Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1




Скачать 16,28 Kb.
НазваниеГригорий сковорода сочинения в двух томах том 1
страница1/45
Дата03.02.2016
Размер16,28 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИΕ

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА

СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ

ТОМ 1

Академия Наук СССР

институт философии

издательство социально- экономической

литературы

«Мысль» Москва — 1973

1Ф С44

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Член-корреспондент АН УССР В. И. ШИНКАРУК (председатель) Доктор философских наук В. Е. ЕВГРАФОВ Доктор философских наук В. Е. ЕВДОКИМЕНКО Кандидат философских наук И. В. ИВАНЬО Кандидат философских наук И. А. ТАБАЧНИКОВ

Составление, перевод и обработка И. В. ИВАНЬО и М. В. КАШУБЫ

Вступительная статья И. В. ИВАНЬО м В. И. ШИНКАРУКА

Редакционная коллегия:

0151-073 004(01)-73

П. И.

© Издательство «Мысль», 1973.




СОДЕРЖАНИЕ

//. В. Иванъо, В. И. Шинкарук. Философское наследие

Григория Сковороды............. 5

ПЕСНИ. СТИХИ. БАСНИ

САД БОЖЕСТВЕННЫХ ПЕСЕН........... 57

Песнь 10-я.................... —

Песпь 11-я................... 58

Песнь 12-я.................... —

Песнь 13-я.................... 59

Песнь 18-я.................... 60

Песнь 21-я.................... 61

Песнь 22-я.................... 62

Песнь 23-я.................... 63

Песнь 24-я................... 64

Песнь 28-я.................... 65

Песпь 30-я.................... 67

СТИХОТВОРЕНИЯ................. 09

De libertate.................... —

Fabula...................... —

Fabula de Tantalo................. 70

Фабула..................... 71

Похвала астрономии................ 72

Quid est virtus?.................. 73

Разговор о премудрости............... —

О святой вечери, или о вечности ........... 74

О призрачном удовольствии............. 76

БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ.............. 78

Басня 1. Собаки................. 80

Басня 2. Ворона и Чпж.............. —

Басня 3. Жаворонки............... 81

Б а.с и я 4. Голова и Туловище........... —

Б а с п я 5. Ч иж и Щегол.............. 82

Басня 6. Колеса часов........... —

Басня 7. Орел л Сорока.............. 83

Б а с и я 8. Голова л Туловище............ —

Басня 9. Муравей п Свинья............ —

Басня 10. Две курицы............... 84

Басня 11. Ветер и Философ............. 85

Басня 12. Оселка и Нож.............. 86

Басня 13. Орел и Черепаха............ 86

Басня 14. Сова и Дрозд........... . . 87

Басня 15. Змея и Буфон..............

Басня 16. Жабы................. 88

Басня 17. Два ценных камушка: Алмаз и Смарагд ... —

Басня 18. Собака и Кобыла............ 8Θ

Баси и 19. Нетопырь и два птенца: Горлицын и Голубицын 90

Басня 20. Верблюд и Олень............. 91

Басил 21. Кукушка л Коспк............ 92

Б а с и и 22. Навоз и Алмаз............. 93

Басня 23. Собака л Волк.............. 95

Басня 24. Крот и Линкс....... ....... 96

Басня 25. Лев и Обезьяны............. 97

Басня 26. Щука и Рак.............. 98

Басня 27. Пчела и Шершень............ 99

Басня 28. Оленица л Кабан............ 101

Басня 29. Старуха и Горшечник........... 102

Басня 30, Соловей, Жаворонок л Дрозд........ 103

ТРАКТАТЫ. ДИАЛОГИ

НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ 111

Преддверие.................... —

О боге...................... ИЗ

О вере вселенской................. —

О промысле общем................ 114

О промысле особенном для человека.......... —

О десятословии.................. 117

Об истинной вере................. 119

Благочестие и церемония — разнь........... 120

Закон божий и предание — разнь........... —

О страстях, или грехах ............... 121

О любви, или чистосердечии............. —

НАРКИСС.................... 122

Разглагол о том: Узнай себя............. —

Пролог.................... —

Чудо, явленное в водах Наркиссу.......... 125

Разговор о том: Знай себя.............. 126

Разговор 2-и υ том же: Знай себя........... 131

Разговор 3-и о том же: Знай себя........... 134

Разговор 4-и о том же: Знай себя........... 140

Разговор 5-и υ том же: Знай себя........... 146

Разговор 6-и о том же: Знай себя........... 149

Разговор 7-и. Об истинном человеке или о воскресении . . 153 Симфония, сиречь согласие священных слов со следующим стихом: «Сказал: сохраню пути мои, чтобы не согрешать

языком моим...» ............... 163

СИМФОНИЯ, НАРЕЧЕННАЯ КНИГА АСХАНЬ. О ПОЗНАНИИ САМОГО СЕБЯ.............. 172

Главизна книги сей............... 173

Симфония................... —

БЕСЕДА, НАРЕЧЕННАЯ ДВОЕ, О ТОМ, ЧТО БЛАЖЕННЫМ

БЫТЬ ЛLTKO................. 244

БЕСВДА 1-я................... 266

Нареченная Observatorium (Сион)........... —

БЕСЕДА 2-я.................. 283

Нареченная Observatoriuiu specula, по-еврейски — Сион . . —

ДИАЛОГ, ИЛИ РАЗ ГЛАГОЛ О ДРЕВНЕМ МИРЕ .... 295

Основание аналога............... 296

Разглагол о древием мире.............. —

РАЗГОВОР ПЯТИ ПУТНИКОВ ОБ ИСТИННОМ СЧАСТИИ

В ЖИЗНИ (Разговор дружеский о душевном мире) . . 313

КОЛЬЦО.................... 350

Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире...... 351

РАЗГОВОР, НАЗЫВАЕМЫЙ АЛФАВИТ, ИЛИ БУКВАРЬ

МИРА.................... 412

Песня...................... —

Дружеский разговор о душевном мире......... 416

Несколько окрухов и крунпц из языческого богословия . . 425

Басня о котах................... 432

Картина изображенного беса, называемого грусть, тоска,

скука..................... 433

Приметы некоторых с род и остей..........- . 438

Сродность к хлебопашеству............. 440

Сродность к воинству................ 441

Сродность к богословию............... 443

Ход природных благовестииков............ 445

Несколько символов, спречь гадательных или таинственных

образов, из языческого богословия......... 452

Fabula de Haedo et lupo tibicine.......... . . 459

Басня Эзопова.................. 460

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ

Примечания.................... 465

Указатель имен.................. 501

Предметный указатель............... 502


ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ


Григорий Сковорода — великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт XVIII века, внесший огромный вклад в развитие философской мысли украинского и русского народов. Он олицетворяет в себе давнюю традицию философского мышления этих народов, ее единство с живой мудростью трудящихся масс, их надеждами и стремлениями. С высот современной исторической эпохи в жизни русского и украинского народов, когда они в единой братской семье народов Советского Союза прокладывают путь в коммунистическое будущее всего человечества, идейное и культурное наследие Сковороды приобрело новое освещение, в котором выразительнее, чем когда-либо раньше, выступают черты, соединяющие народную демократическую культуру прошлого с современными задачами революционного преобразования мира.

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 года в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине в семье малоземельного казака. Получив начальное образование в сельской школе в Чернухах, Сковорода поступил в Киево-Могилянскую академию. Прямых документов о времени обучения Сковороды нет. До недавних пор считалась единственно правильной хронологическая канва, опиравшаяся на исследования И. И. Петрова1. Согласно его выводам, Сковорода поступил в академию в 1738 году, где обучался до 1750 года с перерывом в 1742—1744 го-

дах (когда Сковорода пребывал в придворной капелле в Петербурге). Затем, в 1750—1753 годах, он находился в Венгрии, а после возвращения в 1753 году преподавал в Переяславской семинарии.

Л. Е. Махновец подверг критической проверке данные И. Петрова, использовав также дополнительные архивные документы и новые публикации. В результате этого были уточнены даты жизни Сковороды с 1734 по 1755 год2. По данным Л. Махновца, Сковорода поступил в академию в 1734 году в возрасте 12 лет и первый раз учился там до декабря 1741 года, затем он отправился в Петербург. Возвратившись из придворной хоровой капеллы в 1744 году, Сковорода обучался в академии до августа 1745 года, когда вместе с миссией генерала Вишневского выехал в Венгрию, где находился до октября 1750 года3. По возвращении из-за границы Сковорода преподавал поэтику в Переяславской семинарии в 1750—1751 учебном году.

В 1751—1753 годах Сковорода вновь и в последний раз оказался в академии, обучаясь в классах богословия. Отсюда он как лучший студент был рекомендован митрополитом Т. Щербацким домашним учителем к одному из богатейших помещиков Переяславщины — С. Томаре. В имении Томары в селе Коврай Сковорода с перерывом в 1755 году находился до лета 1759 года. С 1759 года он работал в должности преподавателя Харьковского коллегиума, но из-за своего вольнодумства и недоброжелательства наставников коллегиума снова вынужден был оставить педагогическую деятельность. Последний раз Сковорода был приглашен на преподавательскую работу в 1768 году: он прочел курс лекций по этике в Дополнительных классах при Харьковском коллегиуме. Но поскольку просветительская концепция морали Сковороды не совпадала с официально-церковной, в 1769 году он был уволен с должности и лишен возможности заниматься педагогической деятельностью, для которой у него были и способности, и соответствующие знания. Григорий Сковорода все же нашел способ быть полезным своему на-

роду. Последние 25 лет своей жизни он странствовал по Украине, проповедуя среди народа свое философское учение. Как раз в 70—80-х годах Сковорода и создает основные философские диалоги, трактаты и притчи. Умер он 9 ноября 1794 года в селе Ивановка (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Нельзя ответить на вопрос, что представляет собой Сковорода как мыслитель и писатель, не осветив эпоху, в которую он жил и творил.

Жизнь и деятельность Сковороды протекают в XVIII веке и связаны с теми социально-экономическими и культурными процессами, которые характеризуют жизнь Восточной Украины и Российского государства этой поры. В середине XVIII века в России и на Украине, входившей в состав России, завершается развитие феодально-крепостнического хозяйственного уклада и интенсивно развиваются капиталистические отношения. Социально-экономическое развитие Украины XVIII века шло по пути возрастания товарно-денежных отношений, расширения внутренних и внешних рынков, что сопровождалось резким усилением эксплуатации крестьянства и малоземельного казачества, ухудшением материального положения городских ремесленников. На базе эксплуатации и постоянного закабаления трудящихся происходило дальнейшее обогащение светских и церковных феодалов, купцов, казацких старшин. Расцветало ростовщичество, в административных учреждениях — взяточничество и беззаконие. Законодательство стало выражением интересов новых господствующих классов, отстаивающих свои привилегии.

С середины XVIII века царизм особенно усиливает свою колонизаторскую политику социального и национального закабаления Украины. На Левобережной Украине Екатерина И в 1764 году заменила номинальную гетманскую власть так называемой Малороссийской коллегией, поставив во главе ее К. Разумовского. А через десять лет указом от 3 августа 1775 года Екатерина И ликвидировала Запорожскую Сечь, присоединив ее земли к Новороссийской губернии. Еще через несколько лет (в 1782 году) на Левобережье и Слободской Украине было окончательно введено крепостное право. Вместо традиционных полков были созданы наместничества — Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, а позже Харьковское и Екатеринославское.

Во второй половине XVIII века особенно широкий размах приобретает антифеодальная борьба. В период формирования философских взглядов Сковороды, в 60-е годы, на Правобережной Украине достигло своей наивысшей силы гайдамацкое движение, явившееся выражением борьбы народа против феодально-крепостнического и национально-религиозного угнетения со стороны польской шляхты. Эхо гайдаматчины доносилось и до Левобережья, где жил Сковорода. В 1773—1774 годах произошло Пугачевское восстание, получившее отклик и на Украине. Все эти события совершались на глазах у Сковороды и оказали непосредственное влияние на формирование его идей. Отзвуки их отчетливо слышны в письмах Сковороды и сочинениях периода формирования его мировоззрения.

Обстоятельства жизни благоприятствовали студенту Киево-Могилянской академии в познании жизни. В течение двух лет он жил в Петербурге, где имел возможность ближе познакомиться с передовой русской культурой и вместе с тем познать растленные нравы царского двора, что явилось причиной ухода его из придворной капеллы.

Встретился Сковорода и с унижением со стороны переяславского помещика С. Томары, в имении которого работал учителем, и со стороны переяславского епископа-мракобеса Никодима Сребницкого во время преподавания в Переяславской семинарии. Но особенно колоритной фигурой, сполна представлявшей ненавистный Сковороде мир, был белгородский епископ П. Крайский, которому был подчинен Харьковский коллегиум. После смерти в 1768 году этого духовного пастыря, как свидетельствует посмертная опись его имущества, осталось «десять запометованных мешочков, находившихся в подголовке» золота и серебра, множество других ценностей и большое количество «питий и ядей разных»4. И в то же время он всячески оттягивал открытие дополнительных классов, ссылаясь на отсутствие средств. Не лучшим был и бывший одноклассник Сковороды по академии тщеславный карьерист епископ Самуил Миславский. Сковорода видел вокруг себя жестоких помещиков, проникнутых жаждой обогащения и стремлением к политическому господству.

Украинская старшина, противопоставляя себя рядовому казачеству, перестраивала свои имения, заводила новые наряды, ориентируясь на русских дворян. Не меньшее отвращение вызывали у Сковороды и «Федька-купец», который «при аршине все лжет», и ростовщик, который в процентах «загруз», и крючкотворец-юрист, который права и законы направляет «на свой тон», как ему заблагорассудится. Но особенно омерзительную картину представляла собой жизнь духовенства. Всякий раз убеждался Сковорода, что златожаждные, сластолюбивые и лицемерные пастыри часто превосходят в разврате и корыстолюбии свою паству. Жизнь этих общественных слоев, владеющих поместьями, должностями, политически и духовно угнетающих трудящихся, представляла собой мерзкий мир, принять который Сковорода не желал. Господствующая верхушка, успевшая утратить идеалы освободительной войны 1648—1654 гг., переживала процесс перерождения в новоиспеченных дворян. Если ее представители и сохраняли еще какую-то оппозиционность, то она была направлена прежде всего на завоевание для себя одинаковых прав с русским дворянством. В основном же это были тупые невежды, у которых высшие духовные интересы вытеснены жаждой обогащения, коллекционирования ценностей, произведений искусства и т. п. с целью политического самоутверждения. Имея в виду жизнь высших слоев украинского общества, И. Франко называет этот период периодом упадка, духовного кризиса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconГригорий Сковорода «Полное собрание сочинений в двух томах»
Симфония, сиречь согласие священных слов со следующим стихом: Сказал: сохраню пути мои, чтобы не согрешать
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconПубличная лекция
Сканирование по приложению к журналу "Вопросы философии", серия "Из истории отечественной философской мысли". Сочинения в двух томах....
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconДзэами Мотокиё «Предание о цветке стиля»
Михаил Чехов «Жизнь и встречи» (Литературное наследие в двух томах. Т воспоминания. Письма. М. «Искусство». 1986)
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconВоспоминания о Ю. Тынянове портреты и встречи
Н. Харджиев. О том, как Пушкин встретился с Эдгаром По Григорий Козинцев. Тынянов в кино
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconКто мыслит абстрактно?
Источник: Гегель. Работы разных лет. В двух томах. Т. Сост., общая ред и вступит статья А. В. Гулыги. М., Мысль, 1972. 668 с.; С....
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconНовые поступления в библиотеку издательство «Логосфера»
Атлас анатомии человека : в двух томах / под ред. Р. Путца, ред. Р. Пабста. М. Рид Элсивер. 2010
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconОпыт о человеческом разуме
Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. С. 153-162
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconВ 2-х томах Издание 2-е, стереотипное Том 2
Г59 Что такое психология: в 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 2: Пер с франц. — М.: Мир, 1996. — 376 с., ил
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconСписок основной и дополнительной литературы по теоретической механике для студентов направления 240100. 62
Бутенин Н. В., Лунц Я. Л., Меркин Д. Р. Курс теоретической механики. В двух томах. 11-е изд., стер. – Спб.: Издательство «Лань»,2009....
Григорий сковорода сочинения в двух томах том 1 iconВибрані твори в двох томах том перший диваки
До першого тому вибраних творів відомого українського радянського письменника, лауреата Республіканської літера­турної премії ім....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница