1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63)




Название1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63)
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер16,7 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Адыгейский государственный университет

Лаборатория моделирования и развития систем образования

Кафедра педагогики и педагогических технологий


История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени


Учебно-методические материалы

по «Истории педагогики»


М


айкоп 2008


УДК 37.0

ББК 74.03

И 90

Печатается по решению кафедры педагогики и педагогических технологий и редакционно-издательского совета

Адыгейского государственного университета


Авторы-составители: М.Р. Кудаев, Ф.Н. Апиш


История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. – 56 с.


Пособие содержит информацию по соответствующим модулям курса «История педагогики». Представленная информация последовательно трансформируется: от подробного текста – к тезисному варианту, затем – к схемоконспекту. Даны задания корректирующего (программированного) контроля и вопросы, которые могут быть использованы как преподавателем, так и студентом для самопроверки при самостоятельном освоении учебной информации. Для полного усвоения содержания текстов читателю предложены словари к каждому модулю.


© Адыгейский госуниверситет, 2008.


МОДУЛЬ 1. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ


1. Реферативное изложение учебной информации (по учебнику Джуринского А.Н. (С. 17-63)).

Рекомендация студенту: в ходе работы с текстом попытайтесь в порядке самоконтроля составить мысленно краткие ответы на приводимые после каждого логически завершенного отрывка вопросы (они выделены курсивом).


ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

  • Чем объясняется сосуществование с древнейших времен новых и старых форм, способов воспитания, социализации?

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи» (1750 до н.э.), книга «Притч иудейского царя Соломона» (начало 1-го тысячелетия до н.э.), индийская «Бхагавадгита» (середина 1-го тысячелетия до н.э.) и др.

  • Как Вы понимаете выражение «педагогические прерогативы патриархальной семьи»?

Так, в «Притчах» мы читаем: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Главные педагогические идеи «Притч» – призвание отца быть наставником, почитание родителей («мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей»).

Одновременно с укреплением общественных государственных структур в целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа.

Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения. Это же сходство – объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную – от общинно-родового строя к социально-дифференцированному обществу эпоху. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3-2-м тысячелетии до н.э. Не будучи связаны с остальным миром, они тем не менее выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древнейших цивилизаций Древнего Востока.

  • С какими изменениями в жизни непосредственно связано появление школ в древности?

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превра­щалось в подготовку ко взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны – к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для обучения подрастающего поколения.

  • Как следует понимать: «оппозиция детей миру взрослых»? Актуально ли это сейчас?

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э. начали частично дополняться собственно письменностью – клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности – важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится более сложным и требует специально­го обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало производительные возможности школы.

  • В чем особенности вариантов письменности, как их появление повлияло на обучение в древности?

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и акцент на жестких формах и методах воспитания.

  • Что определяло характер воспитания в древнем мире: интересы государства или интересы личности

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними менялись и сфера, содержание и методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания в древнейших восточных цивилизациях были семья, церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

  • Какие три социальных института определяли типы воспитания в древнем мире?

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был долгим и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рам­ках определенного общественного положения.

  • Каковы были характер обучения, его длительность, чем это объясняется?

К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей представителей аристократии и служителей культа в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

  • Чем можно объяснить сочетание школьного и семейного обучения, сложившееся к I тысячелетию до н.э.?

Возникнув как определенный итог движения общества, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса. Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что ранее было неизбежно.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и вместе с тем, как результаты специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

  • Какую роль стала играть школа в цивилизации Древнего Востока, почему? В чем состоит значение исторического опыта развития школ этого периода для дальнейшего развития мировой школы и педагогики?



ШКОЛА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

  • Каков был идеал древнего египтянина, чем объяснить одинаковое внимание обучение мальчиков и девочек?

Лишь принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям, которые, как сказано в древнем источнике, следовало «связать в единый узел» {вот почему сло­ва «знание», «учение» и «узел» изображались одним и тем же иероглифом).

Судя по древнеегипетским папирусам, детям уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья и дочери, совершив погребальный обряд, могли дать родителям новую жизнь. Выполняя родительский долг наставника, египтянин считал, что поступает праведно и обеспечивает себе счастливое существование в загробном мире предков. Египтяне верили, что после смерти человека боги на одну чашу весов кладут его душу, а на другую «кодекс поведения» (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начинать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения. Они служили стимулом для формирования нравственности и отражали идею необыкновенной значимости воспитания и обучения («Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец»).

  • Чем объясняется особое внимание древних египтян к детям и их воспитанию, обучению?

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был следующий афоризм: «Послушание – это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. На ученика постоянно сыпались уда­ры. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

  • Как идеалы и цели воспитания определяли методы и средства обучения и воспитания?

Безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор «Поучения гераклеопольского царя» (XIII в. до н. э.) писал: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи про­фессии по наследству.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений типа: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на зо­лото в сундуке», «Лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль». Запись, чтение и запоминание подобных наставлений были отнюдь не простым делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более отличавшемся от живой речи.

Как ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что уже тогда появились различия в понимании того, каким надлежит быть человеку. Автор явно осуждал тех, кто отходил от традиционной покорности и безынициативности. Он пишет, что такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Таким образом семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями раз­вивали силу, выносливость, ловкость.

  • Как осуществлялось нравственное воспитание, профессиональная подготовка детей?

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются высказывания такого типа: «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник».

Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconМ. Рабигер Режиссура документального кино и «Постпродакшн»
«монтаж». Реферативное изложение главы из книги майкла рабигера «режиссура документального кино»
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconИзложение темы по учебнику Виленкина Н. Я. и др
Н. Я., Чеснокова А. С., Шварцбурда С. И. и Жохова В. И. дается следующее определение процента: «Процентом называют одну сотую часть...
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) icon1. Понятие информации и информационных технологий
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение»
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconРабочая программа учебной дисциплины «Методы защиты информации»
Учебного пособия А. В. Соколов, В. Ф. Шаньгин. Защита информации в распределённых корпоративных сетях и системах. М., Дмк, 2002
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconРеферативное издание
Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) icon1. 3 Историческая последовательность информационно-технологической революции
Это краткое резюме позволит мне позднее опускать ссылки на технологические черты, обсуждая на протяжении интеллектуального маршрута...
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и икт в устной форме
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория информации»
По учебному плану направления подготовки бакалавра 221700 «Стандартизация и метрология», профиль «Метрология и метрологическое обеспечение»...
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconБилеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике и икт в устной форме выпускниками 9 классов
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
1. реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63) iconБилеты для итоговой аттестации по информатике и икт для основной школы
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница