Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра»




Скачать 17.09 Kb.
НазваниеУрок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра»
Дата03.02.2016
Размер17.09 Kb.
ТипУрок
Открытый интегрированный урок по литературе, информатике и ИКТ в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра»


Учитель русского языка и литературы - Бессарабова О.А.

Учитель информатики - Соловьёва Л.Л.


Цели и задачи: - проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

- показать особенности романтизма Горького;

- сравнить философию Ницше и раннего Горького;

- развить навыки монологической речи;

- работа с нравственными категориями;

- совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся на основе обучения через информацию, обучения через деятельность;

- уметь использовать в своей работе компьютерные информационные технологии;

- уметь использовать аналитические методы обработки информации.


Главная задача - оптимизация преподавания и учения с опорой не на процессы восприятия или памяти, а на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.


Оформление: - компьютерный класс;

- интерактивная доска;

- тест (Приложение 1);

- таблица

. - публикации, выполненные в Microsoft Office Publisher

- оценочная таблица (Приложение2)

Ход урока.


Это второй урок по творчеству М. Горького, который продолжает и расширяет тему первого урока.

(Тема первого урока : «М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького»)


  1. Проверка домашнего задания.

Тест по материалу прошлого урока


Вопрос

Варианты ответов


1.Максим Горький родился в:




А. Москве;

Б. Симбирске;

В. Нижнем Новгороде;

Г. Таганроге.



2.Укажите какой факт не относится к биографии Горького:




А. Рано осиротев, мальчик провел детские годы в доме своего деда Каширина;

Б. Возглавил Первый Всесоюзный съезд советских писателей;

В. Был соредактором книги «Канал имени Сталина»;

Г. Долгое время жил в эмиграции в Эстонии.


3.Основоположником какого литературного направления был М. Горький:





А. Критический реализм;

Б. Социалистический реализм;

В. Эгофутуризм;

Г.Философско-элегический романтизм.



4.За создание какого произведения Максим Горький получает Грибоедовскую премию:




А. Роман «Мать»;

Б. Роман-хроника «Жизнь Клима Смагина»;

В. Пьеса «На дне»;

Г. Цикл рассказов «Сказки об Италии».



5. Кто в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигу»:





А. Старуха Изергиль;

Б. Данко;

В. Ларра;

Г. Рассказчик, который слушал легенды о Ларре и Данко.



6.О каком из героев рассказа М. Горького идет речь: «сын орла и женщины»; «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу; «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»:



А. Челкаш;

Б. Ларра;

В. Макар Чудра;

Г. Васька Пепел.


7.Как называется этот тип предметной детализации использованный в фрагменте описания внешности Изергиль? « Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана ее голова»:



А. Описание;

Б. Предметная детализация;

В. Аллюзия;

Г. Портрет.


8.Каким термином обозначаются краткие авторские заметки в драматическом произведении:


А. Комментарий;

Б. Стилизация;

В. Ремарки;

Г. Рефлексия.



9. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как называется в литературоведении такой персонаж?


А. Внесценический;

Б. Второстепенный;

В. Ассоциативный;

Г. Мифологический.


10.В речи Актера много скрытых цитат из классических произведений: «Искать город… лечиться», «Офелия... иди в монастырь», « Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты как это обидно - потерять имя?» Укажите имя великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр.


А. Достоевский;

Б. Ницше;

В. Шекспир;

Г. Гёте.


11. О ком повествуется в данном отрывке из рассказа М. Горького: «Молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами».




А. Ларра;

Б. Данко;

В. Барон;

Г. Гаврила.


12. «Он загородил Челкашу дорогу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот» - о ком говорится в этом отрывке из рассказа М. Горького «Челкаш»?


А. Матрос;

Б. Сторож;

В. Грузчик;

Г. Хозяин трактира.

13.Чьи это слова: «Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он - молится? Прекрасно! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, Наполеон, Магомет… в одном!.. Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит… гордо!»



А.Барон;

Б. Челкаш;

В. Актер;

Г. Сатин.


14. «Я жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают». Кому из героев пьесы «На дне» принадлежит это высказывание?


А. Лука;

Б. Клещ;

В. Костылёв;

Г. Квашня.


15. Какое настоящее имя Максима Горького?


А. Алексей Максимович Пешков;

Б. Максим Савватиевич Каширин;

В. Максим Алексеевич Пешков;

Г. Василий Васильевич Каширин.

16. Как традиционно определяется жанр пьесы Горького «На дне»:




А. Трагедия;

Б. Социально-философская драма;

В. Комедия;

Г. Мелодрама.

17. Появление Луки в романе является началом:


А. Завязки конфликта;

Б. Кульминации;

В. Развязки конфликта;

Г. Не имеет важного значения в ходе повествования.

18. Доволен ли был М. Горький результатами революции в России:



А. Да, именно такие результаты он и представлял;

Б. Нет, он изначально был против революции;

В. Нет, Горький рассчитывал на другие итоги революции;

Г. Да, однако, изначально он был против каких-либо революционных идей.

19. Кто автор реплики: « Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… И не в том дело, Барон, не в этом дело... Человек выше! Человек - выше сытости!»

А. Сатин;

Б. Лука;

В. Бубнов;

Г. Лука.


20. С кем из советских лидеров был лично знаком Максим Горький?




А. К. У. Черненко;

Б. Н.С. Хрущев;

В. Л.И. Брежнев;

Г. И.В. Джугашвили – Сталин.




2. М. Горький и Ф. Ницше.

1. Слово учителя.


Прежде чем перейти к анализу романтических произведений Горького, следует поговорить о такой проблеме, как Горький и Ницше в современном литературоведении. Она является ключом к пониманию многих тем в творчестве Горького, таких как концепция личности, проблема идеала, роль искусства в преобразовании действительности.

2. Сообщение учащегося об основных этапах жизни Фридриха Ницше.


3. Составление таблицы




Общее во взглядах Горького и Ницше

Различия во взглядах Горького и Ницше

Концепция личности







Миссия писателя







Связь будущего и настоящего







Богоборческий пафос







Понятия «зла», «добра», «греха», «любви к ближнему»








3. Беседа по рассказу «Макар Чудра».

«Макар Чудра» - это первый опубликованный рассказ Горького, который стал не просто литературным дебютом, а рождением нового большого художника.

1. Как в рассказе проявились характерные особенности горьковского мировосприятия?

2. Какую роль в композиции рассказа играют портретные характеристики героев

3. В чём конфликт произведения и как он разрешается?

4. Можно ли сказать, что это не только легенда о любви, а философский спор?

5. Один из критиков назвал Макара «степным Ницше», согласны ли вы с этим? Почему?

6. Какова философия Макара Чудры?

7. Какова позиция автора и как она выражена?

8. Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?


4. Практическая работа в группах, позволяющая реализовать и систематизировать ранее полученные знания по теме « М. Горький. Романтические рассказы Горького», используя оценку и интеграцию информации:

умение сжато и логически грамотно представить полученную информацию в максимально привлекательном виде;

выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Задача групп: 1. Рассказать о неоромантизме молодого Горького.

2. Выразить своё отношение к выбранной теме

3. Сохранить документ в папке на рабочем столе, задать имя документа в виде ФИО, класс. Распечатать публикации и оценить по таблице (Приложение 2)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭТОГО ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЯМИ


Уровень

Выполненные задания

Высокий

Правильно подобраны тезисы, картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, привлекательное оформление.

Грамотное раскрытие темы, отсутствие лексических ошибок.

Средний

Правильно подобраны тезисы, не все картинки и фотоизображения соответствуют подобранному материалу, недостаточно привлекательное оформление. Наличие орфографических ошибок в тексте.

Низкий

Работа выполнена не в полном объеме, тема недостаточно грамотно представлена.

5. Заключение

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Объяснение домашнего задания.

(пример публикаций - листовок учащихся приводится ниже)








Похожие:

Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconРабочая программа по информатике и икт
Икт для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ государственному стандарту основного общего образования...
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconКалендарно-тематическое планирование по информатике и икт. Учитель: Воронцова Юлия Геннадьевна в 3 классе
Календарно-тематическое планирование по информатике и икт. Учитель: Воронцова Юлия Геннадьевна
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconПрезентация по рассказу В. Г. Распутина «Женский разговор». ( Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе)
...
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconКонспект интегрированного урока по литературе и православной культуре в 10 классе «Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Моу «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А. Д. Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconУрок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке»
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А. А. Данилова, Л. Г косулиной....
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconУрок по биологии и информатике «Компьютерное моделирование биотических отношений» в 11 классе
Интегрированный урок по биологии и информатике «Компьютерное моделирование биотических отношений»
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconУрок по русскому языку и информатике и икт
Образовательная: сформировать знания учащихся по темам: «Внутреннее устройство компьютера» и «Лексика ограниченная в употреблении»;...
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconИсследование по литературе в 10-м классе с применением икт
Раскрывая тему урока и решая данные цели, мы будем следовать следующему плану: (Слайд 5)
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических...
Урок по литературе, информатике и икт в 11 классе по теме: «Горький и Ницше в современном литературоведении. Романтико-философские мотивы в рассказе «Макар Чудра» iconПлан работы гбоу сош №996 на март 2013 года Дата
Консультация по информатике и икт для учащихся 9-х классов школ округа по подготовке к гиа "Решение задач по теме "Алгоритмизация...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница