В. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий




Скачать 18,87 Kb.
НазваниеВ. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий
Дата03.02.2016
Размер18,87 Kb.
ТипДокументы
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В.П.Руденко, А.К. Цыбин, И.В.Малахова, А. А.Гракович, И.И.Новик, Д.Ф.Куницкий

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Белорусский центр медицинских технологий, информатики,

управления и экономики здравоохранения, г. Минск

На современном этапе развития здравоохранения Республики Беларусь совершенствование деятельности медицинских организаций приобретает особую значимость. Мировой опыт свидетельствует, что в вопросах управления лечебно-профилактическими организациями все отчетливее проявляются новые тенденции [1-4]. Сегодня задача состоит в том, чтобы выработать такие подходы к управлению государственными организациями здравоохранения, которые позволят отрасли максимально реализовать свой потенциал в достижении поставленных государством целей [2].

Структура управления организациями здравоохранения неоднократно менялась [5-7], однако с момента образования территориальных медицинских объединений (ТМО) существенных изменений не претерпела [8, 9].

В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы Министерством здравоохранения проводится оптимизация управления отраслью. Ее цель — создание рационального экономического механизма управления здравоохранением республики, устранение имеющихся различий в организации медицинского обслуживания городского и сельского населения, дальнейшее совершенствование всех сторон деятельности организаций здравоохранения.

В г. Минске упразднены отделы здравоохранения при администрациях районов. Все амбулаторно-поликлинические организации переведены на финансирование через органы государственного казначейства напрямую из городского бюджета. Упразднены отделы здравоохранения в Брестском, Барановичском, Пинском и Борисовском горисполкомах.

Объединены структуры управления здравоохранением г. Борисова и Борисовского района, г. Молодечно и Молодечненского района Минской области. В Брестской области объединены органы управления здравоохранением г. Барановичи и Барановичского района, г. Пинска и Пинского района, г. Бреста и Брестского района. Разработаны и утверждены решениями горисполкомов единые территориальные программы государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан городов и одноименных районов. Одновременно проведена реструктуризация коечного фонда.

Управленческие проблемы в здравоохранении были обсуждены на совещании о ходе реализации Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы 30 марта 2005 года.

Во исполнение протокола поручений Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 г. №14 Министерством здравоохранения совместно с руководителями здравоохранения областей изучены вопросы управления организациями здравоохранения на всех уровнях оказания медицинской помощи, начиная с уровня организации первичной медико-санитарной помощи и заканчивая структурой управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов. Разработаны примерные структуры управления организациями здравоохранения (рис. 1-4).

В целях внедрения (в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 19.09.2005 г. № 09/204-42 П 2199) рациональной модели управления организациями системы Министерства здравоохранения, направленной на оптимизацию медицинской помощи, подготовлен проект нормативного правового акта, в котором предложена новая структура управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов.

Разработано Положение об оптимизации организации оказания медицинской помощи государственными организациями здравоохранения системы Министерства здравоохранения в областях республики. Положение определяет структуру управления организациями здравоохранения системы Министерства здравоохранения, подчиненными областным исполнительным комитетам, городским исполнительным комитетам городов областного подчинения, районным исполнительным комитетам.

Управление организациями здравоохранения сельских районов

Функции управления сельскими организациями здравоохранения до 2005 г. осуществляли территориальные медицинские объединения (ТМО), включающие центральную районную больницу с поликлиникой, сельские участковые больницы, сельские врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты.

В предлагаемой структуре управления организациями здравоохранения сельских районов (рис. 1) центральным звеном управления является центральная районная больница (ЦРБ), ТМО упраздняется.

ЦРБ состоит из двух подразделений: амбулаторно-поликлиническая служба и стационар.

Амбулаторно-поликлиническая служба включает поликлинику, больницы сестринского ухода, участковые больницы, врачебные амбулатории. Фельдшерско-акушерские пункты являются структурными подразделениями врачебных амбулаторий. Такая структура амбулаторно-поликлинической службы обеспечивает оптимальную управляемость и оперативность в исполнении мероприятий.

В стационаре ЦРБ функционируют четыре отделения: хирургическое, терапевтическое, педиатрическое, акушерско-гинекологическое. Инфекционное отделение организуется при численности обслуживаемого населения более 30 тыс. человек.

Управление организациями здравоохранения городов областного подчинения и одноименных районов

В структуре управления организациями здравоохранения городов областного подчинения и одноименных районов (рис. 2) предусмотрено объединение организаций здравоохранения города областного подчинения и одноименного района.








В соответствии с Концепцией развития здравоохранения на 2003-2007 гг. для выполнения одной из ведущих задач - обеспечения доступности и качества медико-санитарной помощи населению - на центральную поликлинику возложена функция головной организации управления здравоохранением областных центров, городов областного подчинения и одноименных районов.

Единообразие подходов к медицинским технологиям повысит качество оказываемой медицинской помощи за счет улучшения управляемости, контроля и оперативности в перераспределении сил и средств на амбулаторном этапе.

Функция управления организациями здравоохранения городов областного подчинения и одноименных районов осуществляется Центральной поликлиникой, являющейся юридическим лицом. Кроме Центральной поликлиники в городах областного подчинения могут быть организованы юридические лица из следующих организаций: дома ребенка, государственные унитарные предприятия, оказывающие медицинскую помощь населению; больницы мощностью 150 коек и более; больницы, расположенные на расстоянии более 5 км; поликлиники с обслуживаемым населением 15 тыс. и более человек.

В г. Молодечно функции управления организациями здравоохранения выполняет Центральная больница, являющаяся юридическим лицом.

Центральная поликлиника городов областного подчинения может организовывать филиалы из числа медицинских организаций, оказывающих амбулаторную медико-санитарную помощь (детские, стоматологические поликлиники, диспансеры без коечного фонда и др.).

Центральная больница г. Молодечно может организовывать филиалы из числа больничных организаций здравоохранения (родильные дома, детские больницы, диспансеры и др.).


Управление организациями здравоохранения областных центров

и одноименных районов

В областных центрах (г. Могилев, г. Витебск, г. Гомель, г. Гродно) кроме областных функционировали городские управления (отделы) здравоохранения, а также соответствующие территориально-медицинские объединения. Специалисты городских управлений здравоохранения и территориально-медицинских объединений (лечебного профиля, по подготовке и использованию кадров, бухгалтерско-экономической службы) фактически дублировали функции, выполняемые специалистами областного управления здравоохранения, и являлись дополнительными управленческими звеньями.

В новой структуре управления организациями здравоохранения областного центра и одноименного района (рис. 3) предусмотрены:







упразднение городских отделов здравоохранения; объединение организаций здравоохранения областного центра и одноименного района с организацией следующих юридических лиц: Центральная поликлиника, Центральная больница, Больница скорой медицинской помощи, дома ребенка, унитарные хозрасчетные предприятия, оказывающие медицинскую помощь; больницы мощностью 150 коек и более, больницы, расположенные на расстоянии более 5 км; поликлиники с обслуживаемым населением 15 тыс. и более человек.

Головная функция управления организациями здравоохранения областных центров и одноименных районов возлагается на Центральную поликлинику, которая определяет приоритетные направления при планировании сметы расходов, обеспечивает оперативность корректировки текущих финансовых потоков в зависимости от решаемых задач.

Центральная поликлиника организует филиалы из числа медицинских организаций, оказывающих врачебную медико-санитарную помощь (детские, стоматологические и другие поликлиники, станция скорой медицинской помощи, участковые больницы, врачебные амбулатории).

Организации здравоохранения, обслуживающие население менее 15 тыс. человек, являются структурными подразделениями Центральной поликлиники или ее филиалов.

Центральная больница организует филиалы из числа больничных организации (родильные дома, детские больницы, диспансеры, имеющие коечный фонд). При мощности организации здравоохранения менее 150 коек организуется структурное подразделение Центральной больницы или ее филиалов.

Таким образом, предлагаемые модели управления организациями здравоохранения областных центров, городов областного подчинения и одноименных районов предусматривают:

упразднение территориальных медицинских объединений в областных центрах, городах областного подчинения и одноименных районах;

упразднение городских отделов здравоохранения с передачей всех функций управления в областных центрах Центральной поликлинике, в городах областного подчинения - Центральной поликлинике или Центральной больнице (г. Молодечно);

закрепление сельского населения за городскими поликлиниками в областных центрах и городах областного подчинения по секторально-территориальному принципу, а также с учетом транспортного сообщения.








Настоящая модель оптимизации управления направлена на:

проведение рациональной реструктуризации медицинской помощи, формирование единой территориальной программы государственных гарантий медицинского обеспечения населения городов и районов;

сокращение числа ступеней управления, обеспечение единства руководства всей сетью лечебно-профилактических организаций, расположенных на территории областного центра и одноименного района, исключение излишних управленческих звеньев;

улучшение обеспечения сельского населения доступной, своевременной медицинской помощью, ликвидацию диспропорций в доступности специализированной медицинской помощи;

реализацию принципа приоритетности развития амбулаторно-поликлинической помощи.

Предложенная типовая модель управления организациями здравоохранения областных центров, городов областного подчинения и одноименных районов позволит выстроить вертикальную структуру управления организациями здравоохранения и обеспечить преемственность форм и методов организации, координации и контроля деятельности амбулаторных и стационарных организаций здравоохранения.

Структура управлений здравоохранения (УЗО) областных исполнительных комитетов

Необходимость совершенствования структуры УЗО областных исполнительных комитетов связана со следующим:

отсутствие типовой структуры;

отсутствие единого названия управлений здравоохранения (охраны здоровья) областных исполнительных комитетов,

различная штатная численность аппарата управления;

разное число специалистов в отделах;

отсутствие единых подходов к подбору кадров по направлениям деятельности;

включение в структуру УЗО облисполкомов вспомогательного персонала (водителей, секретарей-машинисток, уборщиц).

Вне штатного расписания УЗО облисполкомов функционируют группы технического надзора, контрольно-ревизионные отделы, централизованные бухгалтерии, фактически являющиеся структурными подразделениями управлений. Общая численность указанных структур колеблется от 27 при управлении здравоохранения Брестского областного исполнительного комитета до 43 при управлении охраны здоровья Гомельского областного исполнительного комитета. Содержание всех структур при управлениях здравоохранения (охраны здоровья) облисполкомов осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансирование здравоохранения.

Типовая модель управления здравоохранения облисполкома (рис. 4) предусматривает штатную численность государственных служащих в количестве 20 штатных единиц, включая




начальника управления, двух его заместителей, юриста.

Основным подразделением УЗО является отдел медицинской помощи, руководитель которого одновременно является заместителем начальника управления здравоохранения.

В структуру УЗО входят сектор организационно-кадрового обеспечения, планово-экономический сектор, бухгалтерия, 2-й сектор, в котором предусмотрена должность специалиста по охране труда.

Главные специалисты отдела медицинской помощи (главный терапевт, главный хирург, главный педиатр, главный акушер-гинеколог, главный специалист по первичной медико-санитарной помощи, реабилитолог-эксперт), кроме основных функций по направлениям деятельности ведут также работу с обращениями граждан.

Сектор организационно-кадрового обеспечения выполняет функции координатора организационно-методической и кадровой работы в регионе. Бухгалтерия обеспечивает своевременное предоставление бухгалтерской и статистической отчетности.

Одновременно с упорядочением структуры управления ЛПО изменения внесены и в структуру управления службой госсаннадзора республики.

Структура управления службой государственного санитарного надзора Республики Беларусь представлена системой органов и организаций, осуществляющих государственный санитарный надзор. Возглавляет службу заместитель Министра здравоохранения Республики Беларусь - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь (рис. 5).

В систему органов и организаций Министерства здравоохранения, осуществляющих государственный санитарный надзор, входят:

отдел Министерства здравоохранения, ведающий вопросами государственного санитарного надзора;

республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;

областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;



Минский городской центр гигиены и эпидемиологии;

центры гигиены и эпидемиологии в районах г. Минска;

районные центры гигиены и эпидемиологии.

Главные государственные санитарные врачи всех уровней (республиканский, областной, городской, районный) назначаются Министром здравоохранения Республики Беларусь.

В ходе проведения оптимизации управления организациями здравоохранения областных центров и одноименных районов планируется сокращение 106 должностей административно-управленческого аппарата, 250 коек, экономия бюджетных средств составит 1746 млн. рублей в год. При проведении оптимизации структуры управления городов областного подчинения и одноименных районов будет сокращено до 90 должностей, 240 коек, экономия составит 2311 млн. рублей в год. Таким образом, общая экономия от проведения мероприятий в целом составит 4057 млн. рублей в год.

В результате оптимизации структуры управления организациями здравоохранения республики значительно улучшатся доступность и качество оказания врачебной медицинской помощи жителям села, что является положительным моментом в условиях сложившейся демографической ситуации - отрицательного естественного прироста населения на селе, где показатель рождаемости в 2,7 раза ниже городского, остаются высокими смертность и заболеваемость населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ричардсон М. Управление в здравоохранении России и США // Сб. научных трудов «Задачи управления в области здравоохранения». - Новосибирск, 1997. – С. 3-12.

2. Чубарова Т. В. У правление медицинскими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции // Управление здравоохранением. - 2005. - №1. - С. 12-15.

3. Скляр Т.М. Управление здравоохранением: государство или рынок // Вестник СПбГУ. Серия «Менеджмент». - 2003. - №1.

4. Экономика и управление здравоохранением Л.Ю. Трушкина, Р.А. Тлепцеришев, А.Г. Трушкин и др. - М.: «Феникс», 2004. - 383 с.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 1983 г. №383 «Об утверждении Положения об отделе здравоохранения исполнительного комитета областного (Минского городского) Совета народных депутатов и Положения об отделе здравоохранения исполнительного комитета городского, районного в городе Совета народных депутатов».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 1988 г. №254 «О генеральной схеме управления Министерства здравоохранения БССР».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1992 г. №148 «Об изменениях в структуре и численности работников центрального аппарата Министерства здравоохранения».

8. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 4 мая 1990 г. № 188 «Об утверждении положения о лечебно-профилактическом учреждении, работающем в условиях нового хозяйственного механизма, и Инструкции по составлению устава лечебно-профилактического учреждения (объединения)».

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 1993 г. «Об утверждении положения о территориальном медицинском объединении».

10. Управление здравоохранением. - М., 2000. - 96 с.

Похожие:

В. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий iconИнформация арбитражного суда с разбивкой по территориям, видам процедур
А53-9682/12 15. 03. 2012 Новик В. Л. Ооо муп "Жилищно- "Промсервис", Эксплуатационное
В. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий iconК. И. Козловский, Д. Д. Пономарев, А. Е. Шиканов, А. С. Цыбин Национальный исследовательский ядерный университет “мифи”, Москва, Россия
Международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 11 – 15 февраля 2013 г
В. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий iconМетодическое пособие Андрюнина С. П. Ргпу им. А. И. Герцена Руденко Ю. Л. Сош №552 Сведения об
Ргпу им. А. И. Герцена; руководитель курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ...
В. П. Руденко, А. К. Цыбин, И. В. Малахова, А. А. Гракович, И. И. Новик, Д. Ф. Куницкий iconАнглийские и американские заимствования в русском языке Авторы: Ратеева Галина Иосифовна, учитель английского языка Кавказской моу сош №12, Малахова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Кавказской моу сош №12
В работе приведены причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке, рассмотрен процесс вхождения англицизмов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница