Иммунология клиническая иммунология




Скачать 34,61 Kb.
НазваниеИммунология клиническая иммунология
Дата03.02.2016
Размер34,61 Kb.
ТипПрограмма
Приложение 1





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

профессор _________________ профессор____________________ Т.А.Бажукова А.С.Оправин

«___»_______________2011 г. «___»_______________2011 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине иммунология – клиническая иммунология

По направлению подготовки 060201 СТОМАТОЛОГИЯ

Курс 2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Трудоемкость дисциплины 108 час./ 3 (зач.ед.)


Архангельск, 2011

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений и навыков самостоятельного анализа проводимых исследований.

За последние годы значительный прогресс достигнут в иммунологии, достижения теоретической иммунологии находят все большее применение в клинической практике, образовалась новая медицинская дисциплина – клиническая иммунология. Получаемые знания постоянно пополняются, это накладывает особый отпечаток на преподавание новых направлений современной иммунологии.


Задачи изучения дисциплины.

Основными задачами иммунологии является изучение:

  1. иммунной системы организма;

  2. неспецифических факторов защиты организма;

  3. организации иммунного ответа;

  4. нарушений иммунной системы;

  5. методов иммунодиагностики


2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО (квалификация «специалист») математический и естественнонаучный цикл, дисциплина - иммунология.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: общая патология, внутренние болезни, генетика.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну


ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Общепрофессиональные:

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками

ПК-3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК-4

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную

ПК-7

Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских лечебно профилактических учреждений, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками

ПК-9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-12

Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК-13

Способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

ПК-21

Диагностическая деятельность:

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-25

Способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы

ПК-48

Организационно-управленческая деятельность:

Способность и готовность оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний

ПК-50

Научно-исследовательская деятельность:

Способность и готовность изучать научно-медицинскую и информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК-51

Способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине

ПК-52

Способность и готовность к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

- структуру и функции иммунной системы человека;

- возрастные особенности иммунной системы;

- клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы;

- основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа;

- методы иммунодиагностики;

- методы оценки иммунного статуса, показания и принципы его оценки, иммунопатогенез;

- методы диагностики основных заболеваний иммунной системы человека, виды и показания к применению иммунотропной терапии


Уметь:

- проводить иммунологическую диагностику;

- охарактеризовать и оценить уровни организации иммунной системы человека, оценить медиаторную роль цитокинов;

- обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного;

- интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;

-интерпретировать результаты основных диагностических аллергологических проб;

- обосновать необходимость применения иммунокоррегирующей терапии.


Владеть:

- базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

- понятием ограничения в достоверности и специфику наиболее часто встречающихся лабораторных тестов;

- алгоритмом постановки предварительного иммунологического диагноза с последующим направлением к врачу аллергологу-иммунологу;

- основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет _3__ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

72

4

В том числе:







Лекции (Л)

24

4

Практические занятия (ПЗ)

12

4

Семинары (С)

30

4

Лабораторные практикумы (ЛП)

6

4

Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

36

4

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


108

4


5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

Общая иммунология

Центральные и периферические органы иммунной системы.

Основные клеточные элементы иммунной системы.

Роль адгезивных молекул, хемокинов и других медиаторов. Апоптоз.

Стволовая кроветворная клетка.

Т-лимфоциты. Характеристика, маркеры, рецепторы, роль.

В-лимфоциты. Определение, характеристика, маркеры, рецепторы.

Естественные киллеры (NK-клетки). Характеристика, маркеры, рецепторы.

Моноцитарно-макрофагальные клетки. Характеристика, маркеры, рецепторы. Роль в иммунных процессах.

Медиаторные клетки в иммунном ответе:

нейтрофилы, эозинофилы, базофилы,

тучные клетки.

Механизмы иммунного ответа. Межклеточные взаимодействия в иммунитете.

Межклеточные взаимодействия в иммунной системе.

Взаимоотношения между компонентами нервной, эндокринной и иммунной системами.

2

Частная иммунология

Возрастная иммунология. Становление иммунной системы в эмбриогенезе. Старение иммунной системы.

Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия. Иммунодиагностика, профилактика.

Противоинфекционный иммунитет. Антигены вирусов, бактерий, грибов, простейших. Роль Т- клеточного звена. Роль В-лимфоцитов.

Трансплантационная иммунология.

Генетические законы трансплантации. Трансплантационный иммунитет. РТПХ.

Иммунология опухолевого процесса. Опухолевае антигены. Иммунная защита. Принципы иммунотерапии.

Иммуноэкология. Иммунотоксикология. Лекарственная интервенция в иммунную систему.

3

Иммунопатология

Иммунодефицитные заболевания. Определение. Классификация. Механизмы развития. Диагностика.

Аутоиммунные расстройства. Характеристика. Классификация.

Клинические проявления. Диагностика.

Аллергические реакции по Джеллу-Кумбсу .Аллергические заболевания, их эпидемиология.

Реагиновый механизм. Бронхиальная астма. Атопический дерматит. Поллинозы. Пищевая аллергия. Крапивница и отек Квинке. Анафилактический шок. Клинические формы, принципы диагностики и лечения.

Цитотоксический механизм.

Лекарственная аллергия. Сывороточная

болезнь. Клиническая картина.

Диагностика. Профилактика.

Иммунокомплексный механизм. Местная

анафилаксия (феномен Артюса).

Диагностика.

Т-клеточная аллергия. Заболевания.

Диагностика.

4

Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунореабилитация

Иммунофармакология. Иммуносупрессия. Виды Действие глюкокортикоидов на иммунную систему. Циклоспорин А.

Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов.

Иммунокоррекция.

Иммунопрофилактика.

Иммунореабилитация



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Общая иммунология

8

3

9

3




6

29

2

Частная иммунология

8

3

9

3




15

38

3

Иммунопатология

6

3

9







9

27

4

Иммунопрофилактика,

иммунотерапия,

иммунореабилитология

2


3


3







6

14




Всего часов

24

12

30

6




36

108



6. Интерактивные формы проведения занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП).





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Иммунопатология

Разбор ситуационных задач

4

Итого (час.)

4

Итого (% от аудиторных занятий)

5,5%


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Общая иммунология

Подготовка рефератов по темам: Неспецифичес

кие факторы защиты организма- 3 часа; Организация

ция иммунного ответа – 3 часа.

Всего: 6 часов.

Собеседование,оценка

2

Частная иммунология

Подготовка рефератов по темам: Возрастная иммунология – 3 часа; Иммунология репродукции. Иммунология оплодотворения. Иммунные аспекты бесплодия – 3 часа;

Противоинфекционный иммунитет – 3 часа;

Трансплантационная иммунология – 3 часа;

Иммунология опухолевого процесса – 3 часа.

Всего: 15 часов.

Собеседование,оценка

3

Иммунопатология

Подготовка рефератов по темам:

Иммунодефицитные заболевания – 3 часа;

Аутоиммунные расстройства – 3 часа;

Аллергические реакции – 3 часа.

Всего: 9 часов.

Собеседование,оценка

4

Иммунопрофилакти

ка, иммунотерапия,

иммунореабилитология

Подготовка рефератов по темам:

Иммунофармакология. Иммуносупрессия.

Оценка иммунотропного действия иммунодепрессантов – 3 часа;

Иммунокоррекция. Иммунопрофилактика.

Иммунореабилитация – 3 часа.

Всего: 6 часов.

Собеседование,оценка


8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (выполнение тестов, курсовых работ, рефератов, решение задач)

Сборники тестов приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1. Этап – тестирование

(название этапа)


Зачет по дисциплине иммунология, клиническая иммунология ставится с учетом итогового теста по предмету.

Вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».


9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Хаитов Р.М. Иммунология: учеб. для студентов мед. вузов с компакт-диском/ Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

2. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов вузов / Федер. агентство по здравоохранению и соц. развитию, Сев. гос. мед. ун-т, Ин-т сестрин. образования, Каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ; сост.: О.В. Лебедева и др., под ред. Т.А. Бажуковой. - Архангельск : Издат. центр СГМУ, 2006. - 224 с.

9.2. Дополнительная литература

1. Общая иммунология в задачах: Учеб.-метод. пособие / Под ред. А.Н. Маянского ; Нижегород. мед. акад.,Каф. микробиологии и иммунологии. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2002. - 57 с. - Библиогр.: с. 57.

2. Галактионов В.Г. Иммунология. Учебник для студентов ВУЗов: 3-е издание. Москва: издательский центр «Академия», 2004.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  • Информационно-справочные материалы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ

  • Базы данных по электронным компонентам (медицинские поисковые системы – Med Explorer, Med Hunt, Pub Med)

  • Базы данных MEDLINE, Национальная электронная библиотека

  • Khaitov R.M Immunology: test examination.- The CD attachment to the

textbook.-GEOTAR- Media, 2008


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лабораторное оборудование и средства вычислительной техники и мультимедийного оборудования.


Лабораторное оборудование учебных практикумов и лабораторий: микроскопы, микропрепараты, биопрепараты, лабораторная посуда, спиртовки, бактериологические петли, инструменты, питательные среды, реактивы, автоклавы, термостаты, сухожаровые шкафы, холодильники, музейные культуры микроорганизмов.

Компьютеры и мультимедийные проекторы:




Наименование

Состав (материнская плата, процессор, оперативная память)

Назначение

Количество

1.

Ноутбук Samsung p28

[CH0DGH]C-V-1.4(330)256/40/ Combo/LAN/V/90/14/1»ТFT/WXPH C-2.4 GHz/256 Mb/3.5»1.44Mb/ 80Gb/CD-RW/LAN/A

Пед.процесс ауд.№ 2611

1

2.

Монитор Samsung




пед.процесс

1

3.

Принтер hp Laserjet 1000




пед.процесс

1


4.

Системный блок vist

Intel Inside pentium

пед.процесс

1


5.

Mонитор NEC MultiSync FE770




Педагогический процесс

1

6.

Системный блок ColorSit Intel Inside celeron

C-2/4 GHz/256 Mb/3/5 “1/44 Mb/80Gh/CD-RW/I AN/ATX

Педпроцесс

1

7.

Принтер Samsung




Педпроцесс

1

8.

Монитор Samsung Sunc Master 400 b




Научная работа

(ЦНИЛ)

1.


9.

Системный блок vist

Intel Inside pentium

Научная работа (ЦНИЛ)

1

10.

Принтер струйный Lexmark color 1020




Научная работа (ЦНИЛ)




11

Мультимедийный проектор




Пед.процесс ауд.№2611

1


Перечень программного обеспечения.

1.

Программно-аппаратный комплекс

Для ИФА исследований

1

2.

Программно-аппаратный комплекс

Для ПЦР исследований

1



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине


Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент

Симонова Г.В.























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Похожие:

Иммунология клиническая иммунология iconПримерная программа наименование дисциплины «иммунология»
Основная цель преподавания дисциплины «Иммунология» дать студентам современные знания о фундаментальной иммунологии, привить практические...
Иммунология клиническая иммунология iconРаспространённость вирусов гриппа птиц в республике таджикистан: иммунологический мониторинг
Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология
Иммунология клиническая иммунология iconКонкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу
Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
Иммунология клиническая иммунология iconОбластная научная медицинская библиотека
Антигипофизарные антитела при идиопатической гиперпролактинемии и пролактиноме [Текст] / Ю. М. Кеда [и др.] // Иммунология. 2008....
Иммунология клиническая иммунология iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: ветеринарная микробиология и иммунология, ветеринарная вирусология, эпизоотология...
Иммунология клиническая иммунология iconInternal Medicine: with dvd suppl book / ed. A. S. Fauci [et al.]. 17th ed. New York : McGraw-Hill, 2008. 2754 с
Аллергология и иммунология : нац рук прил на компакт-диске. [М.] : Гэотар-медиа, [2009] эл опт диск (cd-rom). (Шифр -010132)
Иммунология клиническая иммунология iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 20 «Токсикология» по медицинским и биологическим наукам
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: токсикология, биохимия, аналитическая химия, гигиена, экология, гематология,...
Иммунология клиническая иммунология iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 10 «Инфекционные болезни» по медицинским наукам
Основу программы минимум по инфекционным болезням составляют дисциплины, входящие в общий курс подготовки врачей в медицинских институтах:...
Иммунология клиническая иммунология iconЛекция)(Дутова С. В.)№21 (108 каб.)
Микробиология,виру-сология,иммунология(лекция)(Дутова С. В.)№21 (108 каб.) 03. 09-15. 10
Иммунология клиническая иммунология iconЛитература Клиническая фармакология: Национальное руководство
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины клиническая фармакология
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница