Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг)




Скачать 10,29 Kb.
НазваниеЕ. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг)
Дата03.02.2016
Размер10,29 Kb.
ТипДокументы
Е.О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия)


ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ (НАЧАЛО 1960-х гг)


Период конца 1950-х – начала 1960-х годов остался в истории временем особым, уникальным, взрастившим на своей «оттепельной» почве великие имена во многих областях деятельности. Прежде всего, конечно, стоит говорить о литературе и журналистике, ведь именно эти сферы человеческой жизни неизменно поддаются влиянию времени и сами воздействуют на историю, отражая ее ход. Полистав подшивки газет тех лет, без труда можно представить, чем жили люди, не случайно печатные СМИ занимали главенствующее место в общественных коммуникациях. Журналистика Иркутска в ту пору входила в один из лучших периодов своего существования: тогда свой творческий путь начали будущие писатели и поэты: Александр Вампилов, Валентин Распутин, Альберт Гурулёв, Владимир Жемчужников, Сергей Иоффе, Евгений Суворов, Петр Реутский и другие. Оценивая ту эпоху сейчас, многие жившие и творившие тогда признают ее исторически верной, благодатной с точки зрения творчества и профессионального роста. Как раз в такое удачное время свой путь с газетных страниц начинал и Александр Вампилов.

В этом докладе мы постараемся проанализировать журналистское творчество А. Вампилова, сопоставить признаки времени с характером вампиловских публикаций, проследить сходства и отличия его очерков от газетных материалов других авторов. Источниками к работе послужили опубликованные в газете «Советская молодежь» в 1960-1964 годах журналистские материалы Александра Вампилова и других корреспондентов. В остальном в докладе задействованы воспоминания друзей, коллег драматурга. Актуальность выбранной темы обосновывается ее новизной, неизученностью. Вампилову-журналисту, в отличие от Вампилова-драматурга, не посвящено ни одно крупное полновесное исследование, и это, мы считаем, серьезное упущение.

Печататься в областной газете «Советская молодежь» Вампилов начал еще будучи студентом историко-филологического факультета ИГУ. Наверняка, уже тогда газета была для него платформой, на которой он хотел только развиться и вырасти, чтобы уйти с журналистского поприща на литературное. Об этом остается только догадываться, беря во внимание его раннюю школьную тягу к стихосложению и более позднюю, студенческую – к прозе. «От Сани всегда исходили творческие токи» [5, с. 33], – вспоминал однокурсник А. Румянцев. А журналистика представлялась Вампилову, скорее, ремеслом, хотя и в ней он, как человек творческий, искал нечто более возвышенное, далекое от приземленной информационной текучки. В этом его главное отличие от всех тех, кого он в «Записных книжках» называл «информушечниками».

Но, как говорилось выше, время, о котором идет речь, было богатым на имена, и одновременно с Вампиловым начинали другие перспективные, ищущие, одаренные молодые журналисты, и в этом плане конкуренция была серьезной. Уникальность эпохи, кстати, крылась еще и в самой конкуренции, которая далека была от ее нынешнего понимания. Молодые коллеги шли рука об руку, а не гнались за наживой, расталкивая друг друга локтями. В подтверждение этому – созданное в начале 60-х Творческое объединение молодых (ТОМ), так называемая «иркутская стенка», председателем которого был избран В. Шугаев, а заместителями – А. Вампилов и С.Иоффе. Штабом ТОМовцев стала редакция «Советской молодежи». Встречи с читателями, круглые столы, обсуждения новых публикаций и даже совместные издания (в 1964 году – сборник очерков «Принцы уходят из сказок» и рассказов «Ветер странствий») – деятельность объединения была насыщенной, располагающей к личностному и профессиональному росту. После Читинского совещания молодых литераторов в 1965 году Вампилов и другие ТОМовцы были приняты в творческий Союз, то есть стали профессиональными писателями.

Авторы сборника «Принцы уходят из сказок» – А. Вампилов, Ю. Скоп и В. Шугаев. Состоял он из очерков, посвященных людям сибирских строек. Практически вся советская литература и публицистика была охвачена темой покорения тайги, романтики передовых коммунистических строек конца 50-х – начала 60-х годов. Авторы из Сибири, конечно, писали об этом по-своему, ведь они жили и работали в непосредственной близости, в отличие от авторов из других регионов, которые нередко не совсем понимали, о чем пишут, были сильно подвержены стереотипам. Но, как отметила Елена Гушанская, и среди внутрисибирской публицистики очерки Вампилова имели иной оттенок, нежели материалы коллег по газетному цеху: он в первую очередь всегда интересовался не «героикой поступка», а «героикой нравственного самосознания личности» [3]. В вампиловских очерках никто не бросается в ледяную воду, не рвется в полыхающий дом, не идет напролом по ночной тайге. Здесь персонажи совершают героический поступок иного рода: день за днем «на отвоеванной у тайги земле» строят, идут вперед. Вполне возможно, что они когда-то поступали по-геройски, а может, громкое свершение еще ждет их впереди, но Вампилов не гонится за такими темами, для него важнее рассказать о каждодневном труде, по его мнению, это больший подвиг.

Одним из таких героев является Миша Ковча из очерка «Вечер». Он не делает ничего особенного, просто пишет письмо отцу (на выдержках из письма, в котором сын рассказывает о своих делах, построен весь сюжет), а вокруг него – обледеневшие окна, жаркая печка, спящие в бушлатах товарищи. Михаил пишет «бесчувственными от морозов и работы» пальцами. Закончив письмо, он разделся и лег спать и «сразу же уснул, чтобы через семь часов начать новый полный лишений день – один из труднейших дней начала стройки» [1, с. 453]. Вампилов не подвержен идеологическому веянию времени, которое заставляло других авторов писать о сибирских строителях, излагая языком высокопарным, пафосным. Вампилов-журналист понимает, что живая жизнь – это будни, где каждый отработанный день для строителя – подвиг.

Вячеслав Шугаев, друг и коллега Александра Вампилова (в соавторстве они создали несколько очерков), писал: «Усть-илимские его очерки спокойны, порой усмешливы, совершенно свободны от тех умильно-экзотических завихрений, которыми изобиловали тогдашние некоторые книги, песни и поэмы о сибирских стройках» [2, с. 341]. Очерк «Голубые тени облаков» начинается простыми и понятными словами, которые сразу располагают, настраивают на определенный неторопливо-вдумчивый тип восприятия текста: «Мы сидим на лайнице осклизлой и темной от давности доски, с которой здешние бабы полощут белье. Нагретая июнем илимская вода проносит мимо нас запахи горящего где-то смолья, ноздреватого хлеба, который, видимо, пекут в деревне Игнатьевской» [1, с. 406]. Настроение этого зачина сохранено в тексте до самого конца.

«Как всякий честный художник Вампилов работал трудно, – писал Владимир Жемчужников. – Он ничего не умел делать походя, вполнакала, вполч увства» [2, с. 371, 375]. Очерки не выходили из-под его пера, как с конвейера. По журналистским меркам публикаций у Вампилова не так уж много. Но каждая из них уникальна. Вампилов работал над словом тщательно, именно поэтому его материалы читаются с удовольствием и выделяются на газетных полосах. С.Р. Смирнов отмечает, что общим принципом творческой лаборатории Вампилова всегда было стремление к максимальной точности художественных решений [4, с.185]. Языковые решения, которые Вампилов находит, выдают в нем вдумчивого, восприимчивого и серьезного журналиста, настоящего профессионала, работа которого приближается к труду писательскому, а материалы наступают на границу публицистики с прозой.

В журналистских вампиловских текстах внимательному читателю также откроется еще одна грань: их драматургическое построение. Уже в публицистике слышны отголоски будущей драматургии. Они проявляются в построении диалогов, в акцентах, в выборе тем и описании ситуаций. Елена Якушкина сказала, что Вампилов изначально был прирожденным драматургом, «что означает особый и редкий дар “драматургического видения мира”, острого и точного восприятия явлений, людей, событий в их сочетании, развитии конфликтности, иногда совершенно неожиданной развязки» [2, с. 399].

Термин «загадка Вампилова» уже основательно прижился в современном литературоведении. Чтобы разгадать вампиловскую загадку или хотя бы приблизиться к этому, необходимо изучать не только его драматургическое наследие, но и подступы к драматургии, в частности, конечно, журналистские материалы. Некоторые исследователи (И. Шайтанов, А. Василевский, В. Лакшин) признают прозу Вампилова литературной учебой, школой драматурга. С этим можно поспорить, но даже если это так, упускать из поля зрения такой большой пласт вампиловского наследия ошибочно.

Итак, опыт работы в редакции газеты приобретался Вампиловым во времена особенные, вдохновленные, в «золотую эпоху иркутской журналистики» (В. Ходий) [6]. Его журналистское творчество было в рамках времени, но вместе с тем носило вневременной характер. Вампилов поднимал вечные темы, искал истину и ответы на поставленные жизнью вопросы. Такие задачи всегда брала на себя литература классическая. И в драматургии позже, и ранее в публицистике Вампилов различал в повседневности нечто живое, настоящее. Он брал из жизни ничего не значащий факт и через свою совесть, свой ум и сердце перерабатывал его в осознанное явление.


Список литературы


  1. Вампилов, А.В. Дом окнами в поле / А.В. Вампилов. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981.

  2. Вампилов, А.В.Стечение обстоятельств: Рассказ, очерки, пьесы. / А.В. Вампилов. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988.

  3. Гушанская, Е. М. Александр Вампилов: Очерк творчества / Е.М. Гушанская. – Л.: Сов. писатель. Ленингр. отделение, 1990. URL: http://www.russofile.ru/articles/article_23.php

  4. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: материалы к путеводителю / сост. Л.В. Иоффе, С.Р. Смирнов, В.В. Шерстов. – Иркутск: издательство ГП «Иркутская областная типография №1», 2000.

  5. Румянцев, А.Г. Александр Вампилов: студенческие годы. Воспоминания. Стихи. Пьесы. Рассказы. Письма / А.Г. Румянцев. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993.

  6. Фалалеева, Е. Золотые годы журналистики / Е. Фалалеева // Байкальские вести. – 2012. – №46. – С. 8



Похожие:

Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconСобенников А. С. (г. Иркутск, Россия) судьба и случай в драматургии а. Вампилова
Современный теоретик отметил: «Обилие чистых случайностей в давних литературных сюжетах на современного читателя порой производит...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconI. Произведения А. Вампилова
...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconРефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
Жизнь и творчество В. М. Шукшина Жизнь и творчество М. М. Пришвина Жизнь и творчество В. П. Астафьева Жизнь и творчество И. А. Бунина...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconДуховная жизнь в СССР в 1940-1960 гг
Учебник: Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров «История Отечества. ХХ- начало ХХI века» М.: Ооо «тид русское...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconИстория становления и развития многопартийности в реcпублике тыва (в 90-е гг. XX в начало XXI в.)
Защита состоится 17 июня 2011 г в 10. 00 ч на заседании диссертационного совета д 212. 074. 05 при Иркутском государственном университете...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconМетодические рекомендации Иркутск
Ф. А. Сорокина; ред. Е. П. Малованюк. – Иркутск : изд. Иркут обл гос универс науч б-ки им. И. И. Молчанова-Сибирского, 2010
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconОтчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
Место нахождения эмитента: 191317 Россия, Санкт-Петербург, площадь Александра Невского 2
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconУрок по теме «Россия в период царствования Александра ii»
...
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconПлан-конспект урока внешняя политика Александра II
Цель урока: добиться знания основных направлений внешней политики Александра II и ее результатов
Е. О. Фалалеева (г. Иркутск, Россия) журналистское творчество александра вампилова в контексте времени (начало 1960-х гг) iconМашиностроение. Металлургия
Первая промышленная установка по экстракции урана из рудных растворов была пущена в 1956 году и к концу 1960 года в мире работало...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница