Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая




Скачать 19,11 Kb.
НазваниеУчебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер19,11 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Н.А. Антипин

А.А. Дюранов


ЗАПАДНАЯ И РУССКАЯ


ФИЛОСОФИЯ


ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ


XIX–XX ВЕКОВ


Учебное пособие





САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003


Министерство образования Российской Федерации





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ





Н.А. Антипин

кандидат философских наук, доцент


А.А. Дюранов

кандидат философских наук, доцент


ЗАПАДНАЯ И РУССКАЯ


ФИЛОСОФИЯ


ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ


XIX–XX ВЕКОВ


Учебное пособие


Санкт-Петербург

2003

Рассмотрено и рекомендовано к изданию
методической комиссией гуманитарного факультета

Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии


4 июня 2002 года


Р е ц е н з е н т ы :


доктор философских наук, профессор П.И. Смирнов

(Санкт-Петербургский государственный университет),


Российский государственный педагогический

университет имени А.И. Герцена (А.Е. Зимбули)



Антипин Н.А., Дюранов А.А. Западная и русская философия второй половины XIX–XX веков: Учебное пособие. СПб.: СПбГЛТА, 2003. 48 с.


Представлено кафедрой философии.


Данное учебное пособие посвящено характеристике основных течений западной и русской философии второй половины XIX–XX веков. В них рассмотрены основные вопросы, связанные с теоретическими аспектами философии жизни, феноменологии Э. Гуссерля, экзистенциализма, герменевтики, различных форм позитивизма, включая неопозитивизм и постпозитивизм, критического рационализма. Обращение к русской философии связано с характеристикой славянофильства и западничества, философско-этических исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, русского космизма.

Работа предназначена для студентов высших учебных заведений.


Библиогр. 14 назв.


Темплан 2003 г. Изд. № 186.  Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия (СПбГЛТА), 2003


Предисловие





Темы, посвящённые западной и русской философии второй половины XIX–XX веков, занимают особое место в курсе философии, предназначенном для студентов высших учебных заведений. Ими завершается рассмотрение основных этапов развития философcкой мысли и в то же время они являются введением в современную философию, которая распадается на множество направлений, течений и концепций, находящихся в отношении противоречия друг к другу. При первом и весьма поверхностном взгляде может сложиться мнение, что существующие между ними противоречия исключают их единство, преемственность. В действительности же это не совсем так. Поэтому мы ставим своей задачей помочь студенту найти те «нити», которые связывают современную философию в единую интеллектуальную «ткань», отметить узловые точки переплетения важнейших ее моментов.

В идеале хотелось бы представить современную философию как совокупность учений, в диалоге которых рождаются истинные ответы на волнующие людей вопросы. В действительности же как сама современная философия, так и наши усилия, направленные на ее рассмотрение, находятся на значительном расстоянии от этой желанной цели. Поэтому основное внимание в данном учебном пособии уделяется изложению фундаментальных принципов и понятий философских учений второй половины XIX–XX веков. Необходимо отметить также, что из-за ограниченного объема публикации нам пришлось отказаться от рассмотрения умозрительно-метафизической тенденции в развитии западной философии второй половины XIX–XX веков, представленной главным образом религиозной философией. За пределами публикации остались и такие философские учения, как прагматизм, психоанализ, структурализм, постмодернизм, а также советская и современная российская философия.

Значительное внимание в данном пособии уделено характеристике двух наиболее влиятельных тенденций в развитии западной философии:
1) антисциентистской и 2) сциентистской. Первая из них представлена философией жизни, феноменологией, экзистенциализмом, герменевтикой, вторая – различными формами позитивизма, критическим рационализмом. Рассмотрены также философские искания представителей русской философии: П.Я. Чаадаева, славянофилов и западников, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и русских космистов.

Представленные материалы позволяют выстроить совмещенное отображение философских поисков, ведущихся в рамках западной и отечественной философии одной и той же эпохи.

Первую тему – «Западная философия второй половины XIX–XX веков» и предисловие подготовил кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин.

Вторую тему – «Русская философия второй половины XIX–XX веков» подготовил кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов.

Общую редакцию и подготовку учебного пособия к печати выполнил кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин.


1. Западная философия


второй половины XIX–XX веков


1.1. Введение


Западная философия второй половины XIX–XX веков распадается на множество философских направлений, течений и концепций. Многие из них тесно связаны с критикой классического рационализма, в особенности, философии Гегеля. Одни философские учения (например, различные школы позитивизма) ориентированы на тесную связь философии с наукой, другие (например, философия жизни и экзистенциализм) отрывают философию от науки и придают ей ярко выраженный иррационалистический характер.

Во второй половине XIX века появляются мыслители, которые осознают ограниченность основных положений классической философии. Они настаивают на ограниченности познавательных возможностей человеческого разума. Появляются представления о кризисе классической философии, о необходимости замены ее качественно иной, неклассической философией. Наступает переходный период времени, в который продолжают существовать классические и формируются неклассические философские учения. Характерными чертами этого периода являются: 1) усиление иррационалистических тенденций, 2) нигилизм, 3) пессимизм, 4) отказ от систематического способа философствования.

В общем потоке многообразия различных философских течений второй половины XIX–XX веков можно выделить три основные тенденции: 1) антисциентистскую, 2) сциентистскую и 3) умозрительно-мета-физическую.

Представители антисциентистской тенденции исходят из того, что наука ограничена в своих возможностях познания мира. Все, что выходит за пределы научного познания, должно стать предметом философского постижения, основанного на иных формах знания. Такой тип философствования представлен, прежде всего, философией жизни, экзистенциализмом, герменевтикой.

Представители сциентизма полагают, что надо превратить философию в специальную науку и освободить ее от метафизических вопросов как не имеющих научного смысла и значения. Такое понимание философии характерно для представителей позитивизма и неопозитивизма.

Умозрительно-метафизическая тенденция связана с представлением о философии как особой форме знания, выявляющей глубинные основы бытия и познания. Считается, что ее содержание развертывается независимо от конкретно-научного знания. Эту тенденцию представляют различные варианты религиозной философии.

Итак, рассмотрим первую из указанных тенденций – антисциентистскую, тесно связанную с элементами иррационализма, волюнтаризма и мистики. В нашем изложении она представлена философией жизни, экзистенциализмом и герменевтикой. Вместе с ними мы рассмотрим и повлиявшую на формирование экзистенциализма феноменологию Э. Гуссерля.


1.2. Философия жизни


Возникновению философии жизни предшествовали такие философские учения, как иррационализм и волюнтаризм. Сторонники иррационализма и волюнтаризма в Германии (А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) выступили с резкой критикой гегелевского рационализма. Они настаивали на ограниченности познавательных возможностей разума и признавали основными источниками познания интуицию, чувство или инстинкт. Иррационалисты рассматривали окружающую человека действительность как среду, в которой господствующее положение занимают не силы мирового разума, а проявления иррациональной воли.


В работе Артура Шопенгауэра (1788–1860) «Мир как воля и представление» (1819) волюнтаризм принимает форму объективного идеализма. Шопенгауэр находится под влиянием философии Канта, но подвергает критике его учение о непознаваемости «вещи в себе». Он утверждает, что лежащая в основе явлений «вещь в себе» – первичная, ничем не обусловленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ он считает «волю к жизни». Она имеет, по его мнению, стихийный, инстинктивный характер. Сознательная же воля вторична и производна от нее.

Мировоззрение Шопенгауэра глубоко пессимистично. Он считает, что в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Жизнь человека, по существу своему, – страдание. Для избавления от него необходимо отказаться от индивидуальной «воли к жизни».

Испытав на себе влияние буддизма, Шопенгауэр занимается проповедью учения об отречении от индивидуальной «воли к жизни». Он проповедует мистический идеал «нирваны», предполагающий растворение индивидуальной воли в первичной, ничем не обусловленной «мировой воле».


В учении Эдуарда фон Гартмана (1842–1906) – автора книги «Философия бессознательного» (1869) основой бытия тоже считается бессознательное духовное начало. Его этические взгляды также глубоко пессимистичны. Источником несчастья, по его мнению, является желание счастья. Поэтому отказ от всех желаний он рассматривает как путь к безболезненному состоянию. В нем он видит единственную замену счастья. Для достижения безболезненного состояния необходимо, считает Гартман, освобождение человечества от трех иллюзий: 1) земного счастья, 2) счастья в загробном мире и 3) счастья, достижимого посредством преобразования и совершенствования общества.


В работе Макса Штирнера (1806–1856) «Единственный и его собственность»(1845) волюнтаризм принимает форму субъективного идеализма. Единственная реальность, по мнению Штирнера, – это «Я», а весь мир – его собственность. Проповедуя эгоизм и анархизм, он критически относится к таким понятиям, как общественная мораль, право, законы общества и объявляет их «призраками». Каждый, по его мнению, сам является источником морали и права. В своих действиях он должен руководствоваться принципом: «Нет ничего выше меня». В идеальном состоянии общество, по мнению Штирнера, должно быть «союзом эгоистов», в котором каждый видит в другом лишь средство для достижения своих целей.


Основные идеи философии жизни как субъективно-идеалистического направления философской мысли сформировались в работах Фридриха Ницше (1844–1900). Значительное влияние на его интеллектуальное развитие оказали уже упомянутые нами работы Шопенгауэра, Гартмана и Штирнера.

Используя высказанные в них идеи, Ницше продолжает разработку волюнтаризма с позиций иррационалистической философии. Подобно Шопенгауэру и Гартману, он считает волю первоосновой всего сущего. Однако в целом, подобно Штирнеру, он разрабатывает свои идеи в рамках субъективно-идеалистической формы волюнтаризма. Первичной движущей силой в его учении выступает свободная индивидуальная воля. В отличие от пессимизма и фатализма Шопенгауэра, который призывает к избавлению от страданий и, во имя этого, к отказу от «воли к жизни», волюнтаризм Ницше имеет агрессивный характер. В нем превозносится «воля к власти».

Основные идеи философии жизни изложены в книге Ницше «Воля к власти» (1901). Ницше намеревался сделать эту книгу основным программным произведением и посвятил ее «переоценке всех ценностей». Однако болезнь помешала ему закончить и подготовить ее к изданию. В 1888 году он был разбит параличом, и вскоре после этого у него наступило тяжелое психическое расстройство. Исследователи творчества Ницше отмечают, что он был болезненным и необщительным человеком, погруженным в мир порожденного им идеального образа сверхчеловека. Он вел довольно уединенный образ жизни. В конце концов, его жизнь стала настолько оторванной от реальности, иллюзорной, что привела его к самообожествлению. Оставшиеся после смерти Ницше заметки и афоризмы, созданные им до 1889 года в процессе работы над книгой «Воля к власти», были частично опубликованы в 1901 году. Новое, более полное и переработанное издание этой книги появилось в 1906 году. Эту работу выполнила его сестра Е. Фёрстер-Ницше совместно с П. Гастом.

«Жизнь» трактуется Ницше как особая, фундаментальная характеристика бытия, находящаяся в постоянном движении, становлении и рассматривается в этой книги как «воля к власти». Именно власть, согласно Ницше, является критерием значимости явлений жизни. Хорошим, по его мнению, является все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. Плохим же является все, что вытекает из слабости. Познание, с этой точки зрения, действительно только как орудие власти. Законы науки представляются Ницше как субъективные, но «полезные фикции», а научная истина воспринимается им как полезное заблуждение.

Исследуя европейскую культуру своего времени, Ницше приходит к выводу, что она находится накануне кризиса. Происходит упадок и разложение подлинных и возвышение мнимых ценностей. Способствуют этому, с одной стороны, религия с ее лицемерием и моралью, ослабляющей волю к власти, а с другой – демократические и социалистические учения, направленные на то, чтобы уравнять всех людей: сильных сделать слабыми, слабых – сильными. Поэтому Ницше и призывает к «переоценке всех ценностей», к уничтожению традиционной морали и освобождению жизни.

Ницше критически относится к христианской религии. Он отвергает ее за мысль о равенстве всех людей перед Богом. Идея самоуничижения, которая характерна для христианской морали, убивает, по его мнению, «волю к власти». Отвергая религиозную мифологию, Ницше заменяет ее новыми мифами, рассуждениями о смерти Бога и о вечном возвращении одних и тех же форм жизни.

Говоря о необходимости «переоценки всех ценностей», Ницше противопоставляет «рабской морали» мораль господ, которую он связывает с идеей «сверхчеловека». Она указывает, по его мнению, на необходимость преодоления многих постоянных черт человеческой природы. Главной задачей «сверхчеловека» Ницше считает создание новых, более совершенных, форм жизни.

Содержание книги «Воля к власти» тесно связано с такими работами Ницше, как «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки кумиров» (1888) и «Антихрист» (1888). Этим работам предшествовала самая популярная книга Ницше «Так говорил Заратустра» (1883–1884).

Творчество Ницше оказало большое влияние на мировую литературу и философию ХХ века. Его идеи широко использовали писатели и мыслители (Т.Манн, Г. Ибсен, А. Швейцер), идеологи немецкого фашизма и представители экзистенциализма.

В конце XIX – начале ХХ века появляются различные варианты философии жизни. В работе Вильгельма Дильтея (1833–1911) «Введение в науки о духе» (1883) она обретает новое содержание. Центральным для него является понятие о «живом духе», развивающемся в различных исторических формах. Философия, по мнению Дильтея, не может быть познанием закономерности исторического процесса и сверхчувственных сущностей. Она может быть лишь наукой наук, учением о науке. Существуют науки о природе и науки о духе. Последние изучают общественную действительность. Основой всех наук о духе Дильтей считает психологию, но не объяснительную, опирающуюся на причинность, а описательную. Философия, по его мнению, должна, начиная с анализа сознания и непосредственных переживаний человеческого «Я», постигать суть природной и духовной жизни. В своих работах Дильтей также разрабатывает учение об истолковании, или герменевтику, которую он рассматривает как методологическую основу историко-гуманитарных наук.


В работах Георга Зиммеля (1858–1918) «Проблемы философии истории» (1898) и «Социальная дифференциация» (1909) понятие жизни приобретает несколько иной смысл. Он говорит о жизни как об особом иррациональном процессе творческого становления, который объективируется в застывших формах культуры.


Значительный вклад в разработку философии жизни в ХХ веке внес французский философ Анри Бергсон (1859–1941). В работе «Творческая эволюция» (1907) он исходил из того, что цель эволюции заложена в исходном «взрыве», приведшем к развертыванию жизненного процесса в пространстве и времени. В соответствии с этим, интеллект и интуицию Бергсон рассматривал как объективно обусловленные формы жизни и познания. Он полагал, что первоначально они были объединены в исходном «жизненном порыве», но затем разошлись и в процессе эволюции приобрели противоположные характеристики.

Центральное понятие философии Бергсона – «чистая длительность». Она рассматривается им как первооснова всего сущего. Материя, время и движение – это различные формы ее проявления. Познание длительности доступно, по его мнению, лишь интуиции – непосредственному постижению объекта, в котором акт познания совпадает с актом, порождающим действительность.

Отстаивая позиции иррационализма, свойственные философии жизни, Бергсон отдает предпочтение не интеллекту, а интуиции или инстинкту.
С одной стороны, он стремится показать историческое преимущество интеллекта, сделавшего человека свободным по сравнению с инстинктивно-автоматическим поведением животного, а с другой – обнаружить принципиальную ограниченность интеллектуального способа познания мира.

Для философии жизни в целом характерно стремление понять жизнь из неё самой, не прибегая к размышлению о потусторонних силах. В ней ставятся и обсуждаются важные для многих людей вопросы о смысле, цели и ценности жизни. Однако представители этой философии не имеют особой склонности к формированию теоретического знания. Они обращаются к рассмотрению непосредственного переживания самой жизни на уровне чувства, инстинкта и противопоставляют их интеллекту. Более того, они критикуют рационалистическую философию, отстаивая иррационализм и мистику. Эта традиция отчасти сохраняется в экзистенциализме, но в нём она сочетается с феноменологией Э. Гуссерля, которая, по сути своей, имеет рационалистический характер.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию и науке санкт-петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова
Учебное пособие предназначено для магистрантов и содержит разнообразные материалы, необходимые для организации изучения ими вводного,...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconПолучение специфических активных углей из биомассы дерева
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconПротокол заседания Совета молодых ученых и специалистов
Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconКомпьютерные плеопто-ортоптические методы лечения вторичной амблиопии у детей
Работа выполнена в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2010 удк 616-058: 93/99+61(06) isbn 57645-0189
В. П. Романюк, В. С. Лучкевич, И. Л. Самодова. История мировой и отечественной медицины: учебное пособие. – Спб.: Спбгма им. И. И....
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по науке и инновациям
Лопота виталий Александрович, член-корреспондент ран, д т н., проф., Гнц РФ цнии робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург,...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconУчебное пособие Санкт-Петербург
В. Н. Алексеев, В. И. Садков, Е. Б. Мартынова, Т. Н. Медведникова. Диагностические исследования и лечебные манипуляции при глазной...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconРейтинг Российских университетов
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconУчебное пособие Томск 2000 Министерство образования Российской Федерации
Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2000. 145...
Учебное пособие санкт-петербург 2003 Министерство образования Российской Федерации санкт-петербургская государственная лесотехническая iconУчебное пособие Чита 2012 министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебное пособие предназначено для студентов 1 2 курсов направлений 081100 Государственное и муниципальное управление, 080100 Экономика...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница