Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе»




НазваниеМетодическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе»
страница1/10
Дата03.02.2016
Размер19,8 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство здравоохранения РФ.

Министерство здравоохранения Амурской области.

МБГОУ СПО «АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


М Е ТО Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е





Дисциплина « СИНДРОМНАЯ ПАТОЛОГИЯ И ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

Специальность 60101 «Лечебное дело»


ОПОП СПО (углубленная подготовка)


г. Благовещенск. 2012г.

Рассмотрено на заседании «УТВЕРЖДАЮ»

Выпускающей ЦМК Экспертный совет

при информационно-

Протокол № _____ от ____2012 г. методическом центре АМК

Председатель ЦМК _____________

/Г.А. Симонова/ « » 2012 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическое пособие состоит из:

  • Организационно-методического блока

  • Блока учебной информации

  • Блока контроля.


Рекомендации по работе с методическим пособием:

Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» на 4 курсе специальности «Лечебное дело», с учетом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, основы сестринского дела, терапия, педиатрия, хирургия, фармакология.

Пособие содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля- решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения.

Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», где подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, а также стандарты профессиональной деятельности фельдшера при выявлении острого коронарного синдрома в условиях ФАПа и СМП. Кроме того, блок включает мотивацию, обзор литературы.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний, проблемно-ситуационные задачи, задачи по неотложным состояниям.

Количество часов на тему:

Теория - 2 час.

Практика – 6 час.


В результате освоения темы у обучающегося будут сформированы общие компетенции (ОК 1 – 13):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями (ПК 1.1 - 1.7),

соответствующих основным видам профессиональной деятельности:


5.2.3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику острого коронарного синдрома.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определить показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.


В результате изучения темы обучающийся должен:

иметь практический опыт:

  • проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;

  • определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;

  • проведения дифференциальной диагностики заболеваний;

  • работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;

  • оказания посиндромной неотложной медицинской помощи;

  • определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;

  • оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;

уметь:

  • проводить обследование пациента при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе;

  • определять тяжесть состояния пациента;

  • выделять ведущий синдром;

  • проводить дифференциальную диагностику;

  • работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;

  • оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь;

  • оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;

  • проводить сердечно-легочную реанимацию;

  • контролировать основные параметры жизнедеятельности;

  • осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;

  • определять показания к госпитализациии и осуществлять транспортировку пациента;

  • осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальной помощи;

  • организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам;

  • обучать пациентов само- и взаимопомощи;

знать:

  • этиологию и патогенез острого коронарного синдрома;

  • основные параметры жизнедеятельности;

  • особенности диагностики ОКС;

  • алгоритм действия фельдшера при возникновении ОКС на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи;

  • принципы фармакотерапии при ОКС на догоспитальном этапе;

  • правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение;

  • правила заполнения медицинской документации;

  • основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические ме­роприятия, проводимые при оказании неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе.



ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Цели занятия:

Общая цель: Научить проведению дифференциально-,диагностического поиска при подозрении на острый коронарный синдром, тактике ведения пациентов с ОКС на догоспитальном этапе.

Конкретная цель

Исходный уровень


1. Применять деонтологические навыки общения с пациентами и их родственниками.

Строить общение, учитывая характер патологии, конкретную ситуацию, прогноз.

2. Уметь выявить основные симптомы ОКС.

Проводить субъективное и объективное обследование пациента.

3. Определить прогноз с учетом факторов риска и возможные осложнения

Применять знания по анатомии, физиологии, терапии, фармакологии и реанимации.

4.Провести ЭКГ-диагностику ОКС, определение уровня тропонина.

Применять знания по функциональной и лабораторной диагностике.

5.Провести дифференциально-диагностический поиск.

Применять знания по терапии и функциональной диагностике.

7. Провести посиндромную терапию.

Применять знания по терапии, фармакологии.

8.Выбрать правильную тактику ведения пациента.


Применять знания по терапии, фармакологии.


Место проведения занятия: кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения.

Оснащение занятия:

  • Пособие для студентов.

  • Электрокардиограф.

  • Истории болезни пациентов с нестабильной стенокардией и инфарктом миокарда.

  • Набор медикаментов.

  • Дидактический материал;

  • Фонендоскоп, тонометр.

  • Набор электрокардиограмм с острой коронарной патологией.

  • Тест-полоски для определения уровня тропонина.

  • Приказ МЗРФ №599н.

  • Протокол проведения тромболизиса.


Тип занятия: теоретическое и практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения.


Внутрипредметные связи:.Темы : «Этапы диагностического поиска»; «Электрокардиография»; «Синдром аритмии»; «Синдром боли в груди», «Синдром острой сердечной недостаточности».


Межпредметные связи:

  1. Анатомия и физиология «Строение и функции сердца».

  2. Пропедевтика клинических дисциплин «Методы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»

  3. Лабораторная диагностика «Исследование крови»

  4. Функциональная диагностика «Электрокардиография».

  5. Терапия «Болезни органов кровообращения».

  6. Фармакология: «Наркотические анальгетики», β-адреноблокаторы», «Нитраты», «Средства, повышающие артериальное давление», «Средства, влияющие на свертываемость крови».

  7. Психология «Личность пациента».

8. Реанимация и анестезиология «Неотложная помощь при острой сердечно-сосудистой недостаточности».

9.Гериатрия «Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом и старческом возрасте».


СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент 2 мин.

2.Актуализация опорных знаний 15 мин.

3. Мотивация и изучение нового материала 65 мин.

4. Закрепление 5 мин.

5. Подведение итогов занятия и задание на дом 3 мин.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности аудитории к занятию, отметка отсутствующих, ответы на вопросы по домашнему заданию.

  1. Актуализация опорных знаний проводится в форме фронтального опроса (приложение №1).

  2. Мотивация и конспект теоретического материала (информационный блок).

  3. Закрепление проводится в форме блиц-опроса (приложение №5).

  4. Преподаватель подводит итоги занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы (причины развития ОКС, диагностические критерии с учетом данных анамнеза, объективного и лабораторно-инструментального обследования, тактика ведения пациента на догоспитальном этапе).

  5. Задание на дом:

Синдром «Артериальная гипертония».

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент и методическая установка 5 мин.

  2. Актуализация опорных знаний 80 мин.

  3. Демонстрация и разбор больных. 30 мин.

  4. Самостоятельная работа в отделениях стационар 100 мин.

  5. Закрепление и подведение итогов занятия 20 мин.

  6. Задание на дом 5 мин.



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент с методической установкой.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, наличие дневников, отвечает на вопросы по домашнему заданию.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Фронтальный опрос (приложение № 1)

  • Решение проблемно-ситуационных задач и задач по неотложным состояниям (приложение № 2).

  • Заполнение дифференциально-диагностических таблиц (приложение №3)

  • Тест-эталонный контроль (приложение №4).

  1. Демонстрация и разбор больных.

Преподаватель заранее готовит больных с различными проявлениями ИБС (нестабильная стенокардия, острый инфаркт миокарда, больных после коронарного стентирования). Предварительно необходимо провести беседу со студентами о соблюдении правил медицинской этики и деонтологии при работе с больными.

Преподаватель совместно со студентами проводит субъективное и объективное обследование пациентов, обращая внимание на наиболее типичные симптомы, данные анамнеза. Вне палаты преподаватель представляет студентам данные дополнительных методов исследования, акцентируя внимание на дифференциально-диагностических критериях острого коронарного синдрома, проводит разбор лечения, определяет тактику ведения пациента после выписки из стационара.

  1. Самостоятельная работа в отделениях стационара.

Студенты под контролем преподавателя проводят курацию «своих» больных, присутствуют при проведении функциональных методов исследования: ЭКГ, ЭхоКГ, велоэргометрии, суточного мониторирования АД (СМАД), помогают персоналу кабинета функциональной диагностики в проведении этих исследований.

  1. Закрепление проводится в форме задания «3 в одном» (приложение № 5).

Количество ответов на вопрос задания должно соответствовать трем.

  1. Задание на дом:

Синдром «Артериальная гипертония».


БЛОК УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

«Синдром государственного значения», так главный специалист-кардиолог Минздравсоцразвития России, академик Евгений Иванович Чазов назвал острый коронарный синдром.

По данным ВОЗ большинство смертей от сердечно-сосудистых заболеваний во всем мире обусловлены ишемической болезнью сердца – 7,3 миллиона из общего количества 16, 7 миллиона.

По данным федеральной службы государственной статистики Россия занимает 2 место в мире по смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.

В Российской Федерации насчитывается 7,16 миллионов пациентов с ИБС и на долю ИБС по причинам смертности приходится 44,7%

Из всех форм ишемической болезни основной уровень смертности в группе заболеваний системы кровообращения занимают острые формы ишемической болезни сердца.

Термин «острый коронарный синдром» (ОКС) впервые был предложен в 1996-97гг. новозелландским врачом Харвеем Вайтом.

В Амурской области в 2011г было зарегистрировано 3130 больных с острым коронарным синдромом (в 2010г. -2395), больных ОИМ (в том числе повторным) с подъемом сегмента ST 962 (2010г-732), без подъема ST 345 (212).

Число умерших больных с ОКС -147 (172), больных ОИМ (в том числе повторным) с подъемом сегмента ST - 144 (164) (2010 г. 732), без подъема ST 3 (8).

Сложившаяся ситуация наглядно видная из представленных статистических данных послужила основанием к принятию мер на государственном уровне: в 2009 году вышел Приказ Минздравсоцразвития России от 19 августа за №599н «Об утверждении Порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля»

Приказом предусмотрены два основных направления в работе по снижению сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности:

  1. Для медицинских учреждений и СМП: выявление и последующее высокотехнологичное лечение людей с высоким и очень высоким сердечно-сосудистым риском, в том числе совершенствование помощи больным с острым коронарным синдромом.

  2. Направление ориентировано на работу с населением по коррекции значимых факторов риска и формированию приоритетеа здорового образа жизни, а также обучению населения порядку действия в случае неотложных состояний.

Финансирование программы осуществляется на федеральном и местном уровне.

В соответствии с данным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации и местным законодательством в 2010 году в Амурской области создано 4 сосудистых центра для оказания помощи больным с ОКС: 3-первичных в гг. Благовещенск, Райчихинск и Свободный.

Фельдшеру необходимо уметь диагностировать острый коронарный синдром, проводить дифференциально-диагностический поиск, знать принципы ведения пациентов с ОКС на догоспитальном этапе.


Литература для преподавателя:

1.В.Х.Василенко «Пропедевтика внутренних болезней» М. Медицина,2002г.

2. «Острый коронарный синдром» М. 2011г. Приложение к журналу «Неотложная терапия».

3.Г.Г.Воронов, А.Г.Захарченко «Клиническая фармакология», Минск, 2004г.

4.«Электрокардиограмма, анализ и интерпретация», А.В.Струтынский, Москва, 2002г.

  1. Газета «Амурская медицина»№2 от 28.02.2012г. «Амурский региональный сосудистый центр».

  2. А Л. Верткин. Электронное справочное руководство для врача СМП.

Сайт национального научно-практического общества скорой медицинской помощи. 2008г.

  1. Приказ Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 года №599н
    (зарегистрирован в Минюсте России 22 сентября 2009 года) «Об утверждении Порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля»

  2. «Лечение острого коронарного синдрома без стойких подъемов ST на ЭКГ». Приложение к журналу «Кардиология» №10, 2011г.

  3. «Диагностика и лечение стабильной стенокардии». М. 2004г. Российские рекомендации. Разработаны комитетом экспертов ВНОК.

  4. «Диагностика и лечение больных острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы». М. 2007г. Российские рекомендации. Разработаны комитетом экспертов ВНОК.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий (Практикум)
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, обучающимися...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconУчебно-методическое пособие по курсовому проектированию Рекомендовано к использованию
Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам при выполнении курсовой работы по дисциплине «Радионавигационные...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconОбластная научная медицинская библиотека список литературы по теме «медицинская помощь на догоспитальном этапе» Июнь 2012 года самара книги
Руководство предназначено для врачебных и фельдшерских бригад скорой помощи, врачей линейных бригад и специализированных бригад скорой...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconОсновные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения учебно-методическое пособие
Пособие нацелено на оказание практической помощи работникам специальных школ в организации системы коррекционной работе по развитию...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика»
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconМетодическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности
Форма проведения занятий: беседа, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconМетодическое пособие «основы технического перевода»
Методическое пособие предназначено для помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по переводу, реферированию и аннотированию...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «теория и практика коммуникации»
Омплекс включает учебную программу курса, перечень компетенций, требуемых для аттестации знаний по дисциплине, планы проведения лекционных...
Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдромная патология и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе» iconМетодическое пособие для подготовки курсовых работ по дисциплине «Управления качеством»
Методическое пособие предназначено для студентов технологического факультета очной и заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница