Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия))




Скачать 27,88 Kb.
НазваниеСоциальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия))
страница1/14
Дата03.02.2016
Размер27,88 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»


На правах рукописи


ПЕТРУШЕЧКИН ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ


СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В РОССИИ: ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(на материалах Республики Саха (Якутия))


Специальность 23.00.02 – Политические институты,

процессы и технологии


ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата политических наук


Научный руководитель -

доктор политических наук, доцент

И.А. Сосина


Якутск, 2011

Оглавление



Введение --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


3

ГЛАВА 1. Гражданское общество и социальное государство в Российской Федерации в условиях социально-политического реформирования --------------------------



17

1.1. Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества и социального государства ----------------------------------------------------------------------------------



17

1.2. Социальное государство в России: становление и развитие на примере анализа социальной политики в РС (Я) -------------------------------------------------------------------------



42

1.3. Гражданское общество в Российской Федерации: особенности формирования и взаимодействие с политическими институтами ---------------------------------------------



69

ГЛАВА 2. Практика социально-политического взаимодействия институтов государства и гражданского общества в условиях региона ----------------------------------------



92

2.1. Межсекторное социально-политическое взаимодействие: российский и региональный уровни ---------------------------------------------------------------------------------------



92

2.2. Механизмы взаимодействия институтов власти и НКО в РС(Я) по решению вопросов социальной сферы -----------------------------------------------------------------------------



119

2.3. Институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана) в РС (Я) как медиатор в системе межсекторных социально-политических взаимодействий -



142

Заключение -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


166

Библиография ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

171




Введение


Актуальность темы исследования

Трансформационные процессы, стартовавшие в нашей стране в начале последнего десятилетия ХХ века, выдвинули на повестку дня вопросы, касающиеся демократической направленности дальнейшего развития современного российского общества и государства. Не вызывает сомнения то, что основными критериями успеха модернизации политической системы России являются уровень и качество жизни населения, удовлетворение социальных потребностей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Опыт развитых демократий свидетельствует о том, что достижение данных целей немыслимо вне правового и социального государства с развитыми институтами гражданского общества.

В Послании Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ сказано: «Нами сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивной и удобной для жизни страной, процветающим и основанным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедления».1

Таким образом, определяется актуальность взаимоотношений социального государства и гражданского общества в современной России, а также поиск путей совершенствования механизмов и форм их взаимодействия. Дисфункция важных механизмов и форм социального взаимодействия, их декларативный характер или неэффективность ведут к тому, что значительная часть программ социально-политического реформирования остаются благими пожеланиями. С этой точки зрения комплексное изучение механизмов межсекторного социально-политического взаимодействия, а также разработка теоретико-методологической концептуальной базы для их конструирования и внедрения в реализацию социальной политики является научной необходимостью в условиях социально-политических и экономических трансформаций.

Одной из главных особенностей преобразований в России является то, что различные регионы существенно разнятся в характере «вхождения» в рыночные формы отношений, что, прежде всего, определяется уровнем их социального и экономического развития, степенью зрелости и демократичности политических институтов и процессов, традиций культурного и национального саморазвития, а также сложностью правовых и политических отношений с федеральным центром. Это оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития института межсекторных социально-политических взаимодействий, а также его специфику в различных регионах Российской Федерации. В настоящем диссертационном исследовании изучение межсекторных взаимодействий основано на практическом опыте становления и развития партнерских отношений между государственными структурами и организующими гражданское общество институтами в Республике Саха (Якутия).

Разнообразие моделей межсекторных взаимодействий, реализуемых в субъектах РФ, а также многоаспектный характер партнерств, обладающих совокупностью особенностей, отражают специфику развития социального государства и гражданского общества в регионах. Данное обстоятельство убеждает нас в необходимости научного исследования особенностей взаимодействия социально ориентированного государства и институтов гражданского общества по решению социальных проблем в конкретных субъектах РФ.

Степень разработанности темы

Научные исследования в области теории и практики становления и развития гражданского общества и социального государства ведутся давно и дали свои результаты. Это видно из анализа зарубежной научной литературы.

Фундаментальной основой изучения гражданского общества являются теоретические и концептуальные исследования. Трактовка гражданского общества с позиций либеральных ценностей восходит к трудам Т. Гоббса и Дж. Локка, а позитивно-либеральную традицию представляет методологический подход Г. Гегеля.2 В его работах гражданское общество опосредуется от государства в самостоятельную сферу, определяются принципы их существования и взаимоотношений. Практической основой для исследования институтов гражданского общества служат труды А. де Токвиля. Его «Демократия в Америке», в частности, послужила прикладной основой для изучения и теоретического обоснования конкретной структуры гражданского общества.3

Начиная с середины XIX века появляются новые подходы в исследовании проблем гражданского общества. Экономическое обоснование функционирования гражданского общества и связанные с ним политические особенности были исследованы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Также новое толкование роли, функций и перспектив развития гражданского общества прослеживается в работах А. Грамши. Он разработал основы концепции гражданского общества, сформулировал и обосновал условия его развития.4 В этот период начинают активизироваться дискуссии вокруг роли государства в социальном развитии общества. Немецкий социолог Лоренц фон Штайн в середине XIX века впервые вводит понятие «социальное государство».5 Именно с этого момента начинаются комплексные исследования социальных проблем в европейских странах. В дальнейшем значительный вклад в разработку концепции социального государства внесли такие западно-европейские ученые, как Г. Геллер, Н. Нойман, Ю. Офнер, Г. Риттер и др.6

В ХХ веке, вплоть до 60-х годов, в западной общественно-политической мысли сколько-нибудь заметные работы, посвященные специально гражданскому обществу и развитию идеи социального государства, отсутствовали. Однако после Второй мировой войны с приходом в ряде западноевропейских стран к власти социал-демократических политических сил интерес к проблемам гражданского общества и социально ориентированного государства вновь активизируется. Вопросами гражданского общества занимаются такие исследователи, как Б. Барбер, Р. Дарендорф, В. Деттлинг, Р. Саква, И. Шапиро, Джин Л. Коэн, Э. Арато, Т. Каротерс, Ф. Шмиттер и др.7

Что же касается теоретико-методологических разработок концепций социального государства и гражданского общества, а также анализа проблем и тенденций их практического применения в условиях современной России, то устойчивая активизация исследований в этой области наблюдается за последние 20 лет. В России длительное время исключалось само понятие гражданского общества. В 80-х годах ХХ века понятие «гражданское общество» вводится в активный научный оборот под влиянием зарубежных исследователей. В последнее время в отечественной литературе появилось много работ, посвященных самым различным сторонам гражданского общества. Особое внимание исследователи уделяют проблемам формирования институтов гражданского общества, его перспективам и взаимоотношениям с органами государственной власти в условиях современной России. Здесь можно выделить труды А.Г. Володина, К.С. Гаджиева, З.Т. Голенковой, З.М. Зотовой, К. Ипполитова, Ю.В. Цейтлина, Д.Т. Жовтуна, С. Ровнера, В.Л. Тамбовцева и других.8

С закреплением в Основном законе страны положения о социальном государстве расширяется пространство научных исследований по проблемам социального развития российского общества, социальной политики государства. Среди авторов, занимающихся данными проблемами, следует назвать Ф. Бородкина, Е. Васильеву, Н.Ф. Жирнова, С.В. Калашникова, Л.Н. Кочеткову, В.П. Милецкого, В.С. Пугачева, В.С. Радаева, В.Д. Роика, Б.Н. Топорнина, В.А. Торлопова, М. Ананаьева, А. Бондар, В. Динес и др.9

Вопросы специфики, сущности, содержания социальных отношений в развитии социальной сферы России отражены в работах таких ученых как А.К. Белых, Ю.В. Волков, В.И. Жукова, Г.Д. Ковалев, В. Люблинский, В.З. Роговин, Н.Е. Тихонова и другие.10

Отдельную группу научной литературы составляют публикации, в которых освящаются особенности и проблемы формирования и развития общественных некоммерческих организаций в России. Здесь необходимо отметить работы Н.Ю. Беляевой, И. Городецкой, Ю. Гнусаревой, Е.В. Зайцевой, В.В. Кравченко, А. Круглова, А. Шадрикова.11 Анализ становления и развития некоммерческого сектора как основы развития гражданского общества РФ в контексте международного опыта подробно освящен в диссертационном исследовании Г.С. Белолюбской, защищенном при кафедре политологии Северо-Восточного федерального университета в 2010 году.12

Построение демократического общества с развитыми организующими гражданское общество институтами определило актуальность межсекторных взаимодействий. Интерпретация межсекторного социально-политического партнерства в рамках теории социального взаимодействия и идеологии демократического общества и выявление предпосылок становления института межсекторного социального партнерства как одного из важнейших регуляторов современного демократического типа общественных отношений, как некий канал между властной бюрократической системой и гражданским обществом изложены в работе И.М. Модель.13 Изучение межсекторного социального партнерства как альтернативы классового антагонизма в регулировании социальных и политических отношений представлено в трудах Ф.И. Гайнуллиной, Н.П. Егошиной, Г.Ю. Семигина, А.А. Федулина и др.14

Наиболее полное обоснование концепции межсекторного социального партнерства, а также разносторонний анализ взаимодействия государства и гражданского общества в России представлены в трудах В.Н. Якимца и Л.И. Никовской.15 В данных работах, систематически описаны основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства, определяемого как «конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов и «выгодное» каждой из сторон и населению».

Становление правового социального государства в России актуализирует процессы формирования и развития института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана), выполняющего медиаторные функции в системе социально-политических взаимодействий власти и общества. Вопросы становления института Омбудсмана в России и ее регионах освещены в работах М.С. Башимова, Р.Г. Вагизова, В.В. Бойцовой, Т.И. Марголиной и др.16

Более детальное рассмотрение эволюции и современной практики института Омбудсмана представлено в монографии А.Ю. Сунгурова, где на основе сравнительного анализа раскрыт опыт развития государственного правозащитного института в странах с устойчивым демократическим режимом и в поставторитарных странах как на национальном, так и региональном уровнях.17

В последние годы актуализируются вопросы становления и развития гражданского общества на региональном уровне. Различные аспекты проблем формирования и функционирования институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия) отражены в работах таких исследователей, как Е.М. Махаров, В.Д. Михайлов, Ю.Д. Петров и др.18

Различные аспекты управления обществом, социальными процессами и проблемы социальной политики Республики Саха (Якутия) нашли свое отражение в трудах А.К. Акимова, М.Е. Николаева, Г.В.Толстых, А.П. Николаева и др.19

Таким образом, анализ научной разработанности проблемы указывает на недостаточный уровень изученности вопросов становления и развития социально-политического взаимодействия социального государства и организующих гражданское общество институтов на региональном уровне. Необходимость комплексного анализа формирования и функционирования системы межсекторных социально-политических взаимодействий, а также обоснование медиаторной роли института Омбудсмана в этой системе на примере отдельно взятого субъекта РФ – Республики Саха (Якутия) определили выбор темы настоящего исследования, ее цель, задачи, научную значимость.

Цель и задачи исследования

Учитывая степень разработанности темы мы определяем основную цель диссертации. Она заключается в том, чтобы через логику эволюции идей гражданского общества и социального государства, исследовать практику их формирования, становления и развития в современной России, выявив механизмы социально-политического взаимодействия государственных структур с организующими гражданское общество институтами (НКО) через призму выстраивания межсекторных социально-политических отношений на региональном уровне.

Вышеназванная цель реализуется посредством решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

- рассмотреть применимость моделей зарубежной практики становления и развития социального государства и гражданского общества в современной России;

- исследовать процесс становления социального государства и гражданского общества в Российской Федерации на примере анализа их развития и взаимодействия в условиях Республики Саха (Якутия);

- определить общие направления развития межсекторных социально-политических взаимодействий в Российской Федерации по решению проблем социального развития регионов Дальневосточного федерального округа;

- выявить и проанализировать механизмы межсекторных социально-политических взаимодействий, имеющихся в арсенале некоммерческих общественных организаций и государственных структур Республики Саха (Якутия);

- обосновать медиаторную роль института Уполномоченного по правам человека в РС (Я) (Омбудсмана) в системе межсекторных социально-политических взаимодействий.

Объект исследования

Объектом исследования является социально-политическое взаимодействие государственных властных структур и организующих гражданское общество институтов (НКО) в контексте становления и развития социального государства и гражданского общества в России на примере Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования

Предметом исследования выступают механизмы социально-политического взаимодействия некоммерческих общественных организаций и органов политического управления, особенности и тенденции развития межсекторных социально-политических взаимодействий в контексте становления социального государства и гражданского общества на российском и на региональном уровнях.

Методология исследования

Методологической основой диссертационной работы являются такие общенаучные подходы и методы социального познания, как исторический, логический, системный, сравнительный, институциональный, статистический.

Исторический подход был важен с точки зрения понимания эволюции гражданского общества и социального государства, выявления причин и факторов, обуславливающих их. Системный подход позволил рассмотреть сферу социально-политического взаимодействия как определенную целостность, включающую в себя совокупность взаимосвязанных сегментов. Применение сравнительного метода ориентировано на сопоставление существующих моделей социального государства и гражданского общества, практики их становления, развития и взаимодействия в России и ее регионах. Институциональный подход позволил провести анализ государственных и организующих гражданское общество институтов, принципов и механизмов их функционирования и социально-политического взаимодействия.

Названные методологические основания являются условием политологического анализа процессов формирования социального государства и гражданского общества, выделения исторических этапов их эволюции, рассмотрения практики их становления и развития, показа тенденций социально-политического взаимодействия их институтов через выстраивание эффективной системы межсекторных взаимодействий в условиях трансформации и модернизации системы социально-политического развития России и ее субъектов.

Эмпирическая база диссертационного исследования

Эмпирическую базу исследования составили законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, определяющие и регулирующие деятельность органов политического управления и организующих гражданское общество институтов (НКО) по решению вопросов социальной сферы, а также их социально-политического взаимодействия.20 Статистические данные за 90-е годы ХХ в. Государственного комитета по статистике Республики Саха (Якутия). Данные вторичных социологических исследований.21

Анализ формирования и развития системы межсекторных социально-политических взаимодействий основан на аналитических материалах, отчетах органов власти РФ и РС (Я), уставных, программных и отчетных документах некоммерческих общественных организаций и объединений.22

Обоснование медиаторной роли института Омбудсмана в РС(Я) основано на использовании ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека, материалов конференций, круглых столов, семинаров, организованных при его участии.20

Научная новизна исследования

- На основе анализа логики эволюции идей гражданского общества и социального государства дана авторская интерпретация политических дискурсов в определении их содержания и выделены критерии их классификации и соотношения.

- Через анализ региональной социальной политики и процесс формирования некоммерческих общественных организаций в Республике Саха (Якутия) определена специфика развития социального государства и гражданского общества в Российской Федерации.

- На основе рассмотрения региональной практики выявлены и проанализированы механизмы межсекторных взаимодействий, а также процесс их внедрения в сферу социального и политического развития РС (Я).

- В результате анализа деятельности регионального Омбудсмана впервые обоснована медиаторная роль института Уполномоченного по правам человека в РС (Я) в системе социально-политических взаимодействий государства и организующих гражданское общество институтов.

Положения, выносимые на защиту

1. Гражданское общество и социальное государство являются результатом сложного и длительного исторического развития человечества. Их эволюция становления в западной социально-политической практике оказалась неразрывно связанной, прежде всего, с самоорганизацией граждан, возникновением демократических политических институтов и усилением правового регулирования государства.

2. С самого начала социально-политического реформирования ориентация на становление социального государства в России было приоритетным направлением государственной политики. Однако процесс становления социальной государственности в Российской Федерации не является завершенным. При этом анализ социальной политики РС (Я) как механизма реализации основных задач социального государства в России в целом показал, что с точки зрения идеологии, практики и ожидания граждан она вполне укладывается в корпоративную модель социального государства с относительно глубоким социальным неравенством, гарантированным минимумом социальных благ, созданием условий для собственной активности тех, кто хочет добиться большего.

3. В ходе социально-политического реформирования в Республике Саха (Якутия), как и в России в целом, была сформирована организационная структура НКО. В силу того, что сохраняется преобладающая роль государства в социальной сфере, некоммерческий общественный сектор продолжает лишь дополнять деятельность традиционных учреждений государственной социальной защиты и не составляет им никакой конкуренции, что свидетельствует о явном преобладании реалистической модели гражданского общества. Благодаря непосредственному участию институтов государства в данном процессе, некоммерческие общественные организации и объединения республики смогли стать одним из определяющих сегментов институциональной структуры социально-политической системы.

4. Несмотря на сложности законодательного регулирования межсекторного партнерства, в регионах Российской Федерации сформировалась широкая и разнообразная практика механизмов межсекторного социально-политического взаимодействия НКО и власти. Исследование показало, что в Якутии, как и в других субъектах Дальневосточного федерального округа РФ, в основном внедряются конкурсные, организационно-структурные, процедурные механизмы межсекторного взаимодействия. Тем не менее преобладающая роль государственного управления в социальной сфере республики до сих пор остается приоритетной, распределение ресурсов на социальные нужды в большинстве случаев носит неконкурсный характер.

5. Создание и развитие на региональном уровне государственного института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана), выполняющего медиаторные функции между государственными и общественными структурами, являются одной из ключевых характеристик стремления социально-политической системы к становлению и развитию гражданского общества и социально ориентированного государства. Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) способствует установлению партнерских отношений между некоммерческими общественными организациями и органами политического управления. Поддерживая и развивая каналы обратной связи, Омбудсман призван формировать компромиссную политическую культуру, укрепляющую ресурсы правового социального государства и гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Основным результатом проведенного исследования является разработка теоретических и практических положений становления, развития и политического взаимодействия социального государства и гражданского общества в России и Республике Саха (Якутия).

Материалы научного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы социально ориентированного государства и гражданского общества. Они будут полезны в анализе стратегии развития социальной сферы и реализации социальной политики в России и Республике Саха (Якутия). Результаты работы применимы при принятии политических решений, разработке и усовершенствовании нормативно-правовых актов по внедрению механизмов социально-политического партнерства в регионе.

Выводы, обобщения и материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по политологии и политической социологии, а также положены в основу спецкурсов по соответствующей проблематике для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Апробация работы

Основные положения и предварительные результаты диссертационного исследования были изложены на Международной научной конференции «Федерализм начала XXI века: российское и международное измерение» (Якутск, август 2005 г.); научно-практическом семинаре «Экспертное обеспечение деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» (Москва, февраль 2006 г.); республиканской научной конференции «Республика Саха (Якутия): от автономии до современной государственности» (Якутск, апрель 2002 г.); республиканской научно-практической конференции «Законодательная и представительная власть: история и современность» (Якутск, апрель 2006 г.); VIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 15-летию Технического института (филиала) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Нерюнгри, апрель 2007 г.); Международной конференции «Мониторинг соблюдения прав человека: роль государственных и правозащитных общественных организаций в развитии института защиты прав человека» (Якутск, март 2009 г.). Основные результаты исследования нашли отражение в 23 научных публикациях автора. Основные выводы диссертации были применены автором при разработке и чтении курса дисциплины «Политология».

Структура работы

С учетом вышеизложенных целей и задач исследования определена структура диссертации и логика изложения материалов. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых приведены по два параграфа, заключения и списка использованной литературы и источников.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconУураах республика саха (якутия) глава
Саха (Якутия) от 19 мая 2010 г. №234 «Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга федерального законодательства и ревизии...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconПравительство Республики Саха (Якутия) инвестиционный каталог республики саха (якутия) Якутск 2012
«…Республика Саха (Якутия) – это самый крупный в России субъект Федерации и одна из ее богатейших «природных кладовых». Излишне говорить,...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconРеспублики саха (якутия)
Российской Федерации и Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) устанавливает систему исполнительных органов государственной...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconРеспублики саха (якутия)
Схема управления Республикой Саха (Якутия) – описание основ взаимодействия субъектов управления Республикой Саха (Якутия)
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconПравительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2009 года №236 (приложение №1)
Организация взаимодействия смежных отраслей, как фактор устойчивого развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия) 32
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconВносится Правительством Республики Саха (Якутия) Проект зако н республикисаха (якути я) о культуре
Республики Саха (Якутия), настоящий Закон определяет правовые, экономические, организационные основы в области развития культуры...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования
Федеральный закон №131-фз от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф»; Указ Президента Республики...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconЗакон саха јРЈСПҐҐБҐЛҐкэтин
Внести в Закон Республики Саха (Якутия) от 6 февраля 1997 года з №155-i «О государственной охране памятников истории и культуры Республики...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconСоглашение о социальном партнерстве между Республикой Саха (Якутия) и Русской Православной Церковью
Республика Саха (Якутия) в лице Президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова и Русская Православная Церковь в...
Социальное государство и гражданское общество в россии: практика социально-политического взаимодействия (на материалах Республики Саха (Якутия)) iconПрограмма социально-экономического развития муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы Оглавление
Муниципальное образование «город мирный» мирнинского района республики саха (якутия) (историческая справка) 7
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница