Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика»




Скачать 15,59 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика»
Дата03.02.2016
Размер15,59 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет

Прикладная математика


Программа дисциплины
Стохастическое моделирование



для направления 657100«Прикладная математика» подготовки специалиста


Автор программы: Энатская Н.Ю., к.ф.-м.н., доцент, nat1943@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры Высшей математики «___»____________ 20 г

Зав. Кафедрой Четвериков В.М.


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки по специальности 230.401.65 «Прикладная математика» изучающих «Математическую статистику»:

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС;

  • Образовательной программой 230.401.65 по направлению подготовки «Прикладная математика».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки специальности 230.401.65 «Прикладная математика», утвержденным в 2012г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Математическая статистика» является формирование у студентов понятий, знаний и компетенций, позволяющих строить и анализировать модели систем реального мира с помощью вероятностно-статистических методов

.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать :

    основные понятия математической статистики;

    теорию оценивания;

    построение критериев для проверки гипотез;

  • Уметь :

    применять полученные методы и модели к решению типовых и практических задач математической статистики;

    пользоваться расчетными формулами, теоремами, таблцами при решении статистических задач;

    применять статистические методы для обработки результатов измерений, троить критерии для проверки гипотез;

    пользоваться библиотекой прикладных программ для статистических задач;

    применять полученные знания для изучения других дисциплин.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) :

    навыки применения статистических методов для решения различных прикладных задач;

    навыки построения и исследования статистических критериев для решения прикладных задач с помощью различных статистических программ.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС ВПО

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурные

ОК-1

Способность владеть культурой мышления, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Лекции, семинары




ОК-14

Способность использовать в научной и познавательной деятельности профессиональные навыки работы с инфрмационными и компьютерными технологиями

Лекции, семинары,

самостоятельная работа




ОК-15

Способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных задач.

Семинары в дисплейном классе, самостоятельная работа

Профессиональные

ПК-1

Способность демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных фактов, концепций, принципов, теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой

Лекции, семинары




ПК-3

Способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат

Семинары , самостоятельная работа




ПК-10

Способность применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и пакеты программ

Семинары в дисплейном классе



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин «Математический и естественно научный»


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

математический анализ, алгебра и геометрия, дифференциальные уравнения, теория

функций комплексного переменного, теория графов и математическая логика, дискрет

ная математика, теория вероятностей, функциональный анализ, комбинаторика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-

нии дисциплин:

математический анализ, дифференциальные уравнения, методы вычислений, теория слу

чайных процессов, теория надёжности, теория массового обслуживания, комбинаторика.

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Получение базовых случайных величин (БСВ)

5

3

2







2

Проверка качества ПСЧ

8

5

3







3

Моделирование случайных процессов

10

6

4







4

Методы генерирования случайных величин, с заданным законом распределения

10


6

4







5

Метод Монте-Карло для решения прикладных задач

16

12

4









5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

9-ый семестр

Параметры

Текущий

(неделя)


Курсовая работа

Выдаётся на семестр




Домашнее задание

Еженедельно




Итоговый

Зачёт


В конце семестра






5.1Критерии оценки знаний, навыков



На лекционных занятиях оценивается

  1. Активность студентов – количество и качество заданных вопросов;


На семинарских занятиях оценивается:

  1. Темп выполнения домашних заданий – по количеству решенных задач;

  2. Активность студентов – по количеству и качеству заданных вопросов;

  3. Активность студентов - по количеству и качеству выступлений;

  4. Активность студентов - по количеству участий в обсуждениях;

  5. Активность в компьютерном моделировании.


По результатам текущих оценок строится текущий прогноз итоговой оценки каждого

студента, который еженедельно доводится до его сведения.


6Содержание дисциплины


    Раздел 1 Основные понятия курса. Получение базовой случайной величины (БСВ)


    1.1. Понятие модели случайного процесса. Основания для стохастического моделирования.

    1.2. Физические датчики ДСЦ.

    1.3. Алгоритмические датчики ПСЧ

    Раздел 2. Проверка качества ПСЧ


    2.1. Критерий проверки периодичности ПСЧ.

    2.2. Критерии проверки на равномерность.

    2.3. Критерии проверки на независимость

    2.4. Специальные критерии (тесты) качества ПСЧ

    2.5. Программные проверки качества ПСЧ

    .

    Раздел 3. Моделирование случайных процессов.


    3.1. Моделирование комбинаторных схем

    3.2. Моделирование случайных объектов.


    Раздел 4. Методы генерирования значений случайных величин.

    4.1. Методы генерирования случайных величин с заданными законами распределения.

    4.2. Генерирование значений основных вероятностных распределений.
    4.3. Генерирование значений некоторых важных распределений.
    4.4. Расширенные сведения о распределениях, их связях и моделировании значений.

    Раздел 5. Метод Монте-Карло (ММК).

    5.1. Основные сведения о ММК.
    5.2. ММК для вычисления кратных интегралов.
    5.3. ММК в задачах надёжности электрических цепей.
    5.4. ММК в задачах массового обслуживания.
    5.5. Анализ схем случайных размещений.

    Образовательные технологии

В рамках курса предусмотрены занятия в дисплейном классе для реализации статистиче-

ских процедур на компьютере при решении статистических задач при выполнении до-

машних заданий и при выполнении самостоятельных работ.

7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента




7.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы для зачёта



    1. Понятие модели случайного процесса.
    2. Основания для стохастического моделирования.

    3. Дихотомия и физические датчики ДСЦ.

    4. Алгоритмические датчики ПСЧ.
    5. Связь БСВ и ДСЦ
    6. Приёмы улучшения качества ПСЧ
    7. Связь БСВ и ДСЦ
    8. Критерий проверки периодичности ПСЧ.

    9. Критерии проверки на равномерность.

    10. Критерии проверки на независимость

    12. Специальные критерии (тесты) качества ПСЧ

    . 13. Программные проверки качества ПСЧ

    14. Моделирование комбинаторных схем

    15. Моделирование случайных объектов.

    16. Методы генерирования случайных величин с заданными законами распределения.

    17. Генерирование значений основных вероятностных распределений.
    18. Генерирование значений некоторых важных распределений.
    19. Расширенные сведения о распределениях, их связях и моделировании значений.

    20. Основные сведения о ММК.
    21. ММК для вычисления кратных интегралов.
    22. ММК в задачах надёжности электрических цепей.
    23. ММК в задачах массового обслуживания.
    24. Анализ схем случайных размещений.

8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


.

8.1Основная литература



    1.Энатская Н.Ю., Хакимуллин Е.Р. Стахостическое моделирование. М.: МИЭМ, 2012.
    2. Харин Ю.С., Степанова М.Д., Практикум на ЭВМ по математической статистике.
    Минск. Изд-во «Университетское», 1987.
    3. Голенко Д.И. Моделирование и статистический анализ ПСЧ на ЭВМ.
    4. Энатская Н.Ю., Хакимуллин Е.Р. Моделирование случайных факторов
    5. Бусленко Н.П., Шрейдер Ю.А. Метод статистических испытарий. М.: Изд-во физ.-мат.
    литературы, 1961.

8.2 Дополнительная литература



1. Хастинг Н.,Пикок Дж. Справочник по статистическим распределениям. М .:Статистика,
1980.
2. Ивченко Г.И., Энатская Н.Ю. Основные вероятностные распределения. М.: МИЭМ ,
2008.
3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической
статистике. М.: Высш. школа, 1979.


    1. Программные средства


Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:


1.Statistica for Windows

2. Mathematica

9Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудитория, оснащенная мультимедийными средствами проведения презентаций и выходом в Интернет, компьютерный класс с установленным программным обеспечением STATISTICA FOR WINDOWS последней версии, Mathematica 7.


Приложение


Похожие:

Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Стохастическое Моделирование
Программа дисциплины Стохастическое Моделирование (Анализ комплексных сетей) для подготовки магистров по направлению 010500. 68 (магистерская...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Численные методы для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010500. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет  Высшая школа экономики Факультет бизнес-информатики Отделение прикладной математики Программа дисциплины Анализ и поддержка решений для направления 010500 "Прикладная математика и информатика"
Анализ и поддержка решений для направления 010500 "Прикладная математика и информатика"
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Введение в unix» для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Алгебра и анализ» для направления 010400. 68 "Прикладная математика и информатика"
Программа предназначена для преподавателей и учебных ассистентов, ведущих дисциплину «Высшая математика», и слушателей факультета...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины Электронные библиотечные ресурсы для направления 080500. 62 Бизнес-информатика, 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для студентов направления подготовки 080500. 62 «Бизнес-информатика», направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Выпуклые многогранники» для направления 010100. 62 «Математика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010100. 62 «Математика»...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины «Многомерный анализ текстов» для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для специальности 230401. 65 "Прикладная математика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 "Прикладная...
Программа дисциплины Стохастическое моделирование  для направления 657100«Прикладная математика» iconРабочая программа учебной дисциплины Для подготовки бакалавров направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница