1. Пояснительная записка




Скачать 25,98 Kb.
Название1. Пояснительная записка
страница1/20
Дата03.02.2016
Размер25,98 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………3-12

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………..13-63

2.1. Пояснительная записка

2.2. Основные функции планируемых результатов

2.3. Формирование универсальных учебных действий

2.4. Чтение. Работа с текстом

2.5. Русский язык

2.6. Литературное чтение

2.7.Иностранный язык (английский )

2.8.Математика

2.9. Окружающий мир

2.10. Музыка

2.11. Изобразительное искусство

2.12. Технология

2.13. Физическая культура

3. Учебный план начального общего образования………………………64 -76 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………77 -120

4.1. Пояснительная записка

4.2. Планируемые результаты формирования универсальных учебных

действий

4.3.Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

4.4. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

4.5.Диагностика сформированности целеполагания у учащихся.

4.6. Механизмы формирования универсальных учебных действий на

основе дидактической системы деятельностного метода обучения

«Школа 2000…»

4.7.Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися

на уроках открытия нового знания по ТДМ «Школа 2000...»

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………121-159

5.1. Общие положения

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

5.2.1. Русский язык

5.2.2. Литературное чтение.

5.2.3.Иностранный язык

5.2.4. Математика

5.2.5. Окружающий мир

5.2.6. Искусство

5.2.7. Музыка

5.2.8. Технология

5.2.9. Физическая культура

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования………………………………………………. 160 -169


6.1. Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.2. Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.3.Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ………………………………………………………………………170- 179

7.1. Модель организации работы МОУ СОШ №10 с УИОП по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

7. 2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

8. Программа коррекционной работы ………………………………………………………………………………….180-190


9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………………………………………………………….191-215

9.1. Действия ОУ по созданию системы оценки достижения планируемых результатов.

9.2. Краткое описание системы оценки результатов ФГОС в «Школа 2000»

9.3. Этапы и уровни использования системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС

10. Программа внеурочной деятельности……………………………………………………………… 216 -219

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 10 с УИОП раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в соответствии со стандартом второго поколения. Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника. Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением общешкольного родительского комитета, обеспечивающего  государственно-общественный характер управления. Начальная школа полностью укомплектована квалифицированными кадрами. Всего в начальной школе работают 10 учителей начальных классов, учитель музыки, учитель ИЗО, два учителя физкультуры и два учителя иностранного языка. Среди выпускников начальной школы всегда есть отличники. Школа принимает участие в проведении конкурсов, соревнований, турниров, традиционно участвует в международных играх «Кенгуру» и «Русский медвежонок», в городских предметных олимпиадах.

Школа ставит перед собой следующие цели образования на первой ступени:

Цель

Способы ее реализации

Обеспечение возможностей для получения качественного начального

общего образования

  • Дифференциация обучения, обеспечение коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Начальная школа XXI века»;

  • Организация внеклассной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной

школы

Интеллектуальное развитие младшего школьника:

  • формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки;

  • развитие самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

  • Формирование умения добывать знания,

  • Формирование метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

  • Научение осознанию своего незнания, умению находить допущенную ошибку и исправлять ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

  • целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.);

  • учет возрастного уровня развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • формирование универсальных учебных действий как предпосылки развития достаточного уровня общеучебных умений

Данные новообразования обучающиеся приобретают не только на уроках, но и при организации интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Духовно-нравственное развитие обучающихся

  • Воспитание у обучающихся нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников»

Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового

наследия многонациональной России

  • формирование интереса к различным языкам народов, проживающих в г. Щелкове, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности.

Это обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет и внеклассный факультатив «Удивительный мир слов»

Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития,

формирование правил здорового образа жизни

система оздоровительных мероприятий:

  • уроки физкультуры, физкультминутки;

  • организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления,

  • организация подвижных игр в перемены,

  • занятия в бассейне в режиме ГПД,

  • внеклассная работа по физической культуре, занятия в спортивных секциях

  • сотрудничество с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности,

  • психолого-педагогическое сопровождение обучающихся,

Формирование учебной деятельности школьника

  • использование средств обучения в развивающей системе Л.В.Занкова» , программе по математике Л.Г.Петерсон «Школа 2000», УМК «Планета знаний», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Ее сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»),

  • система контролирующей и оценочной деятельности учителя,

  • формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Процесс перестройки образовательного процесса в Школе подчиняется следующим принципам:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает:

  • сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;

  • предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе;

  • создание условий для обязательной успешной деятельности;

  • обучение в зоне «ближайшего развития»,

  • обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;

  • создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается педагогическим коллективом как:

  • соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста,

  • обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении;

  • создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей,

  • мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

2. Принцип педоцентризма предполагает

  • отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития,

  • формирование знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников,

  • учет необходимости социализации ребенка, осознания им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе;

  • создание условий для овладения новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире,

  • учет знаний и опыта младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания.

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает

  • ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений с обучающимися;

  • предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности.

В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

Преемственность и перспективность обучения.

В Школе установились преемственные связи системы обучения с дошкольным образованием, а также основным звеном образования. В Школе осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда.

В «Школе будущего первоклассника» занятия проводятся по программе Л. Г.Петерсон. В структуре данной программы выделяются следующие  разделы, отражающие основные линии развития ребёнка-дошкольника в результате его обучения:

Раздел программы

На что направлен

«Познаём других людей и себя»,

  • формирование у дошкольников знаний, необходимых для осознания им своей принадлежности к человеческому роду,

  • развитие понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей.

«Познаём мир»

  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде,

  • подготовка к изучению предметов начальной школы «Математики» и «Окружающего мира».

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

  • развитие мышления и воображения,

  • обеспечение специальной подготовки к учебным предметам «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир».

«Учимся родному языку»

  • обеспечение обогащения активного словаря ребёнка, связной речи,

  • формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение,

  • развитие фантазии, воображения, словесного творчества ребёнка

«Учимся рисовать»

  • развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.),

  • формирование ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков: пространственная ориентировка; умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности

Образовательный процесс в рамках предшкольной подготовки обеспечивает постепенный переход от досугово - игровой к учебной деятельности, развитие детско-взрослого взаимодействия на принципах равноправного сотрудничества при демократическом стиле общения.

Основными формами образования детей в группах предшкольной подготовки являются развивающие (коррекционно-развивающие), сюжетно-ролевые, театрализованные и подвижные виды игровой и учебной деятельности, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, конструирование и моделирование, детско-взрослое сотрудничество, исходящее из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.



Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №10 с УИОП разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•   с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•   с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•      с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•      с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•      с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и
мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного
возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной
ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная
смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ,
рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и
умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление,

осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося,
направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой
выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и
социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,
поликультурного и поликонфессионального состава;

•    переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

•    ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

•    признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

 

•     учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно - воспитательных целей и путей их достижения;

•     обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 с УИОП содержит следующие разделы:

•  пояснительную записку;

•  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;•  базисный учебный план образовательного учреждения;

• учебный план начального общего образования;

•  программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;•  программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

•  программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

•  программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

•  программу коррекционной работы;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования;

•  программу внеурочной деятельности.


Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом МОУ СОШ №10 с УИОП и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

•    достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•    выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно -
технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия.

МОУ СОШ №10 с УИОП реализуя основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы начального общего образования, установленными
законодательством Российской Федерации и уставом гимназии.

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее Образовательная программа ) моу носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.
Пояснительная записка стр. 3-10
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка Актуальность и значение учебной дисциплины «История древней Христианской Церкви»
«История древней Христианской Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42 Сведения об учебных программах и учебно-методическом обеспечении 48
Пояснительная записка к программно-методическому обеспечению инвариантной и вариативной частям учебного плана 42
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2012 -13 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану мкоу семеновская средняя общеобразовательная школа
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа на 2011 -12 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану моу семеновская средняя общеобразовательная школа
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка 4-5

1. Пояснительная записка iconОглавление пояснительная записка

1. Пояснительная записка iconПояснительная записка Профессия «Сварщик»

1. Пояснительная записка iconСогласовано утверждаю
Пояснительная записка
1. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница