Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011




Скачать 16,05 Kb.
НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16,05 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3


Министерство здравоохранения Республики Татарстан

ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»


Чулкина Е.В.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЯХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ медицинских училищ и колледжей ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»


НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ – 2011

Чулкина Е.В.

Неотложная помощь при инфекционных болезнях.

Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей.


Рецензенты: Султанова Р.З.., преподаватель медицины катастроф высшей квалификационной категории ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;

Наговицына Н.М. врач первой квалификационной категории ГУЗ «Набережночелнинская инфекционная больница».


Учебное пособие предназначено для использования на уроке и для самостоятельного изучения темы «Первая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни пациента». В пособие входят: краткий конспект темы, алгоритм выполнения манипуляций, вопросы для закрепления, задачи, а также вопросы итогового контроля знаний.

Оглавление




ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................4

Требования к студентам ………………………………………...4

Рекомендуемый порядок работы с пособием ………...……..5


I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА ……………………………………………...….…6

Синдром лихорадки ………………………………………....…6

Гипертермия ……………………………………………………....6

Синдром острой сосудистой недостаточности …………....8

Обморок……………………………………………………...…..…8

Коллапс……………………………………………………………..9

Анафилактический шок…………………………...…………..11

Инфекционно-токсический шок……………………………..13

Гиповолемический шок…………………………..…………….14

Синдром заболевания ЦНС………………………………….16

Отек мозга……………………………………………….………..16

Судороги …………………………………………………………18

Синдром заболеваний органов дыхания …………………19

Отек Гортани (отек Квинке) …………………………………..19

Острый стенозирующий ларинготрахеит…………………..21

Острая дыхательная недостаточность……………………….22

Синдром заболеваний острых хирургических заболеваний ………………………………………….………….24

Острый живот………………………………………………...….24

Желудочно-кишечное кровотечение…………………...……26

Синдром заболеваний печени …………………….………..28

Острая печеночная энцефалопатия………………………….28

Синдром заболеваний почек ……………………….…….…30

Острая почечная недостаточность…………………...………30


II. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ………….32


III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ …………………………...……….35


ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

После завершения изучения данной темы вы должны получить определенные знания и навыки в оказании помощи инфекционным больным в наиболее часто встречаемых неотложных состояниях.


Вы должны представлять:


  • основные причины и механизм развития неотложных состояний в инфекционной практике;

  • основные симптомы и синдромы инфекционных болезней;

  • основные методы медикаментозного лечения инфекционных больных.


Вы должны знать:


  • признаки, по которым можно заподозрить угрожающее жизни пациента состояние;

  • способы информирования пациента об инфекционном заболевании и его состоянии, цели и сути диагностических вмешательств, о возможностях лечения, прогнозе;

  • принципы постановки врачебного диагноза инфекционного заболевания.


Вы должны уметь:


  • определять пути, с помощью которых можно содействовать соблюдению медикаментозного лечения пациентом;

  • соблюдения предписываемого режима активности;

  • выполнять врачебные назначения из числа медикаментозных и инструментальных.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ


Изучение материала необходимо начать с ознакомления с конспектом темы в разделе I, затем перейти к разделу II – закрепление полученных знаний.

Вам необходимо ответить на вопросы. При отработке практических навыков вы можете пользоваться учебными картами манипуляций, сверять свои действия с таблицами. Если вы уверены, что имеете хорошие знания по изучаемой теме, то можете перейти к разделу III – контролю знаний и практических навыков. Вам нужно ответить на вопросы теста, решить ситуационные задачи.


Вы можете сверить ваши ответы с правильными ответами. Если Вы правильно решили ситуационные задачи, правильно заполнили «слепые» логико-дидактические структуры и правильно ответили не менее чем на 20 вопросов из 24 предложенных, то Ваши приобретенные знания – хорошего уровня. Следовательно, Вы можете перейти к изучению следующей темы. Если Ваши знания не соответствуют вышеизложенным требованиям, то Вам необходимо вновь детально изучить эту тему.

I. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Синдром лихорадки

Гипертермия у детей.

  1. Причины развития:

    • Сосудистые расстройства, чаще кровоизлияния, энцефалит, опухоли, тиреотоксикоз.

    • Врожденное отсутствии потовых желез, ихтиозе, распространенных ожогах кожи.

    • Прием лекарственных средств.

    • Инфекционные агенты (бактерии и их эндотоксины, вирусы, спирохеты, дрожжевые грибы).

2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

      • Повышение температуры до 38,5ºС – 40°C.

      • Кожные покровы – гиперемированы, горячие на ощупь, влажные, сыпи нет.

      • Вялость, озноб, одышка, отказ от еды, просить пить.

      • Двигательное и речевое возбуждение.

      • Судороги.

      • Капризен.

      • Снижение артериального давления, тахикардия.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Вызвать врача

Состояние требует оказания врачебной помощи

2. Уложить в постель.

Снять физическое и эмоциональное напряжение

3.Расстегнуть стесняющую одежду.

Обеспечить доступ свежего воздуха.

4.Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры:

37,0–37,5°С - назначить обильное питье; поить ребенка часто (питье прохладное, витаминизированное)

37,5–38,0°С - провести физическое охлаждение:

раскрыть ребенка, обтереть кожу спиртом или столовым уксусом, приложить холод к паховым областям, области печени, обдуть вентилятором, сделать промывание желудка и кишечника водой комнатной температуры;

38,5°С – дать выпить жаропонижающие средства.

Увеличение теплоотдачи


Мочегонный и жаропонижающий эффект.


Увеличение теплоотдачи



5.При ознобе, холодных конечностях укрыть, положить грелку к ногам.

согреть

6.Повторно измерить температуру через 30 минут

Контроль за состоянием




  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  • Шприцы, иглы.

  1. Подготовка медикаментов.

  • Панадол, парацетамол 0,05—0,2 7кг массы.

  • Жаропонижающие свечи: «Цефекон», «Эффералган» и др. Раствор анальгина — 50%-ный раствор из расчета 0,1 мл на год жизни;

  • Литические смеси: 50%-ный раствор анальгина, 1%-ный раствор димедрола, 2%-ный раствор папаверина — 0,1 мл на год жизни;

  • 2,5%-ный раствор аминазина — 1 мл;

  • 2,5%-ный раствор пипольфена (2%-ный раствор супрастина) — 1 мл;

  • 2,4%-ный раствор эуфиллина - 0,1 мл на кг массы тела детям до года и 1 мл на год жизни старше 1 года;

  • 2%-ный раствор папаверина гидрохлорида внутривенно, внутримышечно в дозе 0,2—0,4 мл детям старше 6 мес, 0,5—0,8 мл — от 1 года до 7 лет, 1 мл — старше 7 лет;

  • Дибазол 0,5—1%-ный раствор из расчета 0,5—1,5 мл в зависимости от возраста;

  • Но-шпы 2%-ный раствор — детям до года — 0,—0,8 мл, 1—2 мл старше 1 года жизни.

  • Мидозолам 0,2 мг/кг;

  • Диазепам 0,3 – 0,4 мл/кг;

  • 20% раствор оксибутирата натрия 1мл/год жизни;

  • Гидрокортизон в дозе 3—5 мг на кг массы тела или преднизолон (1—2 мг/кг массы тела).




  1. Оценка достигнутого.

  • Состояние улучшилось, ребенок успокоился, уснул, температура снижается на 0,5º С в течение 30 минут, рекомендован вызов участкового врача.

  • Состояние без изменений или ухудшилось – перейти к оказанию помощи по стандарту «холодная лихорадка».

Синдром острой сосудистой недостаточности

Обморок.

1. Причины развития:

  • Нарушение нервной регуляции сосудов (ортостатические, синокаротидные, рефлекторные обмороки);

  • Кардиогенные обмороки (при тахи- и брадиаритмии, пароксизмальной тахикардии, пороках сердца);

  • Гипогликемические состояния;

  • Инфекции, интоксикации.


2. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

  • Часто предшествует тошнота, рвота, зевота, потливость, слабость, потемнение в глазах, головокружение, шум в ушах.

  • Внезапная потеря сознания.

  • Кожные покровы бледные

  • Дыхание поверхностное.

  • Пульс частый, ритмичный.

  • Конечности холодные.

  • Снижение мышечного тонуса.

  • Расширение зрачков.

  • Тоны сердца приглушены, АД снижено.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1.Уложить горизонтально, без подушки с приподнятыми ногами (если условия не позволяют усадить больного, опустить голову на колени).

Для предупреждения гипоксии

2. Приток свежего воздуха, кислород




3.Расстегнуть одежду, побрызгать холодной водой лицо. Дать понюхать ватку с нашатырным спиртом.

Рефлекторное воздействие

4.Дать настойку валерианы или боярышника 1 капля/год. Сладкий крепкий чай.




4. Измерить АД

Контроль состояния


4. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  • Шприцы, иглы, системы, жгут.

5. Подготовка медикаментов.

  • 10% кофеин бензоат натрия или кордиамин 0,1 мл на год жизни.

  • 25% раствор кордиамина,

  • 40% глюкоза.

  • 1% раствор мезатона.

  • 0,1% раствор атропина.

6. Оценка достигнутого.

  • Пациент пришел в сознание, состояние улучшилось, рекомендовать консультацию врача.

  • Состояние внушает тревогу – вызвать скорую неотложную помощь.

Коллапс.

1. Причины развития:

  • Тяжелое течение инфекционных заболеваний (грипп, пневмония, пиелонефрит, кишечные инфекции и т.д.);

  • Тяжелая травма;

  • Острая кровопотеря;

  • Острая надпочечниковая недостаточность.

  • Состояние может возникнуть при резком снижении температуры, резкой перемене положения тела (вставание и др.).

  1. Информация, позволяющая медицинской сестре заподозрить:

Симптоматическая фаза:

  • Возбуждение.

  • Повышение мышечного тонуса.

  • Кожные покровы бледные, мраморные.

  • Похолодание кистей и стоп.

  • Тахикардия, артериальное давление норма или снижено.

Ваготоническая фаза:

  • Заторможенность.

  • Адинамия.

  • Снижение мышечного тонуса.

  • Серо-цианотичный оттенок кожи и слизистых оболочек.

  • Акроцианоз.

  • АД низкое (систолическое 70 мл рт. ст. или ниже), пульс нитевидный, брадикардия.

  • Патологический ритм дыхания.

  • Олигоурия.

Паралитическая фаза:

  • Отсутствие сознания.

  • Угнетение рефлексов.

  • Появление на коже синебагровых пятен.

3.Тактика медицинской сестры.

Действия

Обоснование

1. Вызвать скорую помощь или врача

Состояние требует оказания врачебной помощи

2. Придать горизонтальное положение со слегка согнутой в дорсальном направлении головой.

Для предупреждения гипоксии

3.Обеспечить свободную проходимость верхних дыхательных путей (устранить стесняющие детали одежды провести ревизию ротовой полости и носоглотки).




4. Обеспечить приток свежего воздуха.

Улучшить приток крови к мозгу

5. Измерить АД

Контроль состояния




  1. Подготовка аппаратуры, инструментария.

  • Шприцы, системы, иглы, жгут.



  1   2   3

Похожие:

Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconРабочая программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело»
«Программы по медицинской реабилитации для студентов факультета сестринское дело высших медицинских учебных заведений» (Москва вунмц...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconУчебное пособие для специальностей 060101 Лечебное дело; 060102 Акушерское дело; 060501 Сестринское дело (базовый уровень)
Учебное пособие предназначено для методического оснащения занятий по предмету «Современная методология сестринского ухода»
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconУчебное пособие для студентов II курса по немецкому языку «сборник текстов для чтения по некоторым темам 11 курса»
Настоящее пособие предназначено для студентов медицинских училищ, изучающих немецкий язык
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconПсихолого-педагогических научных исследований учебное пособие Павлодар удк 37: 001. 89 (075. 8)
Учебное пособие предназначено для учащихся колледжей, студентов педагогических специальностей вузов, магистрантов, аспирантов, соискателей...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconКомплекс гто в общеобразовательной школе набережные Челны 2010
Комплекс гто в общеобразовательной школе. Программа по физической культуре для учащихся средних образовательных школ. Му имц. Набережные...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconУчебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по специальности 040600-сестринское дело москва, 2004
И. М. Сеченова (заведующий – член-корр. Рамп, профессор Н. Н. Иванец) в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconУчебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности 060101 Лечебное дело Екатеринбург 2011 содержание
Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconПрограмма модуля дисциплины
Программа предназначена для повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, имеющих среднее профессиональное образование,...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconУчебное пособие Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 1705 «Техническое обслуживание и ремонт Автомобильного транспорта»
Учебное пособие предназначено для студентов II этапа обучения автомобилестроительных факультетов средних профессиональных учебных...
Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей по специальности «сестринское дело» набережные челны 2011 iconЛитература к самостоятельной работе студентов мк кбгу
Аванесьянц Э. М. Английский язык для старших курсов учащихся мед училищ и колледжей. – М.: Анми
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница