Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы




Скачать 43,85 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер43,85 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №814

ЗАПАДНОГО ОКРУГА г.МОСКВЫ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Класс: 6 (базовый уровень)

ФИО педагога-разработчика программы: Асеева Анна Александровна

Педагогический стаж: 17 лет

Количество часов за год: 68-70, количество часов в неделю: 2

Планирование составлено на основе программы: Программа федеральная


Учебники:


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.


Дополнительная литература:


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.


Пояснительная записка.


Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008 года.

Рабочая программа рассчитана на 68-70 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова; под ред. Л.Н.Савиной. – м.: «Планета», 2011

  • Учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.

  • В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.


Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Количество часов


Количество часов по программе – 68-70 часов в год.


Программа расширена за счёт перенесения содержания контрольных часов в уроки, а также уплотнения некоторых тем. Добавлены следующие дидактические единицы:

  1. Расширено количество часов на изучение раздела «Мифы Древней Греции», так как учащиеся должны детально знать эту тему, поскольку герои греческой мифологии фигурируют во многих произведениях мировой культуры последующих эпох. При этом раздел перенесён в начало учебного года, как это было в предыдущих вариантах программы, так как логичнее изучать мифы после изучения темы «Устное народное творчество».

  2. Полностью изучаются «Повести покойного И. П. Белкина» А. С. Пушкина (кроме повести «Гробовщик»), так как фрагментарное изучение данного сборника умаляет его художественные ценности, не даёт учащимся в полной мере понять авторский замысел создания данного цикла.

  3. Добавлена такая тема, как «Сказка Метерлинка «Синяя птица»». Данная тема логично продолжает изучение притчи после изучения произведения А. де Сант-Экзюпери «Маленький принц».


Литература

Реквизиты:

Рабочие программы по литературе. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Методическое пособие / Сост. Г.М.Вялкова; под ред. Л.Н.Савиной. – м.: «Планета», 2011


Учебно-методический комплект учащихся:

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Литература. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин «Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс», М., «Просвещение», 2011.


Учебно-методический комплект учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.для учителя. – М.: «Просвещение», 2008.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: «Дрофа», 2010.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: «Вербум», 2008.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: «Просвещение», 2010.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь. – М.: Эксмо, 2009.

Тумина Л.Е. Творческие задания.5-7 классы. – М.: «Дрофа», 2009.

Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова. – М.: «ВАКО» 2010.


Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе». Боги и герои древне­греческой мифологии. От­ражение в древнегрече­ских мифах представлений об идеальном человеке. Понятие о мифологическом сюжете. Жизнь мифа в литературе.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (33ч)

И. И. Дмитриев. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Муха». Истоки басенного жанра, русские басни. Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях.


Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Идейное содержание повести «Станционный смотритель». Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Смысл названия повести «Метель». Судьба русского дворянства в течение первой трети XIX века в повести «Выстрел».


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.


Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.


Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Нравственные проблемы рассказа «Человек на часах». Жанр анекдота. Понятие о пара­доксе.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. «Смерть чиновника». Рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.


РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18ч)

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.


Юрий Маркович Нагибин. Краткий рассказ о писателе. «Мой первый друг, мои друг бесценный...». Истинная дружба в судьбе героев. Ав­тобиографичность рассказа.

Произведения о Великой Отечественной войне. Константин Михайлович Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.


Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.


Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о писателе. «Срезал». Особенности характе­ров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина. «Сельские жители». Непосредственность, простодушие, наив­ность, трога­тельное обая­ние героев. Ав­торское отно­шение к героям.


Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице».Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА(7ч)

Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы.


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин.


Морис Метерлинк. Рассказ о писателе. «Синяя птица». Философская сказка о смысле жизни и всемогуществе человека. Значимость ценностных ориентиров: ценность семьи, добра, жизни, истины, ценность материнской любви


Произведения для заучивания наизусть.


И.И.Дмитриев «Муха»

И.А.Крылов «Ларчик»

А.С. Пушкин «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Тучи», «На севере диком…», «Утес».

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок «Летний вечер».

С.А.Есенин «Пороша»

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».


Произведения для самостоятельного чтения.


Мифы, сказания, легенды народов мира.

Гомер «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов «Партизан».

Ф. Н. Глинка «Луна», «Утро вечера мудренее», «Москва».

А. С. Пушкин «Жених».

К. Ф. Рылеев «Державин».

Е. А. Баратынский «Родина».

Н. М. Языков «Родина», «Настоящее», «Две картины».

Ф. И. Тютчев «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов «Не шуми ты, рожь...», «Лес».

М. Ю. Лермонтов «Воздушный корабль», «Русалка», «Мор­ская царевна».

А. Н. Майков «Боже мой! Вчера — ненастье...», «Сено­кос», «Емшан».

И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов «Влас».

Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

А. П. Чехов «Беззащитное существо», «Жалобная книга».


Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский «Бакенщик», «Растрепанный воробей».

В. К. Железников «Чудак из шестого «Б», «Путешествен­ник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов «Последние холода».

В. П. Астафье. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель».

В. П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем».


Из зарубежной литературы

Э. По «Овальный портрет».

М. Твен «История с привидением».

О. Генри «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл «Горбун».

Г. Честертон «Тайна отца Брауна».


Примерное содержание календарно-тематического плана


Название

раздела

Название

темы

Количество часов

Дата

Планируемый результат и уровень освоения

Введение

В дорогу зовущие, или Литература открывает мир.



1 неделя

Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении; литература и другие виды искусства.

Уметь: конспектировать.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.






Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры.

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

«Что за роскошь, что за смысл…Что за золото!» (А.С.Пушкин). Пословицы и поговорки



2 неделя

Знать: понятие пословицы и поговорки; тематическое многообразие пословиц и поговорок.

Уметь: отличать пословицу от поговорки; характеризовать их отличительные признаки.

Внеклассное чтение. В чем красота и мудрость русского фольклора?









Зарубежная литература

В стране мифов. Боги Древней Греции. 12 подвигов Геракла.



3 неделя

Знать: понятия «миф», «герой» в древнегреческой мифологии; отличительные особенности мифа и сказки.

Уметь: выполнять художественный пересказ эпизодов; значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.

Герои Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».



4 неделя

Знать: понятие «легенды»; отличительные особенности легенды.

Уметь: выполнять сжатый пересказ текста.

Гомер. «Илиада» и «Одиссея».






Знать: эпос как род литературы; понятия «гипербола», «постоянный эпитет».

Уметь: проводить сравнительный анализ образов.

Урок-игра по мифам Древней Греции.



5 неделя




Древнерусская литература

Русская летопись. «Повесть временных лет» как историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе».






Знать: жанры древнерусской литературы; летопись; сказание как летописный жанр.

Уметь: характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет»; Выполнять художественный пересказ текста.

Русская литература XIX века



Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне.



6 неделя

Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория».

Уметь: анализировать басню.

Басни И.А.Крылова. Обличение человеческих пороков и исторических событий в баснях.






Знать: историю развития басенного жанра.

Уметь: находить литературные аналогии между произведениями разных баснописцев.

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину».



7 неделя

Знать: основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина; жанр послания.

Уметь: выступать с заданным сообщением на заданную тему.

Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник».






Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога».



8 неделя

Знать: понятие об антитезе.

Уметь: характеризовать используемые в художественном тексте стилистические средства.

Двусложные размеры стиха.






Знать: двусложные размеры стиха (ямб, хорей).

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». Картины жизни русского барства. Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Сюжет и композиция романа А.С.Пушкина «Дубровский».



9 неделя

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь: составлять план событий; говорить о композиции романа.

Р.Р. Сочинение - сравнитель­ная характе­ристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»).



11 неделя




А. С. Пушкин «Повести покойного И. П. Белкина».






Знать: историю создания художественную особенность повестей; идейное содержание.

Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов.

М..Ю.Лермонтов. Мотивы оди­ночества и тоски поэта-изгнанника в стихотворе­нии «Тучи». Тема поверженной красоты в сказании «Три пальмы». Мотивы оди­ночества в стихотворени­ях «Утес», «Листок».






Знать: биографические данные, основные мотивы лирики поэта; прием сравнения в композиции произведения; понятия «антитеза», «метафора».

Уметь: анализировать и выразительно читать поэтический текст.

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг».



15 неделя

Знать: отличительные черты художественного мира Тургенева.

Уметь: сопоставлять пейзажную прозу и пейзажную лирику.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Ф.И. Тютчев. А.А.Фет. Стихотворения.



16 неделя

Знать: понятия «лирический герой», «лирический образ».

Уметь: анализировать лирическое произведение; находить языковые средства выразительности.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».



17 неделя

Знать: художественные особенности лирики Н.А.Некрасова.

Уметь: характеризовать стилистические средства.

Внеклассное чтение. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка».



18 неделя




Трехсложные размеры стиха.






Знать: трехсложные размеры стиха (дактиль, анапест, амфибрахий).

Н.С. Лесков. «Сказ о туль­ском косом левше и о стальной бло­хе». Изображение русско­го характера. Народ и власть в сказе о Левше. Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».



19 неделя

Знать: сказ, особенности сказа; автор и сказитель в сказе; понятие «речевая характеристика».

Уметь: характеризовать язык и стиль писателя; выполнять характеристику героя; определять тему, основную мысль текста; анализировать авторские языковые средства.

Внеклассное чтение. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».









А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».



21 неделя

Знать: как отображается природа смешного в рассказах А.П.Чехова; жанр юмористического рассказа.

Уметь: анализировать содержание; характеризовать поэтику и стиль.

Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».









Родная природа в лирике русских поэтов XIX века.



22 неделя

Знать: темы лирики поэтов; понятия «сравнение», «эпитет».

Уметь: выразительно читать стихотворения.

Русская литература XX века

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».






Знать: содержание феерии; стилистическую манеру писателя.

Уметь: анализировать эпизоды.

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».




23 неделя

Знать: своеобразие содержания рассказа, стилистической манеры писателя.

Уметь: анализировать эпизоды.

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.







Знать: виды сказок (народная , литературная); жанр «сказка-быль»; философский смысл названия.

Уметь: давать характеристику герою; характеризовать идейно-художественные особенности сказки; обсуждать нравственные вопросы.

Внеклассное чтение. Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мои друг бесценный...».



25 неделя




Стихотворе­ния о Великой Отечествен­ной войне.






Знать: лирические и прозаические произведения о Великой Отечественной войне; отражение ВОВ в искусстве.

Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмысливать тематику и нравственные проблемы.

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».



26 неделя

Знать: признаки рассказа как жанра; понятия «сюжет», «конфликт», «художественная деталь»; пейзаж и его роль в произведении.

Уметь: характеризовать сюжетную линию произведения.

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл назва­ния рассказа.



27 неделя

Знать: приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; элементы композиции и их значение; отрадение в рассказе послевоенной тематики.

Уметь: составлять устный портрет литературного героя.

Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал».



28 неделя

Знать: особенности юмора в произведениях В.М.Шукшина.

Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приемы создания образов героев.

Внеклассное чтение. Рассказ В.М.Шукшина «Сельские жители».









Ф.А.Искандер. Рассказ «Три­надцатый подвиг Геракла».



29 неделя

Знать: роль юмора в повествовании.

Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении; характеризовать художественные особенности рассказа.

Родная при­рода в стихо­творениях по­этов XX века. А.А. Блок. С.А.Есенин. А.А.Ахматова. Н.М. Рубцов. Стихотворения.






Знать: темы лирики поэтов; понятие «аллитерация»; цветопись и звукопись поэзии.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст; «видеть» роль художественной детали в тексте произведения.

Зарубежная литература



В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».






Знать: тематику и идейное содержание произведения.

Уметь: давать характеристику героям.

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».



32 неделя

Знать: жанр баллады; владеть навыками анализа текста.

Уметь: проводить сравнительный анализ с балладами других авторов.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».






Знать: определение жара «новеллы».

Уметь: владеть навыками анализа текста; проводить сравнительный анализ жанров «новеллы» и «рассказа».

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - фи­лософская сказка и муд­рая притча. Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче.



33 неделя

Знать: содержание сказки; понятия «притча» и «философская сказка.

Уметь: определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию.

Внеклассное чтение. М.Метерлинк «Синяя птица».



34 неделя




Итоговый урок. Урок контроля.

Литературная викторина.








  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по русскому языку класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы
Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: «Просвещение», 2008
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconЛебедев Ю. В., Журавлев В. П.) ( базовый и профильный уровни). 1 1 класс
Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по литературе 10 класс
Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р.
Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного (общего) образования...
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по литературе (11 класс)
Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Сухих И. Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование....
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconОсновное содержание
Рабочая программа по литературе для 10 класса (базовый уровень) разработана на основе авторской программы по литературе под ред....
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по химии (базовый уровень) 10 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара Н. Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии...
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по математике 11 класс (базовый уровень)
А. Г. Мордковича по алгебре и началам математического анализа 10-11 классы (базовый уровень) (Программы математика 5-6 классы. Алгебра...
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа по физике Дорониной Елены Анатольевны 11 «А», «Б» класс (базовый уровень) 2012 г
Данная рабочая программа по физике составлена на основе авторской программы: Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе класс: 6 (базовый уровень) фио педагога-разработчика программы iconРабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю)
Данная рабочая учебная программа для обучающихся 11 класса разработана на основе примерной программы по литературе среднего (полного)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница