Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей




Скачать 12,52 Kb.
НазваниеРекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей
Дата03.02.2016
Размер12,52 Kb.
ТипДокументы

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике.

Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Целью контроля должны быть не только и не столько выявление умений учащихся решать те или иные конкретные уравнения, неравенства и прочее, но и выявление уровня сформированности обшеучебных (надпредметных) умений.

Основными формами проверки знаний и умений учащихся на уроках математики являются письменные работы и устный опрос.

Следует иметь в виду, что письменные работы позволяют в основном выявить уровень предметных знаний учащихся, в то время, как устный опрос и «система зачетов» дает воз­можность в большей степени выявить уровень надпредметных учебных умений. Отсюда вытекает необходимость сбалансированности указанных форм проверки учебных достижений учащихся.

Процедура контроля знаний и умений учащихся связана с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.

Оценка — это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.

Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное (числовое) выражение.

Необходимо помнить, что отметка - это не вид поощрения или наказания учащегося. Это информация, выраженная в числовой (наиболее удобной) форме, об уровне знаний и умений школьника по данной теме (разделу) на момент проверки (осуществления контроля). Отметка выставляется не за «работу» на уроке, поскольку оценивается не «активность» учащегося во время работы, а уровень знаний, которые показал учащийся в процессе этой работы. Безусловно, проявление активности учащегося, попытки и стремление

участвовать в работе должны всячески поощряться и стиму­лироваться, но для этого существуют другие педагогические приемы.

Искаженная (неверная) информация об уровне знаний не позволит учащемуся (и его родителям) сделать необходимые выводы и в конечном итоге нанесет значительный вред школьнику.

Существуют различные способы оценивания в зависимости от того, с чем производится сравнение действий ученика при оценке. Если сравниваются действия, производимые учеником в данный момент, с аналогичными действиями, произведенными этим же учеником в прошлом, то мы имеем личностный способ оценивания. Если сравнение происходит с установленной нормой (образцом) выполнения действий, то обращаемся к нормативному способу. При сопоставительном способе оценивания сравниваются действия ученика с ана­логичными действиями других учеников. В текущей учебной работе учитель, как правило, использует личностный способ оценивания; при подведении итогов изучения темы, итогов четверти и прочес — нормативный.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибка — это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.

К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять; потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.

Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и

умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.


К недочетам относятся описки, недостаточность или от­сутствие необходимых пояснений, небрежное выполнение чертежа (если чертеж является необходимым элементом ре­шения задачи), орфографические ошибки при написании ма­тематических терминов и т.п.

В то же время следует иметь в виду, что встречающие­ся в работе зачеркивания и исправления, свидетельствую­щие о поиске учащимся верного решения не должны счи­таться недочетами и вести к снижению отметки, равно как и «неудачное», по мнению учителя, расположение запи­сей и чертежей при выполнении того или иного задания. К недочетам не относится также и нерациональный способ решения тех или иных задач, если отсутствуют специальные указания (требования) о том, каким образом или способом должно быть выполнено это задание.

Граница между ошибками и недочетами является в не­которой степени условной. При одних обстоятельствах допу­щенная учащимися погрешность может рассматриваться учи­телем как ошибка, в другое время и при других обстоятельс­твах — как недочет.

Задания для устного и письменного опроса учащихся со­стоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопро­су, содержит все необходимые теоретические факты и обос­нованные выводы, а его изложение и письменная запись ма­тематически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необ­ходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычис­ления и преобразования, получен верный ответ, последова­тельно записано решение.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном оп­росе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ вы­ставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетвори­тельно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Учитель может повысить отметку за оригинальный от­вет на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи иди ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

При выставлении четвертной, полугодовой, триместровой отметки учащегося учитывается его успешность на протяже­нии всего периода, подлежащего аттестации. При выставле­нии годовой отметки учитываются достижения учащегося за весь период аттестации. В то же время следует иметь в виду, что итоговая отметка по математике не выводится как сред­нее арифметическое полученных учащимся отметок за весь период обучения. Прежде всего она отражает степень про­движения школьника в рамках учебного предмета и отвечает на вопрос: соответствуют ли итоговые знания учащегося по данной теме (разделу) отметке «5» («4»; «3»)? Наличие текушей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема (раздел) полностью усвоены учащимся.

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  2. изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, со­путствующие ответу;

  4. показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в но­вой ситуации при выполнении практического задания;

  5. продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

  6. отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учи­теля. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», по при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не

исказившие математическое содержание ответа;

  1. допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  2. допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,
    легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке
    учащихся»);

  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после
    нескольких наводящих вопросов учителя;

  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  4. при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;

  2. обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного мате­риала;

  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисун­ках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание
изучаемого учебного материала или не смог ответить
ни на один из поставленных вопросов по изучаемому
материалу.

Оценка письменных работ учащихся по математике.

Отметка «5» ставится, если:

  1. работа выполнена верно и полностью;

  2. в логических рассуждениях и обосновании решения
    нет пробелов и ошибок;

  3. решение не содержит неверных математических ут-­
    верждений (возможна одна неточность, описка, не
    являющаяся следствием незнания или непонимания
    учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов
    решения недостаточны (если умение обосновывать
    рассуждения не являлось специальным объектом про­
    верки);

  2. допущена одна ошибка или два-три недочета в выклад-­
    ках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды
    работы не являлись специальным объектом проверки);

• выполнено без недочетов не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится, если:

• допущены более одной ошибки или более трех недочетов в
выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет
обязательными умениями по проверяемой теме; без
недочетов выполнено не менее половины работы,

Отметка «2» ставится, если:

• допущены существенные ошибки, показавшие, что
учащийся не владеет обязательными умениями по
данной теме в полной мере;

• правильно выполнено менее половины работы.
Отметка «1» ставится, если:

• работа показала полное отсутствие у учащегося обя­-
зательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.









Похожие:

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconПроверка знаний и умений учащихся по математике
Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconРекомендации по оценке знаний учащихся по физике
Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов:...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconСправочник классного руководителя
Икт–компетентности, исследовательских умений младших школьников, дадут рекомендации по оценке планируемых результатов и духовно–нравственному...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconПояснительная записка
Рекомендации для учителей и родителей по обучению и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей icon«Развитие умений решать текстовые задачи у учащихся 4 «В» класса»
Задачи необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе – умения и навыки, связанные...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconТема Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках естественно-географического цикла
Организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся в рамках программы «Одаренные дети»
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconТесты по географии 6 10 класс, 1-ое полугодие
Тесты предназначены для проверки знаний и умений учащихся 6 10 классов за полугодие. Они могут быть использованы учителем при организации...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconМетодические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии («Техника и техническое творчество») в 2011/2012 учебном году
Задачами всероссийской олимпиады школьников по технологии являются выявление и оценка теоретических знаний талантливых учащихся по...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconУрок начинается со вступительного слова учителя
Цели урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать у учащихся...
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике. Опираясь на рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей iconМбоу верх-Ирменская средняя школа
Доступность обучения реализуется с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся. Содержание программы знакомит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница