Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания




Скачать 18,21 Kb.
НазваниеПрименение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18,21 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»


Учитель истории и обществознания


Чупрынина Наталья Ивановна


Применение интерактивных методов обучения

для повышения качества

образования

на уроках истории и обществознания


Высшая квалификационная категория


Троицк, 2008

Содержание

I. Применение интерактивных методов обучения для повышения

качества образования на уроках истории и обществознания. Стр. 3-4

II. Технология применения интерактивных методов обучения

истории и обществознанию с целью повышения качества

образования. Стр. 5-13


1.Теоретические основы построения интерактивного обучения. Стр.5-8

2. Активные стратегии или методы кругового воздействия Стр.8

3. Положительные и отрицательные стороны активной

стратегии. Стр.9

4. Интерактивные стратегии или методы кругового

взаимодействия. Стр.9

5. Положительные и отрицательные стороны интерактивной

стратегии Стр.11


III. Описание системы работы Стр.13-22

  1. Работа в группах Стр.13-14

  2. Игра Стр.15-16

  3. «Мозговой штурм» Стр.17

  4. Написание синквейна и кластера Стр.17-18

  5. Мультимедийные уроки Стр.19

  6. Дискуссия Стр.20-22


IV. Анализ результатов изученного опыта и возможности стр. 23-25

его использования

V. Заключение стр. 26

VI. Список литературы стр. 27

VII. Приложение стр. 29


Применение интерактивных методов обучения для повышения

качества образования на уроках истории и обществознания.


«Учитель всегда невольно стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный

способ преподавания. Чем способ

преподавания удобнее для учителя,

тем он неудобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Будем же искать, и примерять те способы

обучения, которыми будут довольны

ученики».

Л.Н. Толстой

Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.

Проблема состоит в том, что все учащиеся, окончившие школу, получают определенные знания и навыки, но применить их в реальном мире, в котором мы живем, не могут.

Мы должны научить ребенка самостоятельно добывать знания, критически оценивать новую информацию, решать практические задачи.

Изучать данные курсы сложно, но необходимо, так как память человечества – это и есть история. Мы вспоминаем прошлое, чтобы не забыться, не заблудиться в современном мире. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История и обществознание, в этом плане, наиболее подвержены изменениям. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для пассивного восприятия. В обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» В современном обществе познавательная активность рассматривается как неотъемлемая характеристика профессионализма и компетентности личности в любой сфере деятельности. Самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно – это известный факт. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней сути. Но самое главное, что для ребенка естественнее и легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать готовые знания.

Сочетание традиционных уроков с интерактивными позволит добиться наибольших результатов и выполнить поставленные цели и задачи, то есть поможет «искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».

Основная цель педагогической деятельности – это развитие способностей учащихся к интегрированному мышлению, которое поможет им увидеть новые стороны явления, формирует целостное видение мира, а значит, облегчит поиск своего места в нем.

Для выполнения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

- изучить и обобщить передовой опыт проведения проблемных уроков с использованием активных и интерактивных методик;

- описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;

- выявить, все ли необходимые компоненты и средства имеются в наличии для реализации данной технологии;

- ориентировать учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов на основе максимального умственного напряжения;

- учить детей применять полученные знания на практике.

Основные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей педагогической деятельности:

  • Побуждать интерес к учебе и желание мыслить.

  • Стремиться понять своих учеников, быть тактичным, уважать себя и окружающих, общаться с детьми на равных, но без панибратства.

  • Знать свой предмет и всегда приходить на урок с удовольствием, быть эрудированным, интересным, не повышать голос без причины и не грузить на полдня заданиями.

  • Быть строгим, общительным, но не болтливым, понятно объяснять, давать советы, когда это нужно ученику.

  • Быть наставником, единомышленником, уметь зажечь искру интереса и повести за собой.

  • Давать знания не только интересные, но и имеющие практическую направленность.


Технология применения интерактивных методов обучения

истории и обществознанию с целью повышения качества образования.


Теоретические основы построения интерактивного обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействие учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы.

 В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выдвинуты новые социальные требования к системе образования, которые должны подготовить современных, образованных, предприимчивых молодых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивным потенциалом. Данные требования нашли свое отражение в государственных стандартах, позволяющих отслеживать уровень подготовленности выпускников средней школы через компетентностный подход. Он включает в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы как история и обществознание, позволяющие учащимся:

-овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;

- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

- развить коммуникативную культуру, помочь стать толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

- определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

- овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является интерактивный метод в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъект жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации,

позволяют такие интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий (электронный учебник, репетитор, электронная энциклопедия, авторские мультимедийные учебные пособия).

Традиционно в педагогике метод обучения оп­ределяется как способ деятельности, осуществле­ние которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия. Необходимо создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; создать условия для применения знаний и умений в знакомой и но­вых учебных ситуациях; про­верки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений; создать условия для вос­произведения в памяти уча­щихся системы опорных зна­ний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для про­верки уровня обученности, определить методику коррек­ции учебной деятельности учащихся.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предлагают классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной деятельности школь­ников, в которой выделяют две группы. Первая группа - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные; вторая - продуктив­ные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и группо­вые проекты, обсуждения в комитетах, приглашение специальных докладчиков, а также новаторские подхо­ды к устным и письменным заданиям. Эти методы обу­чения не только повышают интерес учеников к пред­мету, но и обеспечивают более глубокое усвоение со­держания, выработку гражданских навыков и привер­женность демократическим ценностям.

Учеников нужно вовлекать в дискуссии и поощрять вопросы. Это делает обстановку в классе более демок­ратичной. Учитель должен быть посредником, органи­зовывая и направляя дискуссии. Если ученики робеют, не задают вопросы и не выступают с замечаниями, учитель, прежде всего, должен попытаться стимулировать дискуссию. Чем активнее учащиеся будут участвовать в работе, тем более выражено у них будет чувство хозяев и устремленность, более глубокой будет их привержен­ность целям как учебного, так и демократического про­цессов.


Учитель должен быть подобен цветку на лесной лужайке– ярким и приятно «пахнущим». Тогда и только тогда он сможет привлечь к себе огромное количество учеников, словно пчел, для передачи своих знаний. На уроках он выступает в разных ролях, не всегда он должен сам руководить работой в классе. Ученики также могут играть роль учителя, выступая с докладом, ведя в классе дискуссии или вместе ра­ботая в небольших группах над подпроектами или ре­шением проблем. Такого рода смена ролей позволяет детям приобретать навыки лидерства и внушает мысль о том, что все члены демократического общества име­ют право участвовать в его жизни и право быть выслу­шанными.

Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уро­ках истории и обществознания пока преобладают два основных источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недоста­точным в условиях современного быстро меняющего­ся мира. Поэтому необходимо расширять кругозор школьников, научить их ориентироваться в современ­ных общественных проблемах (определять эти пробле­мы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, форму­лировки своего мнения, а также оценивать свои дей­ствия индивидуальные и в группе (рефлексия, распре­деление ответственности, выявление ошибок и успе­хов).

Немаловажная роль отводится и позиции учителя. Учащиеся должны ощущать его открытость в общении, веру в способности каждого ученика, доверие, умение увидеть ситуацию глазами школьника, поставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» сформу­лировал следующие основные принципы работы учи­теля, стремящегося добиться эффективного взаимодей­ствия со своими учащимися:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Он должен помогать учащимся в формулирова­нии и уточнении целей и задач, стоящих как перед груп­пами, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Он должен всегда исходить из того, что у учащих­ся есть внутренняя мотивация к учению.

4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в ре­шении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каж­дого учащегося.

6. Он должен развивать в себе способность чувство­вать эмоциональный настрой группы и принимать его.

7. Он должен быть активным участником группово­го взаимодействия.

8. Он должен открыто выражать в группе свои чув­ства.

9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждо­го.

10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя.

Таким образом, процесс взаимодействия препода­вателя с учащимися и учащихся между собой представ­ляется одним из важнейших элементов любого заня­тия. Следует отметить, что идет это взаимодействие по-разному не только у разных преподавателей, но и у са­мого педагога в зависимости от темы, степени сложно­сти материала, подготовленности учащихся, наличии времени и источников информации, собственной ком­петентности в рассматриваемой проблеме.

Андрей Иоффе предлагает классифицировать стратегии преподавания на пассивные, активные и интерактивные. Более интересны две последних.


Активные стратегии или методы кругового воздействия



Коммуникация

Характер взаимодействия преподавателя и учащих­ся меняется, хотя учитель и остается центральной час­тью занятия. Он остается главным и единственным ис­точником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями. Они могут за­давать вопросы, прояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Учебно-воспитатель­ный процесс не может быть полностью подготовлен взрослыми, занятия не имеют жесткой структуры, мо­гут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. Формулирование тем и проблем также происходит в ходе совместного обсуждения. На схеме показан дву­сторонний характер общения взрослого руководителя и школьников. Вместе с тем роль преподавателя в ак­тивных методах остается ключевой, без него невозмож­но дальнейшее проведение занятия или проекта. Имен­но поэтому данный подход также можно отнести к воз­действию преподавателя на учеников, хотя и происхо­дящему по несколько иной технологии.

Формы воплощения

- любые виды дискуссий;

-круглые столы;

- «мозговые штурмы»;

- различные беседы (эвристические, сократические и т. п.).

Условия выбора стратегии

- средний уровень подготовленности аудитории;

- рассматриваемые вопросы привлекают повышен­ный общественный интерес или основаны на распрос­траненном социальном опыте;

- развитое у учащихся умение задавать вопросы;

- необходимость подвести итоги или обсудить по­лученный материал;

- аудитория средних размеров;

- объем материала позволяет развивать обсуждение;

- у преподавателя достаточное количество времени для пояснений и уточнений;

- аудитория достаточно однородна по уровню под­готовленности;

- высокий уровень компетентности преподавателя в рассматриваемой теме.

  1   2   3   4

Похожие:

Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconМетодические резервы учителя на уроках обществознания Учитель истории и обществознания Терехова М. А
Целью данного доклада является поиск активных методов обучения на уроках обществознания
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconПлан работы методического объединения учителей истории и обществознания Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
...
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconИспользование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке
Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает...
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconУроках математики, как фактор повышения качества знаний
«Технология позиционного обучения на уроках математики, как фактор повышения качества знаний»
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconПроектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания
Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического...
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconАнализ учителя истории, обществознания, мхк моу «Средней общеобразовательной школы №10 п. Лебединый» Гордиенко Светланы Ивановны. Стаж педагогической работы (по специальности) 21 год
Курсы повышения квалификации – 2006г., Ипк работников образования рс/Я/– «Контрольно-надзорная деятельность и проблемы построения...
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconУроках математики при
Использование интерактивных методов и технологий на уроках математики при подготовке к гиа
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconПрезентация проекта
Аннотация: в статье рассматривается метод проектов, как один из продуктивных методов современного обучения, его практическое применение...
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики гоу «Чувашский республиканский институт образования»
«применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики для повышения познавательной активности учащихся»
Применение интерактивных методов обучения для повышения качества образования на уроках истории и обществознания iconПрограмма повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования по направлению «Менеджмент качества образования учреждений среднего профессионального образования»
Цели обучения изучение слушателями современных тенденций образования в России и за рубежом в области повышения качества предоставляемых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница