Тема Теоретические аспекты профориентации




Скачать 29,88 Kb.
НазваниеТема Теоретические аспекты профориентации
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер29,88 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
В качестве примера приводим план-конспекты возможных вариантов групповых занятий по основам выбора профессии:

Тема 3. Теоретические аспекты профориентации.

Урок 1: «Основные понятия профориентологии»

Цели урока:

  • обучающая: знакомство учащихся с основами выбора профессии, с основными понятиями профориентологии;

  • развивающая: сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности;

  • воспитательная: формирование у учащихся навыков и умений самоопределения, самоорганизации и самореализации.

Задачи урока:

  • Дать представление об основных понятиях профориентологии – «профессия», «профориентация», «профессиональное самоопределение», «оптант», «профессиограмма», «должность», «специальность», «квалификация», «вакансия», «карьера»;

  • Разъяснить назначение профконсультации;

  • Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

План занятия:

  1. Приветствие. Организационная часть. Вводная часть.

  2. Изучение нового материала: обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).

  3. Закрепление нового материала: проведение профориентационной игры «Ассоциация».

  4. Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

  • электронное пособие «Мой выбор»;

  • персональные компьютеры;

  • дидактические материалы;

  • интерактивная доска или стенд для размещения наглядных материалов.


Ход урока:

1. Организационная часть урока:

  • приветствие учащихся;

  • проверка оснащённости рабочих мест;

  • сообщение темы и цели урока.

Вводная часть:

Педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное – с помощью наводящих вопросов подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Также с помощью вопросов определяется, для чего проводится данное занятие, что оно может дать полезного ребятам.

2. Изучение нового материала:

Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера).

Педагог, используя электронное пособие «Мой выбор», выводит на экран одно понятие. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

Оптант - человек, выбирающий профессию.

Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).

В качестве примера можно привести профессиограмму психолога (электронное пособие «Мой выбор»)

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

Найдите профессию, должность и специальность:

Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.

Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.

Летчик – пилот – командир вертолета.

Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.

Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

Вакансия – свободное место, незанятая должность

Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

3. Закрепление нового материала: проведение профориентационной игры «Ассоциация».

Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...

Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Ведущий следит за динамикой игры.

Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трем отгадывающим свои ответы.

Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя, таким образом представления о профессии.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

4. Подведение итогов занятия:

- Каковы впечатления от проведённого занятия?

- Что нового и полезного вы узнали на занятии?

- Что понравилось?

- Что нет?

- Что вызвало затруднения?


Список литературы:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2000

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000

Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003


Урок 2: «Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова».


Цели урока:

  • обучающая: знакомство учащихся с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;

  • развивающая: сформировать представления о проведении анализа профессий на основе классификации типов профессий;

  • воспитательная: формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом, активной жизненной позиции.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и классификацией профессий по Е.А. Климову;

  • Познакомить обущающихся с основными критериями анализа профессий;

  • Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению;

  • Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

План занятия:

  1. Приветствие. Организационная часть. Вводная часть.

  2. Изучение нового материала: обсуждение основных понятий, знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова ;

  3. Закрепление нового материала: проведение диагностики с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО);

  4. Обсуждение результатов проведённой диагностики;

  5. Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

  • электронное пособие «Мой выбор»;

  • персональные компьютеры;

  • дидактические материалы;

  • бланки опросника для обучающихся;

  • таблица “Классификация профессий”;

  • интерактивная доска или стенд для размещения наглядных материалов.

Ход урока:

1. Организационная часть урока:

  • приветствие учащихся;

  • проверка оснащённости рабочих мест;

  • сообщение темы и цели урока.

Вводная часть:

Выбор профессии - твой первый шаг к самостоятельной жизни, от которого зависит, как сложится твоя дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в нужном направлении. А поэтому к профессиональному выбору нужно относиться серьезно и ответственно. Для того, чтобы не совершить ошибку в предстоящем вам выборе, необходимо научиться разбираться в особенностях профессиональной деятельности и специфике профессий.

Формулировка темы, целей и задач урока.

Формулировка темы, цели и задач урока осуществляется педагогом совместно с обучающимися.

2. Изучение нового материала.

На прошлом уроке, рассматривая профессиональную деятельность человека, мы затронули такое понятие как “профессиограмма”. Вспомним, что оно обозначает и, чем может помочь профессиограмма при выборе профессионального будущего.

Обучающиеся формулируют понятие и основные функции профессиограммы, с опорой на план анализа профессии (структуру профессиограммы), выданной каждому школьнику:

Профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Функции: раскрытие основных характеристик профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к специалисту в области профессиональной подготовки, наличию определенных способностей, умений и навыков, психологического и физиологического здоровья.

Чтобы начать изучение нового материала, повторим основные понятия, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека.

Для этого используем предыдущий материал урока электронного пособия «Мой выбор».

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio - “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.

Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.

Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.

Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.

Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.

Например:

профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;

профессия - машинист, специальность - машинист-крановщик, специализация - машинист мостовых кранов, машинист автомобильных кранов, машинист кранов- трубоукладчиков и т.д.

Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Практическое задание. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и называть изображенные профессии и специальности (используем электронное пособие «Мой выбор»)

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в России существует более 20 тысяч профессий. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, например:

Классификация профессий:

  • по отраслям народного хозяйства: профессии сферы образования, здравоохранения, обслуживания, сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности и прочие;

  • по приоритетным областям научного знания: профессии химические, юридические, экономические, биологические и др.;

  • по степени востребованности: очень востребованные, менее востребованные.

Или другая классификация типов профессий, предложенная Е.А. Климовым:

  1. по предмету труда: По предмету труда выделяют пять типов профессий: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”;

  • К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, су ходом за растениями, животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных, например: агроном, ветеринар, геолог, микробиолог, озеленитель и др.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

    • развитое воображение, наглядно-образное мышление;

    • хорошая зрительная память, точное восприятие (особенно зрительное), наблюдательность;

    • способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

    • терпение, настойчивость;

    • готовность к работе вне больших коллективов, в трудных погодных условиях.

  • Тип «человек - техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники, например: инженер-строитель, инженер-механик, мастер по ремонту видео и аудиоаппаратуры, монтажник, слесарь и др.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

  • хорошая координация движений;

  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;

  • умение переключать и концентрировать внимание;

  • наблюдательность.

  • К профессиям типа «человек- человек» относятся профессии связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой, управлением, например: педагог, врач, юрист, продавец и др.

Психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

  • устойчивое, хорошее самочувствие при работе с людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;

  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения, помыслы и настроения других людей, умение слушать и слышать;

  • способность разбираться во взаимоотношениях людей, организовывать их взаимодействие, умение улаживать разногласия , учитывать мнение другого человека;

  • развитая речь, умение убеждать, умение владеть мимикой, жестами;

  • аккуратность, пунктуальность, собранность.

  • Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами. С чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами, например: программист, оператор ЭВМ, лингвист, переводчик, бухгалтер.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • хорошая оперативная и механическая память;

  • способность длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

  • хорошие переключаемость и распределение внимания

  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

  • усидчивость и терпение.

  • К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием моделированием художественных произведений, в воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образу. например: модельер, дизайнер, актер театра и кино, художник, музыкант.

Психологические требования профессий этого типа к человеку:

  • художественные способности, развитые эстетические чувства;

  • развитое зрительной восприятие, наблюдательность, зрительная и музыкальная память;

  • наглядно-образное мышление, творческое воображение;

  • знание законов эмоционального воздействия на людей;

  • нестандартное мышление;

  • креативность

Педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек - знаковая система».

  1. по средствам труда: ручные, механические, автоматические, функциональные, теоретические;

  2. по условиям труда: бытовой микроклимат, открытый воздух, моральная ответственность, необычные и экстремальные условия;

  3. по проблемности трудовых ситуаций: работа по алгоритму, решение проблем;

  4. по коллективности процесса: индивидуальный, коллективная работа;

  5. по характеру труда выделяют: профессии исполнительского класса, связанные с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением правил, нормативов, инструкций, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве своем эти профессии не требуют высшего образования. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.

  6. по ответственности в труде: моральная, материальная.

В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль (как бы она ни была хороша или престижна и т. п.), а на предмет (объект) труда. С предметом труда человеку нужно что-то сделать - цель труда. В любом труде есть орудия, средства. Наконец, для человека существенно, в каких условиях протекает его работа.

3. Закрепление нового материала.

Чтобы закрепить изученный материал, выполним практическое задание. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Давайте определим, к какому из типов профессий принадлежит каждый из вас. Для этого вам предлагается пройти тест.

Практическое задание: Опросник “ДДО”.

Ребятам раздаются бланки опросника (либо используется электронный вариант опросника из электронного пособия «Мой выбор»), дается инструкция.

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

4. Обсуждение результатов проведённой диагностики, проговаривание и обсуждение ранее изученных понятий, классификаций профессий по типам.

Названные типы профессий не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

5. Подведение итогов занятия:

Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

  • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?

  • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога:

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.


Список литературы:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2000

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996

Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000

Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000

Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003

Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003


  1   2   3

Похожие:

Тема Теоретические аспекты профориентации iconОрганизация профориентации в общеобразовательной школе. Профессиональное просвещение в 5 8 классах
Организация профориентации в общеобразовательной школе. Формы профессионального просвещения
Тема Теоретические аспекты профориентации iconПрограмма проведения Дней профориентации «Парад профессий в МосГУ»
Московский гуманитарный университет приглашает школьников и студентов колледжей на увлекательные лекции в рамках Дней профориентации...
Тема Теоретические аспекты профориентации iconТеоретические и прикладные аспекты экономической оценки биоресурсного потенциала Красноярского края
Бендерский Ю. Г., Варфоломеев И. В., Лопатин А. П., Петренко В. Д. Теоретические и прикладные аспекты экономической оценки биоресурсного...
Тема Теоретические аспекты профориентации iconТеоретические и практические аспекты проверки непараметрических гипотез в курсах «теория вероятностей и математическая статистика» И«анализ данных»
Теоретические и практические аспекты проверки непараметрических гипотез в курсах «теория вероятностей и математическая статистика»...
Тема Теоретические аспекты профориентации iconСодержательный банковский надзор: совершенствование механизма института кураторов
Теоретические аспекты содержательного банковского надзора и механизм его действия 12
Тема Теоретические аспекты профориентации iconРеспублики Карелия «Институт повышения квалификации работников образования»
Теоретические аспекты разработки основной общеобразовательной программы доу в условиях введения фгт …6
Тема Теоретические аспекты профориентации icon«нарушение звукопроизношения у детей-дизартриков и пути их преодоления»
Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Тема Теоретические аспекты профориентации iconВзаимосвязь самооценки и мотивации профессиональной деятельности у менеджеров содержание
Теоретические аспекты изучение мотивационной сферы личности и ее влияния на успешность деятельности 5
Тема Теоретические аспекты профориентации iconПоловое воспитание подростков с нарушением интеллекта в С(К)оу VIII вида. Выпускная квалификационная работа
I. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков
Тема Теоретические аспекты профориентации iconТеоретические аспекты бизнес-план
Назначение бизнес-плана. Интересы участников процесса бизнес-планирования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница