Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8)




Скачать 18,39 Kb.
НазваниеМедицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8)
страница1/20
Дата03.02.2016
Размер18,39 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


Сумский государственный университет


Т. В. Иванова


СОЦИОЛОГИЯ.

МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие


Сумы


Сумский государственный университет

2013

УДК 316(075.8)

ББК 60. 5

И - 21


Рецензенты:

Пирен М. И. - доктор социологических наук, професор института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины.

Карпенко К. И. - доктор философских наук, професор кафедри философии, социологии и медицинской социологии ХНМУ.

Кузикова С. Б. – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Сумского государственного педагогического университета
им. А.С.Макаренко.


Рекомендовано к печати Учёным советом Сумского государственного университета (протокол № 8 от 11.03.2010р.)


Иванова Т. В.
И-21 Социология. Медицинская социология: учебное пособие /
Т.В.Иванова - Сумы: Изд-во СумГУ, 2013. - 252 с.


В пособии представлен курс общей социологии, раскрыты особенности структуры общества и его основных элементов. Кроме того, освещаются проблемы медицинской социологии: понятия и социальные аспекты здоровья и заболеваний, типы медицинских систем, статусно-ролевые отношения между врачом и больным.

Для медицинских институтов и факультетов. Материал, изложенный в пособии, может быть полезным для студентов других специальностей.


УДК 316(075.8)

ББК 60.5

© Иванова Т.В.


Введение


Все мы живем в постоянно изменяющемся мире. Почему, отчего и как происходят эти изменения, что ожидает нас в будущем? Все эти вопросы имеют прямое отношение к социологии, так как это наука о социальной жизни человека, групп, обществ. «Социум» – общество, «логос» – знание, «социология» – наука об обществе.

В широкий научный оборот, данный термин ввел французский философ Огюст Конт в середине ХIХ века. Но и до этого ученые занимались изучением и осмыслением проблем общества. Ученых всегда интересовало, – каким образом общество влияет на отдельного человека, какой вклад вносит отдельная личность в развитие всего человечества?

Вопросы, связанные с развитием индивида в семье, изучение различных компонентов социальной структуры и общественных отношений мы находим уже в работах Платона и Аристотеля. Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

На основе идей Платона и Аристотеля Николо Макиавелли, мыслитель Нового времени, создал оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение “Государь” продолжает основную линию рассуждений Платона, однако акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера.  Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Английский философ Томас Гоббс сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?», – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т. е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности. Гражданское общество – высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми.

Во многом становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII – начале XIX веков, когда социальные изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену феодализму, характерной для которого была тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей.

Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни социальной группы, социальной общности, социальных процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод. В свою очередь, развитие свободной конкуренции в экономике, политике, духовной сфере также поставило в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей и политиков от умения использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. К середине XIX века потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе с острой необходимостью стали требовать новых подходов, формирования нового типа социальных знаний. Возникновение социологии было ответом на потребности формирующегося гражданского общества.


1. Становление социологии как научной дисциплины


1.1. Историческое развитие социологии.

1.2. Основные направления социологии ХХ века.

1.3. Предмет современной социологии.


1.1. Историческое развитие социологии


Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798 –1857). В 1824 г. О. Конт опубликовал одну из первых работ, где концепция науки об обществе названа им "социальной физикой".

Он первым предложил термин «социология», использовав его в своей работе «Курс позитивной философии», которая вышла в 1838 году. Конт считал, что социология может дать основанное на научных фактах знание об обществе. Социологию он рассматривал как новую науку, которая должна занять свое место среди других наук – химии, физики и биологии.

Конт является представителем позитивизма в социологии. Позитивизм – это понятие, относящееся к области философии науки. Позитивизм характеризуется, главным образом, требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта.

Конт считал, что социология должна быть научной, то есть использовать приемы наблюдения, эксперимента и сравнения. Научный позитивизм Конта сочетался с его эволюционным взглядом на общество и мышление. Общество, по Конту, проходит три основные стадии развития – примитивную, промежуточную и научную. Прогресс мышления последовательно включает теологический, метафизический и позитивный этапы.

Развитие общества Конт рассматривал по аналогии с эволюцией живых организмов. Как организмы изменяются от примитивных до сложных, так и общество в ходе своего развития усложняется, дифференцируется и специализируется.




Рисунок 1. 1.
Социология, по мнению Конта, представляющая собой вершину наук, должна заниматься анализом социальной статики и социальной динамики. Социальная динамика рассматривает общие законы социального развития, а социальная статика анализирует структуру общества и взаимодействие отдельных его элементов.

Конт также изучал функциональную роль социальных институтов (семья, собственность и государство) в поддержании социального порядка.

В последние годы Конт занимался разработкой способов изменения общества на основе законов социологии. Он мечтал создать социолатрию — нечто вроде нового религиозного культа — но не Бога, а Человечества как единого великого существа. Целый ряд идей Конта в чем-то предвосхищали созданные позднее теории Тейяр де Шардена, В. Вернадского, Н. Федорова.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – один из известных ученых, оказавший влияние на современную социологию. Дюркгейм был первым, кто превратил социологию из описательной дисциплины в научную. По его мнению, социология должна заниматься исследованием социальных фактов. К социальным фактам ученый относил различные аспекты социальной жизни, которые влияют на поведение индивида. Примерами социальных фактов могут быть уровень экономического развития, религиозные ценности, моральные нормы, уровень заболеваемости в обществе и т. д. Дюркгейм считал, что социология должна изучать социальную жизнь с таким же уровнем объективности, с каким изучаются природные явления в физике или химии. Он выдвинул известный принцип социологии – «Изучать социальные факты как явления».

Дюркгейм выделял следующие особенности социальных фактов. Во-первых, они являются внешними по отношению к индивиду, то есть не относятся к его внутреннему миру. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Во-вторых, они накладывают определенные ограничения на действия индивида, т. е. являются принудительными. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. В-третьих, социальные факты существуют объективно и не зависят от желаний индивида.
Социальные факты подразделяются, в свою очередь, на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

В 1897 году Дюркгейм опубликовал книгу «Самоубийство», в которой показал, что даже такое индивидуальное решение, как намерение покончить с собой, является продуктом различных социальных влияний. Основываясь на изучении статистики самоубийств в различных обществах и социальных группах, Дюркгейм выявил четыре типа суицидального поведения. «Эгоистические» самоубийства характерны для современного общества, в котором сильна ориентация на индивидуальную свободу и независимость. «Аномические» самоубийства встречаются в периоды резких социальных изменений. Индивид испытывает дискомфорт от отсутствия четких и понятных норм и правил поведения, ощущает себя потерянным и ненужным. В более простых обществах (либо в социальных группах с жестким контролем за поведением, таких, например, как армия) встречаются «альтруистические» самоубийства, совершаемые во благо группы. «Фаталистические» самоубийства являются результатом чрезмерной социальной регуляции. Такие самоубийства встречались, например, среди рабов.

Большое внимание Дюркгейм уделял изменениям, которые происходили в обществе. Он считал, что стабилизирующими факторами в обществе являются общие ценности, традиции и обычаи. Фактором же, который, по мнению Дюркгейма, способствует общественному развитию, является разделение труда. Ученый считал, что разделение труда заменило религию, которая также выступает объединяющим фактором в обществе. По мере развития и расширения профессиональной специализации люди все больше становятся зависимыми друг от друга, вырабатывая товары и услуги, в которых нуждаются другие. Например, жизнь городского человека очень зависит от работы котельной и поставщиков газа (для тепла в квартире), от нормального функционирования городского транспорта, от наличия продуктов в магазине, от работы больниц, школ, развлекательных заведений и т. д.

Исходя из анализа социального развития, Дюркгейм описал две основные формы социального порядка. В традиционных (примитивных) обществах существует механическая солидарность. Она основана на общих убеждениях и соглашениях и выражается в пределах коллективного сознания. Коллективное сознание ученый рассматривал как социальный факт, который принуждает людей вести себя определенным образом. В процессе индустриализации, урбанизации и коллективизации механическая солидарность и моральная интеграция разрушаются. В современном обществе появляется органическая солидарность. Эта форма социального порядка основана на экономической взаимозависимости, возникающей в результате дифференциации и специализации в современной экономике.

По мнению Дюркгейма, изменения в современном обществе происходят настолько быстро и интенсивно, что порождают возникновение серьезных социальных проблем, которые выражаются в форме аномии – отсутствии регулирующего влияния социальных норм. Традиционные моральные нормы исчезают, для формирования новых норм необходим достаточно продолжительный период. В такой ситуации человек ощущает беспомощность и потерю смысла жизни. Дюркгейм выражал беспокойство в связи с опасностью для общества, исходящей от индивидов, не чувствующих, что социальные нормы являются значимыми для них, т. е. находящихся в состоянии аномии.

Макс Вебер (1864–1920) – ученый, оказавший значительное влияние на социологию. Его часто называют основателем современной социологии. Он подчеркивал, что социология должна изучать проблемы социального действия. Вебер различал четыре типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностно-рациональное. Традиционные действия – это действия, которые совершаются потому, что они ранее совершались в прошлом. Типичное объяснение такого действия – «так принято», «всегда так делали». Подобные действия оправдывают себя в традиционном, мало изменчивом обществе, но часто оказываются неэффективными в ситуации быстрых социальных перемен. Аффективные действия совершаются с целью выражения эмоций. Целерациональное действие – это действие, при котором человек выбирает средства достижения цели и оценивает полезность самой цели. Подобный тип действия характерен для современного общества, когда человек не столько ориентирован на общепринятые формы поведения, сколько на его целесообразность и выгодность для себя. При ценностно-рациональном действии человек воспринимает цель как нечто самодостаточное. Данный вид действия, по Веберу, является наиболее осмысленным. Таким образом, для современного общества характерна возрастающая рационализация.

Один из источников рационализации в западных обществах – это культурные изменения, порождаемые протестантской этикой. Протестантизм не выступает у Вебера непосредственной причиной капитализма, однако он, по мнению ученого, способствовал формированию особых форм поведения и отношения к реальности.

Для протестантизма, в отличие от традиционных христианских верований, ключевым моментом является индивидуальная вера во Христа. Спасение от греха зависит от индивидуальных усилий отдельного человека – через праведную жизнь, которая заключается в трудолюбии, общественном служении, развитии самоконтроля и самодисциплины. Протестантизм повлиял на формирование ценностей раннего капитализма – индивидуализм, стремление к достижениям, предприимчивость, расчетливость, преданность организации.

Изучая природу современного общества, Вебер приходит к выводу, что капитализм как особая форма социальной и экономической жизни является лишь одним, но не главным фактором социального развития. Гораздо большее влияние на социальный прогресс оказывают наука и бюрократия. Наука создала современную технологию, развивающуюся очень быстрыми темпами. Бюрократия же, по Веберу, – это единственный способ эффективной организации многочисленных групп людей, поэтому она неизбежно будет увеличиваться в ходе общественного развития.
«При ознакомлении с профессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составом населения неизменно обращает на себя внимание одно явление, неоднократно обсуждавшееся в католической печати и литературе и на католических съездах Германии. А именно – несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, среди высших квалифицированных слоев рабочих, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».

М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
Вебер считается основателем нового взгляда на социологию, который был назван «понимающая социология». По его мнению, социология не должна анализировать человеческие действия «извне», копируя методы естествознания. Как вы помните, подобный подход к социологии очень ярко был выражен у Дюркгейма, в его теории социальных фактов, которые, существуя объективно и независимо от человека, оказывают влияние на его поведение. «Понимающая социология», напротив, ориентирована на распознание смыслов, которые вкладывает человек в свои действия, на понимание его намерений и целей, которым служат действия человека. Например, столь простое действие, как улыбка, не является однозначным. Улыбка может сигнализировать о доброжелательном отношении к человеку, она же может быть и злорадной, заискивающей, торжествующей и т. д. Неспособность понимать смысл действий может привести к серьезным заблуждениям, так как к одной категории могут быть отнесены действия, фактически имеющие разный смысл.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconСистематический курс учебное пособие Часть II. Социальная философия Кемерово 2008 удк 101 (075)
В. И. Красиков, доктор философских наук, профессор (Кемеровский государственный университет)
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconПсихолого-педагогических научных исследований учебное пособие Павлодар удк 37: 001. 89 (075. 8)
Учебное пособие предназначено для учащихся колледжей, студентов педагогических специальностей вузов, магистрантов, аспирантов, соискателей...
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconУчебное пособие удк 647. 252. 1/,2(075. 32) Ббк 36. 99я722 К309
К309 Контрольные материалы по профессии «Повар» : учеб, пособие для нач проф образования / Т. А. Качурина, — М. Издательский центр...
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconУчебно-методическое пособие г. Ахтубинск 2008 б- удк 621. 396 001. 24 (075) московский авиационный институт (государственный технический университет) Быков А.
Целью работ является освоение методов моделирования, понятие о моделировании динамических звеньев и сигналов
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconМетодические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ для студентов специальностей 030508, 03050801, 03050801 «Финансы и кредит» всех форм обучения
Методические указания по организации самостоятельного выполнения выпускных квалификационных работ / составители: П. В. Тархов, В....
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2010 удк 616-058: 93/99+61(06) isbn 57645-0189
В. П. Романюк, В. С. Лучкевич, И. Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. – Спб.: Спбгма им. И. И....
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconОсновы архивоведения учебное пособие казань 2002 удк 930. 25
Основы архивоведения: Учебное пособие. Казань: Татарское Республиканское изд-во “Хэтер”, 2002. с
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconСписок литературы с 15. 01. 2013 по 15. 02. 2013 естественные наки математика Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л.
Конышева Л. К. Основы теории нечетких множеств для бакалавров и специалистов : учебное пособие для вузов / Л. К. Конышева, Д. М....
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconРеспублики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Гуманитарно-педагогический факультет Кафедра иностранных языков
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 5B070200 «Автоматизация и управление», 5B071900 «Радиотехника, электроника...
Медицинская социология учебное пособие Сумы Сумский государственный университет 2013 удк 316(075. 8) iconУчебное пособие Воронеж 2007 гоу впо «Воронежский государственный технический университет» Ю. П. Анисимов Е. В. Солнцева
Анисимов Ю. П. Инновационный менеджмент: учеб пособие/Ю. П. Анисимов, Е. В. Солнцева; под общ ред. Ю. П. Анисимова. – Воронеж: гоувпо...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница