Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия»




Скачать 18,68 Kb.
НазваниеРабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия»
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер18,68 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО

ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


МОСКОВСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ДВУХГОДИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (ОРДИНАТУРА)

ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТЕРАПИЯ»


Программа утверждена на совещании сотрудников кафедры госпитальной терапии м/ф 20 апреля 2006 г.

Протокол №  4


Москва, 2006

I.ВВЕДЕНИЕ

Двухгодичная специализация (ординатура) является формой последипломной подготовки выпускников Российского государственного медицинского университета, по окончании которой, по специальности «Терапия», ординаторам присваивается квалификация врача-терапевта.

Для поступления в ординатуру по специальности «терапия» будущему специалисту необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» и квалификацию «Врач». Диплом о высшем медицинском образовании должен быть установленного государственного образца. Врачу, имеющему стаж работы по специальности «терапия» и поступающему в ординатуру, необходимо предоставить документы о предшествовавшем медицинском образовании, стаже работы по специальности и квалификации специалиста.

Основной задачей обучения в клинической ординатуре является подготовка квалифицированных специалистов для самостоятельной работы в учреждениях здравоохранения терапевтического профиля.

Подготовка ординаторов осуществляется квалифицированными специалистами-преподавателями кафедры (профессорами, доцентами, докторами и кандидатами наук), имеющих большой опыт педагогической и лечебной работы под руководством заведующего кафедрой и ответственного за подготовку ординаторов.

Согласно Приказу №23 от 17.02.1993г. «Об утверждении положения о клинической ординатуре», срок подготовки врача-терапевта в ординатуре составляет 2 года (96 рабочих недель, 3456 учебных часов).

Срок подготовки врача-терапевта в ординатуре 2 года.

Начало подготовки 1 сентября, окончание – 31 июля.


II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа двухгодичной специализации – ординатуры выпускников Российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» на кафедре госпитальной терапии московского факультета РГМУ составлена на основании Макета Государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием (Обязательная структура стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием согласно Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 1221 от 18.06.1997 г. «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ»).

Программа обучения в ординатуре в соответствии с Макетом включает два основных компонента: профессиональную подготовку – 91,5% и элективы – 8,5% времени обучения в ординатуре. Профессиональная подготовка складывается из федерального и национально-регионального (патологии данного региона) компонентов. Программа составлена таким образом, что на долю федерального компонента приходится 88,5% запланированного времени обучения, тогда как национально-региональный компонент составляет 3% учебного времени. Согласно составленной Рабочей программе, профессиональная подготовка будущего специалиста составляет около 90% учебного времени и включает теоретическую и клиническую части. Распределение учебных часов между этими основными разделами обучения представлены в таблице.

Практическая работа в терапевтических отделениях клиники составляет основу подготовки ординатора (67 недель). Ординатор участвует в обходах больных, клинических разборах, осуществляет дежурства по стационару, участвует в проведении диагностических манипуляций и исследований, присутствует при аутопсиях.

Согласно Макету, обязательным для ординатора является практическая работа в поликлинике в течении не менее 12 недель, а также подготовка по смежным специальностям (туберкулез, инфекционные болезни, онкология) в течение 8 недель учебного времени.

Теоретическая часть (5% учебного времени – 5 недель) включает лекции и специально организуемые семинарские занятия для ординаторов по соответствующим разделам программы, а также участие в заседаниях кафедры, научно-практических конференциях, посещения заседаний терапевтического и кардиологического обществ.

Типовым учебным планом ординатуры в разделе теоретической подготовки предусмотрены 2 лекционные недели на каждом году обучения для ознакомления с современными вопросами клинической патологии, клинической иммунологии, клинической фармакологии, медицинской генетики, медицинской психологии, организации здравоохранения по плану деканата ординатуры (всего 4 недели учебного времени).

Индивидуальным планом предусматривается сдача зачетов по разделам основной специальности и смежным дисциплинам, периодические отчеты на конференциях кафедры – 1 раз в семестр. В конце каждого года обучения – аттестация по всем разделам подготовки.

Элективы составляют 8,5% учебного времени – 8 недель. Они включают более углубленную подготовку по отдельным разделам (ревматология, нефрология, функциональная диагностика, гастроэнтерология) с учетом интересов учащегося, а также специфики их будущей работы и научных направлений кафедры.

Программой подготовки ординаторов по специальности «Терапия» предусмотрен перечень профессиональных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть будущий специалист.

По окончании клинической ординатуры проводится квалификационный экзамен. Экзамен проводится в три этапа. Первый этап проводится по тестам программированного контроля, объем которого охватывает программу подготовки специалиста. Вторая часть экзамена заключается в подтверждении выпускником практических навыков по всем разделам пройденной программы. Третий этап проводится в виде собеседования по основным разделам программы. Для проведения экзамена выделяется экзаменационная неделя.

В целом рабочий план по подготовке врача-терапевта представлен в таблице. В рабочем плане указаны разделы программы, число учебных часов для изучения каждого из ее разделов.


III.КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Одной из важнейших форм повышения квалификации и специализации врачей терапевтического профиля является двухгодичная клиническая ординатура по внутренним болезням. Право зачисления в клиническую ординатуру по специальности «Терапия» имеет любой дипломированный врач в возрасте до 35 лет, проработавший в лечебно-профилактических учреждениях терапевтического профиля не менее 2-х лет, а также выпускник лечебных факультетов медицинских институтов и государственных университетов (врач-магистр, стажер), продемонстрировавший за время обучения в мед. ВУЗе хорошие и отличные знания фундаментальных теоретических и клинических дисциплин и проявивших особые склонности к изучению внутренних болезней (активная работа в студенческих научных кружках соответствующих кафедр, участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, практическая работа в лечебно-профилактических учреждениях терапевтического профиля).


3.1.Профессиональное назначение и условия использования выпускника клинической ординатуры по терапии.

Выпускник клинической ординатуры по терапии предназначен для работы в области практического здравоохранения стационаров, поликлиник, медико-санитарных частях, подстанция скорой помощи на должности врача-терапевта или руководителя терапевтических подразделений, а также для работы в научно-исследовательских институтах и лабораториях медицинского профиля, вузах и средних медицинских учебных заведениях в должности научного сотрудника. Выпускник клинической ординатуры по терапии предназначен также для дальнейшего обучения в клинической аспирантуре.


3.2.Квалификационные требования к выпускникам клинической ординатуры по терапии.

Выпускник клинической ординатуры должен знать и уметь:

  • осуществлять общее исследование больных с заболеваниями внутренних органов (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные исследования), составляя его план, и устанавливать предварительный диагноз на основании полученных результатов, организовывать консультации врачей - специалистов для установления окончательного диагноза и принимать в них участие, владеть современными методами терапии и профилактики заболеваний внутренних органов;

  • оказывать неотложную врачебную помощь при обмороке, коллапсе, шоке, в том числе при кардиогенном, сердечной астме и отеке легких, острой сердечной недостаточности; проводить реанимационные мероприятия при первичной остановке дыхания и кровообращения; проводить лечение приступа бронхиальной астмы и астматического статуса, острой дыхательной недостаточности; проводить дифференциальный диагноз и лечение различных видов комы при сахарном диабете и других неотложных состояниях в клинике внутренних болезней;

  • выполнять врачебные манипуляции (инъекции, венепункции и венесекции, плевральная пункция, остановка кровотечения, катетеризация мочевого пузыря, установление группы крови и резус – фактора, переливание крови и ее компонентов;

  • снимать и расшифровывать электрокардиограммы, проводить функциональные пробы, оценивать результаты рентгенологических, ультразвуковых, радионуклидных, лабораторных и других методов исследования, применяемых в клинике внутренних болезней;

  • разрабатывать план и тактику ведения терапевтических больных и проводить их лечение;

  • устанавливать диагноз, проводить лечение и реабилитацию больных с заболеваниями внутренних органов;

  • осуществлять и организовывать профилактические осмотры населения и диспансерное наблюдение за больными терапевтического профиля, назначать и применять лечебную физкультуру, определять рацион питания терапевтических больных;

  • устанавливать нетрудоспособность и оформлять листы нетрудоспособности, по уходу за больными, различную медицинскую и финансово – отчетную документацию, направлять больных на ВТЭК и ВКК;

  • осуществлять организационно – методическую работу, осваивать новые эффективные методы и приемы работы, внедрять их в практику, решать задачи организации деятельности лечебно – профилактических учреждений и руководства средним и младшим медицинским персоналом, обеспечивать профилактический уход за медицинским оборудованием и инструментарием, вести санитарно – просветительную работу среди населения;

  • использовать медицинскую учебную, нормативную, справочную и научную литературу для решения профессиональных задач;

  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда.

IV.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ»

В данном разделе определены основные условия, которые должны обеспечены коллективом кафедры для успешного усвоения ординатором всего материала настоящей Рабочей программы.

  1. В соответствие с пунктом 5 Макета, реализация подготовки специалиста обеспечивается педагогами кафедры, имеющими базовое высшее медицинское образование и опыт работы 5 лет и более по специальности «Терапия», систематически занимающихся научно-педагогической деятельностью и имеющими ученую степень (не менее 10% из них доктора медицинских наук) и опыт работы по специальности, то есть штатными преподавателями кафедры.

  2. Традиционно краеугольным камнем обучения в ординатуре является практическая работа с пациентами, на базе которой – при содействии сотрудников кафедры и при индивидуальной работе с рекомендуемой медицинской литературой – ординатор систематизирует и углубляет полученные знания, формирует определенный набор мыслительных и практических навыков.

  3. Реализация Программы подготовки в клинической ординатуре на кафедре обеспечивается доступом каждого обучаемого к библиотечным фондам и базам данных по специальности «Терапия». При этом обеспеченность каждого ординатора обязательной литературой за счет библиотечных фондов РГМУ, Центральной медицинской библиотеки г. Москвы и архива кафедры по специальности «Терапия» составляет около 0,5 экземпляра на одного обучаемого, а библиотечный фонд не менее 125 единиц на 1 обучаемого.

  4. Теоретическая подготовка ординатора слагается из различных компонентов:

  • теоретические занятия (семинары, лекции), проводимые сотрудниками кафедры специально для клинических ординаторов (предусматривается активное участие ординаторов в семинаре: реферативные доклады, разбор клинических ситуаций, подготовка иллюстративного материала);

  • самостоятельное изучение (во внеучебное время) монографий и последних публикаций в медицинской периодике, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении изучаемых заболеваний внутренних органов;

  • углубление теоретических знаний по дифференциальной диагностике на основе анализа практических клинических ситуаций у курируемых больных совместно с ответственным сотрудником кафедры;

  • участие в работе электива по углубленному изучению одного из узких аспектов специальности «Терапия» (по выбору ординатора);

  • участие в подготовке и работе общебольничных врачебных тематических конференций, клинико-анатомических конференций, клинических разборов;

  • посещение заседаний городских научно-практических обществ и конференций терапевтического профиля;

  • посещение лекционных курсов по клинической фармакологии, организации и экономике здравоохранения и фундаментальным дисциплинам (по плану деканата ординатуры) с отрывом от основного места обучения;

  1. Практическая работа ординатора проводится в различных отделениях терапевтического профиля стационара и поликлиники клинической базы кафедры (ГКБ № 79 г. Москвы) под непосредственным руководством сотрудника кафедры, курирующего работу данного отделения и заведующего отделением. Как указывалось выше, в ходе практической работы в отделениях ординатор ежедневно ведет от 8 до 12 больных, участвует в обходах сотрудников кафедры и заведующего отделением, дежурит в стационаре, участвует в проведении диагностических манипуляций и исследований, участвует на аутопсиях.

  2. Согласно требованию Макета, при планировании учебного времени выделено 6 недель для работы ординатора в терапевтическом отделении поликлинической базы на каждом году обучения (суммарно 12 недель).

  3. Согласно Договору РГМУ с клинической базой при возникновении острой нехватки кадров в одном из терапевтических отделений клиники заведующий кафедрой или сотрудник, ответственный за работу с ординаторами, по представлению главного врача или его заместителя решает вопрос о кратковременном изменении индивидуального графика обучения ординатора с целью обеспечения бесперебойной работы отделения.

  4. Согласно Договору РГМУ с клинической базой кафедры, кафедра располагает достаточной материально-технической базой и площадью учебных помещений для одновременного обучения до 5 клинических ординаторов.

  5. В конце каждого года обучения каждый ординатор проходит аттестацию, а в конце 2-го года обучения сдает 3-хэтапный квалификационный экзамен на получение сертификата специалиста по всему материалу Программы (см. раздел «Пояснительная записка»).



V. УЧЕБНЫЙ ПЛАН КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ»

2 года обучения – 96 недель, 3456 часов


№ п/п

Наименование разделов, дисциплин

Часы

Недели

Формы контроля

1.


1.1.

Профессиональная подготовка.


Клиническая подготовка:


  • в стационаре

  • в поликлинике




3168


2844


2412

432

88


79


67

12

зачеты


зачеты

1.2.

Смежные дисциплины:

(по плану деканата)

  • фтизиатрия

  • инфекционные болезни

  • клиническая фармакология

(по плану кафедры)

  • онкология

  • гериатрия

  • интенсивная терапия и реанимация

216


54

72

18


36

18

18

6


1,5

2

0,5


1

0,5

0,5

зачеты

1.3.

Фундаментальные дисциплины.

По плану деканата

72

2

зачет

1.4.

Организация, экономика и управление здравоохранением.

По плану деканата

36

1

зачет

2.

Элективы

  • УЗ-диагностика

  • рациональная фармакотерапия в клинике внутренних болезней

  • эндокринология

288

8

зачеты




Итого:

3456

96



  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Н. Э. Баумана, Московского государственного авиационного института, Самарского государственного аэрокосмического университета им....
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 01. 02. 06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры» по техническим наукам
Н. Э. Баумана, Московского государственного авиационного института, Самарского государственного аэрокосмического университета им....
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconРабочая программа дисциплины Курс "Математические методы и модели исследования операций"
Экономист-математик, а также с учетом инновационной образовательной программы Пермского государственного университета, направленной...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconРазвития Российской Федерации
Ординатура по специальности «Авиационная и космическая медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Авиационная...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconОб организации и проведении государственного экзамена по специальности, направлению специальности и специализации в учреждении образования Белорусский
Вводится в действие с момента утверждения ректором и является обязательным для исполнения деканами факультетов, заведующими кафедрами,...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconРабочая программа по дисциплине Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII xviii вв
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Министерства образования Российской Федерации по химии (по органической химии) при участии Московского государственного университета...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации программа-минимум
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии при участии Российского университета дружбы народов,...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 46 «Клиническая лабораторная диагностика»
И. М. Сеченова и кафедрой фундаментальной и клинической биохимии с лабораторной диагностикой Самарского государственного медицинского...
Рабочая программа двухгодичной специализации (ординатура) выпускников российского государственного медицинского университета по специальности «терапия» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по машиностроению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница