Соблюдение солидарной ответственности подразумевает разделение ответственности государства, работодателя и самих граждан за сохранение и укрепление здоровья. Необходимо отметить, что этот принцип охватывает не только здравоохранение, но и другие сферы общественных отношений и имеет соответствующее правовое регулирование в различных нормативных правовых актах. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» в республике создан соответствующий правовой институт. Кроме того, Трудовым Кодексом Республики Казахстан также предусматриваются нормы, представляющие собой исполнение обязательств работодателей по сохранению здоровья работника, а именно гарантии по проведению обязательного профилактического осмотра за счет работодателя, сохранению за работником, направленным на медицинский осмотр, работнику – донору средней заработной платы и иных компенсаций, предоставлений перерывов или сокращенного рабочего дня кормящим и беременным женщинам, при работе с вредными (особо вредными) условиями труда.

В республике создается институт ответственности граждан за собственное здоровье, в действующем законодательстве предусматриваются меры административной ответственности за сокрытие гражданами информации о нахождении в контакте с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, или уклонения граждан от лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Кроме того, Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «Об охране здоровья граждан» предусматриваются обязанности граждан, по сохранению и укреплению своего здоровья (соблюдение предписаний медицинских работников, органов и организаций здравоохранения, соблюдение режима, действующего в медицинских организациях, прохождение профилактических медицинских осмотров и т.д.).


п.5.2. Реформирование и развитие системы организации медицинской помощи населению

пп.5.2.1. Реформирование ПМСП – основа эффективности функционирования системы здравоохранения

Поэтапный переход на модель, основанную на принципах общей врачебной практики и новых экономических методах управления - это позитивный поэтапный процесс, включающий в себя поэтапную подготовку и переподготовку медицинских кадров по общей врачебной практике; внедрение двухкомпонентного подушевого финансирования; внедрение модели частичного фондодержания; преобразование организаций ПМСП из государственных учреждений в государственные предприятия.

На начало 2008 года число самостоятельных амбулаторно-поликлинических организаций составило 2860 поликлиник, из них 1989 – государственные, 871 – частные.

На 1 июля 2008 года функционируют 116 центров первичной медико-санитарной помощи (далее – ЦПМСП, с начала года создано 56 ЦПМСП в 6 регионах республики (городах Астана и Алматы, Кызылординской, Восточно- и Южно-Казахстанской областях). Типизирована сеть более 1,5 тысяч врачебных амбулаторий и 3,9 тысяч медицинских пунктов, по итогам 2007 года действовало 3,4 тысячи медицинских пунктов. Не начаты мероприятия по типизации сети в Карагандинской области.

На 1 июля 2008 года в республике функционируют 197 самостоятельных поликлиник смешанного типа, предоставляющих услуги общей врачебной практики и специализированную помощь, в 2008 году создано 7 поликлиник смешанного типа.

Охват иммунизацией населения против вакциноуправляемых инфекций составляет 95%, что соответствует оптимальным показателям.

Проблемным остаются вопросы дефицита квалифицированных кадров. На сегодняшний день, по данным управлений здравоохранения областей, городов Астана и Алматы, общая потребность во врачебных кадрах составляет 5789, из которых более 2000 специалисты для сельской местности. В 2008 году наибольшая потребность во врачах отмечается в г.Астана 873 врача, что обусловлено введением в эксплуатацию новых объектов здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 25.01.2008г. № 67 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета на 2008 год областным бюджетам, бюджетам городов Астана и Алматы на здравоохранение» на 2008 год на оснащение сельских и городских организаций ПМСП медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения из республиканского бюджета было предусмотрено 1561,3 млн. тенге, местными исполнительными органами освоено 55,9% от годового плана финансирования. Заключены договора на поставку более 510 единиц медицинского оборудования и изделий медицинского назначения.

Согласно данным ежеквартального мониторинга технико-экономических показателей медицинских организаций за первое полугодие 2008 года уровень оснащенности объектов ПМСП медицинским оборудованием и изделиями медицинского с учетом проводимой типизации организаций ПМСП составляет: МП - 27,4%, ФП – 32,8%, ФАПов – 20,4%, СВА/ВА – 29,6%, ЦПМСП – 25,9% (I полугодие 2007 года: МП – 32,4%; ФП – 32,8%; ФАПов – 71,8%; СВА/ВА – 28,3%; ЦПМСП – 39,5% ).

Низкий уровень оснащенности организаций ПМСП медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения обусловлен проводимой реорганизацией ПМСП в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2005 года № 1304 «О мерах совершенствования первичной медико-санитарной помощи населению Республики Казахстан», а также введением в базу данных ТЭП утвержденных минимальных нормативов оснащения организаций ПМСП от 2005 года, где норматив оснащения представлен шире по сравнению с нормативами от 2003 года и пересмотром в III квартале 2007 года методики расчета оснащенности в базе данных ТЭП.

Уровень телефонизации ЦРБ -100%, СУБ/СБ – 92,8%, ЦПМСП – 91,9%, СВА – 95,4%, ВА – 89,1%; ФАП и ФП – 74,8%, проблемным вопросом остается телефонизация МП – 40,5% (I полугодие 2007 года: ЦРБ – 100%, СУБ/СБ – 100%, ЦПМСП – 88,8%, СВА – 95,2%, ВА – 88,5%, ФАП – 64,8%, ФП – 35,1%, МП – 38,1%). Налажена электронная связь со всеми районными больницами.

Обеспеченность компьютерами объектов ПМСП составляет 70,2%, на селе – 67,2% .

По данным технико-экономических показателей организаций здравоохранения (далее - ТЭП) по республике в аварийном состоянии находится 271 здание организаций ПМСП, то есть 4,6% от общего количества объектов ПМСП. В приспособленных помещениях размещены более 78% объектов ПМСП.

В первом полугодии 2008 года в больничных организациях республики прошли курс стационарного лечения 1480,2 тыс. больных (I полугодие 2007 года – 1358,2 тыс.больных). За отчетный период число дневных стационаров в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 5,3%, при этом число пролеченных больных увеличилось на 20% и составило 354,3 тыс.человек.

В 2008 году продолжено исполнение мероприятий по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан на амбулаторном уровне на льготных условиях. На эти цели из средств местного бюджета выделено 1424,9 млн.тенге, с начала года заключены договора на сумму 591,7 млн.тенге или 41,5% от годового плана финансирования. За отчетный период лекарственными средствами на льготных условиях обеспечены 229,6 тысяч человек, то есть 59,1% от числа запланированных больных.

На лекарственное обеспечение детей до 5 –летнего возраста в 2008 году из средств местного бюджета выделено 717,2 млн.тенге, за отчетный период заключены договора на сумму 256,4 млн.тенге или 35,6% от годового плана финансирования. С начала года лекарственными средствами обеспечено 249,7 тысяч детей или 36,6% от запланированного числа нуждающихся больных.

На лекарственное обеспечение детей и подростков в 2008 году из средств местного бюджета выделено 921,5 млн.тенге, за отчетный период заключены договора на сумму 321,8 млн.тенге – 34,9%. По состоянию на 1 июля 2008 года медикаменты получили 106,1 тысячи детей до 18 лет, то есть 46,4% от нуждавшихся в лекарственном обеспечении.

На обеспечение беременных женщин препаратами йода и железа из средств местного бюджета выделено 755,7 млн. тенге, с начала года заключены договора на сумму 320,6 млн. тенге – 42,4% от годового плана финансирования. По состоянию на 1 июля 2008 года 159,8 тысяч беременных обеспечены железо- и йодсодержащими препаратами, что составляет 49,4% от плана.

Неотъемлемым компонентом ПМСП является служба скорой медицинской помощи (далее – ССМП). Количество вызовов скорой помощи за отчетный период, по оперативным данным, составило 2395,3 тыс., за I полугодие 2007 года - 2384,4 тыс. вызовов. Анализ показал, что в среднем по республике неотложные вызова (более 43%) продолжают превалировать над экстренными (около 40% случаев). Вместе с тем на прежнем уровне остается удельный вес необоснованных вызовов – 2,1%.

В 2008 году на приобретение санитарного автотранспорта для служб скорой и неотложной медицинской помощи предусмотрено 588,4 млн.тенге, освоено 202,9 млн.тенге или 34,5% от годового плана финансирования. Заключены договора на поставку 21 единицы автотранспорта.


пп.5.2.2. Развитие здравоохранения на селе

По данным управлений здравоохранения областей в 2008 году за счет средств местного бюджета ведется строительство и реконструкция сельских объектов здравоохранения на сумму 1,9 млрд. тенге. На текущий год запланирован капитальный ремонт 342 сельских объектов здравоохранения на сумму 3,3 млрд.тенге.

За счет средств местного бюджета на укрепление материально-технической базы сельских организаций здравоохранения из средств местного бюджета выделено 2,3 млрд.тенге, освоено за отчетный период 1,5 млрд.тенге, то есть 65,2%.

По данным ТЭП организаций здравоохранения на селе в аварийном состоянии находится 263 здания организаций ПМСП. В приспособленных помещения размещены более 80% сельских объектов ПМСП.

Согласно данным ежеквартального мониторинга технико-экономических показателей медицинских организаций за первое полугодие 2008 года уровень оснащенности сельских объектов ПМСП медицинским оборудованием и изделиями медицинского с учетом проводимой типизации организаций ПМСП составляет: МП - 27,7%, ФП – 32,6%, ФАПов – 20,0%, СВА/ВА – 23,7%, ЦПМСП – 20,4%, районных поликлиник на селе – 35,8% (I полугодие 2007 года: МП – 32,5%, ФП – 24,7%, ФАП – 39,8%, СВА/ВА – 33,3%, ЦПМСП – 10,2%, районных поликлиник на селе 31%).

Низкий уровень оснащенности организаций ПМСП медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения обусловлен проводимой реорганизацией ПМСП, расширением нормативов и пересмотром методики расчета оснащенности. При этом уровень оснащенности медицинским оборудованием объектов ПМСП (с учетом пересмотра формул расчета оснащенности) в сравнении 2005 годом увеличился почти в 3 раза.

Уровень телефонизации организаций здравоохранения на селе по республике по состоянию на 1 января 2008 года составил: ЦРБ -100%, СУБ/СБ – 92,8%, ЦПМСП – 90,6%, СВА – 94,7 %, ВА – 89,1%, ФАП – 80,3 %, ФП -71,8%, МП - 40,5%. Низкий уровень телефонизации объектов ПМСП отмечен в Южно-Казахстанской, Кызылординской, Западно- и Восточно-Казахстанской областях.

С целью повышения доступности специализированной медицинской помощи продолжено внедрение телемедицины в сельском здравоохранении. В 2008 году планируется внедрение телемедицины в 8 районах Жамбылской, 7 районах Актюбинской 4 районах Мангыстауской области.

За отчетный период в регионах, внедривших телемедицину, проведено 3767 телемедицинских консультаций. Сеансы телемедицины проводятся в виде телеконференций с привлечением узких специалистов различного профиля.

Типизирована сеть более 1,5 тысяч врачебных амбулаторий и 3,9 тысяч медицинских пунктов, по итогам 2007 года действовало 3,4 тысячи медицинских пунктов. Не начаты мероприятия по типизации сети в Карагандинской области.

В целях повышения автономизации организаций здравоохранения планируется их поэтапное преобразование в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения. Руководители медицинских организаций будут более самостоятельны в административно-хозяйственной деятельности, в том числе в вопросах материального стимулирования персонала. Методика преобразования государственных организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения утверждена приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан №287 от 20 мая 2008 года. Кроме того, приказом утвержден состав экспертной комиссии по отбору подведомственных Министерству государственных организаций здравоохранения для последующего их преобразования.

В сельской местности сохраняется дефицит медицинских кадров. Так, потребность во врачах на селе составляет более 2,0 тысяч. Возросшая потребность в медицинских кадрах также обусловлена строительством и вводом новых объектов здравоохранения.

В целях удовлетворения потребностей в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием предусмотрено ежегодное (поэтапное) увеличение приема обучающихся по государственному заказу в медицинские вузы и колледжи на республиканском уровне. Количество образовательных грантов в 2007 году составило 4000, против 3500 в 2006 году. Прием специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием на республиканском уровне в рамках государственного заказа в 2007 году составил 450 человек. На 2008-2009 учебный год постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.06.2008 года № 591 утвержден государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием в количестве 4500 человек и подготовку специалистов с техническим и профессиональным медицинским образованием в количестве 500 человек.

С целью закрепления кадров законодательно определены квоты для абитуриентов при поступлении в медицинские вузы. Продолжается работа по непрерывному профессиональному обучению специалистов ПМСП.

Кроме того, рабочей группой при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан был разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной поддержки, стимулирования работников социальной сферы сельских населенных пунктов». В данном проекте предусмотрены меры социальной поддержки в виде единовременного денежного пособия для возмещения затрат на переезд к месту работы и перевозку багажа по фактическим расходам; на покупку жилья; обзаведение личным подсобным хозяйством. В целом на 2009-2011 годы для закрепления 7340 специалистов здравоохранения потребуется 5,8 млрд.тенге.

В реализацию Закона Республики Казахстан «Об образовании» принято постановление Правительства Республики Казахстан № 58 от 23 января 2008 года «Об утверждении Правил присуждения образовательного гранта». В указанном постановлении учтены предложения Министерства в части определения квоты для подготовки специалистов по медицинским специальностям при условии дальнейшей работы в сельской местности в течении трех лет после окончания вуза.

Работа по привлечению молодых специалистов в сельскую местность проводится и местными исполнительными органами. Во всех регионах предусмотрены средства из местного бюджета на «социальный пакет» для молодых специалистов.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconОб утверждении Программы по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы в целях реализации постановления
Ублики Казахстан от 14 апреля 2010 года №302 «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной...
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconОб утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в целях реализации
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «о стратегическом плане развития Республики...
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconГосударственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы
В отрасли здравоохранения приняты 2 новых, внесены изменения и дополнения в 15 действующих законов, что позволило в целом сформировать...
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconОтчет о ходе реализации Концепции достижения
Республики Казахстан на 2008-2015 годы и Плана мероприятий по ее реализации на 2008-2010 годы по итогам 2008 года
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconИнформация по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы (далее гпфиир) за І полугодие 2012 года
Формирование конкурентоспособного экспортоориентированного национального сектора инфокоммуникационных технологий (далее икт)
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconОб утверждении отраслевой Программы "Жасыл даму" на 2010-2014 годы" Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года №924
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 "о стратегическом плане развития Республики...
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconПлан мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан
Цель: Улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconГосударственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 2015 годы Содержание
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconКодекс республики казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения
См.: перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Кодекса, утвержденный распоряжением Премьер-Министра...
Информация о ходе реализации Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы за первое полугодие 2008 года Раздел 5 «Основные направления и механизмы реализации Программы» iconКодекс республики казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения
См.: перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Кодекса, утвержденный распоряжением Премьер-Министра...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница