Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования




НазваниеПояснительная записка направленность программы дополнительного образования
Дата03.02.2016
Размер19,5 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы дополнительного образования

Данная программа направлена на предоставление учащимся сведений о назначении, принципах, этапах исторического развития медицины, принципах отечественного здравоохранения. Получение учащимися знаний в этих областях позволит не только освоить теоретические, но практические аспекты оказания первой медицинской помощи.

Новизна программы

Новизной программы является то, что она позволяет учащимся получить отчетливое представление о таких областях медицины как основы оказания первой медицинской помощи и история медицины.

Актуальность программы

Ранняя профессиональная ориентация, раннее определение будущей специальности является важнейшей составной частью современного образования и соответствует целям рациональной и адекватной подготовки квалифицированных специалистов.

Педагогическая целесообразность

Предлагаемая программа носит обучающий, развивающий и социальный характер. Она является необходимой для учащихся, так как позволяет школьникам понять не только теоретические аспекты введения в медицину, но и освоить практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Цель программы

Целенаправленный отбор учащихся, основанный на принципах раннего профессионального обучения.

Программа по данному циклу решает следующие задачи:

1. Общеобразовательные:

- углубление и расширение знаний учащихся по медицине;

- приобретение учащимися практических умений и навыков: накладывать шины, жгут, ватно-марлевые повязки и др., коммуникативных – работать в группе при выполнении практических занятий, подготовке сообщений, разработке проектов.

2. Воспитательные:

- формирование чувства ответственности, долга, морали, чуткого отношения к пациентам;

- нравственное, эстетическое воспитание учащихся;

3. Развивающие:

- развитие индивидуальных свойств личности: способностей, интересов, мотиваций.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Программа «Будьте здоровы!» − Основы первой медицинской помощи»

рассчитана на один учебный год.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Формы и режим занятий

- лекция с элементами беседы

- поэтапное формирование умений и навыков

- семинары

Формы и методы контроля

- входной контроль

- контроль со стороны учителя

- итоговый контроль

Прогнозируемый результат и способы его проверки

В результате изучения данной программы учащиеся должны знать основы, назначение, принципы, этапы исторического развития медицины; основные черты здорового организма и болезни, различные причины последней, способы лечения, ее исходы; организацию медицинской службы; основы медицинской психологии, этики и деонтологии; особенности заболеваний терапевтического, хирургического профиля; сущность реанимационных мероприятий.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: полный перечень практических навыков, приемов, манипуляций по уходу за больными; навыки десмургии, иммобилизации; способы остановки кровотечений, первичной обработки ран, технику доврачебной помощи, сердечно-легочной реанимации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формами подведения итогов программы дополнительного образования могут быть: проведение научно-практических конференций, стендовые доклады, тестирование.

Содержание программы

Раздел 1 Введение в медицину (2 часа)

Тема 1. От Гиппократа до наших дней. Становление медицины как науки.

Тема 2. Организация медицинской службы. Подготовка, функции медицинских работников. Основные медицинские подразделения в РФ. Медицинская этика, деонтология.

Раздел 2 Общие принципы оказания первой медицинской помощи (2 часа)

Тема 3. Выявление признаков жизни и признаков смерти. Иммобилизация. Принципы транспортировки.

Тема 4. Методы исследования объективного статуса (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Общий и местный осмотр. Определение степени тяжести общего состояния больного.

Раздел 3. Принципы и методы реанимации (2часа)

Тема 5. Терминальные состояния. Задачи реанимации. Реанимационные мероприятия при остановке дыхания, кровообращения.

Тема 6. Интенсивная терапия. Организация реанимационной помощи. Шок, его виды, фазы течения, первая помощь.

Раздел 4. Первая помощь при ранениях (4 часа)

Тема 7. Асептика. Антисептика.

Тема 8. Обезболивание: основные этапы развития анестезиологии. Местная анестезия. Наркоз: внутривенный, ингаляционный, осложнения.

Тема 9. Раны: виды, инфицирование ран. Сепсис. Столбняк. Газовая гангрена.

Тема 10. Основные принципы оказания ПМП при ранениях. Особенности оказания ПМП при ранениях головы, грудной клетки и живота.

Раздел 5 Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови (2 часа)

Тема 11. Виды. ПМП при наружных и внутренних кровотечениях.

Тема 12. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Способы. Противопоказания к переливанию крови.

Раздел 6. Первая помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях (12 часов)

Тема 13-25. Травма. Основные понятия. ПМП при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавлениях и вывихах.

Переломы. Виды. Клиническая картина и ПМП при переломах.

Ожоги: термические, химические. Отморожения.

Электротравма и поражение молнией. Асфиксия. Основные причины.

Отравление угарным газом. Пищевые отравления. Ботулизм. Отравления ядохимикатами. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами. Отравления лекарственными препаратами и алкоголем.

Тепловой и солнечный удар. Укусы больных бешенством животных, ядовитых змей и насекомых. Инородные тела уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Острые заболевания органов брюшной полости.

Почечная колика. Острая задержка мочи. Причины. Клиническая картина.

Острая сердечнососудистая недостаточность. Основные причины. Клиническая картина. Оказание ПМП. Острая дыхательная недостаточность. Основные причины. Клиническая картина. Оказание ПМП.

Раздел 7. Разное в медицине (10 часов)

Тема 26-36. Уход за больными. Понятие об уходе, его значение.

ВИЧ. Пути инфицирования. Клиническая картина. Предупреждение инфицирования.

История хирургии и организация хирургической помощи. Хирургическая операция. Виды. Предоперационный и послеоперационный период.

Неотложные неврологические состояния. Кома. Черепно-мозговая травма.

Санитарно-гигиенические нормы.

Клинико-лабораторные исследования в практике врача.

Наркомания. Инфекционные болезни. Общие понятия.

Принципы организации акушерско-гинекологической помощи. Внезапные роды.

Этапы развития фармакологии. Принципы классификации лекарственных средств.

Организация онкологической помощи.

Раздел 8. Обобщение и систематизация знаний (2 часа).

Тема 37. Итоговый контроль в виде практикума по решению ситуационных задач, проверки навыков и умений.




Учебно-тематический план

п/п

ЧАСЫ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1


1

Введение в медицину. От Гиппократа до наших дней. Становление медицины как науки.

2

1

Организация медицинской службы. Подготовка, функции медицинских работников. Основные медицинские подразделения в РФ. Медицинская этика, деонтология.

3

1

Общие принципы оказания ПМП. Выявление признаков жизни и признаков смерти. Иммобилизация. Принципы транспортировки.

4

1

Методы исследования объективного статуса (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Общий и местный осмотр. Определение степени тяжести общего состояния больного.

5

1

Принципы и методы реанимации. Терминальные состояния. Задачи реанимации. Реанимационные мероприятия при остановке дыхания, кровообращения.

6

1

Интенсивная терапия. Организация реанимационной помощи. Шок, его виды, фазы течения, первая помощь.

7

1

Асептика. Антисептика.

8

1

Обезболивание: основные этапы развития анестезиологии. Местная анестезия. Наркоз: внутривенный, ингаляционный, осложнения.

9

1

Раны: виды, инфицирование ран. Сепсис. Столбняк. Газовая гангрена.

10

1

Основные принципы оказания ПМП при ранениях. Особенности оказания ПМП при ранениях головы, грудной клетки и живота.

11

1

Кровотечения. Виды. ПМП при наружных и внутренних кровотечениях.

12

1

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Способы. Противопоказания к переливанию крови.

13

1

Травма. Основные понятия. ПМП при ушибах, растяжениях, разрывах, сдавлениях и вывихах.

14

1

Переломы. Виды.

Клиническая картина и ПМП при переломах.

15

1

Ожоги: термические, химические. Отморожения.

16

1

Электротравма и поражение молнией.

17

1

Асфиксия. Основные причины.

п/п

ЧАСЫ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

18

1

Отравление угарным газом. Пищевые отравления. Ботулизм. Отравления ядохимикатами. Отравления концентрированными кислотами и едкими щелочами. Отравления лекарственными препаратами и алкоголем.

19

1

Тепловой и солнечный удар.

20

1

Укусы больных бешенством животных, ядовитых змей и насекомых.

21

1

Инородные тела уха, носа, глаз, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.

22

1

Острые заболевания органов брюшной полости.

23

1

Почечная колика. Острая задержка мочи. Причины. Клиническая картина.

24

1

Острая сердечнососудистая недостаточность. Основные причины. Клиническая картина. Оказание ПМП.

25

1

Острая дыхательная недостаточность. Основные причины. Клиническая картина. Оказание ПМП.

26

1

Уход за больными. Понятие об уходе, его значение.

27

1

Инфекционные болезни. Общие понятия.

ВИЧ. Пути инфицирования. Клиническая картина. Предупреждение инфицирования.

28

1

История хирургии и организация хирургической помощи. Хирургическая операция. Виды. Предоперационный и послеоперационный период.

29

1

Неотложные неврологические состояния. Кома.

Черепно-мозговая травма.

30

1

Санитарно-гигиенические нормы.

31

1

Клинико-лабораторные исследования в практике врача.

32

1

Наркомания.

33

1

Принципы организации акушерско-гинекологической помощи. Внезапные роды.

34

1

Этапы развития фармакологии.

Принципы классификации лекарственных средств.

35

1

Организация онкологической помощи.

36

1

Итоговый контроль в виде практикума по решению ситуационных задач. Зачетное занятие.

Итого

36 часов



Методическое обеспечение

Методической основой образовательной программы данного цикла являются: 1) ориентация на новые образовательные результаты ― развитие способностей результативно действовать в нестандартных ситуациях (реализация компетентного подхода);

2) последовательно выдержанный модульный принцип организации материала, позволяющий индивидуализировать процесс обучения, учитывая склонности, способности и интересы учащихся;

3) реализация современных форм, методов и средств обучения, позволяющих значительно усилить мотивацию учения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Артюнина, Г.П., Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни./ Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2006

  2. Айзман Р.И., Кривощеков С.Г. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Издательство: Сибирское университетское издательство, 2002

  3. Буянов В.М. , Ю.А.Нестеренко Первая медицинская помощь: Учебная литература для учащихся медицинских училищ и колледжей, 2002

  4. Вангородский С. Основы безопасности жизнедеятельности, 2002

  5. Гостищев В.К. Общая хирургия, 2002

  6. Водителю о первой медицинской помощи. М.: ДОСААФ, 1979

  7. Доврачебная помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Ижевск: изд-во Удмуртия, 1977

  8. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. Издательство: АСТ. 2003

  9. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях / Борисов Е. С., Буров Н. Е., Поляков В. А. и др.; Под ред. В. А. Полякова. М.: Медицина, 1990

  10. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 2003

  11. Спокойно Г.В., Я. Б. Промберг Азбука Здоровья. Популярная медицинская энциклопедия, 1984

  12. Первая помощь пострадавшим на пожаре. М.: Стройиздат, 1983

  13. Первая помощь при переломах. М.: изд-во Медицина, 1968

  14. Основы медицинских знаний: практ. руководство для студентов/ под ред. З.Т. Бикбулатова.– Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2002

  15. Основы медицинских знаний: краткий курс лекций / под ред. З.Т. Бикбулатова. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2002

  16. Фишкин, А.В. Справочник неотложной помощи / А.В. Фишкин. – М.: «Экзамен», 2007



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ


  1. В.М. Буянов  Первая медицинская помощь  Москва  "Медицина"  1974 г.

  2. Под редакцией  В.Я. Сюнькова  Основы безопасности жизнедеятельности  (2 части) Москва Центр инновации в педагогике , 1998

  3. Богоявленский, В.Ф., Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях / В.Ф. Богоявленский, И.Ф. Богоявленский. – Л.: Медицина, 1985

  4. Коструб, А.А. Медицинский справочник туриста / А.А. Коструб. М.: Профиздат, 1990

  5. Куликов, В.М., Школа туристических вожаков: учебно-методическое пособие / В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. – М.: ВЛАДОС, 1999

  6. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи/ под ред. Елисеева О.М.М.: Феникс, 1994

  7. Справочник фельдшера: в 2 т. / под ред. А.А. Михайлова. – М.: ООО «Издательство Новая волна»: ЗАО «Издательский дом ОНИКС» 2000

  8. Основы медицинских знаний: тестовый контроль / под ред. З.Т. Бикбулатова. – Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2002

  9. Ужегов, Г.Н. Школа выживания в экстремальных условиях./ Г.Н. Ужегов. М.: Панорама, 2000

  10. Шоховцев, В.В., Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие/ В.В. Шоховцев, А.В. Виноградов. М.: Медицина, 2000

Похожие:

Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Направленность программы дополнительного образования детей «Семицветик»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества г. Курганинска
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Направленность программы
Направленность программы «Акварелька» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень...
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Направленность дополнительной программы
Предмет этого цикла, раскрывая ребятам мир прекрасного, воздействуя на их чувства, эмоции, формирует духовный мир
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПрограмма дополнительного образования
Кружок направлен на художественно-эстетическую направленность школьной системы дополнительного образования
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Обоснование актуальности программы Программа «Молодежное участие»
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной...
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка программа имеет художественно-эстетическую направленность
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей...
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной программы
Вместе с тем умение определять химическую сторону окружающих процессов поможет ориентировать процесс обучения на «зону ближайшего...
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка Образовательная область программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение...
Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка к учебному плану блока дополнительного образования гоу гимназии №1582 на 2012/13учебный год

Пояснительная записка направленность программы дополнительного образования iconПояснительная записка статус рабочей программы
Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)// Вестник образования, №17, 2004
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница