Название работы




Скачать 26,86 Kb.
НазваниеНазвание работы
Дата03.02.2016
Размер26,86 Kb.
ТипДокументы

  • Наименование конференции: Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

  • Название работы: «Использование статистических методов в здоровьесберегающих педагогических технологиях учреждений дополнительного образования детей»

  • Предметная область: дополнительное образование детей

  • Ф.И.О автора: Чихарева Марина Николаевна-педагог дополнительного образования

  • Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Володарского района города Брянска



Брянск-2013


1. Введение

От состояния здоровья подрастающего поколения зависит благополучие и развитие общества. При правильной направленности в вопросах физической подготовки спортивной молодежи расширяется выборка для отбора физически более развитых детей и подростков в школы олимпийского резерва и другие спортивные учреждения для спортивной конкуренции в стране и на международной арене. Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья. Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей, как важное звено непрерывного спортивного образования, предлагает выбор альтернативных форм и методов организации учебного процесса. Формируется он на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости [3].

Практические занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности [4].

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения. В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья детей и подростков находятся экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, новые формы вирусов, и т.д. К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей, российские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др. относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и обучающихся, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. Данные статистики свидетельствуют о том, что на текущий момент только 6-8% выпускников общеобразовательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофункциональную патологию, 42% - хронические заболевания. В современных условиях развития отечественного образования становится очевидным, что успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей во многом зависит от совместных усилий педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, психологов и врачей. И именно здесь роль педагога физкультурно-спортивного направления становится ключевой.

Поэтому применение здоровьесберегающих технологий является актуальным аспектом преподавания физической культуры в программе физического воспитания как в средней образовательной школы, так и у учреждениях дополнительного образования. Педагог физической культуры должен подходить к обучению комплексно, используя различные эффективные методы, в том числе использовать статистические методы для анализа эффективности своей работы.

2. Основное содержание

Активное использование методов математической статистики становится возможным в педагогической практике педагога дополнительного образования, благодаря внедрению в учебный процесс ряда педагогических вузов дополнительных дисциплин по основам математической обработки информации и информационным технологиям.

Отсутствие адаптации математической статистики для нужд педагогики и спорта, привело к тому, что её точные методы не находят своего достаточного применения в повседневной организации педагогических экспериментов [1]. Ниже приводятся приемы математической статистики. Её методы расширяют возможности научного предсказания и принятия решения, где существенные параметры не могут быть известны или контролируемы с достаточной точностью.

Методы математико-статистического анализа экспериментальных данных, полученных при научных исследованиях в спорте, используются давно. Этот факт объясняется тем, что спортивные показатели в спорте поддаются измерению и позволяют исследователю работать с теми или иными выборочными совокупностями цифр. При этом вычисляются: средняя арифметическая, мода, медиана, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, ошибка среднего значения, коэффициенты корреляции признаков выборочной совокупности. К числу основных статистических критериев проверки достоверности результатов эксперимента обычно относят:

t-Стъюдента (проверка гипотезы о равенстве центров распределения нормальных генеральных совокупностей при неизвестном стандартном отклонении);

f-Фишера (проверка гипотезы о равенстве дисперсий двух нормальных генеральных совокупностей);

v-Пирсона (проверка гипотезы о законе распределения). Существуют и другие, более мощные, показатели определения значимости отклонений эмпирических распределений от теоретических. Например, критерии хи-квадрат или Колмогорова-Смирнова. В спортивно-педагогических исследованиях все чаще применяются разнообразные методы регрессионного и факторного анализов, которые подробно рассмотрены в специальной литературе.

Математическая статистика занимается статистическим описанием результатов опытов или наблюдений, так и построением и проверкой подходящих математических моделей, содержащих понятие вероятности.

Статистическое описание и вероятностные модели применяются к физическим процессам, обладающим тем свойством, что хотя результат отдельного измерения физической величины x не может быть предсказан с достаточной точностью, значение некоторой подходящей функции

y = y(x1, …, xn)

от множества результатов x1, …, xn повторных измерений может быть предсказано с существенно лучшей точностью. Такая функция называется статистикой, а указанное свойство физического процесса его статистической устойчивостью [2]. Статистическая устойчивость в каждой конкретной ситуации есть эмпирический физический закон, который может быть проверен только опытом. Простым примером могут служить измерения длины прыжка, пульса до и после нагрузки и так далее, т.е. в качестве xi может выступать любая величина, которую можно измерить.

При статистической обработке результатов педагогических наблюдений основная проблема, стоящая перед исследователем - это малый объем выборки, и как следствие, низкая точность полученных результатов (широкий доверительный интервал). Дисперсионный анализ - метод позволяющий уменьшить дисперсии получаемых оценок.

Проведение различных тестов, анкет и опросов является в настоящий момент единственным методом получения информации о результатах педагогического эксперимента, психическом состоянии обучающегося, тренера, вопросах усвоения материала и многое, многое другое. Практически в каждом педагогическом исследовании собираются многочисленные данные анкетирования, тестирования, опроса, имеющие попытку исследования внутреннего мира ребенка. Все вопросы, связанные с анкетированием, опросом и т.п. называют диагностической задачей.

Диагностика в педагогической практике решает следующие задачи:

1) прослеживает результативность работы обучающихся и педагога;

2) выступает как инструмент формирования.

Ведущие функции диагностики образовательного процесса включают:

а) установление обратной связи;

б) оценку результативности;

в) воспитательно-побуждающее воздействие;

г) коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией;

д) конструирование (на основе диагноза можно проектировать личность обучающегося);

е) прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуального или личностного роста, профессиональной направленности детей и подростков.

Широко распространен в педагогической практике опрос. Опрос — это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информация получается в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Например, изучить эмоциональные предпочтения можно и с помощью анкетирования, задав вопрос (социометрический критерий) типа «С кем Вы общаетесь или хотели бы общаться в свободное от занятий время?». Сведя полученные результаты опроса в таблицу (социометрическую матрицу), мы можем выявить статусы различных участников обследуемой группы.

Еще одним методом исследования является анализ продуктов деятельности. В педагогической практике в качестве продуктов учебной деятельности могут рассматриваться сочинения, альбомы по рисованию, журналы и т.п. Для реализации указанного метода исследования определяется категория анализа, например, оценка, тема сочинения, и т.п. Далее подсчитывается частота встречаемости элемента, соответствующего категории наблюдения в продуктах деятельности (игровой, учебной, трудовой) испытуемого. После этого производится содержательная интерпретация результатов статистического анализа.

Моделирование — это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Например, мы можем моделировать процесс взаимодействия в детском объединении (кружке) на компьютере.

Тестирование относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (то есть численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента. Тест — это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Более строгое определение: тест — объективное и стандартизированное измерение выборки поведения Процесс стандартизации подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Он включает:

-точные указания относительно используемых материалов (стимульный материал);

-временные ограничения;

-устные инструкции испытуемому;

-предварительный показ задания;

-учет способа трактовки вопросов (заданий) со стороны испытуемого.

Объективная оценка психологических тестов (методов исследования) означает прежде всего определение их надежности, достоверности, репрезентативности, которые являются показателями качества психологического исследования. Из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются:

1) личностные опросники;

2) тесты интеллекта;

3) проективные методы;

4) репертуарные методы;

5) тесты достижений.

Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность обучающихся и педагога.

В качестве цели исследования выступает реализация педагогических условий формирования готовности детей к проектированию здоровьесберегающего процесса в период обучения в учреждении дополнительного образования или в школе.

Объект исследования — динамика здоровья обучающихся в период обучения в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования — процесс организации и содержания обучения детей в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование культуры здорового образа жизни обучающихся учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности может осуществляться более эффективно, если проводится первичная диагностика состояния здоровья детей; определяются основные критерии сформированности культуры здорового образа жизни; применяется адаптированная физкультурно-оздоровительная программа обучающихся, анализируемая статистическими методами, как критериями её эффективности; осуществляется взаимодействие с родителями обучающихся, с целью формирования у них основ знаний и умений по использованию средств физической культуры в сохранении и укреплении здоровья всех членов семьи.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:

-формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

-воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

-развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервнопсихического здоровья и развития детей;

-совершенствование практических навыков здорового образа жизни;

-экспериментально и статистически оценить эффективность разработанных технологий.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие двигательных и физических качеств, укрепление психологического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи:

-культивировать и воспитывать у детей и подростков осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению внешним воздействиям);

-закрепить у обучающихся способности к самосозиданию собственной телесной организации в приемлемых для него формах;

- помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекции, привить чувство психологической взаимопомощи в экстремальных ситуациях;

-способствовать развитию познавательного интереса к своему телу, его возможностям.

Программа включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:

- занятия;

-дни здоровья.

2. Физическое развитие и оздоровление школьников:

-закаливание;

-самомассаж;

-спортивные игры;

-дыхательная гимнастика;

-организация двигательного режима.

3. Лечебно-профилактическая работа:

-лечебная физкультура;

-самомассаж;

-физиотерапия;

-витаминотерапия и фитолечение.

4. Работа с родителями.

5. Обеспечение психологического благополучия:

-коррекционно-развивающая работа с детьми, отстающими от возрастных требований физических норм.

Это позволяет преодолевать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к воспитательной и оздоровительной работе.

В занятиях это нашло выражение в следующем:

-составление адаптивных образовательных и воспитательных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

-организация предметно-пространственной среды;

-освоение технологий личностно-пространственной среды, развивающей ребенка;

-освоение технологий личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимися;

-создание условий для самореализации детей и обеспечение их психологической безопасности.

В ходе выполнения работы рекомендуется дополнительно использовать статистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация), синтез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих итогов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке оздоровительной программы в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.

Принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа жизни (ЗОЖ), поскольку ЗОЖ представляет собой категорию, соотносимую с идеалами — представление о достойном человека образа жизни, с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном его этапе и с критериями оценки здоровья, причем не только физического, но психологического и духовно-нравственного.

Востребованность категории здоровья в практике проявляется в определении здоровьезатратного или здоровьесберегающего потенциала педагогического процесса. Положительной тенденцией является стремление проектировать педагогический процесс как здоровьесберегающий.

Под здоровьесберегающим педагогическим процессом мы понимаем педагогический процесс, в основе которого находится здоровьесберегающий (валеологический) принцип. Для разработки подходов к обучению детей и подростков проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса необходимо определить сущность педагогического проектирования. В.Н. Максимова предлагает проектировать на основе акмеологического подхода валеологическое образование, рассматривая здоровую личность как цель и результат образования [5].

Решение оздоровительных задач должно осуществляется не только средства физической культуры, но инновационной деятельностью по укреплению и сохранению здоровья детей в учреждениях дополнительного образования и в школе (проведение деловых игр, дискуссий, и других форм проведения лекций).

Для обработки полученных результатов исследований подходят первичные и вторичные методы статистической обработки результатов исследования. В целях доказательств гипотез, связанных с экспериментом, используется подгруппа вторичных методов статистической обработки — методы сравнения между собой нескольких элементарных статистик, относящихся к разным выборам: t — критерий Стьюдента, v - критерий Пирсона (когда результаты представлены в виде процентных соотношений).

Основными направлениями педагогических исследований для подтверждения результативности программ выбирают [6]:

1. Изучение динамики развития физических способностей воспитанников. Приложение №1. Результаты данного исследования заносились в индивидуальную карту физического развития в виде графика.

2. Определение уровня сформированности культуры здорового образа жизни.

3. Изучение уровня физического развития. На основе результатов врачебно-педагогического контроля:

3.1 Антропологические измерения.

3.2 Оценку типа телосложения и изучение осанки.

3.3 Исследование состояние кардиореспиративной системы.

На основе полученных данных исследований, заполняется индивидуальная карта физического развития каждого ребенка.

Мониторинг образовательного процесса физкультурно-оздоровительной деятельности, позволил сопоставить результаты наблюдений, опроса, тестирования и получить представления об действительных тенденциях физической, гигиенической культуры каждого ребенка.

3. Выводы

В результате проведенного анализа литературы определены возможности использования статистических методов в энергосберегающих технологиях в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Опираясь на основания проектирования содержания образования в аспекте здоровьесбережения, нами подтверждена справедливость использования системы статистической оценки оздоровительной программы для укрепления и сохранения здоровья детей, которая как прогнозируется, выявит свою эффективность в ходе экспериментальной (аналитической) проверки.


4.Список литературы

1. Баева Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании: учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. Под общей редакцией профессора, доктора педагогических наук М.В.Прохоровой. — СПб.: НИИХ, 2001. — 81 с.

2. Виленкин В.Я., Потапов В.Г. Задачник-практикум по теории вероятности с элементами комбинаторики и математической статистики. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с.

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

5. Ковалева О.И. Условия эффективности содержания образования как становление готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения // Проблемы детской антропологии: Материалы международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2003. - С. 18-19.

6. Рихтер О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений ДО в процессе физкультурной деятельности: диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение №1

Компоненты структуры потенциальной ценности личности обучающегося

Подструктура

Группа качеств

Отдельные качества, умения, навыки

I. Психологическая

Психофизиологические качества

Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость)

Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная)

Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)



Эмоциональная сфера

Отсутствие повышенной нервозности

Осторожность

Эмоциональная устойчивость

Тревожность

Фрустрация

Эмоциональная возбудимость

Эмоционально-моторная устойчивость

Стеничность эмоций



Волевые качества

Самообладание

Настойчивость

Решительность

Умение мобилизовать свои резервы



Состояние анализаторов и их взаимодействие

Абсолютный порог

Дифференцировочный порог

Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов

Чувствительность вестибулярного анализатора



Психомоторика

Скорость простых сенсомоторных реакций

Скорость реакций с выбором

Антиципация

Умение работать в оптимальном темпе

II. Профессиональная (спортивного мастерства)

Спортивный результат

Наивысшее спортивное достижение

Наивысшее достижение в текущем сезоне

Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат

Частота срывов на ответственных состязаниях

Стабильность результатов, опыт соревнований

Динамика результатов за годы тренировок



Техническое мастерство

Арсенал технических приемов

Техника на фоне утомления

Арсенал технических приемов в условиях стресса



Тактическое мастерство

Умение строить программы действий

Умение реализовать намеченную программу действий

Умение сочетать простые действия со сложными

Умение быстро перестроить свою деятельность

Умение не теряться в сложной обстановке



Специальная физическая подготовленность

Состояние специальных физических качеств

Объем тренировочных нагрузок

Объем соревновательных нагрузок



Восстанавливаемость

Способность восстанавливаться во время соревнований

Способность восстанавливаться между соревнованиями

Способность восстанавливаться после напряженного сезона

III.Медико-биологическая (спортивных возможностей)

Анатомо-морфологические

Росто-весовой показатель

Силовой индекс

Жировая масса

Рост

Вес



Физические качества

Выносливость: общая

силовая

скоростная

статическая

Скорость

Сила

Ловкость



Компоненты оценки здоровья

Острые и хронические заболевания

Острые и хронические травмы

Обращаемость к врачам (жалобы)

Трудотерапия

Способность переносить большие нагрузки

Похожие:

Название работы iconНазвание работы

Название работы iconНазвание работы
Последствия исчезновения буквы ё
Название работы iconНазвание работы
Заключение. Предложения по законодательному урегулированию проблем сельской школы
Название работы iconНазвание проекта
Название научной части проекта: "Спин-орбитальная эволюция, селенодезия и геофизика Луны"
Название работы iconНазвание проекта
...
Название работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Специальная дисциплина мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
Название работы icon«Юный патриот» Автор работы: Ахметшина Фарида Зуфаровна
Полное название учебного заведения – коммунальное (муниципальное) общеобразовательное учреждение гимназия №11
Название работы iconИнтеллект Дриллинг Сервисиз ids № п/п Название
Исследование работы кнбк для бурения по проектному профилю забойными двигателями в сложных условиях
Название работы iconНазвание контрольной работы
...
Название работы iconНазвание работы / Электронный вес
Состояние и пути совершенствования нормативной базы гидрогеохимических исследований при разведке месторождений подземных вод (обзорная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница